достопримечательность культура курган памятник
Важнейшим источником по истории сакских племен, их материальной, духовной культуре являются археологические памятники — могильники, наскальные рисунки, клады сакских вещей. Исследования археологов позволили открыть яркую, самобытную культуру саков в разных регионах Казахстана, также эти исследования могильников открыли новую страницу истории культуры сакских племен. Среди археологических памятников сакских племен преобладают курганы и могильники. Внешний вид могильников каждого региона имеет свои особенности. Например, в Жетысу и Южном Казахстане сакские могильники очень высокие, большая часть из них представляет собой огромные могильные поля с сотнями насыпей. Такие могильники встречаются в долине р. Или. В археологической науке их называют «царскими курганами». Могильники Восточного и Центрального Казахстана обычно меньших и средних размеров. Ведь все мы знаем, что земля Казахстана богата историческими и археологическими памятниками имеющими не только республиканское, но и мировое значение. Одними из таких мировых археологических памятников являются некрополь Бесшатыр (Пять шатров) и могильник Тасмола. Тысячи лет назад Бесшатыр был местом поклонения древних саков, живших на территории нынешнего Казахстана. Здесь, на площади в 2 кв. км, расположен самый значительный по монументальности и композиционной сложности археологический памятник древнего народа Семиречья — «саков». Характерным типом памятников Тасмолинской культуры являются так называемые курганы с «усами». Это сложные погребально-поминальные комплексы, сооружавшиеся из камня. Они обычно состоят из трех частей: большой курган, малый курган и каменные дорожки в виде полудуг («усов»), длиной от 60 до 200 м. Эти «усы» примыкают к курганам и всегда обращены на восток.
1. Могильник Бесшатыр, Тип памятника
Могильник расположен на правом берегу р. Или у подножия гор Желшалгыр в 170 км восточнее г. Алматы. Могильник протянулся с севера на юг на 2 км, с востока на запад — на 1 км. Некрополь «Бесшатыр» относится не только к культурно-историческим памятникам, но и к особому типу природно-культурного ландшафта. Пo своей монументальности и сложности Бесшатыр не имеет аналогов во всей Центральной Азии. Бесшатырский памятник, несомненно, является священным «Герросом» саков-тиграхауда, живших на юго-востоке Казахстана в V-IV вв. до н.э. Он датирован V-IV вв. до н.э. Здесь на площади в 2 кв. км сосредоточено 18 царских курганов диаметром от 8 до 70 метров и высотой от 2 до 20 метров. Западнее царских гробниц с севера на юг тянется цепь из 45 каменных оград, на которых выбиты рисунки животных. Ученые предполагают, что это — ритуальная площадка некрополя. Под насыпями устроены сложные по конструкции усыпальницы из тянь-шаньской ели. Могильник состоит из 31 кургана, из которых 21 имеет каменную насыпь, остальные — насыпи из щебня и земли.
История сакских племен Казахстана
... От его физической мощи и духовной энергии зависело благосостояние народа. Он был воплощением всех слоев народа . Археологические материалы подтверждают деление сакского общества на сословия, ... Балхаш, саки-аримаспы – на Алтае и Восточном Казахстане. По мнению К.А. Акишева, сакам-тиграхауда иранских письменных источников соответствуют скифы ортокарибантии, поскольку и то и другое слово значат «саки ...
Описание курганов
Курганы в могильнике расположены бессистемно, однако выделяются две группы — северная и южная. Размеры погребальных курганов отражали деление сакского общества на сословия. Наиболее крупный, величественный из них высотой более семнадцати метров принадлежал неизвестному вождю. В научной среде памятник получил название «Большой курган». Диаметр его 104 м, средняя высота 15 м. Его окружают менее крупные могильники знатных саков и приближенных персон военачальника. Насыпь имеет форму усеченного конуса с плоской вершиной, диаметром 32 м. Каменная насыпь кургана у основания уложена в несколько плотных рядов, что создает впечатление цоколя, на котором и покоится вся громада насыпи. Археологам также стало известно, что насыпи сообщались между собой подземными ходами. Лабиринты строились с размахом и изобретательностью, даже в наши дни они принадлежат к числу неразгаданных открытий. Вокруг кургана сооружен вал. Рядом с насыпью расположены кольцевые сооружения, составленные из крупных каменных столбов (менгиров) и больших валунов, получивших название «оградки». Таких оградок 94 и в плане они напоминают спираль, закрученную вокруг кургана.
Оградки имели ритуальное назначение и, видимо, были связаны с культом огня. Вокруг крупных курганов правильными окружностями располагаются менгиры — сооружения из вертикально поставленных продолговатых каменных глыб. Именно они представляют собой самые загадочные и притягательные объекты древнего комплекса. Особенно трепетным отношение к этим хранителям вечности становится в момент осознания того, что менгиры издревле встречаются не только у нас, но и во многих странах Европы и мира. Лучше всего изучены и хорошо известны стоящие камни Бретани и Британских островов. Также их находят по всему средиземноморскому побережью от Ливии до Марокко и дальше на юг, вплоть до Сенегала и Гамбии. Есть они в Сирии и в Палестине. Вес одного такого обтесанного валуна может достигать нескольких тонн. Самое удивительное сокрыто в том, что на протяжении очень долгого времени археологи не имели достаточных данных о происхождении менгиров, кроме знаний об их отношении к культурам неолита, медного и бронзового веков. Они могли использоваться для самых разных целей, которые на сегодняшний момент неизвестны и, возможно, уже не будут определены. Среди вероятных назначений культовые (ритуальное ограждение сооружений, символика центра, определение границ владений), мемориальные, солярно-астрономические. Сейчас очень популярна гипотеза, что менгиры ставились на разломах земной коры, где сосредоточивалась и выходила на поверхность энергия Земли. По поверьям, каменные столпы стоят на границе двух миров — мира, где жили люди, и мира, где обитали боги.
‘Золотой человек’ кургана Иссык
... Золотого человека» по праву можно отнести к подлинным шедеврам мировой художественной культуры. В 1969 году казахские археологи под руководством К.А. Акишева приступили к раскопкам огромного кургана, ... главное даже - погребение, в котором лежали останки человека, отныне вошедшего в мировую науку под именем «золотого человека Иссыка». Золотого человека» по праву можно отнести к подлинным шедеврам ...
Обстоятельно исследовался «Первый» Бесшатырский курган, имевший диаметр 52 м, высоту свыше 7 м и расположенный севернее остальных. Как и «Большой», он имел плоскую вершину. Насыпь состояла из трех слоев. Верхний слой представлял собой каменное покрытие толщиной до 1 м у вершины и до 3 м у основания. Второй слой, самый мощный, толщиной от 3,5 до 13 м, сложен из земли и щебня. Третий слой, нижний, образован из крупного битого камня. Под этим слоем находилась большая деревянная постройка из обработанных бревен тянь-шаньской ели. Это строение и являлось «царской» усыпальницей, воздвигнутой на материке. Усыпальница состояла из коридора (дромоса), тамбура и погребальной камеры. Коридор — длинное, высокое и не перекрытое сверху сооружение размером 5,75×1,50 м, высотой более 5 м. Тамбур, примыкает к восточной стенке погребальной камеры. Коридор с помощью поперек положенных плах делится на два отсека. Погребальная камера имеет в плане форму неправильного квадрата высотой 4 м, ориентированного по сторонам света, состоит из 16 рядов бревен тянь-шаньской ели. Потолком и крышей служили бревна наката, положенные вдоль прямо на стены камеры. Толщина наката -7-8 бревен. Стены снаружи и изнутри удерживают 16 вертикально врытых столбов.
Все бревна хорошо обработаны с них — срублены сучья, снята кора. Бревна, образующие стены камеры, тщательно оттесаны и плотно пригнаны друг к другу. Местами на них сохранились следы плотничьих инструментов. Для транспортировки бревен на концах и посередине делали отверстия для веревок — проушины. Сверху на бревна наката были положены камышовые маты, перевязанные веревками. После совершения погребения вход в камеры был заложен крупными камнями, а отсеки коридора до самого верха забутованы камнем вперемешку со щебнем. После этого над погребальным сооружением, возвышающимся над окружающей местностью более чем на 5 м, была сооружена насыпь. Погребальная камера оказалась разграбленной. На полу после расчистки завала обнаружены разрозненные кости мужского и женского скелетов, кости животных, деревянная ножка какого-то предмета.
Остальные Бесшатырские памятники имеют сходную архитектуру, но отличаются размерами курганов и усыпальниц. Так, раскопки «Третьего» кургана выявили 17 слоев в насыпи, а вокруг кургана явственно возвышалась стена, первоначально имевшая высоту свыше 1 м. «Шестой» курган имел подземные ходы и катакомбы общей протяженностью 55 м.
Помимо курганов в могильнике зафиксированы шесть оград, расположенных на возвышении, к северо-востоку и четыре — к западу от курганов. Ограды из вертикальных камней (менгиров) в окрестностях могильника — не самостоятельные памятники, а дополняющие архитектуру курганов. На некоторых из них выбиты фигуры горных козлов, кабана и волка.
Насыпи мелких курганов сооружались из земли и речной гальки. Под насыпью находилась грунтовая яма своей длинной осью, как правило, ориентированная с востока на запад. Покойника клали в вытянутом положении, головой на запад. Сверху яму перекрывали деревянными плахами. В могильнике Кзылауз, расположенном рядом с Бесшатыром, обнаружено коллективное погребение в двух могильных яма; в одной из них погребенные уложены в два яруса.
В южной и западной частях камер обычно расставлена посуда, а в северной находились останки погребенного, лежавшие прямо на дощатом полу.
Реферат культура саков
... характеризуют уровень материальной культуры саков –массагетов. Среди находок особый интерес вызывают рельефные изображения животных на золотых бляшках и бронзовых принадлежностях конского убора. Малые же курганы – погребальноые рамятники рядовых ...
Загадка Бесшатыра
Остается загадочным происхождение и назначение подземных ходов с ответвлениями, вырытых в коренной породе на глубине 2 м ниже пола усыпальницы.
Общая протяженность подземных ходов, обнаруженных под курганом №6 — 55 м, высота тоннеля 1,0-1,7 м, ширина 0,8 м. Не вызывает сомнений, что подземные ходы имеют прямое отношение к ритуалу погребения.
Особенность кургана
Курганов в этой местности оказалось далеко не пять, как можно сделать вывод из названия комплекса (с казахского: «бес» — пять, «шатыр» — курган).
Некрополь состоит из 31 кургана! Но, как выяснилось, есть и другая интерпретация топонима. Если обратиться к санскриту, то «бхес» можно перевести, как «святой» (звук придыхания «х» после «б» в русском произношении утрачен, но сохранен в казахском — «h»).
А «курган» означает «памятник полководцу, освобождающему Землю от мерзости». Вот и получается, что «Бесшатыр» — это памятники святым волхвам, царям, витязям, освобождавшим землю от врагов. И недаром о сакском наследии, оставленном в дельте реки Или, говорят как о «царских курганах».
Царские курганы Бесшатыр — главная достопримечательность государственного национального природного парка «Алтын-Эмель», расположенного в пределах административных границ Кербулакского района. Доподлинно известно одно: строителями курганов в эпоху неолита были кочевники. Желая «встретиться» с усопшими, они возводили «троны» для их душ, например, у перекрестка своих излюбленных путей, — такое «место встречи» подходило для этой цели гораздо лучше, нежели могилы, оставленные где-то по воле случая. Бесшатырский памятник яркое тому подтверждение.
2. Тасмолинская культура, Описание кургана
Отличительной чертой тасмолинской культуры являются своеобразные погребальные памятники — курганы с «усами». Это надмогильный комплекс, состоящий из основного кургана большого размера, примыкающего к нему с восточной стороны малого кургана и отходящих от него на восток двух невысоких каменных гряд шириной 1,5-2 м и длиной 20-200 м. Каменные гряды имеют форму полудуг и нередко в начале и конце ограничены круглыми каменными сооружениями курганного типа. Таким образом, в курган с «усами» входят три сооружения: большой курган с погребением человека, малый обычно с захоронением коня и глиняным сосудом и каменные гряды. Основной курган содержит в себе погребение с разнообразным инвентарем. Малый курган не имеет могильной ямы. Под его насыпью на уровне погребенной почвы (на материке) обычно находят конский скелет или отдельные его кости (череп, конечности), а в восточной части — один, реже два глиняных сосуда. Описанный тип кургана с «усами» наиболее распространенный, встречаются и его варианты. Например, сдвоенные курганы, когда малый курган расположен не с восточной, а с южной от большого кургана стороны. В этом случае они, как правило, одинакового размера. Лишь в одном случае малый курган сооружен на вершине большого, но всегда присутствуют три составных комплекса.
Этапы Тасмолинской культуры
В хронологическом отношении памятники тасмолинской культуры делятся на два этапа: VII-VI вв. и V-III вв. до н.э. Первый этап культуры характеризуется определенным набором погребального инвентаря. Это бронзовые наконечники стрел (двухперые с выступающей втулкой и трехперые черешковые), кинжалы с брусковидным навершием и бабочковидным перекрестием (акинаки), бронзовые стремечковидные удила с разнообразными псалиями, бронзовые зеркала. Для второго этапа типичны бронзовые втульчатые трехгранные наконечники стрел, «кольчатые удила», бронзовые зеркала.
Культура кочевников Евразии (2)
... подчеркнуть свою обособленность от рядового податного населения. На основе закономерной обусловленности перехода кочевников к оседлости и земледелию исследователи делают три вывода: 1) кочевнический способ ведения ... 5) формирование этнической общности и общего языка; 6) появление первых черт этнографической культуры; 7) религия -- культ вождей и всадников, связанный с космогонией; 8) археологические ...
Описание могильника Тасмола
Примером памятников первого этапа является курган 19 из могильника Тасмола. Он имел каменную насыпь диаметром 8 м и высотой 0,3 м. Длина северной гряды его 52 м, южной — 46 м при ширине 1,5 м. Памятник является вариантом сдвоенных курганов, где в одной насыпи совмещены функции основного и малого курганов. Поэтому под насыпью кургана в юго-восточной части найдены обломки двух сосудов, а в центральной части вскрыта могильная яма. Она была забутована камнями и представляла собой прямоугольное в плане сооружение длиной 1,8 м, шириной 0,8 м, глубиной 1,5 м, ориентированное длинной осью с севера на юг. На дне ее расчищен скелет женщины, лежащей на спине, в вытянутом положении, головой на север. Под ним находилась камышовая подстилка. На правой тазовой кости погребенной обнаружено круглое бронзовое зеркало диаметром 19 см, под костями стопы — черепа двух баранов. С левой стороны скелета лежал точильный камень прямоугольной формы, а на нем — железный нож. Вдоль костей левой ноги располагались череп и лопатка лошади. В зубах лошади «зажаты» бронзовые стремевидные удила с трехдырчатыми псалиями. Обнаружены также остатки ремней уздечки и бронзовые бусы, а также бляшки, украшавшие их.
Конское снаряжение из погребений Тасмолинской культуры представлено удилами и псалиями различных форм. Характерными для тасмолинской культуры являются удила: со стремевидными окончаниями и дополнительным отверстием; со стремевидными окончаниями, но без дополнительного отверстия; со стремевидно-прямоугольными окончаниями; кольчатые. Псалии также разнообразны по форме: трехдырчатые роговые и костяные; двудырчатые крючковидные; трехдырчатые бронзовые, железные и с золотой инкрустацией; трехпетельчатые. Источник происхождения удил и псалиев, видимо, следует искать в Закавказье и Передней Азии, где в конце II — начале I тыс. до н.э. бытовали самые различные виды этого снаряжения. На самых ранних из них, изготовленных из кости, удила и псалии составляли единое целое.
Знакомство ранних кочевников Казахстана с этим типом узды могло произойти в VII в. до н.э. во время похода скифо-сакских племен в Переднюю Азию.
Бронзовые ножи двух типов: с кольчатым в виде кольца навершием рукояти и без выделенной рукояти. Второй тип известен еще с бронзового века. Железные ножи повторяют форму бронзовых, но появляются они лишь на втором этапе тасмолинской культуры.
Круглые бронзовые зеркала представлены несколькими типами: с высоким бортиком по краю диска и петлей посередине; с петлей в центре диска; с фигурной ручкой; с сильно выступающей ручкой; с боковой петлей и прямоугольным выступом. Первый тип — наиболее ранний и встречается не позже VI в. до н.э. Зеркала с рукоятью появляются в V в. до н.э. Среди десятков экземпляров типовых зеркал встречаются и единичные.
Первобытная культура Сбири
... современного Тобольска. Цель работы. Изучить первобытную культуру Сибири. Для решения поставленной цели предстоит ... кость, дерево, изготовляя из них: шилья, наконечники, острия. Люди уже не уходят ... сами становились служилыми людьми, у них появлялись общие интересы с русскими переселенцами, ... народов Сибири, таких как одежда, жилище и материальная культура. Методологической основой данного реферата являются ...
Так, у зеркала из могильника Карамурун I рукоятка оканчивается изображением голов двух козлов.
Есть в погребениях каменные жертвенники, выполненные из песчаника, в виде овальных и круглых чаш на ножках.
Одной из наиболее распространенных находок являются глиняные сосуды. Большинство их имеет прямые или чуть отогнутые наружу венчики, плавно переходящие в полусферическое тулово с плоским дном. Все без исключения сосуды выполнены методом ручной ленточной лепки. В глиняную массу примешивали толченый гранит и кварцевый песок. Большая слоистость теста говорит о низком качестве обжига.
Найдены скульптурные и рельефные изображения зверей, выполненные из бронзы, золота, рога и кости.
Так, интересны две бронзовые скульптурные фигурки козлов, найденные у черепа лошади в одном из курганов. Обе отлиты в одной литейной форме, и после отливки подвергались дополнительной обработке. Обнаружено несколько экземпляров полых фигурок архара. Из других украшений представлены бляшки с изображениями кабана, лося. Найдены застежки для верхней одежды из маральего рога в виде головы грифона, на котором, в свою очередь, выгравирован многофигурный рисунок. В VI-V вв. до н.э. появляются тисненные золотой фольгой фигурки хищников — барсов, львов, золотые бляхи. Они применялись для украшения налобного ремня лошади и одежды.
Среди предметов вооружения преобладают наконечники стрел. Они относятся к двум типам: двуперые с выступающей втулкой и трехперые черешковые. В одном из курганов могильника Карамурун I обнаружены остатки кожаного колчана, в котором находились 46 стрел, уложенных в 3 ряда. Удалось установить длину древка — 60 см. Из общего числа наконечников бронзовых — 42 шт., костяных — 3, деревянных — 1. Среди втульчатых есть наконечники с листовидной формой пера и шипом на втулке, выходящим за нижний обрез, наконечники с асимметрично-ромбовидной формой пера и втулкой, доходящей до острия боевой головки, наконечники ромбовидной формы со сглаженными плоскостями.
Черешковые наконечники стрелы имеют подтреугольную форму с лопастями, почти доходящими до острия; с выемками в нижней части боевой головки и зубчатыми выемками.
Во второй половине VI в. до н.э. наряду с перечисленными появляются новые наконечники — трехперые втульчатые, которые в V-IV вв. до н.э. становятся преобладающими. Возможно, эта форма была заимствована от скифов и савроматов. Примерно в это же время распространяются трехгранные наконечники со скрытой втулкой и выступающими шипами.
Причина строительства курганов с «усами»
Для чего строились курганы с «усами»? Известна гипотеза астрономического назначения курганов с «усами». По мнению биолога и энтузиаста археологии П.И. Мариковского, курганы с «усами» были древними обсерваториями и служили для наблюдения за звездным небом, солнцем и луной, для определения времен года. Возможно, что комплексы с «усами» могли использоваться для астрономических определений, но это вряд ли было главным при их строительстве. Иногда такие курганы находятся на расстоянии нескольких километров друг от друга, на некоторых могильниках имеется по два кургана с «усами». Зачем строить две «обсерватории», когда для наблюдений за небом достаточно и одной? Наиболее обоснованно мнение М.К. Кадырбаева, который считал, что комплексы с каменными «усами» были сооружениями погребально-ритуального назначения и отражали идеи солнечного культа, существовавшего у тасмолинских племен.
Культура народов Карелии
... человеческого роста и даже чуть больше - способствовал развитию индивидуальной охоты. Деревянные стрелы с наконечниками из камня и кости имели оперение. Кроме того, люди научились изготовлять ... зрения археологии. 2. Исследовать быт древних народов Карелии. 3. Определить самые известные направления культуры Карелов. 4. Рассмотреть, какие направления культуры Карелов сохранились до наших дней. 5. ...
Особенности Тасмолинской культуры
В целом, Тасмолинская культура изучена на основании материалов курганных захоронений. Данные, легшие в основу характеристики этой культуры, образуют три известных блока: а) предметы вооружения; б) конская сбруя; в) культовые изделия, украшения и предметы быта. В обществе тасмолинцев были прекрасные мастера бронзолитейного дела. Именно из бронзы выполнены все ведущие категории материальной культуры. Железные изделия (ножи, псалии, бляшки) появляются уже на первом этапе (VII-VI вв. до н.э.).
Тасмолинские наконечники стрел раннего этапа — двуперые втульчатые и трехперые с относительно длинным черешком — генетически восходят к на конечникам бегазы-дандыбаевской культуры. Характерны кинжалы с брусковидным, грибовидным навершием и фигурным эфесом; боевые наборные пояса. В конскую узду входят удила со стремечковидными окончаниями, бронзовые или роговые псалии с тремя отверстиями. Среди предметов культа имеются дисковидные бронзовые зеркала с ручкой-петелькой на обороте, каменные жертвенники-алтарики, плоские или на 4-х, 6-ти невысоких ножках. Для прикладного искусства типичны золотые фигурки тигров, бронзовые скульптуры таутеке, гравированные на бронзовом зеркале фигуры кабана и лося, роговые пряжки в виде свернутых в спираль кабанов. В виде фигуры кабана отлита ручка одного массивного зеркала с фигурным бортиком. К концу раннего этапа появляются многофигурные композиции в стиле так называемой «зоологической головоломки». Одна из них — сюжет на роговой пряжке — находит удивительную аналогию в алдыбельских памятниках Тувы. Найдены ювелирные изделия, украшенные техникой зерни и инкрустации. На втором этапе происходят изменения в материальной культуре: приходит стандартная форма бронзовых трехлопастных втульчатых наконечников стрел, уменьшаются зеркала, гораздо шире используется железо и т.д. Третий, коргантасский этап, является периодом завершения тасмолинской культуры. Наряду с сохранением некоторых старых элементов культуры (наконечники стрел, уздечные бляшки и др.), появляется ряд инновации, особенно в погребальном обряде (внутримогильные головные жертвенники).
Тасмолинская культура раннего железного века бытовала на всей территории Казахского мелкосопочника. Изученные памятники, определяют западную границу культуры в районе гор Улытау, южную — по Северной Бетпакдале и Северному Прибалхашью, восточную — по пришидертинским и баянаульским степям и далее к югу до Шубартау. Именно в этих пределах находятся открытые и известные курганы тасмолинской культуры. Есть смежные территории, где в будущем ожидается открытие памятников этой культуры (степные пространства до хребта Шынгыстау).
«Культура Казахстана 19 века»
... обнищанием масс, обезземеливанием и моральными потрясениями. С развитием капиталистических отношений в Казахстане требовалось большое количество образованных людей. Для русского населения, в значительной части ... XIX в, наблюдается влияние изменившихся условий общественной жизни, сильное воздействие татарской культуры. Если в начале века все еще предпочитались ткани среднеазиатского производства из ...
На этой большой территории племена раннего железного века расселялись неравномерно. Основная часть населения концентрировалась в горно-степных районах.
В раннем железном веке, когда обитали тасмолинские племена широко распространился новый прогрессивный тип хозяйствования — кочевое скотоводство. Почти на три тысячелетия оно стало главным занятием жителей степей. Кочевники освоили всю территорию степей, создали мощные кочевые объединения, которые стали прообразами будущих кочевых империй.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/na-temu-tasmolinskaya-kultura/
1.К.М. Байпаков, Ж.К. Таймагамбетов — «Археология Казахстана».
. «Иллюстрированная история Казахстана» том первый — материалы ученых М.К. Козыбаева, К.М Байпакова, Ж. Таймагамбетов.
. Кадырбаев М.К. О некоторых памятниках ранних кочевников Центрального Казахстана.
. Кадырбаев М.К. Памятники ранних кочевников Центрального Казахстана.
. Кадырбаев М.К. Памятники Тасмолинской культуры. /Древняя культура Центрального Казахстана.