Чем больше вдумываешься в произведение, тем больше возникает мыслей и мнений о характере главного героя, тем больше понимаешь, насколько он противоречив и как сложно сразу понять, что значит счастье для этого человека. Таким образом, счастье для Обломова за — это сама жизнь, он довольствуется насущным и не хочет ничего большего. В его жизни были моменты, когда он шел к определенной цели, но они «меркли» из-за его натуры. Он счастлив лишь тем, что у него есть, а есть у него лишь его мечты.
2.2 Образ жизни Ильи Обломова и Андрея Штольца
Главные герои – это Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Штольц. Это два представителя одного поколения, им чуть более тридцати, они умны. Но это все, в чем они похожи. Счастье — это свобода от всего мелочного, материального, раскрывающая внутреннее богатство души человека. Так счастлив Илья Ильич Обломов. У Андрея Штольца совершенно иное представление: гармония разума и чувства – это для него счастье.
Штольц и Обломов – два совершенно разных человека. Они отличались всем, даже внешностью, бытом, заботами.
Хороший ли человек Обломов? Может ли быть “лишним” хороший человек? ...
... Маслов Кирилл, 10г1 Хороший ли человек Обломов? Может ли быть лишним хороший человек? В русской литературе второй половины XIX века можно найти много . Но, мне кажется, самым колоритным и неоднозначным является Илья Ильич Обломов главный ... день валяться на диване, не вставать и при этом не чувствовать никакого дискомфорта. Илья Ильич заявляет, что это его любимое занятие, которое ему по душе. ...
В Верхлево же все было наоборот. Управляющим там был отец Андрюши, немец. Поэтому он за все брался со свойственной этой нации педантичностью, в том числе и за сына. С самого раннего детства Андрюши Иван Богданович вынуждал его действовать самостоятельно, самому искать выход из всех ситуаций: от уличной драки, до выполнения поручений. Но это не значит, что отец бросал Андрея на произвол судьбы. Он лишь направлял его в нужные моменты на самостоятельное развитие, накопление опыта; позже же, он просто давал «почву» Андрею, на которой тот мог разрастись без чьей-либо помощи (поездки в город, поручения).
И юный Штольц пользовался этой «почвой», извлекал из нее максимальную пользу. Но воспитывал Андрюшу не только отец. У матери были совершенно другие взгляды на воспитание сына. Она хотела, чтобы тот вырос не «немецким бюргером», а высоконравственным и духовным, с отличными манерами, с «белыми руками» барином. Поэтому она играла для него Герца, пела о цветах, о поэзии жизни, о ее высоком призвании. И вот это двустороннее воспитание – с одной стороны трудовое, практическое, жесткое, с другой – нежное, высокое, поэтическое – сделало Штольца выдающимся человеком, объединяющем в себе трудолюбие, энергию, волю, практичность, ум, поэзию и умеренный романтизм [16, 89].
Пришло время уезжать из родных мест. Интересно даже сравнить, как они это сделали. С Илюшей обломовцы прощались со слезами, с горечью, грустью. Они обеспечили ему долгую, но очень комфортную – иначе Илья не мог – поездку среди слуг, угощений, перин – как будто часть Обломовки отделилась и уплыла от деревни. Андрей же попрощался со своим отцом сухо и скоро – все, что они могли сказать друг другу, им было понятно без слов. И сын, узнав свой маршрут, быстро проехал по нему. Уже на этом этапе жизни друзей видно их расхождение.
Обломов в молодости целью своей жизни представлял спокойствие, счастье; Штольц – труд, силу духовную и физическую. Поэтому Илья и образование воспринимал как очередное препятствие на пути к цели, а Андрей –как главную, неотъемлемую часть жизни [32, с. 60]. Обломов Илья хотел служить мирно, без волнений и забот «вроде, например, ленивого записыванья в тетрадку прихода и расхода». Для Штольца же служба была долгом, к которому он был готов. Такое отношение два друга принесли из детства.
Время шло… Штольц развивался – Обломов «уходил в себя». И вот им уже больше тридцати лет. Штольц – сверхэнергичный, мускулистый, деятельный, твердо стоящий на ногах, сколотивший себе большой капитал, ученый, много путешествующий. У него везде есть друзья, его уважают как сильную личность. Он один из главных представителей торговой фирмы. Гончаров рисует Штольца гармонически цельным человеком: «Как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа» [32, с. 60]. Штольц не давал воли воображению и боялся всякой мечты, ей «не было места в его душе»; он отвергал все, что «не подвергалось анализу опыта, практической истины», или принимал это за «факт, до которого еще не дошла очередь опыта». Андрей Иванович настойчиво «шел к своей цели», такое упорство он ставил выше всего: «…это было признаком характера в его глазах». Он лишь тогда отступал «от задачи, когда на пути его возникала стена или отверзалась непроходимая бездна». Он трезво оценивал свои силы и отходил, не обращая внимания на мнение окружающих.
Образ андрея штольца в романе гончарова «обломов»
... Обломов». Внимательный читатель сразу догадается, что Штольц является противоположностью своего лучшего друга, главного героя романа Ильи Обломова. Хоть Илья и Андрей дружат с самого детства, они очень разные. Образ Андрея Штольца ... В общем-то, можно сказать, что именно энергичный стиль жизни выделяет образ Андрея Штольца. Гончаров рассказывает, что Андрей рос в семье немца и русской дворянки и ...
При этом он жизнерадостен, весел, трудолюбив [22, с. 78].
Илья не ездит, как Андрей, за границу, по делам, в свет. Он вообще редко выходит из дома. Он ленив, не любит суету, шумные компании, у него нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца. Основное его занятие – лежать на диване в любимом халате среди пыли и грязи, иногда в обществе лиц «без хлеба, без ремесла, без рук для производительности и только с желудком для потребления, но почти всегда с чином и званием» [23, с. 67]. Таково его внешнее существование. Но внутренняя жизнь мечты, воображения была главной для Ильи Ильича. Все, что он мог бы делать в реальной жизни, Обломов делает в мечтах и снах – только без физических затрат и особых умственных усилий. Обломов боялся любых трудностей, ему лень было приложить даже малейшие усилия к решению не великих, а самых насущных проблем. Он находил утешение в своих любимых «примирительных и успокоительных» словах «авось», «может быть» и «как-нибудь» и ограждал себя ими от несчастий. Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь о его исходе и порядочности выбранного человека (так он доверился мошенникам, обобравшим его имение).
Как чистый, наивный ребенок, Илья Ильич не допускал и мысли о возможности обмана; элементарная осмотрительность, не говоря уже о практичности, совершенно отсутствовали в натуре Обломова [18, с. 98].
Жизнь для Обломова – препятствия, груз, заботы, мешающие спокойствию и благословенности. А для Штольца – наслаждение любой ее формой, причем если таковая не нравится, то Штольц ее с легкостью изменяет [17, с. 29].
Для Андрея Ивановича основа счастье – разум и труд. Для Обломова счастье является спокойствием. И в любви они такие же. Оба друга влюбились в одну и ту же женщину. Илья Ильич полюбил Ольгу просто потому, что нетронутое сердце давно ждало любви. Штольц же влюбился в нее не сердцем, а разумом, он полюбил опытность, зрелость, ум Ольги. Перспектива семейной жизни в понимании Обломова – прожить жизнь счастливо и весело, без забот, без труда, «чтоб сегодня походило на вчера». Для Штольца же брак с Ольгой Сергеевной принес счастье умственное, а вместе с ним и духовное, и физическое. Так он и прожил всю оставшуюся жизнь – в гармонии разума, души, сердца с Ольгой. А Обломов, «загнив» окончательно, женился на женщине, которую и человеком трудно назвать. Он променял разум, зрелость, волю Ольги на круглые локти Агафьи Матвеевны, которая даже понятия не имела о существовании качеств, благодаря которым человека можно назвать человеком [26, с. 39 ].
Становится странным, как такие разные люди могли стать друзьями. А Штольц и Обломов – хорошие, верные друзья. Да, эти два человека жили в разной обстановке, но познакомились они еще детьми. Поэтому с самого детства Илья и Андрей сильно влияли друг на друга. Андрюше нравилось то спокойствие, умиротворенность, которые давал ему Илья, получивший это от Обломовки. Илюшу же, в свою очередь, привлекали энергия, умение сосредоточиться и сделать что надо, Андрея.
Обломов и Штольц — на чьей стороне правда?
... через любовь к которой раскрываются многие стороны характеров Обломова и Штольца. Знакомя Илью Ильича с Ольгой, Штольц хотел "внести в сонную жизнь Обломова присутствие молодой, симпатичной, умной, живой и отчасти ... самокритике, чувство справедливости. Он погряз в эгоизме, который сметает все эти качества. Обломов не испытывает необходимости развивать их в себе. Об этом свидетельствует его " ...
От дружбы они требовали немногого: Андрей хотел разбудить Обломова к жизни, а сам «часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала ехал посидеть на широком диване Обломова и в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу, и всегда испытывал то успокоительное чувство, какое испытывает человек, приходя из великолепных зал в свой собственный скромный кров или возвратясь от красот южной природы в березовую рощу, где гулял еще ребенком» [5, с. 59], а Обломову необходима была «путеводная звезда». Ответ на вопрос что их связывало можно найти у Гончарова: « противоположные крайности если не служат поводом к симпатии, как думали прежде, то никак не препятствуют ей. Притом их связывало детство и школа – две сильные пружины, потом русские, добрые, жирные ласки, обильно расточаемые в семействе Обломова на немецкого мальчика, потом роль сильного, которую Штольц занимал при Обломове и в физическом, и в нравственном отношении, а наконец, и более всего, в основании натуры Обломова лежало чистое, светлое и доброе начало, исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо и что только отверзалось и откликалось на зов этого простого, нехитрого, вечно доверчивого сердца» [12, с. 37].
В конфликте Обломова со Штольцем за социальными и нравственными проблемами просвечивает ещё и другой, историко-философский смысл. Печально-смешной Обломов бросает вызов современной цивилизации с её идеей исторического прогресса. Обломов готов выйти из суетного круга истории. Он мечтает о том, чтобы люди угомонились и успокоились, бросили погоню за призрачным комфортом, перестали заниматься техническими играми и стали бы наслаждаться простой, непритязательной жизнью.
Таким образом, в романе И. А. Гончарова «Обломов» одним из основных приемов для раскрытия счастья главных героев является прием антитезы. При помощи противопоставления сравниваются понятия счастья русского барина Ильи Ильича Обломова и практичного немца Андрея Штольца. Гончаров показывает, в чем сходство и в чем различие данных героев романа. Счастье в понимании Ильи Ильича – это спокойствие, умиротворение, неспешность; а для Андрея Ивановича счастье заключается в труде и движении.
2.3 Идеал героя и автора в романе И.А. Гончарова «Обломов»
Гончаров низменно стремится к изображению идеала. В эстетике Гончарова типы «идеализированы» — и противостоят друг другу – различные идеалы. В меньшей степени это относится к «Обыкновенной истории». В «Обломове» же, главный герой – с несостоявшейся судьбой, но он идеален, что прекрасно понял Ф.М. Достоевский, записавший при подготовке «Идиота»: «Обломов – Христос» [14, с. 39]. Обломов лучше Александра Адуева, а Райский – лучше Обломова, в своих попытках состояться. Точно так же Штольц лишен недостатков Петра Адуева, этот фигура более глубокая, более нравственная. Тушин – еще более глубок как воплощение идеала. То же видно в фигурах Ольги Ильинской и Веры: развитие идет по-восходящей от романа к роману. Герои Гончарова не только противостоят друг другу как типы человеческой нравственности и психики «по горизонтали» (в рамках произведения), но и постоянно растут в его сознании в поисках идеального – «по вертикали» (во всем его творчестве) [15, с. 73].
Характеристика романа «Обломов» И. Гончарова
... она может произрастать, ведь Обломов живет в каждом из нас. 1. История создания романа Произведение было задумано ... отражение своего хозяина. Гончаров в образе Обломова раскрывает черты характера, пораженного русской патриархальной помещичьей жизнью. "Сон Обломова" - это ... мягкостью. Он добр. Проблема, поднятая Гончаровым, - отражение в Обломове русского национального характера. С обломовщиной, ...
Решая конкретные задачи русской жизни, каждый раз новые, писатель постоянно держит в центре своего поиска задачу сугубо внутреннюю, не зависящую ни от какой внешней коньюктуры: задачу создания идеалов. В своих романах он сталкивает не плохое и хорошее, ложное и истинное, а один «тип идеального» с другим. Создание мощных, концентрированных идеальных образов, по Гончарову, есть художническая «смелость», которую он видел у Шекспира (Гамлет), Сервантеса (Дон Кихот), Пушкина. Идеалы «добра, красоты, прогресса», о которых говорит Гончаров, могут показаться слишком общими, не имеющими конкретного содержания. Однако это не так. Именно эти идеалы лежали в основе мировоззрения Гончарова и проявлялись в его глубочайшем уважении к человеческой личности, что составляет предмет особого разговора. Гармония сердца и разума, страстей и рассудка, представляется Гончарову как идеал счастья. Ввести игру природных сил в ровное, плавное русло, разумно управляемое и контролируемое человеком, — и, как следствие, прожить жизнь по-человечески разумно – об этом-то с первых и до последних своих произведений пишет романист [16, с. 48]. В «Обломове» сам Илья Ильич думает: «Давать страсти законный исход, указать порядок течения, как реке, для блага целого края, — это общечеловеческая задача, это вершина прогресса…» [4, с. 205]. Штольц тоже говорил, что «нормальное назначение человека – прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков, и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно, и что ровное и медленное горение огня лучше бурных пожаров, какая бы поэзия ни пылала в них…»[4, с. 210].
В финале романа Илья Ильич так оценивает своё существование: «Вглядываясь, вдумываясь в свой быт и всё более и более обживаясь в нем, он, наконец решил, что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал его жизни осуществился, хотя без поэзии…» [4, с. 218].
Идеал Обломова действительно ожил, но его реализация не потребовала преодоления, работы, движения – отсюда отсутствие поэзии и «живой жизни» в доме Пшеницыной. Это подтверждается и признаваемой Обломовым завистью к семье Штольца и Ольги: «Боюсь зависти: ваше счастье будет для меня зеркалом, где я всё буду видеть свою горькую и убитую жизнь; а ведь уж я жить иначе не стану, не могу» [4, с. 213]. Поэтому в финале романа счастье Обломова всё-таки ограниченно-условное. Это заметно и в сравнении с тем, какие ощущения рождались в то же время в душе Агафьи Пшеницыной: «…лицо ее постоянно высказывало одно и то же – счастье полное, удовлетворенное и без желаний, следовательно, редкое и при всякой другой натуре невозможное [4, с. 251]. Гончаров считает, что при всякой другой натуре такое счастье будет невозможным или неполно ценным, так как оно порождает в человеке ощущение скуки и неудовлетворенности. Не только Обломов, но и Штольц, и Ольга, казалось бы, обретая абсолютное счастье, понимая, что «некуда идти», чувствуют его недостаточность [17, с. 49].