Храм Христа Спасителя — красивейшей здание в центре Москвы, которое расположено на берегу Москвы-реки неподалеку от Кремля. История Храма Христа Спасителя протянулась на несколько столетий, в ней переплелись судьбы мирских правителей, иерархов Русской православной Церкви, простых людей, жертвовавших средства на строительство святыни. Со времен закладки первого камня не прошло и 200 лет, но история возведения здания начинается задолго до этого. Жизнь Храма оказалась очень сложной: он строился 44 года, спустя 48 лет был уничтожен, и только 13 лет назад он был полностью восстановлен.
В настоящей работе нам предстоит:
1) Изучить историю возникновения идеи постройки Храма-памятника, выбора проектов, строительства здания, его разрушения и воссоздания;
2) Разобраться в наружном облике Храма первоначального и воссозданного;
3) Проанализировать образ Храма Христа Спасителя в поэзии.
Основным источником в написании работы было переиздание книги М.С. Мостовского, бывшего правителя канцелярии комиссии по построению Храма Христа Спасителя, вышедшей в 1918 году. В книге детально описывается архитектура уникального памятника русского зодчества, даются исторические данные. Информацию об истории воссоздания, а также о современном облике Храма мы почерпнули на сайте Храма Христа Спасителя. Знания о памятнике архитектуры мы дополнили двумя энциклопедиями: «Большой энциклопедией» издательства «ТЕРРА» и «Энциклопедией для детей» издательства «Аванта+» (в аннотации к изданию указано: «Том «Искусство» рассчитан на детей среднего и старшего школьного возраста, их родителей и преподавателей, а также на всех, кто считает себя любителем искусства»).
Для расшифровки терминов мы пользовались:
- «Новым энциклопедическим словарем изобразительного искусства» В.Г. Власова, размещенном на портале «Яндекс. Словари»;
- «Большой советской энциклопедией» и «Толковым словарем русского языка» С.М.
Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
В работе также были использованы интервью с ключарем Храма протоиереем Михаилом Рязанцевым в интернет-издании «Татьянин день» и информационные заметки о Храме в сетевом издании «Интерфакс» и интернет проекте «Ты — репортер».
Храм — синтез культовых искусств
... Христа от Девы Марии. ·Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый - цвет Святого Духа. ·В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества. Конструктивной основой синтеза искусств в храме ... четыре евангелиста; ·7 - семь таинств Церкви; ·9 - по числу ангельских чинов; ·13 - Спаситель и двенадцать апостолов; ·25 - говорят о пророчестве Иоанна Богослова; ·33 - по числу ...
1. История Храма
Когда последний солдат многотысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России (25 декабря 1812), в этот же день император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении в Москве, которая лежала тогда в руинах, церкви во имя Спасителя Христа в честь победы российского воинства и в благодарность Богу.
На сайте Храма Христа Спасителя отмечено, что идея строительства такого памятника для своего времени была необычной. В XVIII веке уже существовали памятники победам русского оружия, но они были светские: триумфальные арки, пирамиды, обелиски и колонны. Война, заслуженно названная Отечественной, в которой важную роль играло общенародное движение, требовала другого памятника. И таким памятником мог стать только храм.
Идея построения храма-памятника известна в российской истории еще с до монгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. Победа в Куликовской битве ознаменовалась построением множества храмов в честь Рождества Пресвятой Богородицы — праздника, выпавшего на день сражения.
В Москве в память о павших на берегах Непрядвы и Дона соорудили храм Всех святых.
Собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного) сооружен Иваном Грозным в память о победе над Казанским ханством. Собор во имя Казанской иконы Божией Матери напоминает о подвиге русского народа и об освобождении Москвы от польско-литовских захватчиков.
Для создания храма-памятника победе в Отечественной войне был проведен конкурс, в котором выиграл проект художника, «архитектора любителя» А.Л. Витберга. Храм было поручено возвести на Воробьевых горах, на высоком правом берегу Москвы-реки. Здание должно было представлять собой «грандиозный храм в стиле позднего неоклассицизма — с мощными гладкими стенами, многоколонными портиками и богатым скульптурным убранством».
На сайте Храма Христа Спасителя так объясняют победу проекта Витберга: «В развитии русского искусства и особенно архитектуры, как самого государственного из искусств, в результате Отечественной войны 1812 года происходит совершенно неожиданный на первый взгляд факт. Рост национального самосознания и высочайший патриотический подъем повлекли за собой расцвет искусства, максимально далекого от самобытности.
Они привели к высочайшему, неизвестному остальной Европе расцвету архитектуры, основанной на классической традиции. На первых порах новая система ценностей, представляющая народ как творца истории, и новая философия истории, облекаются в привычную форму и систему понятий. Более того, может быть, причиной нового взлета классической архитектуры стал очень резкий перелом в общественном сознании.
Победа над Наполеоном осознается как победа русского народа и одновременно — как событие, имеющее важное общечеловеческое значение. Архитектура, выражающая подобные умонастроения, облекается в формы, соответствующие этому значению — ордерные, классические».
Таким образом, А.Л. Витберг сумел вложить в классические формы национальные идеи.
12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. После смерти Александра I новый император Николай I приказал приостановить все работы.
Это было связано с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, а также с делом о растрате казенных сумм, в котором был признан виновным сам архитектор. Имущество Витберга продали, а его владельца отправили в ссылку. Вот как описан этот эпизод на сайте Храма Христа Спасителя: «Художник-идеалист твердо верил в то, что несмотря на происки врагов и завистников, правда восторжествует, и что он будет не только освобожден от суда, но даже награжден за бескорыстную и ревностную службу».
Реферат храм христа спасителя
... Васильевич Дмитриев(1834 – 1893 г.г.). Храм Христа Спасителя строился почти 40 лет. В праздник Вознесения Господня 26 мая 1883 года состоялось торжественное освещение Храма митрополитом Иоанникием в сослужении ... церквей вокруг всего храма. Над коридором помещаются пространные хоры. Внешняя часть храма украшена двойным рядом горельефов, исполненных из русского мрамора известными скульпторами. ...
В конце 1831 года, после ряда конкурсов на новые проекты храма-памятника, Николай I сам вызвал архитектора Константина Андреевича Тона в Москву. Такой выбор императора, скорее всего, был продиктован тем, что Тон «одним из первых начал использовать мотивы средневекового русского зодчества».
То есть вложил новые патриотические, национальные идеи, витавшие в обществе по окончании Отечественной войны, в новую форму, чего не смог до этого сделать Витберг.
«Наметившиеся в обществе того времени явные тенденции к поиску национальных форм в литературе, искусстве и общественной жизни пробудили интерес к древностям, к памятникам старины. Храм Христа Спасителя стал первым церковным сооружением столь большой идейной значимости и грандиозного масштаба, где автор попытался суммировать национальные строительные традиции России, отличные от классицизма».
Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля. Выбранное место рядом с Кремлем было очень выигрышное.
Однако на этом месте располагались Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых. Для постройки Храма они были разрушены, и монастырь был переведен в Сокольники. С этим эпизодом связана легенда, будто игуменья Алексеевской обители, недовольная таким решением, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго. Ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев в одном из интервью так комментирует это придание: «Это была нормальная практика: старые постройки разбирали, на их месте устраивали новые здания, в том числе церковные. Так вот, будучи человеком высокой духовной жизни, как бы прозревая дальнейшую историю Храма, игуменья Алексеевского монастыря произнесла следующие слова: «Бедный. Недолго ему здесь стоять». А потом эти слова стали обрастать слухами, и получилось какое-то проклятие».
Однако 10 сентября 1839 года состоялась торжественна закладка нового Храма.
Храм Христа Спасителя строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя. В 1846 году сведен свод большого купола. Три года спустя завершены работы по внешней облицовке и началась установка металлических крыш и глав.
Закончен свод большого купола в 1849 году. В 1860 году наружные леса были разобраны, и новый созданный Храм, открытый со всех сторон, впервые явил москвичам в свое величие. К 1881 году окончены были работы по устройству набережной и площади перед Храмом, а также установлены наружные фонари. К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи Храма.
Храм, воплощающий патриотические идеи русского народа, запечатлевший великий подвиг русского воинства, возводящий благодарность Богу за помощь, был построен. 26 мая 1883 года он был освящен.
С этого дня началась его жизнь, однако она продлилась недолго. Храм просуществовал всего 48 лет.
Урок русского языка в 11-м классе : «История Храма Христа ...
... Храме Христа Спасителя (звон колоколов). Д.З. Написать сочинение-рассуждение “История Храма Христа Спасителя – история России” Стилобатная часть Храма ... году на месте взорванного Храма Христа Спасителя и недостроенного Дворца Советов был построен плавательный бассейн “Москва”. В 1995-2000 годах на этом месте вновь возведен Храм Христа Спасителя. Сообщение о строительстве Нового Храма Христа Спасителя ...
2 июня 1931 года по личному распоряжению И.В. Сталина Храм Христа Спасителя был предназначен к сносу для строительства на его месте колоссального здания (415 метров) — символа торжества коммунизма — Дворца Советов, который бы венчала огромная статуя Ленина. Здание должно было стать самым высоким во всем мире.
5 декабря 1931 года Храм, имеющий не только художественную, но и историческую и религиозную ценность, был варварски сровнен с землей. Мрамор из Храма пошел на отделку станций метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамейки были помещены на станцию «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий. Строительство Дворца Советов началось в 1937 году, но ему не суждено было завершиться.
Началась война, и уже в сентябре-октябре 1941 года из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы. А после оккупации Донбасса в 1942 году стальные конструкции Дворца Советов были использованы для сооружения мостов на железной дороге, построенной для снабжения северным углем центральных районов страны.
После войны в 1950 году проект был признан несостоятельным. В 1958 году на месте святыни появился бассейн «Москва». На сайте Храма Христа Спасителя так описывают это событие: «Московский речевой обиход, обычно быстро откликающийся на всякого рода новшества в городской жизни, так оценил это событие: «Сперва был Храм, потом — хлам, а теперь — срам»».
В конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание Храма Христа Спасителя.
16 июля 1992 г., Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин подписал Указ «О создании фонда возрождения Москвы», где в перечне объектов, на первом месте значился Храм Христа Спасителя. 4 января 1995 года состоялась торжественная закладка Храма. В 2000 г. все внутренние и внешние отделочные работы были завершены. В цокольном этаже Храма был устроен ранее не существовавший Храм Спаса Преображения, конференц-зал, зал заседаний, а на Москве-реке — место для водосвятия в праздник Богоявления. Также, возведенной на месте существовавшего холма основания, находится церковь Преображения Господня, Зал Церковных Соборов, Зал совещаний Священного синода, трапезные палаты, технические и служебные помещения. Автор энциклопедической статьи (статьи в энциклопедии не подписаны, лишь в конце каждого тома приводится список авторов) утверждает, что «воссозданный Храм Христа Спасителя воспроизведен максимально близко к оригиналу», так как «во время проектных и строительных работ использовались оригинальные эскизы и чертежи».
Так ли это, выясним в следующей главе, где мы подробнее познакомимся с архитектурой Храма.
2. Архитектура Храма
Храм Христа Спасителя расположен на очень эффектном месте — плоская просматриваемая со всех сторон площадка около Москвы-реки неподалеку от кремлевского ансамбля. Храм гармонично вписался в панораму Москвы-реки с ее средневековыми постройками.
На сайте Храма Христа Спасителя сказано, что Храм является самым большим собором Русской Православной Церкви, так как вмещает 10000 человек. Общая высота сооружения — 103 метра.
В переиздании книги М.С. Мостовского говорится, что общий характер здания, согласно воле заказчика, «напоминает древние русские храмы, построенные по образцу греческих, византийских, но отличается от византийского стиля большею правильностью рисунка, легкостью и красотою форм».
Восстановление храма Христа Спасителя в Москве
... архитектора. Когда-то, более полувека назад, просвещенная нищенка Филимоновна, обойдя последний раз храм Христа Спасителя, изрекла: «На сем месте никогда и ничего антихристами не будет воздвигнуто. А ... 1812 года, их оставалось уже не много. Государь милостиво беседовал с ними, и каждый из них был награжден Георгиевским крестом. При четырех императорах возводился храм Христа Спасителя, а ...
В «Большой энциклопедии» находим, что архитектор К. Тон при построении «ориентировался на тип московской соборной церкви XV-XVI вв.», что, по сути, является аналогичным замечанием. Также в энциклопедии читаем: В композиции Храма Христа Спасителя были использованы черты Успенского собора Московского Кремля.
План и объемная организация его приближаются к храму Вознесения в Коломенском: равноконечный крест, всефасадность, рассчитанная на обозрение со всех сторон.
Действительно, основание Храма представляет равноконечный крест. На сайте Храма находим этому символическое объяснение: «Крест — символ крестной муки, принятой павшими во имя спасения Отечества. Подвиг павших воинов сравнивается с искупительной жертвой Христа». Фасад одинаков со всех четырех сторон. Каждая сторона Храма делится четырьмя столбами на три части, из которых средняя больше крайних. Всего настенных столбов (колонн) — их 36. Они поддерживают карниз, на котором помещены 20 сверху заостренных арок (кокошников): по три арки на передних концах креста и по две — на выступах, в углах здания. На каждой стороне между пьедесталами столбов утроены три входные двери.
Храм увенчан пятью традиционными для русского храма шлемовидными главами, из которых средний значительно крупнее других. В православном храмостроении пять куполов символизируют Христа (возвышающийся купол) и четырех евангелистов. Барабан центральной главы, символизирующий опору веры — апостолов, поставлен на восьмигранное основание, которое в свою очередь символизирует восьмиконечную звезду Вифлеема. «Прочие главы поставлены на выходящих углах, между концами креста, и имеют форму восьмиугольных башен или колоколен».
Тон посвящает главный алтарь Храма Рождеству Христову, приделы — св. Николаю Чудотворцу и св. Александру Невскому. Согласно сайту Храма Христа Спасителя, придел св. Николая Чудотворца связывался с Николаем I, воплотившим в жизнь замысел своего брата. Придел св. Александра Невского соотносился с именами сразу трех императоров: Александра I (ему принадлежал замысел создания Храма), Александра II (при нем было завершено строительство), и Александра III (в его царствование Храм был освящен).
Рассматривая Храм, конечно, нельзя не заметить рельефные изображения над арками порталов, углов и над карнизом. Их выполнили А.В. Логановский, Н.А. Рамазанов и П.К. Клодт.
По воле царя Храм, с одной стороны, должен был быть религиозным памятником, свидетельствующим о божественной причине победы в Отечественной войне 1812 года, а с другой — историческим памятником, на котором должны были быть запечатлены великие деяния предков. Поэтому на стенах Храма размещены священно-исторические изображения, напоминающие или связанные с событиями Отечественной войны 1812 года. Выбор сюжетов был предоставлен Московскому митрополиту Филарету. Согласно книге «Храм Христа Спасителя в Москве», эти изображения, расположенные на Храме в два ряда, сделаны рельефно.
Остановимся на некоторых сюжетах, которые, так или иначе, относятся к событиям Отечественной войны. Описывая их, мы пользуемся переизданием книги М.С. Мостовского.
Храм Xриста Cпасителя
... 1832г. был принят новый проект храма Христа Спасителя. Его автором стал архитектор К.А.Тон (см.приложение 2). Новым местом строительства храма, по выбору императора Николая I, ... -Алексеевский монастырь). Передача проектирования храма Христа Спасителя Константину Андреевичу Тону сразу сделала молодого мало известного архитектора знаменитым. Храм Христа Спасителя спроектирован Тоном по образцу ...
Прежде всего, так как Храм посвящен Христу Спасителю, то с западной стороны, при входе, помещено его изображение. Христос изображен благословляющим десницею (правой рукой) и шуйцею (левой рукой).
Также на западной стороне при арках малых врат справа изображены два ангела с хоругвями, наклоненными крестообразно. Московское ополчение в 1812 году имело вместо знамен церковные хоругви.
На правом углу Храма с западной стороны помещен следующий сюжет: Давид в собрании вельмож передает Соломону чертежи Храма. Этот горельеф напоминает историю Храма: подобно царю Израиля, император Александр I дает обет соорудить Храм, но обет исполняет его преемник.
В южной стороне Храма в верхнем ряду в средней большой арке помещено изображение Пресвятой Богородицы Смоленской. Горельеф отсылает к воспоминанию того, что этот чудотворный образ пребывал при войсках в течение трех месяцев и, по приказанию главнокомандующего Кутузова, накануне Бородинской битвы его носили с молебствием по рядам войск.
На этой же стороне на углах Храма изображены Авраам с союзниками, возвращающийся после побед над царями, которого встречает Мельхиседек, и Давид, идущий с триумфом после победы над Голиафом и встречаемый сонмом жен. Оба изображения напоминают, что когда император Александр возвращался после победы над Наполеоном, он был встречаем союзниками как освободитель и миротворец.
На углах северной стороны Храма справа Сергий благословляет великого князя Дмитрия Донского на бой с татарами и дает ему иноков Пересвета и Ослябю, слева преподобный Дионисий благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы от поляков.
На восточной стороне помещены священные картины двух важнейших событий жизни Спасителя: его Рождество и Воскресение. Первое напоминает об изгнании врагов из России, второе — о взятии Парижа 19 марта 1814 года.
Первоначального здания украшали беломраморные горельефы, при воссоздании Храма в XX веке их выполнили из бронзы. Этот отход от замысла архитектора Тона не понравился одному из создателей нового Храма Алексею Денисову: «В основном, конечно, удалось. Есть, безусловно, обидные недоработки и нарушения методики и концепции, которые были приняты с самого начала. Но это отражение нашего противоречивого времени». Однако ключарь Михаил Рязанцев объясняет: «По проекту архитектора Тона, как раз на Храме Христа Спасителя должны были быть бронзовые горельефы». Кстати, белокаменные горельефы удалось сохранить перед разрушением Храма, они сейчас находятся в некрополе Донского монастыря.
Внизу, с каждой из четырех сторон здания, расположены крыльца, которые состоят из 15 ступеней во всю длину и приводят нас к входным дверям. Всего наружных дверей в Храме 12, по три на каждой лицевой стороне четырех выступов. Они отлиты из бронзы, причем средняя больше крайних. В арках и нишах дверей помещены изображения святых с надписями, сделанными по моделям вице-президента императорской академии художеств графа Ф. Толстого. Согласно сайту Храма Христа Спасителя общее значение и смысл этих фигур часто тот же, что и настенных изображений.
Стиль, в котором построен Храм иногда называют русским возрождением. К.А. Тон сумел для новых патриотических идей найти идеальную форму, восходящую к средневековой отечественной архитектурной традиции и подчеркивающую национальную самобытность. В дальнейшем, когда Москва разрасталась, Храм повлиял на формирование облика ее центральной части.
Русское религиозное искусство конца XIX- начала ХХ века и православные ...
... ракурс, является концептуальным для предпринятого исследования. Русское религиозное искусство указанного периода храмы, росписи, иконопись является важнейшей составляющей серебрянного века русского искусства, которое наравне с русской религиозной философией стали открытиями 1980-х ...
3. Храм Христа Спасителя в поэзии
Храм Христа Спасителя для своего времени был весьма заметной постройкой. Здание до сих пор считается крупнейшим храмом в Русской Церкви.
Оно было воздвигнуто в честь одного из самых важнейших событий в русской истории. Очевидно, что Храм не остался незамеченным в культуре и в литературе в частности.
В 1930 году Николай Владимирович Арнольд написал стихотворение «Храм Христа Спасителя». В произведении — «реквиеме» автор прощается со святыней, готовящейся к разрушению:
Прощай, хранитель Русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал!
Метафора «великан золотоглавый» подчеркивает колоссальные размеры Храма и его золотой купол. Затем центральная глава здания получит метафору «гигантская корона»:
По гениальной мысли Тона,
Ты был в величии простой,
Твоя гигантская корона,
Горела солнцем над Москвой.
Для лирического героя Храм был вторым солнцем, небесным светилом, символизирующим духовные силы.
Не удивительно, что осознание скорой утраты этой частицы от Бога приносит грустный, меланхоличный оттенок стихотворению.
Храм был не только «божественной» постройкой, но и патриотической.
Вместе с ее разрушением будто разрушается память о великих подвигах русских воинов в Отечественной войне:
С тобой умолкли отголоски,
Великого Бородина,
Исчезли мраморные доски,
И с ними храбрых имена.
Затем автор вспоминает эти «храбрых имена»:
Кутузов и Барклай-де-Толли,
Граф Витгенштейн, Багратион,
Не мог сломить на бранном поле,
Вас даже сам Наполеон!
Давыдов, Фигнер и Сеславин,
Тучков, Раевский, Багговут,
Кто вам по храбрости был равен,
Пускай подобных назовут!
Великий подвиг совершили не только воины, защищая отечество на бранном поле, но и мастера, воздвигнувшие великий памятник-святыню, призванный веками напоминать о победе русского народа.
Также речь идет и о божественной помощи в этом. Поэтому автор не забывает упомянуть имена мастеров:
Мне жаль художников и зодчих,
Большой сорокалетний труд,
И помириться мысль не хочет,
Что храм Спасителя снесут.
Над этой гордостью московской,
Трудилось много мастеров:
Нефф, Верещагин, Логановский,
Толстой, Бруни и Васнецов.
Клодт, Семирадский, Ромозанов,
Маковский, Марков — это те,
Кто разукрасил образами,
Храм в несказанной красоте.
Настроение меланхолической грусти, увлекшей автора в воспоминания, заменяется яростной ненавистью, когда лирический герой всецело осознает масштабы необратимого, «позорного» поступка:
Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что «шапка золота литого»,
Легла на плаху под топор!
Центральный купол Храма принимает новую развернутую метафору шапки, которая готовится лечь под топор.
Стихотворение заканчивается повторением первой строфы, которая начинается со слов «Прощай», что способствует финальному нагнетанию эмоций.
В 1933 году стихотворение, вдохновленное Храмом Христа Спасителя, пишет Даниил Андреев. Произведение имеет подзаголовок «Триптих». По словарю Ожегова и Шведовой, триптих — это произведение изобразительного искусства, состоящее из трех сюжетно или по идее соединенных частей. Но очевидно разделение на три части может быть присуща и литературному произведению («Каменный старец» Андреева разделен на три части).
Св. София, купольные базилики и ранние крестово-купольные храмы
... ранневизантийских храмах находит применение тип базилики - удлиненного здания с выделенным по ширине и ... символика христианских храмов выражает скорее преображение человеческой формы, чем противоположность между небесным и ... повествуют христианам об Иисусе Христе и его учениках, двенадцати апостолах. ... и Дальнего Востока, Западной и Восточной Европы, например, Крестово-купольный храм, Пантеон, Ротонда, ...
Однако зачем автору нужно было выдвигать это в заголовок? Возможно, это связано с композицией расположения медальонов на Храме: по три на каждой стороне (именно об изображении одного из медальонов идет речь в произведении).
Возможно, трехчастная композиция стихотворения — символ Святой Троицы. Произведение представляет собой философские размышления на тему Бога, веры и жизни.
В первой части лирический герой вспоминает, как он любил приходить к Храму Христа Спасителя:
Я полюбил этот час крылатый,
Открытый солнечному стиху,
И мудрость тихую белых статуй,
Над гордым цоколем, наверху.
Но не все горельефы полюбились герою, среди прочих ему дороже всех стал один:
Меж горельефов, едва заметен,
Затерян в блещущей вышине,
Один святитель, блажен и светел,
Стал дорог, мил и понятен мне.
На беломраморных закомарах,
С простым движеньем воздетых рук,
Он бдит над волнами улиц старых,
Как покровитель, как тайный друг.
Автор описывает изображение Христа, помещенное с западной стороны при входе.
С этим изображением он ассоциирует саму божественную сущность Спасителя. Здесь начинается вторая часть стихотворения, в которой лирический герой будто отрывается от земли, переносится куда-то на небеса и обращается к Христу:
Ты изъяснил мне движение твари,
Их рук, их крыльев, из рода в роды,
Молитву мира о вышнем даре,
Объединившую все народы.
Лирический герой размышляет о том, что все в мире скоротечно и зыбко, но только бог вечен, только вера в него неизменна:
Господством меняются суша и море,
Отходят троны к рабам и слугам;
По городам, блиставшим как зори,
Влачится пахарь с суровым плугом,
Державы рушатся, меркнут боги,
Но в новых храмах, над новым клиром,
Вновь воздевает с мирской дороги,
Священник руки к высотам мира.
В третьей части герой снова опустился на землю, очнулся от божественного забытья:
И образы живого золота,
В мой дух и жизнь вторгаться стали,
Как в равелин из мертвой стали,
Дыханье вишенья в цвету.
Автор будто уже тогда ощущал необратимую участь «Грядущего». Вспоминая о страшном злодеянии, которое разрушило его Храм-любимец, лирический герой, преисполненный скорби, будто предвещает Апокалипсис:
О да, я знал: над скорбной родиной,
Еще не раз промчится буря,
И белый старец в амбразуре,
Обломком камня рухнет в прах…
Заветы прежней правды — проданы,
И мы все ближе к страшным срокам,
Когда клокочущим потоком,
Зло забушует в ста мирах.
Реферат храм и икона 4 класс орэкс
... буквы пяти греческих слов, на русском языке означающих: Иисус Христос Божий Сын Спаситель. Она служила символом Христа, крещающего водой и дающего плоть свою в снеде, то есть, была ... неестественно узкой в плечах, чем подчеркивается аскетическая истонченность всего облика. Помимо подчинения иконы архитектуре храма, в ней можно проследить симметричность живописных изображений. Не только в ...
Финальная строфа примиряет зловещий тон предыдущей. Герой вновь вспоминает Христа, вечного и неизменного:
И только ты один, над бездною,
Воздев молитвенные руки,
Готов принять святые муки,
Народ наш смертью искупив.
Так, единственный лишь храм привел художника к столь глубокому размышлению о вере, жизни и Боге.
Заключение
В настоящей работе мы изучили историю создания Храма, выяснив, почему был выбран именно проект К.А. Тона. Дело в том, что Константин Андреевич одним из первых вернулся к русской средневековой традиции храмостроения. Идея национального самосознания, патриотического подъема после победы в Отечественной войне хорошо воплотились в Храме русско-византийского стиля. храм литература поэзия
Мы подробно остановились на форме Храма и его внешнем облике. Оказалось, воссозданное здание отличается от проекта Тона, в первую очередь, тем, что при его строении применялись современные технологии. Также для некоторых деталей были использованы новые материалы. Например, белокаменные горельефы были заменены бронзовыми. Несколько изменился план здания.
Разрушение Храма-памятника не оставило равнодушным общественность. Одними из первых на это событие откликнулись поэты. Д. Андреев и Н.В. Арнольд с любовью относятся к «великолепному храму Христа» и с горечью и яростью отзываются о его варварском, «позорном» разрушении. Более того, в случае Д. Андреева Храм вызывает в нем глубокие философские размышления о Боге и жизни.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/opisanie-hrama-hrista-spasitelya-v-moskve/
1. Андреев Д. Каменный старец // Андреев, Д.Л. Русские боги: стихотворения и поэмы. М.: Современник, 1989. С. 90.
2. Богданова, О. Храм Христа Спасителя: мифы и реальность // Интернет-издание «Татьянин день» — 11.08.2011. (Электронный ресурс).
3. Большая советская энциклопедия: в 30 т. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978. (Электронный ресурс).
4. Большая энциклопедия: в 62 томах. Т. 56. М.: ТЕРРА, 2006. С. 256.
5. Власов, В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. СПб.: Азбука-классика, 2004-2009. (Электронный ресурс).
6. Ожегов, С.М., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / Рос. Ак. наук, ин. рус. яз., рос. фонд культуры. М.: АЗЪ, 1993. С. 841.
7. Петров, Д. Храм примирения. Во вторник исполнилось 75 лет с того дня, как был взорван главный российский кафедральный собор // Сетевое издание «Интерфакс» — 6.12.2006. (Электронный ресурс).
8. Сараева, Ю. Бронзовые медальоны заменят каменные на фасаде храма Христа Спасителя // Интернет-проект «Ты — репортер» — 14.07.2010. (Электронный ресурс).
9. Сайт Храма Христа Спасителя. (Электронный ресурс).
10. Храм Христа Спасителя в Москве: составлено по книге М.С. Мостовского, издание 1918 г. М.: Отечество, 1993. 96 с.: ил.
11. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX веков / глав. ред. М.Д. Аксёнова. М.: Аванта+, 2000. С. 276.