Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры.
Возрождение — целая культурная эпоха в процессе перехода от средних веков к новому времени, в течение которой совершался культурный переворот. Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры — расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений.
Термин «Возрождение» (Ренессанс) появился в XVI веке древности. Рассматривая эпоху Средневековья как простой перерыв в развитии культуры, еще Джордано Вазари — живописец и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных «Жизнеописаний» наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г.) писал о «возрождении» искусства Италии. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической уры, историки того времени полагали, что искусство, некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни. Термин «Возрождение» означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура.
1.Значение эпохи Возрождения в мировой культуре
Эпоха Возрождения, Ренессанс, полагает началу нового этапа в истории мировой культуры. По значению, которое имела эпоха Возрождения для развития культуры и искусства, с ним может быть сопоставлена только эпоха рассвета античной культуры. В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание. Вспомним хотя бы гений Леонардо да Винчи, об основании Френсисом Беконом опытного метода исследования, об астрономических теориях Коперника, о географических открытиях Колумба и Магелана, Джордано Бруно, Тициана, Микеланджело и многих других. Особое значение имела эпоха Возрождения для развития искусства, утверждения принципов реализма и гуманизма в литературе, театре, изобразительном искусстве.
Человек в искусстве Возрождения: изобразительное искусство и литература
... воли человека. Показать, насколько искусство олицетворяет гуманистические принципы, возродившиеся именно в эпоху Возрождения. Целью моей работы является: раскрыть общее содержание эпохи Возрождения; рассказать о гуманистах, олицетворяющие эпоху Возрождения; показать образ человека в изобразительном искусстве Италии. 1. Гуманизм эпохи Возрождения Новое ...
Художественная культура эпохи Возрождения представляет для человечества неповторимую и непреходящую ценность. На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. Реалистическое искусство Возрождения открывает собой первый этап в истории искусства нового времени. Основные принципы реализма, сама система реалистического языка изобразительного искусства нового времени сложилась в искусстве эпохи Возрождения, в особенности в живописи. Огромное значение имело искусство эпохи Возрождения для всего дальнейшего развития зодчества и ваяния.
Рассвет культуры и искусства эпохи Возрождения имел всемирно-историческое значение. Однако, это вовсе не значит, что культура всех народов мира при переходе от феодализма к буржуазному обществу проходило через период Возрождения, как через обязательный этап своего развития. Для того, чтобы в недрах позднего феодального общества впервые возникла и победила последовательная антифеодальная, реалистическая и гуманистическая художественная культура ренессансного типа, сложилось передовое светское мировоззрение, возникло представление о свободе и достоинстве человеческой личности, необходимо было сочетание определенных исторических условий, которые оказались возможны в определенной части земного шара, а именно в Западной и определенной части Центральной Европы. Экономика и культура средневековой Европы на первых этапах развития феодализма отставала от рано возникших могучих культур Востока (Арабский Восток, Китай, Индия, Средняя Азия).
В дальнейшем именно в Европе возникли предпосылки к переходу от феодализма к капитализму, т.е. к новой, более высокой общественно-исторической формации.
Эти новые общественные отношения возникли еще в недрах европейского феодального общества, в торгово-ресмесленных городах. Именно этот факт, экономически более развитых областях средневековой Европы города приобрели политическую самостоятельность, облегчил зарождение в них капиталистических отношений. На этой основе и возникла открыто враждебная старой феодальной культуре, новая культура, названная эпохой Возрождения, ренессанса.
Одним из ярчайших представителей эпохи Возрождения является Леонардо да Винчи.
2.Леонардо да Винчи
2.1 Рождение и детство
Леонардо да Винчи родился в 1452 году, 15 апреля. Он был сыном Пьера да Винчи, молодого двадцатичетырехлетнего флорентийского нотариуса и молодой служанки анкианского кабачка, Катерины. Дед Леонардо Антонио да Винчи, узнав о связи своего сына с бедной служанкой харчевни, отправил своего сына во Флоренцию и женил его на мадонне Альбере ди-Сэр-Джованни Амадори, девушке из почетного семейства, а Катерину выдал замуж за поденщика Аккаттабригу. Маленького Леонардо взяли в семью да Винчи. В те времена на внебрачных детей общество смотрело снисходительно, их всегда воспитывали наравне с законными и даже нередко оказывали им предпочтение. Так Леонардо вошел в добродетельное, богобоязненное семейство да Винчи. Его полюбили, особенно бабушка мона Лучиа. Она баловала внука. С дедом маленький да Винчи ладил не так хорошо, тот был очень строгим, набожным человеком и пытался учить своего внука, но Леонардо плохо его слушал, для него, даже для маленького, такие слова деда, как, например эти: «Держаться середины во всем есть наиболее правильный путь» были неприемлемы. С матерью он виделся редко.
Культура эпохи Возрождения
... творчества. Имена Петрарки, Боккаччо, Брунеллески, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело могут быть провозглашены символами культуры Ренессанса. ОСНОВЫ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Главное в Возрождении — это выдвижение на первый ... основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литератур е . Гордостью эпох и являются архитекторы и скульпторы Н икколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди ...
Детство Леонардо протекало среди чудесной тосканской природы. Городок Винчи ютился в горном ущелье. Вверх и вниз тянулись лесистые склоны. Все было покрыто буйной зеленью, только самые высокие гребни были голы. Маленький Нардо взбирался на голые вершины Монте Альбано и оттуда любовался снежными Апуанскими Альпами, рощами, зеленым холмом Сан Джиминьяно. В полном одиночестве часами просиживал он над обрывами и следил за пролетающими птицами, наблюдал за растениями и животными. С детства воспитывалось в нем чувство и ум.
Когда мальчику исполнилось тринадцать лет, отец взял его из Винчи в свой дом, во Флоренцию. Примерно в это же время умерла его мать, Катерина и его мачеха дона Альберто. Отец женился второй раз, но и от этого брака у него не было детей. Леонардо продолжал быть единственным сыном до двадцатичетырехлетнего возраста. Отец дал ему хорошее воспитание и обучение, не жалея на него средств. Он научился чтению, письму и арифметике, элементарной латыни, пению и музыке. Но обучение, в тех областях, в которых мальчику суждено было прославиться было позже.
Учение у Верроккьо
Видя, что сын постоянно лепит и рисует, Сэр Пьеро отнес работы Леонардо к знаменитому живописцу и скульптору Андрэа дель-Верроккьо. И в 1466 году в возрасте четырнадцати лет Леонардо поступил к нему в мастерскую на выучку.
Сначала его, как и всех учеников крупных живописцев обучали ювелирному ремеслу, одновременно обучали грамоте и цифири, посвящали постепенно в тайны простейшей живописной техники: растиранию и смешению красок, левкасу, подготовке деревянной доски для станковой картины, подготовке стен для фрески. Потом доверили ему грунтовку и нанесение фона, а от мелкой ювелирной лепки и чеканки перевели к лепке скульптурной. Одновременно его учили рисунку, сначала заставляя срисовывать вещи учителя, а потом и с натуры. Чем дальше, тем сложнее становились науки.
Едва ли не самой замечательной особенностью боттег (мастерских) крупных художников 15 века, было то, что ученики знакомились там не только с приемами и методами живописи, скульптуры, архитектуры, но и с основами точных наук, поскольку в то время можно было говорить о точных науках.
Такой боттегой была и Андреа Верроккьо. Она уже давно была своего рода показательной мастерской, куда шли художники Тосканы и соседних областей, чтобы меняться друг с другом практическим опытом, делится собственными открытиями. Никто лучше Андреа не сумел бы стать центром такого живого художественного общения. Очень широкий по своим интересам — ювелир, резчик, живописец, музыкант, — он внимательно следил за всякого рода открытиями, полезными для искусства: он «с малых лет занимался науками, особенно геометрией».
Леонардо да Винчи как художник и ученый
... художника и ученого и на его выбор жизненного пути; .Показать значение творчества и научных открытий Леонардо да Винчи для его родной страны и для мира в целом; .Выявить в Леонардо да Винчи ... государственных учреждениях занимали верные ему люди. Козимо Медичи и его преемники Пьеро и Лоренцо, будучи ставленниками банкиров и владельцев мануфактур, демагогически выдавали себя за покровителей бедных: ...
Леонардо, как писалось выше, начал с ювелирных работ и от них перешел к скульптуре. Он вылепил несколько женских и детских головок, и Вазари отмечает одну особенность этих его первых работ: женские головки были смеющимися. Леонардо уже тогда искал тайну изображения улыбки.
Уже вскоре да Винчи стал превосходить своего учителя. Это можно увидеть в самой известной работе юного художника, коленопреклоненного ангела на картине Верроккьо «Крещение Христа». Все, что Верроккьо смутно предчувствовал и чего искал ощупью, как слепой, — Леонардо увидел, нашел и воплотил в его образе.
В последствии историк Визари писал, будто бы учитель, приведенный в отчаяние тем, что его ученик превзошел его, отказался от живописи. Но на самом деле вражды между ними не было. Они дополняли друг друга: ученик обладал той легкостью, которою природа не одарила Верроккьо, учитель — тем сосредоточием и упорством, которого недоставало, слишком разнообразному и непостоянному Леонардо. Не завидуя и не соперничая, они многому научились друг у друга.
Первые опыты Леонардо, как художника
Первым произведением Леонардо был рисунок для шелковой завесы, тканной золотом во Флоренции, для подарка от флорентийских граждан королю Португалии. Рисунок был выполнен на картоне и изображал грехопадение Адама и Евы. Леонардо изобразил луч с бесчисленными цветами и животными, используя приемы светотени, с бликами света. Там был изображен коленчатый ствол одной из райских пальм так тщательно, со всеми сокращениями листьев и рисунком ветвей,что по словам очевидца, «ум получается при мысли о том, как могло быть у человека столько терпения.» Только гений Леонардо мог это сделать. Но это произведение не сохранилось, как и многие другие его работы.
Однажды Сэр — Пьеро, по поручению своего соседа, поселянина из Винчи, услугами которого пользовался для рыбной ловли и охоты, попросил Леонардо изобразить что-нибудь на круглом деревянном щите, так называемой «потелле». Подобные щиты с аллегорическими картинками и надписями употреблялись для украшения домов.
Художник задумал изобразить чудовище, которого внушало бы зрительный ужас, подобно голове Медузы.
В комнату, куда никто не входил, кроме него, собрал он ящериц, змей, сверчков, пауков, сороконожек, ночных бабочек, скорпионов, летучих мышей и множество других безобразных животных. Выбирая, соединяя, увеличивая разные части их тел, образовал он сверхъестественное чудовище. Так он вывел то, чего нет из того, что есть.
Видно было «как животное выползает из расщелины ужаса. Раскрытая пасть выхаркивала ядом, глаза — огнем, ноздри — дымом. Но всего изумительной было то, что ужас чудовища пленял и отталкивал одновременно… Сам же Леонардо был увлечен работой, что даже не чувствовал невыносимый смрад от издыхающих животных. Он объявил отцу, что щит готов и что тот сможет его забрать. Когда Сэр — Пьеро пришел, Леонардо попросил его подождать, сам же вернулся в мастерскую, поставил картину, окружил ее черной тканью, притворил ставни так, что один лишь луч попадал прямо на потеллу, и позвал Сэр — Пьеро: тот вошел, взглянул, вскрикнул и отступил в испуге; ему показалось, что он видит перед собой живое чудовище. Леонардо же сказал ему: «Картина служит тому, ради чего она сделана; поэтому возьми ее и отнеси.» Щит не попал к поселянину, Сэр — Пьеро продал его купцам, которые затем перепродали ее герцогу Миланскому.
Леонардо да Винчи
... манере учителя тут не видно, но художественное развитие Леонардо было бы немыслимым без многогранного наследия Верроккьо. Глава 2. Творчество. 2.1 Творческий путь Пьеро да Винчи придумал очень хорошо, решив тогда ... росписи Сикстинской капеллы. А может быть, сыграло свою роль свойственное Леонардо беспокойство, постоянно побуждавшее его искать все новый опыт и менять творческие горизонты. В 1482 году ...
Изображение чудовища, вызвавшего из пещеры, было не единственной вещью, написанной да Винчи в первые годы его самостоятельного художественного существования. По свидетельству Вазари, он в это же время написал еще две картины. Первой была Мадонна, позднее попавшая к папе Клименту 7. На ней была изображена замечательная деталь: графин с цветами, наполненный водой. «Отпотевание воды на поверхности было изображено так, что она казалось живее живого».