Произведения русского классицизма составляют не только важнейшую главу истории русской и европейской архитектуры, но и наше живое художественное наследство. Это наследство продолжает жить не только в качестве музейной ценности, но и как существенный элемент современного города.
К зданиям и ансамблям, созданным в XVIII и начале XIX века, почти невозможно приложить
Цель работы заключается
- выявить особенности развития Московской архитектурной школы классицизма.
Задачи работы обусловлены поставленной целью и формулируются следующим образом:
- изучить литературу на тему: «Московская архитектурная школа классицизма»
- провести сравнительный анализ произведений московской и
петербургской школ классицизма. - изучить творчество М.Ф. Казакова
- ознакомиться с наиболее
известными архитектурными сооружениями М.Ф.
Казакова
Глава 1. Московская архитектура XVIII – первой трети XIX веков
Классицизм в России, начавшись с робкого подражания западноевропейским образцам, вскоре превратился в широкое национальное художественное движение.
Классицизм был принят как система международной художественной культуры, в рамках которой развивался национальный вариант стиля. Среди причин, ускоривших утверждение классицизма в России, кроме увлечения образованного слоя российского дворянства рассудочными просветительскими утопиями были и причины практические, связанные с расширением круга задач зодчества. Развитие промышленности и рост городов вновь, как и в петровское время, вывели на первый план проблемы градостроительства и множившихся типов зданий, нужных для усложнявшейся городской жизни. Но для торговых рядов или присутственных мест неуместен жанр мажорно-праздничной архитектуры, за пределы которого барокко выйти не умело; великолепие дворца нельзя распространить на весь город. Художественный язык классицизма был, в отличие от барокко, универсален. Его можно было использовать при любых сооружениях, вплоть до скромных деревянных домиков на окраинах.
Перемены в круге архитектурных форм затронули, прежде всего, декор. По-новому было осмыслено отношение здания к городскому пространству. Однако каких-то принципиально новых схем классицизм не предложил. Различным функциям по-прежнему служили немногие варианты простых планов, уже использовавшиеся русским барокко.
Архитектура в России в начале XIX века
... России. Цель реферата - проследить развитие архитектуры в России в начале XIX века. Классицизм в русской архитектуре Конец XVIII и начало XIX в. -- это эпоха классицизма ... произведением искусства. Но в этом своем стремлении зодчий мало учитывал повседневные нужды живущих в ... Классицизм провинциальных городов Провинциальный классицизм в целом был ближе к московскому. В провинции выдвинулся ряд крупных ...
Важно было то, что вместе с новым стилем окончательно утверждались новые методы творчества. Гармонизация произведения архитектуры, его частей и целого осуществлялась уже на работе над проектным чертежом. Тем самым окончательно залеплялось разделение труда. Замысел и разработка формы, несущей образ, стали делом одного архитектора, выступающего в роли автора.
Для архитектурной формы, во всех деталях предопределенной проектом, образцами служили уже не столько здания, сколько их изображения, аналоги проектного чертежа. Нормы классицизма были сведены в строгую систему. Все это вместе позволяло полно и точно осваивать стиль по чертежам и текстам теоретических трактатов, что было почти невозможно для барокко с его капризной индивидуальностью. Классицизм поэтому легко распространился на провинцию. Он стал стилем не только монументальных сооружений, но и всей городской ткани. Последнее оказалось возможным потому, что классицизм создал иерархию форм, позволившую подчинить его нормам любые сооружения, выражая при этом место каждого в социальной структуре.
Талантливых и умелых архитекторов было немного, они не смогли бы проектировать все постройки во множестве городов. Общий характер и уровень архитектурных решений поддерживался благодаря использованию образцовых проектов, выполнявшихся крупнейшими мастерами. Их гравировали и рассылали во все города России.
Проектирование обособилось от строительства; это расширило влияние на архитектуру профессиональной литературы и книжности вообще. Возросла роль слова в формировании архитектурного образа. Связь его с образами историческими и литературными обеспечивала общепонятность для людей начитанных (просвещенный слой дворянства объединялся общим кругом чтения и книжных знаний).
Это сделало стиль равно отвечающим намерениям абсолютистской власти и идеям ее просвещенной оппозиции, вкусам богатейших, могущественных вельмож и ограниченных в средствах небогатых дворян.
Московский классицизм – историко-региональный стиль русского классицизма второй половины XVIII — начала XIX веков в архитектуре Москвы.
В отличие от Петербурга, жизнь в котором была скована «установлениями», а архитектура – жестким регламентом, в дворянско-помещичьей Москве сохранялся привычный русский уклад. Кроме того, Петербург строился на пустынном месте, а деревянная Москва, хотя и не единожды горела, сохраняла традиционную радиально-кольцевую планировку и тесноту застройки.
По наблюдению художника и историка искусства И. Грабаря, в Москве, «живописно раскинувшейся на семи холмах, с патриархальными нравами, с упрямым тяготением к старине», мастера строили и в формах Барокко, и в формах Классицизма «с заметным уклонением в сторону какого-то специфического провинциализма», типичной «московщины». Казалось бы, размышляет И. Грабарь, именно в Петербурге, при Академии художеств, должна была сформироваться передовая архитектурная школа, но этого не случилось.
Петербургская архитектура индивидуальна, в ней даже по отдельным мелким деталям легко опознать автора здания. В Москве отчетливо проявилась тенденция нивелирования стиля. Даже в документах не всегда называли имя зодчего, а наблюдение за строительством на любом этапе с легкостью передавали от одного архитектора к другому. Петербургский стиль строже, логичнее.
Эпоха классицизма. Творения В. Баженова, М. Казакова
... и кирпича. Особенности архитектурного стиля можно четко проследить при рассмотрении сохранившихся архитектурных произведений того времени, таких как “Монплезир” и “Эрмитаж” в Петегофе, здания Кунсткамеры и ... промышленных и общественных зданий и сооружений - фортификаций, верфей, заводов, производственных и гостиных дворов, коллегий, госпиталей, учебных и музейных помещений, театров и жилых зданий. ...
Петербургский строгий классицизм сложился как завершенный вариант стиля в 1780-е гг. Иван Егорович Старов (1745-1808) и Джакомо Антонио Доменико Кваренги (1744-1817) были его типичными мастерами. Их постройки отличала ясность композиционного приема, лаконичность объемов, совершенная гармония пропорций в пределах классицистического канона, тонкая прорисовка деталей. Сурово торжествен созданный Старовым Таврический дворец (1783-1789).
Мастер, в соответствии с рационалистической логикой классицизма, объединил помещения в функциональные группы.
Основоположником московской архитектурной школы считается князь Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719-1774).
С 1745 г. Д. Ухтомский наблюдал за строительством всей Москвы. В 1749 г. основал Архитектурную школу, из которой впоследствии вышли выдающиеся зодчие Матвей Федорович Казаков (1738-1812) и Александр Филиппович Кокоринов (1726-1772).
В отличие от петербургского Классицизма, московская архитектура органичнее связана с традициями древнерусского зодчества и «узорочья» XVII в.
После Отечественной войны 1812 г. и пожара в Москве 2-6 сентября выгорело две трети города. В 1813 г. была организована Комиссия для строения города Москвы, в которую вошли архитекторы О. И. Бовё, В. П. Стасов, Д. И. Жилярди, В. И. Гесте, А. Г. Григорьев и другие.
В решении больших ансамблевых задач, где наиболее деятелен был Осип Иванович Бове (1784—1834), московское своеобразие заключалось в соединении новой застройки со средневековой архитектурой. Первым примером такого соединения явилась реконструкция Красной площади. Известные работы Бове: ансамбль Театральной площади (1816—1825), Триумфальную арка (1828—1834), дом Гагарина на Новинском бульваре (1817).
Часто своеобразие московского дома выражалось в особой планировке, которая получила наименование «кубической». С одной стороны, отвечая потребностям ансамбля и города, архитектор ориентирует дом на улицу, делая его частью общей застройки района, с другой стороны,— изолирует объем здания от улицы, рассчитывая на его самостоятельность в пределах определенного пространства.
К такой планировке прибег Доменико Иванович Жилярди (1788—1845) в доме Луниных на Никитском бульваре (1818—1823).
Одна из важнейших работ Жилярди — перестройка сгоревшего во время войны здания Московского университета, созданного в XVIII в. Казаковым. Сохраняя общую планировку, Жилярди вносит типичные для XIX в. «поправки»: делает более монументальными портик и купол, стены оставляет гладкими, использует некоторые декоративные элементы позднего классицизма.
Свободное композиционное решение отличает загородные постройки Жилярди. Например, он интересно устраивает усадьбу Усачевых на Яузе (1829—1831), выводя торцовый фасад в парк с помощью пандуса, который спускается со второго этажа и поворачивает в глубину. Главный фасад при этом трактуется парадно; он словно отделяет внешнюю оболочку здания от его внутренней жизни; за фасадом располагается не только сам дом, но и двор, парк с различного рода беседками и павильонами.
Классицизм Екатерины Великой
... Федорович Казаков Казакову принадлежи проект здания Сената в Кремле – одно из самых значительных произведений русского классицизма. ... Екатерининский зал. Этот купол играет большую роль во всем ансамбле Красной площади. Ротонда вообще является излюбленной темой Казакова. Здания Казакова ... Москве, усадьба Царицына. Замечательным творением Баженова является дом П.Е. Пашкова в Москве – сооружение дворцово ...
Вместе с Жилярди над многими объектами работал Афанасий Григорьевич Григорьев (1782—1867).
Самыми интересными среди его работ являются два частных дома на Пречистенке—дом Хрущевых (1814, ныне Музей А. С. Пушкина) и дом Станицкой (1817—1822, ныне Музей Л. Н. Толстого).
Зодчие поры классицизма создали классические типы столичного дворца-усадьбы и крупного комфортабельного жилого дома, ставшие образцами в широком строительстве загородных дворянских усадеб и в новой, парадной застройке городов. Искусство ансамбля в загородных парковых усадьбах — крупный национальный вклад русского классицизма в мировую художественную культуру. В усадебном строительстве сложился новый тип камерного дворца. Особенность московского классицизма в архитектуре — небывалый масштаб организованного государственного градостроительства. Практика «регулирования» планов, как правило, преемственно сочетала принципы классицизма с исторически сложившейся планировочной структурой старорусского города.
Глава 2. Архитектура классицизма в творчестве Казакова
2.1. Архитектурный классицизм Казакова
Матвей Федорович Казаков (1738-1812) по праву считается основоположником русского классицизма в архитектуре. Его наследие представлено и общественными зданиями, и городскими жилыми домами, — всего их по проектам Казакова в Москве было построено около 40. Большинство этих шедевров можно увидеть только в части сохранившихся до наших дней «Архитектурных альбомов М. Ф. Казакова».
М. Ф. Казаковым фактически были созданы два типа особняков. Первый — это когда центральный дом усадьбы выдвигался на красную линию и фасад органично вписывался в облик улицы, и второй — когда здание сдвигалось в глубину двора, создавая эффект торжественности при приближении к парадному подъезду. В своих усадьбах зодчий начал применять ротонду как архитектурный объем, что прежде наблюдалось лишь в культовых сооружениях, добиваясь торжественности ритмическим повторением одинаковых форм, строгостью фасадов с четко обрисованным небольшим фронтоном.
Усадьба в Гороховском переулке создавалась на пике творчества Матвея Федоровича. К этому времени Москву уже украсили сооруженные по его проектам здания Сената в Кремле (1776-1787), Московского университета (1786-1793).
В отличие от других особняков (например, дома Козицкой), усадьба Демидова представляла собой не отдельное здание, а целый ансамбль: архитектура главного дома и симметрично расположенные флигели органично вписаны в застройку улицы, все хозяйственные строения отнесены вглубь участка. Территория усадьбы тщательно спланирована: есть все — регулярный парк, пруд, цветники. Такой прием соединял традиционную сквозную планировку с новыми веяниями, отработанными на зданиях Сената, Дворянского собрания, церкви Филиппа Митрополита.
На примере Губинского дома можно также проследить и отношение зодчего к ордеру. Условия жизни того времени уже заставляли переходить к постройке более высоких зданий. Трехэтажные дома стали обычным явлением в городской архитектурной практике второй половины XVIII века. Ордер в архитектуре Казакова всегда сохраняет «свой масштаб и соотношения, не превышающий 10-11 метров». При этом размере колонны на фасаде необходимо было ставить на высокий цоколь, занимавший целый этаж, что привело к переработке профилей их баз, к соответствующим изменениям в построении капители и т. д. Он стал использовать такой архитектурный объем, как ротонда, не только в культовых, но и в общественных и, главное, гражданских сооружениях, создал свои приемы отделки интерьеров, где широко применял дерево, искусственный мрамор, штоф, занимался фиксацией сооружений и подготовкой планов. Все это свидетельствует о том, что Казаков относился к классическому архитектурному наследию творчески. Догмы и каноны он пересматривал в свете требования жизни.
Сочинение о казаках 5 класс
... временем точные данные теряются, меняются. Отцы строили сами дом для сыновей. Казаки скрепляли договор, пожимая руки, и хлопая при этом ... мероприятия проводились до основного празднования в доме у жениха или невесты. Большое внимание казаки уделяли культу подарков и гостинцев. ... стали трактоваться иначе, а некоторые и вовсе были утеряны. Казаки, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно ...
Московский классицизм создал новый тип культового здания, важнейшим элементом которого явилась ротонда, перекрытая куполом. За свою долголетнюю работу Казаков построил сравнительно небольшое количество церквей. Но созданные им храмы поражают совершенством архитектурных форм, мастерски выполненным убранством. Роль Казакова в создании нового типа православного храма безусловно огромна. Создавая свои церкви он сумел использовать опыт национального зодчества. Его храмы-ротонды, несмотря на их разнообразие и новизну только потому и могли вызвать такое множество подражаний, что возникли на основе древней традиции. Казаков и другие зодчие того времени, используя сложившуюся в 17 веке схему московской церкви с трапезной и колокольней разрешили ее по новому: колокольня, трапезная, приделы — все было оставлено без изменения, только куб церкви, обычно переходящий в восьмерик и перекрытый сомкнутым сводом с главками на вершине, был заменен классической ротондой, перекрытой сферическим куполом. В конце 80-х и 90-х годов Казаков создал три значительных храма, построенных по этому принципу: церковь вознесения на Гороховом поле (1790-93), церковь Косьмы и Дамиана на Моросейке (1791-93) и церковь Иоанна Предтечи на Земляном валу (1794-1806).
Из более ранних построек сохранилась еще и Церковь Филиппа-Митрополита.