Особенности белорусской архитектуры XIV — XVI веков

Становление и развитие белорусской культуры проходило в сложных исторических условиях: с XIV в. территория современной Белоруссии, как и значительная часть Украины, была включена в Великое княжество Литовское, а с конца XVI до конца XVIII в. входила в состав Речи Посполитой. В силу этих обстоятельств различные области белорусского искусства, в первую очередь архитектура, оказались связанными не только с русским и украинским, но и с восточным в известной степени с западноевропейским средневековым искусством.

Имеются сведения о том, что некоторые памятники каменной архитектуры Великого княжества Литовского создавались с участием мастеров — переселенцев из Киева, Волыни, Гродно и других городов (стены замка Гедемина, Пречистенский собор в Вильнюсе).

В Тракайском замке (XV в.) стены некоторых помещений были украшены фресками, близкими по стилю к русско-византийской живописи. известны также росписи, выполненные русскими, украинскими и белорусскими художниками в памятниках зодчества польских городов (Люблин, Краков, Сандомеж, Вислица и Гнезно).

В первой половине XVI в. начинают создаваться ремесленные цехи, например цех каменщиков Гродно. Плотники чаще объединяются в цехи ввиду широкого распространения дерева как основного строительного материала. В городах, где было мало ремесленников, создавались сборные цехи, куда входили мастера разных профессий. Обычными были специализированные или объединенные цехи. В них состояли ремесленники одной или нескольких близких профессий. К середине XVII в. число цехов в городах возрастает; особенно много их было в Могилеве (21).

В больших городах цехи насчитывали от 60 до 150 ремесленников.

Формируется новая планировочная структура городов с двумя административными центрами — замком и ратушей. Дороги к замку и рыночной площади стали основными городскими магистралями; между ними сложилась уличная сеть сообразно с рельефом местности, но с регулярными началами в планировке площади и кварталов. Получают развитие, как центры латифундий магнатов, частновладельческие города-крепости (Несвиж).

Расширение строительное деятельности обусловило количественный рост каменной застройки в городах (культовые комплексы, ратуши, купеческие и цеховые дома, гостиные дворы, корчмы и др.).

Многие белорусские города окружались крепостными стенами и башнями, образующими развитую систему обороны (Полоцк, Витебск).

В большинстве случаев городские укрепления были деревянными, но встречались стены и башни, выполненные частично или целиком из камня. Древнейшими из сохранившихся монументальных сооружений этого периода являются замки, крепости, оборонные церкви: белорусская земля была ареной частых войн и междоусобных распрей феодалов; резиденции феодалов укреплялись и в связи с угрозой народных восстаний.

14 стр., 6559 слов

Пословицы, поговорки и сказки Смоленской земли. Смоленская крепостная стена

... приметы, различные местные слова, прозвища и т. д. 1. Пословицы, поговорки и сказки Смоленской земли 1 История возникновения жанра Смоленщина - один из регионов России, в течение ... веков находящийся в центре исторической и культурной жизни страны, край с богатейшей фольклорной традицией. На территории Смоленской области отмечено бытование всех жанров традиционного и современного русского ...

Большой удельный вес среди других видов строительства занимали земляные работы, они в первую очередь были связаны с наружными оборонными укреплениями городов и замков. Протяженность рвов и валов достигала нескольких сотен метров (Витебск, Несвиж, Гераноны).

Параллельно развивается строительство из камня и дерева, являясь часто прямым отражением социального деления феодального общества: дерево веками преобладало в массовом, народном строительстве; камень был основным строительным материалом для возведения замков и других монументальных зданий.

Широкое распространение получил способ трехслойной кладки, состоящей из двух внешних стен и забутовки между ними. В этом случае внешние стены выполнялись из кирпича (Новогрудок) или смешанной кладки (Мир), а забутовка состояла из камня и кирпичного боя, залитых связующим раствором. Со временем такие стены превращались в прочные монолитные массивы. Для жесткости вдоль стен закладывались дубовые связи, а для конструктивной устойчивости часто вводились деревянные балки и стойки, увязанные с кладкой каменных стен и сводов. Нижние части многих крепостных стен и башен выполнены из бута и кирпича. Из кирпича сложены верхние части строения, своды, откосы проемов. Этот прием кладки применяется в замковых постройках (Лида, Мир, Смольяны), а в дворцово-замковых комплексах (Несвиж, Голынаны) он постепенно исчезает, уступая место кладке только из кирпича.

Стены не штукатурились, их фактура определялась разновидностями готической кладки. В кирпичных стенах конца XV — первой половины XVI в. в кладку включался пережженный кирпич-железняк темно-серого цвета. Его тычки создавали на фасадах орнаментальный мотив простого геометрического узора (Кодень, Супрасль, Ишкольдь).

Оштукатуривание с декоративной целью начинает распространяться с конца XV в. для фрагментов фасада, обрамления проемов, профилированных тяг карнизов (Мир).

В интерьерах использование штукатурки отмечается с более раннего времени (Гродно).

Наружные стены иногда дополнительно усиливались контрфорсами, которые постепенно становятся более легкими. Контрфорсы играли не столько конструктивную, сколько архитектурно-декоративную роль: их разнообразие (плоские, ступенчатые, лекальные) нередко представлялось оригинальным рисунком (Ишкольдь).

В отличие от классических образцов готики, где контрфорсы играли определяющую конструктивную роль, в белорусских постройках из кирпича вся нагрузка от сводов равномерно распределялась на массивные стены и внутренние опорные столбы; контрфорсы воспринимали силу распора стен. Постепенный отказ от применения контрфорсов привел к использованию контурных связей в виде железных затяжек и анкеров.

Самый сложный элемент средневекового зодчества — свод был наиболее показателен для культовых зданий и представлял собой обычно крестовую конструкцию с ребрами-нервюрами, выполненными из кирпича. Применяемым материалом объясняется необычно малая стрельчатость сводов, постепенное отмирание нервюр. Последние становятся чисто декоративными узорами (часто звездчатого построения) в убранстве интерьера. То же наблюдается в кирпичных конструкциях литовских памятников архитектуры XV-XVI вв. Арочные проемы делались полуциркульными, лучковыми или стрельчатыми. Крыши покрывались гонтом, реже — черепицей (плоской, корыточной или фасонной для завершения верха и углов).

14 стр., 6701 слов

Архитектура и живопись средневековой Руси

... строительстве храмов техникой кладки в Киевской Руси была так называемая смешанная -«opus mixtum» стены воздвигали из более тонкого, чем современный, кирпича -плинфы и камня на разовом известковом ... Все остальные изображения купола и барабана погибли и заменены масляной живописью на новом грунте. Мозаики центральной апсиды сохранились значительно лучше. В своде апсиды изображена торжественная фигура ...

Кровельная черепица иногда покрывалась разноцветной глазурью.

Крепости и замки на белорусской земле в зависимости от их расположения делятся на две группы: построенные на возвышенностях и в низинах.

К первой группе относятся укрепления старого типа (до XV в.).

Мощность и неприступность таких крепостей определялись не только конструкциями, но и высотой и крутизной холма, на котором они сооружались. Для этого часто выбирался холм на мысу, у слияния рек. На сложном рельефе укрепления в общих чертах повторяли конфигурацию участка. Поэтому в очертаниях крепостей наблюдается многообразие.

Ко второй группе относятся крепости и замки более позднего периода (Мир — начало XVI в., Гераноны — первая половина XVI в., Несвиж — конец XVI в.).

Низинное расположение цитаделей получает широкое распространение после строительства князем Витовтом в первом, десятилетии XV в. Тракайского замка (на востоке Литвы).

Этот замок, расположенный на острове озера Гальве, представляет собой новый тип укрепления: он вобрал в себя достижения западного фортификационного искусства и вместе с тем в нем были использованы традиционные местные архитектурные приемы и формы.

Многие замки XIV-XVI вв. имели черты готической архитектуры: своеобразную кладку, перекрытия в виде стрельчатых крестовых сводов или сводов с нервюрами, высокие окна и двери стрельчатого очертания. Знакомство белорусских мастеров с готической строительной техникой и архитектурными формами сказалось в использовании ими наиболее приемлемых практически и интересных с художественной позиции приемов. В отдельных замках или крепостях (Лида) наряду с готическими деталями встречаются элементы романской архитектуры.

Замковое строительство постепенно начинает отвечать не только задачам обороны. В этой связи увеличивается количество парадных помещений, возрастает их декоративное убранство( Гродно).

В белорусском замковом зодчестве прослеживаются связи с русским и западноевропейским фортификационным искусством. Некоторую роль в развитии этого типа построек сыграло появление в XVI в. в Великом княжестве Литовском значительной группы иностранных мастеров, военных и гражданских архитекторов: Ван Лаера, Нонхарта, Голланда, Валлона, Додена и др.

Замковое строительство постепенно начинает отвечать не только задачам обороны. В этой связи увеличивается количество парадных помещений, возрастает их декоративное убранство( Гродно).

В белорусском замковом зодчестве прослеживаются связи с русским и западноевропейским фортификационным искусством. Некоторую роль в развитии этого типа построек сыграло появление в XVI в. в Великом княжестве Литовском значительной группы иностранных мастеров, военных и гражданских архитекторов: Ван Лаера, Нонхарта, Голланда, Валлона, Додена и др.

С XVI в. на территории Белоруссии строятся храмы, городские ворота — «брамы» и жилые дома (Гайтюнишки), фланкированные по углам башнями. Обычно эти башни имели цилиндрическую форму. Несомненно, что появление подобных композиций в культовом и отчасти жилом зодчестве было результатом прямого влияния крепостной и замковой архитектуры.

11 стр., 5311 слов

Градостроительство и архитектура Японии (2)

... умеренности и простоте. Все эти традиционные черты отражаются и в современной архитектуре японских городов, которые, ... по укреплению таких замков от возможных нападений. Вокруг замков стали ... и композициями из камней. Как нельзя красочнее демонстрирует сочетание традиционной японской архитектуры и ... территории. Самый высокий потухший вулкан - Фудзияма (3776 м). Для японцев Фудзияма - символ их родины и ...

Культовая архитектура оборонного типа наиболее полно представлена храмами в Сынковичах (XV в.) и Мурованке (Маломожейкове, начало XVI в.).

Для этих памятников характерны компактный массивный объем с высокой щипцовой крышей и наличие четырех или двух угловых башен с бойницами. Особенностью построения подобных укрепленных храмов является четкое их разделение внутри на фортификационную и культовую части. При этом целостность архитектурной композиции не нарушается.

Стены белорусских храмов делались толстыми, на них передавалась основная нагрузка сводов. Встречается интересная декоративная обработка фасадной стены тонкими вертикальными лопатками, которые заканчиваются под карнизом своеобразным трехрядным поясом из стрельчатых арочек (церковь Бориса и Глеба в Новогрудке).

Мастера той эпохи стремились к силуэтной и объемной выразительности построек. Велись поиски совершенных композиционных решений, гармонической уравновешенности самих масс зданий, фасады декорировались более скупо. В отличие от памятников западноевропейской готической архитектуры в зодчестве Белоруссии, как и Литвы, не прослеживается приверженность к высоким вертикальным построениям, что составляет одну из особенностей развития архитектуры этих земель.

Во второй половине XVI в. наряду с готикой наблюдается проникновение на белорусскую землю, главным образом через Вильнюс, сначала элементов ренессанса, а затем барокко.

Сохранившийся с некоторыми перестройками храм в Сморгони (XVI в.) вобрал в себя отдельные характерные черты архитектуры ренессанса — центричность композиции, аттик и др. Храм отличается суровой простотой, достигнутой за счет монолитности объема и отсутствия пилястр — элемента, типичного для итальянского ренессанса. Декоративный замысел выражен аттиком, который первоначально прикрывал купол.

Говоря о костельном строительстве этого периода, следует отметить, что его первые памятники, сохранившиеся до нашего времени, восходят к концу XV в. Это костел в Ишкольди — оригинальный памятник белорусской готики, простой, но очень пластичный, с мягко очерченными линиями контрфорсов и предельно лаконичной архитектурой. Костел в Комаи, при всем своем отличии от храмов, допустим, в Сынковичах, Мурованке, Новогрудке, имеет с ними схожие композиционные характеристики. Это объясняется как тесным взаимодействием разных культур на территории Белоруссии, так и прямым влиянием строительных местных традиций.

В последнем десятилетии XVI в. на белорусской земле появляются первые, пока единичные, памятники архитектуры барокко (костелы в Гродно и Несвиже).

Основное развитие и расцвет этого стиля приходится на XVII-XVIII вв.

архитектура градостроительство крепость белоруссия

2. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

Развитие ремесел и торговли способствовало процветанию и росту числа городских поселений. К XVII в. насчитывалось около сорока городов с численностью населения от 5 до 10 и свыше тысяч жителей. Брест, Витебск, Гродно, Могилев, Орша, Пинск, Слуцк и ряд других городов стали экономическими и культурными центрами края. Города делились на свободные (коронные) и частновладельческие. Свободные города характеризовались большими размерами территории (Могилев).

6 стр., 2580 слов

Средневековый город и его жители

... и развитии западноевропейской цивилизации в эпоху средневековья сыграл город. Приблизительно с IX-XI веков начался процесс массовой урбанизации, складывания городской системы, который завершится к XII-XIII ... плотно застраивались престижные кварталы, и в первую очередь - пространство вокруг центральной площади. Дома состоятельных лиц строились преимущественно из камня, а снаружи украшались ажурными ...

Рост частновладельческих городов, а их к середине XVII в. было свыше половины общего числа городских поселений, нередко тормозился магнатами.

Другой распространенной формой расселения на территории Белоруссии были местечки, число которых в этот период достигло 250. Формировались они у замков, монастырей, панских сел и дворов, получая официальное признание специальной королевской грамотой. Местечки занимали промежуточное положение между городом н деревней: жители их были ремесленниками и торговцами, но преобладающим занятием оставалось сельское хозяйство. Численность жителей в местечках была значительно меньше, чем в городах, и колебалась обычно в пределах нескольких сот человек.

В XIV — первой половине XVII в. необходимость обороны от врагов определяла систему укреплений И архитектурно-планировочную структуру города. У большинства городов, как свободных, так и частновладельческих, помимо замка были внешние укрепления, опоясывающие всю территорию поселения (Могилев, Брест, Слуцк. Старый Быхов и др.).

Немаловажное значение в системе укреплений имели естественные и искусственные водоемы. В этом отношении наиболее показательны Брест и Диена, где максимально использовались полноводные реки и их рукава как первый оборонительный рубеж поселения. Город-крепость Диена был возведен во второй половине XVI в. на острове у слияния полноводных и широких рек Диена и Западная Двина. Конфигурация холмистого острова определила систему укреплений — валов с девятью башнями в виде растянутого эллипса. Под защитой мощной крепости, напротив нее, развился посад, или Новый город. Его планировка носила черты регулярности: прямоугольные кварталы образовывались прямыми улицами, большинство из которых брало свое начало от торговой площади. Территория Нового города с двух сторон омывалась водами рек, а с третьей очерчивалась земляным валом с тремя деревянными башнями.

В городах небольших, частновладельческих наружный пояс укреплений отсутствовал (Клецк, Ляховичи, Слоним).

Замок феодала располагался близ реки и нередко имел дополнительную систему обводнения. Старый замок в Клецке находился на высоком холме, который огибался рвом. Небольшая река Лань была запружена плотиной, и воды ее заполняли ров, отрезая замок от остальной территории города.

В комплекс городских укреплений входили и монументальные монастыри, расположенные полукольцом вокруг замка (Слоним). Монастыри как оборонительные пункты характерны и для городов с наружными укреплениями. В этом случае они строились на границе города, непосредственно у городских стен или валов (Несвиж). Местечки, как правило, не имели укреплений. Однако среди них встречаются и такие, которые развились в непосредственной близости от замка феодала (Любча). В этом случае характеры планировочной организации местечка и небольшого укрепленного города сближаются.

Развитие уличной сети в свободных городах непосредственно зависит от развития торговых путей и основной производственной деятельности горожан. Основные улицы брали свое начало от въездных башен наружных укреплений и вели к центру города, закладывая основу радиальной системы планировки. Дальнейшее развитие уличной сети характеризуется появлением улиц полукольцевого направления (Пинск, Могилев). Это привело к сложению архитектурной композиции плана, типичной для городов феодальной эпохи. В частновладельческих городах, развивающихся на проектных началах и в короткий исторический срок, прослеживается регулярность планировочной организации (Несвиж, Старый Быхов).

8 стр., 3999 слов

Города древней Руси

... на Руси длительное время. Город «Словенск» упомянут в списке русских городов начала XV в. как находившийся по соседству с Серпейском и Козельском. Отсутствие же указаний на древнее ... По мнению исследователей полоцкой старины, первоначально укрепление находилось на Полоцком городище. Оно возникло приблизительно в VIII- IX вв., судя по ... близости и под защитой городских замков. Во всяком случае, история ...

Некоторые большие города сохранили деление на посады, идущее от структуры древнерусских поселений. Полоцк в середине XVI в. делился на шесть посадов — Великий, Заполотский, Островской, Якиманский, Слободской и Кривцов. Посады не были равнозначными по количеству жителей и территории. В Витебске в середине XVII в. также было шесть посадов — Узгорский, Песчанский, Задунайский, Заручайский, Слободской и Русский. В Могилеве в XVII в. существовало восемь посадов — Нагорский, Шкловский, Виленский, Задубро-венский, Папинский, Покровский, Троицкий и Луполовский. Отдельные посады, развившиеся позднее других, находились за пределами городских укреплений. Их планировка характеризовалась хаотичностью уличной сети, а застройка кварталов — разреженностью (Луполовский посад), в то время как старейшие посады (Нагорский, Шкловский) имели в целом упорядоченную систему планировки с застройкой большей плотности. Это объясняется многими причинами, в том числе дороговизной земельных участков и высокими требованиями городских властей к застройщикам в центральных посадах.

Ремонт и обновление всех элементов городских укреплений — земляных валов, рвов, стен, башен — вменялось в обязанность горожанам под присмотром ратушной комиссии. Особое внимание уделялось въездным башням-брамам. Они строились из кирпича и дерева, количество их было невелико, а местоположение рационально продумано. Архитектура городских брам отличается представительностью и разнообразием форм. Сохранившиеся описания и графические изображения дают нам известное представление о брамах Могилева, Несвижа, Любчи, Витебска.

В планах городов феодальной эпохи вплоть до конца XVIII в. отмечается стабильность местоположения городских центров. Способствовали этому удачное их размещение на возвышенности, доминирующей над местностью, сложившаяся столетиями радиальная, или веерная, система улиц, собирающихся в узел у исторической первоосновы поселения и, наконец, отсутствие практики коренной реконструкции старых городов. Однако характер застройки и детали планировки городских центров со временем менялись. К XVII в. центр развился в двухчастную архитектурную композицию. По существу, в городах стало два центра — резиденция феодала и ратушная площадь с торговыми рядами. Первая обычно располагалась на территории древнейшей части города, вторая — поблизости от нее как общественно-торговый центр (Гродно, Могилев, Пинск).

Торговая площадь, нередко единственная в городе, была значительных размеров. Ее расположение определялось ратушей, торговыми рядами и культовыми постройками. Благодаря средоточию монументальной и высотной застройки ансамбль площади возглавлял силуэтную композицию города. В местечках торговые ряды и мастерские ремесленников, как правило, деревянные, строились вплотную друг к другу и ориентировались своими основными (торцовыми) фасадами на площадь или участки улиц, прилегающих к ней. В застройку площади также входили храм и жилье зажиточных купцов; традиционным было расположение площади на главной улице местечка.

7 стр., 3190 слов

Феодальный замок как крепость и жилище феодала

... местных феодалов) королевских городов, которые возникают в 12-13 столетии на всех значительных торговых путях и местах добычи разных руд и соли. Как правило, замок строился на горе, а город на равнине на ...

Примерами сознательной планировочной деятельности градостроителей конца XVI — начала XVII в. являются частновладельческие города Несвиж и Старый Быхов. В 1584-1616 гг. магнат Радзивилл Сиротка с участием итальянских мастеров проводит реорганизацию Несвижа. Задачи обороны имели определяющее значение: не только замок владельца, но и само поселение, расположенное поодаль от него, было опоясано рвом и валом. У въездов в город стояли каменные ворота с башнями — брамы: Замковая, Слуцкая (сохранилась с перестройкой 1760 г.), Клецкая, Вилепская и возле бернардинского монастыря. Поднятые плотинами воды р. Уши, заболоченные окрестности стали важными элементами укреплений.

Согласно гравюре Т. Маковского начала XVII в. и картографическим материалам более позднего времени, план города первоначально был близок к квадрату и имел регулярную, прямоугольную разбивку на кварталы. Среднюю часть занимала обширная площадь с ратушей и торговыми рядами в центре. Площадь была местом пересечения двух основных улиц города. Одна из них связывала замковый комплекс с общественно-торговым центром, другая пересекала всю городскую территорию, являясь отрезком дороги Слуцк — Вилыю. Культовые постройки с монастырями, окруженные стенами, были размещены в узловых местах города, усиливая его обороноспособность.

В начале XVII в. владельцы Старого Быхова (гетман Ходкевич, затем магнат Сапега) превращают город в мощную крепость. Земляные валы, рвы, бастионы полукольцом замкнули его территорию. Восточная сторона города выходила к обрывистому берегу Днепра и также имела укрепления, усиленные замком владельца. Замок стал центром композиции поселения: он располагался в головном месте плана, над Днепром; перед ним простиралась обширная площадь, по обеим сторонам которой были разбиты на регулярных началах жилые кварталы. Площадь разрезала всю территорию города на две части, являясь плацем для обучения солдат гарнизона крепости. Через площадь с севера на юг пролегла главная улица, замкнутая Могилевскими и Рогачевскимй въездными воротами-брамами. Каменные сооружения города — замок феодала и синагога, все остальные постройки, в том числе и культовые, были деревянными. Старый Быхов первой половины XVII в. уступает Несвижу в насыщенности монументальными постройками, размахе и художественных качествах градостроительной композиции, но дает образцовый пример города-крепости для размещения значительного войска магната.

Город-крепость Речица к середине XVII в. был важным пограничным укреплением на Днепре! Его план получил трехчастную композицию, развившуюся вокруг первоосновы города. Старая крепость разместилась на небольшом холме над Днепром и была окружена рвом и валами. К ней примыкала территория центральной части города с торговой площадью и значительными храмами, которая имела свой пояс укреплений. Третья часть города была наибольшей, с кварталами, улицами и проездами четкого геометрического построения. Регулярности застройки отвечает линия наружных, основных, укреплений с правильной разбивкой рвов и валов бастионами перед деревянными стенами с башнями. План всего города получил очертание прямоугольника площадью около 30 га.

10 стр., 4671 слов

Архитектура во Франции XVII века. Проблема определения стиля

... его развития. 2. Архитектура первой половины XVII века, .1 Градостроительство во Франции в эпоху абсолютизма архитектурный стиль классицизм барокко В первой половине и середине XVII столетия во французской архитектуре складываются и постепенно ...

Примерами больших свободных (коронных) городов являются Могилев и Гродно. Их планировочная организация и застройка прослеживаются по материалам середины XV-XVII вв.

Первооснова города Могилева — замок, заложенный во второй половине XIII в. на высоком холме при впадении реки Дубровенки в Днепр. Вокруг него в течение последующих веков сформировался город. К XVII в. Могилев превратился в крупный торговый и ремесленный центр края с самой совершенной системой оборонительных устройств. В Белоруссии не было города, который, подобно Могилеву, имел бы три пояса укреплений. Первый — вокруг замка (протяженностью около 600 м); второй окружал Старый город с торговой площадью и кварталами посада (более 1400 м); третий охватывал Новый город (свыше 5000 м).

Укрепления состояли из рвов и валов, на которых стояли стены с башнями и воротами-брамами. Всего насчитывалось двенадцать брам, из них четыре в Замковом вале — Олейная, Ветряная, Королевская и Дубровенская, построенные в камне к середине XVII в. План города имел радиальную систему улиц, что было закономерно в связи с топографией местности. Основные улицы брали свое начало от брам и сходились, как в фокусе, на площади у замка. Наличие в городе нескольких поясов укреплений способствовало появлению полукольцевых уличных направлений. Такая планировочная структура продолжает традиции древнерусского градостроительства — она имела широкое распространение в старых городах Русского государства до XVIII в. Старый город являлся административно-торговым и религиозным центром Могилева, где были сосредоточены наиболее значительные каменные и деревянные постройки. Здесь разместились ратуша, дом купеческого братства, цеховые дома, православные, униатские и католические храмы. Деревянная ратуша (1578) была заменена каменной (1079), площадь и улицы этой части города мостились.

3. ГОРОДСКОЕ ЖИЛЬЕ

Материалы, позволяющие в какой-то мере судить о городском жилье Белоруссии до XVI в., еще не обнаружены. Отдельные описи имений и редкие графические документы восходят к XVI-XVII вв. Поскольку жилье того времени не сохранилось, эти материалы приобретают исключительпую ценность. С их помощью можно проследить типы жилых построек, применяемые строительные материалы и конструкции, отдельные архитектурные формы и пр.

О характере жилищного строительства XVI — первой половины XVII в. в городах Белоруссии дают представление гравюры Гродно 1568-1572 гг. и первой четверти XVII в., рисунок Полоцка 1579 г., гравюры Несвижа и Клецка начала XVII в., карта с рисунком Любчи 1645 г., Речицы 1649 г., Бреста 1657 г. и др. «Чертеж» города Витебска 1664 г. также может быть отнесен к рассматриваемому периоду, если учитывать консерватизм жилья, резкое сокращение, замораживание строительной деятельности во второй половине XVI в. из-за затяжных и опустошительных войн.

9 стр., 4404 слов

Архитектура России в XVII в

... архитектуры России XVII века как объекта исследования, выделение его особенностей и основных характеристик, базирующееся на научно-популярной и специальной литературе. 1. Общая характеристика архитектуры России XVII в. В XVII ... состояла в том, чтобы показать силу церкви. К таким зданиям относится прежде ... назначения стала построенная Михаилом Чоглоковым Сухарева башня, где над массивным первым ярусом ( ...

4. КРЕПОСТНОЕ И ЗАМКОВОЕ ЗОДЧЕСТВО

Крепостное и замковое зодчество Белоруссии прошло сложный путь развития. Отвечая на каждом этапе общему уровню строительной и военной техники, столетиями совершенствуясь, получая различные планировочные композиции и формы, оно определило большую часть монументальной архитектуры средневековья.

На белорусской земле в понятие «замок» вкладывался не всегда одинаковый смысл. В городе замком часто называли укрепленное место, бывшее в древности крепостью. Такой замок был общегородской цитаделью, местом защиты жителей от неприятеля (Витебск, Полоцк).

В тех случаях, когда в большом укреплении располагался великокняжеский дворец (Новогрудок, Гродно), оно также часто именовалось замком. Эти замки имели государственное значение и предназначались для защиты всего города, выросшего у его подножия.

В Белоруссии замками называли все виды укреплений или резиденции знати. Уместно сказать, что в Гродно дворец, построенный в первой половине XVIII в. для заседаний сейма и одновременно как королевская резиденция, назывался Новым замком, хотя никаких оборонительных функций он не выполнял.

Другое значение понятия «замок» — это укрепленное жилище феодала, построенное на владельческих землях и предназначавшееся только для него. Если на Руси не встречается укреплений, возводившихся частными лицами, то в Белоруссии такие сооружения не были редкостью. Личная безопасность феодалов не обеспечивалась ни правами, пи взаимным уважением, ни централизованной властью, и это породило систему средневековых укреплений.

При классификации оборонно-крепостного зодчества в Белоруссии следует исходить из того, что замками более справедливо называть владельческие укрепления феодалов XVI-XVII вв. Обычно это были дворцово-замковые ансамбли.

По использованию строительных материалов крепостное зодчество Белоруссии делится на деревянное и каменное. Нельзя считать, что деревянные укрепления были только первым этапом крепостного строительства, вытесненным позднее. Деревянное и каменное крепостное зодчество развивалось параллельно, во взаимосвязи и часто с одинаковым подходом к решению оборонительных задач. Развитие деревянного крепостного строительства было обусловлено не только наличием в стране хорошего строевого леса, но и традиционным умением белорусов работать с этим материалом. Иногда элементы каменного и деревянного крепостного зодчества переплетались в одном объекте. Например, в Оршанской крепости на каменных стенах высились деревянные башни, а в витебской крепости в общую систему деревянных укреплений были компонованы каменные башни. Эти примеры свидетельствуют о том, что камень и дерево часто дополняли друг друга в одном укреплении.

Крепости, построенные в 1566-1567 гг. по указанию Ивана IV вокруг Полоцка во время войны с Польшей,- Туровля, Суша, Козьян, Красная, Ситно, Сокол — имеют значительное сходство, хотя только первые две из них каменные, а остальные — деревянные. Все они были построены на единых фортификационных началах с использованием рельефа и водоемов, имели характерные башни и стены

Регулярность планов указанных крепостей не была новинкой для белорусского крепостного зодчества. Достаточно вспомнить укрепления в Лиде и Крево XIV-XV вв. или замки в Геранонах и Мире XVI в. При сопоставлении крепостей Туровли и Суши с Мирским замком обнаруживается известное сходство как в общем характере плана, так и в построении башен. Все это объясняется двумя причи нами. Во-первых, крепости с геометрически правильным планом, прямоугольными и восьмигранными башнями были характерны для белорусского крепостного зодчества XVI-XVII вв. Во-вторых, строительство крепостей осуществлялось не только военными специалиста ми, но и местными жителями, которые использовали уже известные и получившие широкое распространение национальные приемы.

Витебская крепость относится к числу древнейших в Белоруссии. Протяженность ее деревянных стен в середине XVII в. превышала 3 км, а количество башен достигало 32. Толщина стен составляла 5,5 м, высота 4,5-7,5 м, хотя в отдельных местах не превышала 2,5 м. Стены, как и башни, были рублены «в венец» из толстых бревен. Башни крепости были в плане четырехугольными — «клетки рубленными» и восьмиугольными — «кругликами». Некоторые из них имели наружные лестницы. Различие в архитектуре и этажности башен не нарушало общности их позиции: все они в сущности были однохарактерными и подразделялись на проезжие и глухие. Проезжих башен было семь. Пять из них (Волконская, Заручьевская, Подвин-ская, Суражская и Темная) располагались на въездах в город. Они имели большие размеры, развитые помещения для караульной службы и выделялись своей монументальностью.

Каменные укрепления в силу исторических и политических причин большей частью строились в западных районах Белоруссии. Этим землям до XV в. грозила постоянная опасность со стороны крестоносцев. Линия мощных крепостных укреплений была проведена через Тракай, Вильно, Медининкай, Гродно, Новогрудок, Лиду, Крево. Каменные цитадели в центральных и восточных районах Белоруссии относятся к более позднему периоду, преимущественно к XVI-XVII вв.

Древнейшими каменными крепостями Белоруссии являются Лида, Крево, Новогрудок и Гродно. Заложены они были в разное время, поэтому в них наблюдаются различия архитектурно-планировочного и фортификационного порядка. Лида и Крево — простейшие крепости первой половины и середины XIV в., построенные на насыпном холме, имели мощные стены и низкие малочисленные (1-2) башни. Новогрудок и Гродно — крепости, восходящие к XII-XIII вв. и перестроенные в XIV-XVI вв., расположенные на высоком холме, с мощными многочисленными (5) башнями.

Начиная с XIV в. особое внимание уделялось сооружению мощных башен. Это не случайно: наращивание мощи крепостных башен диктовалось не столько ростом строительной техники, сколько развитием военного дела. Завоевание артиллерией главенствующей роли отразилось на планировке и конструкциях крепостей и замков. Увеличилась толщина стен башен, возросло их количество. При этом высота башен уменьшилась: они потеряли былую роль дозорных вышек и стали рассматриваться прежде всего как оборонные сооружения. В этом случае башни входили в единую систему укреплений и были непосредственно связаны со стенами крепости.

Крепость в Лиде, В крепости Крево

Основная крепостная башня — пятиэтажная, в виде четырехгранной, несколько сужающейся кверху призмы, имела внушительные размеры: протяженность ее фасадной стороны около 12 м. Сохранившаяся часть башни лишена архитектурных деталей и имеет вид каменного массива с бойницами в каждом этаже. Толщу башни прорезают широкие ворота стрельчатого очертания. Это был главный, а возможно и единственный въезд в цитадель. В средней части башни па боковой ее стороне, сохранился небольшой эркер. Надо полагать что он относится к жилой половине.

Внутреннее пространство Новогрудской крепости было занято постройками различного назначения. На небольшой территории площадью около гектара, некогда огражденной стенами с башнями, археологи обнаружили остатки храма, жилья, хозяйственных построек. В северо-восточном углу крепости, вплотную к ее стенам, найдены каменные фундаменты княжеского жилья. Многочисленные остатки строений, обнаруженные археологами в различных слоях земли, хотя и не воскрешают архитектурных и конструктивных особенностей зданий, но свидетельствуют о сложной истории Новогрудка.

Гродненская крепость,

В Гродненском замке времен Витовта имелось пять укреплений башен. Поставленные по всему периметру стен, они обеспечивали оборону каждой из его сторон. Башни не сохранились до нашего времени: часть их была разобрана при строительстве дворца Стефана тория во второй половине XVI в.; от других остались фундамент или фрагменты стен.

5. ДВОРЦОВО-ЗАМКОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Основным типом монументального зодчества в конце XVI и первой половине XVII в. продолжает оставаться замок и дворец феодала. Создание укрепленных феодальных резиденций, как уже отмечалось, было вызвано не только непрекращающимися войнами на белорусской земле, но и колонизаторской сущностью господства на ней польско-литовских магнатов. Особенно широкий размах замкового строительства наблюдается после Люблинской унии 1569 г. С конца XVI в. этот вид строительства претерпевает эволюцию от замкового к дворцово-замковому характеру комплексов.

Старый замок в Гродно

Дворец Старого замка выдержан в формах архитектуры Возрождения. Характерные черты его — декоративный аттик, окна, обрамленные тонкими наличниками, эркеры с фигурным завершением и др. Новым был уже сам подход к архитектурному решению замка — он задуман как дворцово-замковый комплекс. Господствующее положение занял большой дворец, напоминавший богатое палаццо. Сочетание мощной системы оборонительных укреплений (земляные валы с бастионами, глубокие рвы, крепостные стены и башни) с двор цом, стоящим внутри, становится типичным в замковом зодчестве Белоруссии XVI-XVII вв.

Дворцово-замковые ансамбли XVI-XVII вв. представляют большое разнообразие архитектурно-планировочных и объемных композиций: от небольшого здания с четырьмя угловыми башнями (Гатюнишки) до обширного комплекса, окруженного фортификационными сооружениями и водоемами (Несвиж).

Замок в Мире

Дворцово-замковые комплексы в Геранонах и Ляховичах

Гераноны своими совершенными фортификационными укреплениями и архитектурно-планировочным построением оказали определенное влияние на строительство других белорусских замков. Они явились как бы этапом в крепостном зодчестве того времени. В первую очередь замок в Геранонах оказал влияние на обвалование замка Радзивиллов в Несвиже в конце XVI в. Хотя строительство этого замка велось известным иностранным мастером, тем не менее практика возведения подобной постройки в местных условиях не имелась. Конструкция замка в Геранонах и опыт его строительств несомненно, были учтены в Несвиже.

Каменный замок в Несвиже, Замок в Старом Быхове

В систему укреплений входили также внушительные земляные валы и рвы, заполняемые водами Днепра. Замок, а позже дворцово-замковый комплекс в Старом Быхове построен в конце XVI в. и частично перестроен во второй половине XVII-XVIII в.

Замок в Ляховичах,

6. КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА

Общий крепостной и замковый характер монументальной архитектуры XIV — первой половины XVII в. распространился и на культовое зодчество. Укрепленные храмы с мощными стенами, башнями, бойницами или обнесенные крепостным валом и стеной получили распространение на белорусской земле.

Самостоятельную группу храмов оборонного типа составляют церкви в Сынковичах, Супрасле и Мурованке (Маломожейкове).

Это прямоугольные в плане постройки с одной или тремя апсидами и четырьмя крепостными башнями, выступающими по углам. Их планировка родственна четырехстолпным храмам западнорусских областей XII- XIII вв., что свидетельствует о продолжении традиций древнерусского строительства, непрерывном процессе развития белорусского зодчества. Вместе с тем у них были отличительные черты, обусловленные местными особенностями.

Сынковичская церковь

Граненые столбы, на которые опираются крестовые своды с нервюрами, занимают небольшую часть внутреннего пространства. Поэтому интерьер церкви получил зальный характер. Зальность интерьера чувствуется и во внешнем объеме церкви, представляющем собой параллелепипед, покрытый высокой двухскатной крышей.

Оригинальный прием использован при перекрытии апсид. Если обычно каждая апсида храма имела отдельную крышу, то в Сынковичах все три апсиды находятся под одним покрытием.

Это стало возможным за счет введения системы ступенчатых арочек, расположенных между верхними частями апсидных полукружий. Такой прием по существу превращает крышу постройки с трехапсидным планом в одноапсидный ее вариант, упрощая конструкцию и сохраняя целостность объемного построения. Аналогичная конструкция отмечается в Троицкой церкви (начало XVI в.) в Вильнюсе, что подтверждает гипотезу о единстве многих характеристик архитектуры православных храмов в Великом княжестве Литовском.

В архитектуре церкви имеются детали древнерусского и готического зодчества.

К первым можно отнести архитектурный поясок, охватывающий апсиды и две восточные круглые башни на уровне нижнего яруса. Стрельчатые арки проемов, большая высота крыши с острым щипцом, звездчатый свод в правой апсиде — элементы готики.

Следовательно, в церкви наряду с чертами, близкими русским культовым постройкам, наблюдаются формы, распространенные в архитектуре западноевропейских стран. Фронтоны церкви, составляющие большую часть торцовых фасадов, изрезаны многочисленными декоративными нишами, которые снимают впечатление тяжеловесности стены. Подобный прием распространен в белорусской архитектуре.

Церковь Благовещенского монастыря в Супрасле

Во всех рассмотренных церквах крутые крыши вызвали необходимость возведения высоких щипцов-фронтонов, в которых строители проявили умение соединять конструктивные принципы с богатой и изобретательной декоративностью. Можно предполагать, что этот прием послужил источником для ренессансного аттика грядущих столетий.

Храмом, приспособленным к обороне, но отличающимся от рассмотренных образцов, является Борисоглебская церковь в Новогрудке. Эта постройка относится к 1519 г. Позже, в первой половине XVII в., она была реконструирована, достроена с западной стороны и получила иной облик.

Первоначально храм был значительно меньше по размерам: его западная фасадная стена с входом возвышалась на месте существующих ныне столбов в интерьере. Об этом говорят наличие па чердаке остатков былого фронтона, опиравшегося на столбы, иная техника кладки и рисунок сводов и, наконец, существенное различие в архитектурном декоре стен. Восточная (древнейшая) часть храма выложена из большемерного кирпича (9X17X33 см), а западная (более поздняя) вместе с двумя башнями выполнена из кирпича, близкого к современному (6X12X26 см).

Церковь представляла собой небольшой четырехстолпный храм с планом, близким к квадрату со стороной около 14 м (без апсиды).

Широкая и сильно выступающая пятигранная апсида являлась как бы продолжением основного объема постройки. Углы храма укреплены почти на всю высоту гранеными контрфорсами. Оригинально выполнено декоративное оформление стен древней части церкви: топкие вертикальные лопатки под карнизом завершаются своеобразным трехрядным поясом из стрельчатых арочек. Принятый мотив декорации создает иллюзию ажурности фасадных стен и придает им нарядность.

После перестройки план церкви получил форму вытянутого прямоугольника, западная сторона которого фланкирована двумя башнями и притвором. Новые участки боковых стен имеют более простое,

плоскостное решение. Высокие башни головной части храма в основании имеют прямоугольное очертание, а вверху переходят в восьмигранники. Башни сильно выдаются за пределы основного объема храма, тем самым повторяя в новой редакции композиционный прием церквей XV-XVI вв. Башни имели оборонное назначение, поэтому их стены прорезаны узкими бойницами, а верхняя часть завершена зубцами.

Церковь в Кодне (около 1530) на западном берегу Буга была возведена на территории замка Сапеги. Она представляет собой трехнефную бескупольную постройку с одной сильно выступающей апсидой. Интерьер освещается только с южной стороны (аналогия имеется в Ишкольди).

Окна узкие, высокие, с полуциркульным завершением. Объем храма компактен и лаконичен: это параллелепипед, завершенный высокой двухскатной крышей. Ступенчатые контрфорсы имеются на всех фасадах. На главном, где собрано наибольшее количество декоративных элементов, контрфорсы сильно вытянуты и объединяют основную часть храма со щипцовой стеной. Такой композиционный прием в других постройках этого типа не встречается.

Храм в Кодне, как и ряд других памятников культового строительства (Сынковичи, Мурованка, Новогрудок, Супрасль), являет пример развития художественного направления в зодчестве Белоруссии XV-XVI вв. Отмечается творческая переработка унаследованных приемов древнерусской архитектуры, использование доступных и передовых конструктивных и художественных достижений готики, высокое искусство местных мастеров в компоновке декоративных украшений. Это в сумме уже не переработка какого-либо известного художественного стиля, а свое творческое кредо, сложившееся в течение десятилетий и получившее признание.

Реформатские храмы, или «кальвинские сборы», также были приспособлены к оборонным нуждам. Они подобно маленьким крепостям обносились каменными стенами с башенками или земляными валами с бастионами. Иногда использовались старые укрепления, обычно насыпные, в которых вписывали новую культовую постройку. Известны церкви такого типа в Дзержинске, Осташине, Деревне Заславле.

Показательным примером реформатского храма является Преображенская церковь в Заславле, построенная в середине XVI в. Расположение на высоком холме, подножие которого огибает извилистая речка, создало хорошие условия для организации круговой обороны. Земляные валы и бастионы по углам удачно завершили холм, создавая труднопреодолимую систему обороны. Преображенская церковь — бесстолпный, безапсидный храм с прямоугольным планом. Компактное и приземистое здание ее перекрыто высокой щипцовой крышей. С западной стороны к церкви примыкает тридцатипяти метровая башня, в основании квадратная, а в последующих ярусах восьмигранная. Башня была пристроена позже, очевидно, в XVII в. О перестройке церкви свидетельствует не только разнохарактерная обработка отдельных частей фасадов, но и толщина стен: вверху они значительно тоньше, чем внизу. Это позволяет предположить, что существующая верхняя стена с декоративными элементами сменила стены с бойницами, так как общий характер церкви с системой земляных укреплений не вызывает сомнения. Башня была возведена одновременно с реконструкцией фасадов. Об этом свидетельствует общность их архитектурной обработки на уровне венчающей части стен церкви. Эта часть храма трактована как аттик, который получил распространение в архитектуре ренессанса в Белоруссии.

Церковь в Сморгони

В их архитектуре заметно влияние поздней готики и насыщение формами ренессанса. Контрфорсы, граненые апсиды, высокие щипцовые крыши и другие элементы, характерные для готики, уживаются с цилиндрическими сводами, аттиками, расчлененными фасадами — типичными для ренессанса чертами.

Реформационное движение коснулось преимущественно феодальной верхушки общества, а среди горожан и крестьян Белоруссии не нашло распространения. Местное население в своей борьбе против католической церкви пошло по пути организации православных братств.

В такой исторической обстановке уже в конце XVI в. католицизму и контрреформации удалось свести на нет влияние реформационных идей.

Первые памятники католической архитектуры восходят к концу XV-XVI в. Но это были лишь отдельные и редко встречавшиеся постройки.

Древнейшие каменные костелы носили черты крепостей. В их архитектуре преобладали готические формы — контрфорсы, оборонные башни, характерные своды, стрельчатые ниши и проемы, имевшие широкое распространение в белорусском зодчестве почти до середины XVII в. К таким постройкам можно отнести храмы в Ишкольди, Гнезно, Чернавчицах, Комаи, отдельные части бернардинского костела в Гродно (все конца XV, XVI — начала XVII в.) Вместе с тем уже в конце XVI в. появляются барочные костелы, близкие к итальянским прототипам (Несвиж).

В дальнейшем на их архитектуру стали оказывать активное влияние местные традиции культового зодчества, в силу чего костельное строительство XVII и XVIII вв. в Белоруссии приобретает своеобразие.

Многие мастера-иностранцы, приглашенные из разных стран Европы для строительства костелов и монастырей, также испытывали влияние национальной культуры. Не случайно в первой половине XVIII в. в Белоруссии развивается своя разновидность архитектуры, известная в литературе как «виленское барокко». В этом отношении белорусское барокко представляет больший художественный интерес.

Костел в Ишкольди, Костел в Гнезно, Костел в Чернавчицах, Костел в Комаи

План костела имеет сходство с планом церкви в Маломожейкове и первоначально имел компактное построение, типичное для белорусских храмов. Отличительной чертой его является присутствие только двух круглых башен. Их подчеркнуто монументальный вид делает постройку сходной с небольшой крепостью.

Две круглые башни оборонного назначения имелись и у фарного костела (фара Витовта) в Гродно, построенного во второй половине XVI в. на рыночной площади. Это был монументальный однонефный храм под высокой шатровой крышей. Полуциркульная в плане апсида имела высоту, меньшую чем неф.

В середине главного фасада выступала высокая, до конька крыши, башня-четверик, завершенная восьмигранными ярусами и шатром. По бокам к ней примыкали две боевые башни с винтовыми лестницами внутри и окнами-бойницами в стенах. Черты архитектуры готики прослеживались в объемной композиции постройки, контрфорсах на боковых фасадах, окнах стрельчатого очертания. В отдельных формах имелись черты ренессанса. После перестройки (1892-1904) храм был известен как православный Софийский собор с псевдовизантийским убранством интерьера.

Костелы в отличие от церквей в большинстве случаев отделялись от соседней застройки высокими стенами (Друя) или плотно окружались монастырскими строениями (Гродно).

Создавались комплексы, изолированные от городских кварталов, способные в случае необходимости выдержать осаду. Единственным архитектурным акцентом в каменных оградах таких комплексов были входные ворота — брамы, представляющие собой высокохудожественные произведения, связанные с архитектурой костелов.

Раннее барокко в Белоруссии представляет костел в Несвиже. Это первый иезуитский костел на территории Речи Посполитой был воздвигнут архитектором-монахом Яном Марией Бернардонн в 1584-1593 гг. Его прототипом является римский храм Иль Джезу (1568-1584), построенный выдающимися итальянскими зодчими Д. Виньола и Д. Порта.

Костел представляет собой трехнефную купольную базилику с одной полуциркульной вытянутой апсидой. Конструктивная схема постройки четкая и достаточно простая: средний продольный неф перекрыт цилиндрическими сводами с люнетами, боковые нефы, расчлененные на квадраты,- крестовыми -сводами, шесть массивных внутренних столбов с арками воспринимают нагрузку стен среднего нефа с верхними окнами.

Главный фасад костела имеет двухъярусную композицию, где хорошо выражены вертикальные и горизонтальные членения. Первые решены пилястрами, вторые — развитыми поясами антаблементов и карнизами. Обращают на себя внимание характерные для барокко криволинейные формы верхнего яруса, насыщенность фасада ордером, обилие раскреповок, сложные профилировки, введение ниш со скульптурами. В главном фасаде здания особенно проявилась нарядность архитектуры барокко: он представляет собой самостоятельную тему, мало связанную с композицией скромных боковых фасадов. Интерьер храма характеризуется торжественностью и пышностью. В его украшении больше использованы живопись и резьба по дереву, чем средства архитектурной пластики. Особенно выделяется роспись подкупольного пространства, реставрированная художником Д. Гесским (Хески) в середине XVIII в.

На архитектуру бернардинского костела в Гродно вследствие затяжного строительства (1595-1678 гг., башня достроена в XVIII в.) наложили свой отпечаток три сменивших друг друга стиля: готика, ренессанс и барокко. Сильно выступающие контрфорсы и стрельчатые высокие проемы на тыловом и боковом фасадах — черты готики. Главный фасад выдержан в барочных формах с некоторыми элементами ренессанса. Последнее обнаруживается в тонких обрамлениях ниш и окон, а также в плоскостном решении стены со слабо выступающими пилястрами. Барочные элементы проявляются в криволинейности очертания верхнего яруса, сложной раскреповке антаблемента, динамичной группировке пилястр коринфского ордера, нишах со скульптурами. Позднебарочными являются два верхних этажа башни-колокольни со сложными фигурными шлемами и оформление интерьера костела (1788, художники А. Грушецкий, Ф. Михалкевич).

Несмотря на многообразие архитектурных тем, все они удачно собраны в одно целое, представляют единую композицию большой художественной силы.

Определенной близости белорусских костелов с отдельными православными церквами способствовало нередко то, что они создавались на основе ранее построенных православных храмов. Однако главная причина заключалась в том, что основными строителями костелов были белорусские мастера-каменщики, которые из поколения в поколение передавали свой строительный опыт. Не отказываясь от влияния западноевропейской архитектуры в прогрессивном ее проявлении, они продолжали развивать приемы и мотивы местного народного узорочья, отражающего национальный орнамент и белорусскую природу. Эти элементы декора нередко включались в архитектуру костелов и монахами-архитекторами, стремившимися привлечь народные массы нарядностью и пышностью своих построек.

7. Заключение

Белорусская архитектура развивалась вод действием войн, а следовательно и развитие фасадов домов, очертаний городов и способа строительства зданий исходило из необходимости иметь защиту от нападений.

Белорусские архитекторы весьма умело перенимали навыки зарубежных архитекторов и синтезировали из них свои стили, свойственные для Белорусских земель и Белорусского народа. Развитие идей Белорусских архитекторов шло интенсивными темпами и только большое количество расточительных войн приостановило это развитие. Неизвестно какой уровень градостроительства мы могли бы иметь на сегодняшний день не будь на территории Беларуси такого количество сражений и дележки.

8. Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/arhitektura-vkl/

1. Архитектура периода формирования Белорусской народности (14-й — вторая половина 17-й века.)