Юмор (от англ. humor — юмор, нрав, настроение, склонность), особый вид комического; отношение сознания к объекту, сочетающее внешне комическую трактовку с внутренней серьезностью.
Юмор — смех доброжелательный, жизнеутверждающий. Хотя здесь и выражается несогласие с теми или иными сторонами жизни, но нет их полного отрицания. В нем несколько несерьезное отношение, игра. Грубые, но беззлобные шутки и изысканный шутливый их тон — диапазон юмора.
Под юмором понимают особую манеру художественного изображения; соединение комизма с серьезностью, «возвышенное в комическом», добродушное осмеивание людских пороков и слабостей с целью вызвать мысль о контрасте низменного и пошлого с возвышенным и идеальным и создать в зрителе и читателе после смеха тихую грусть от сознания несовершенства человеч. природы и жизни. Соответственно такой манере художественного изображения смешанное душевное настроение, представляющее собою как бы синтез комического с трагическим, носит также название юмора.
2.2 Сатира
Сатира. Это более всего литературный, драматический жанр. Некоторые исследователи высказывают мнение, что сатира — это особый вид литературы, наряду с эпосом, лирикой, драмой. Сатира — это существенное отрицание. Обличение. Высшая форма наказания смехом.
В основе и юмора, и сатиры лежит комедийное отношение к действительности. Сатира — это крайняя и высшая форма критики, отрицания. Она заостряет, а порой и утрирует и даже деформирует облик осмеиваемого явления.
Юмор же, напротив, всегда видит в своем объекте какие-то стороны, соответствующие идеалу. Он призывает не к уничтожению явления, а к его совершенствованию. Объект юмора хотя и заслуживает критики, но все же сохраняет свою привлекательность. Таким образом, граница между юмором и сатирой — это граница между несостоятельностью отдельной черты явления и всего явления в целом.
2.3 Сарказм
Сарказм — сатирическая по направленности, особо едкая и язвительная ирония, достигшая трагедийного накала. Это ирония, изобличающая явления, особо опасные по своим общественным последствиям. Сарказм — это язвительная насмешка. Обычно это малые формы: эпиграммы, афоризмы.
Особенности сатиры и юмора М.Е. Салтыкова-Щедрина
... Салтыкову-Щедрину. Писатель был убежден, что "литература и пропаганда - одно и то же". Салтыков-Щедрин - продолжатель русской сатиры ... своей жизненной правдой, лукавым юмором, осуждением зла, несправедливости, тупости, ... Тургеневым, Флобером, Золя. В 1880-е сатира Салтыкова достигает кульминации в своем гневе ... М. Салтыков-Щедрин 28 апреля (10 мая н. с) 1889 в Петербурге. Чаще всего М.Е. Салтыкова-Щедрина ...
В XX веке особое распространение получили гротеск и ирония.
2.4 Ирония
Ирония — (др.-греч. eironeia — букв. «притворство», отговорка) —эстетическая категория, характеризующая процессы отрицания, расхождения намерения и результата, замысла и объективного смысла. Ирония родилась из особого стилистического приема, известного уже античным авторам. Древние греки называли так словесное притворство, когда человек хочет казаться глупее, чем он есть на самом деле.
В Древней Греции, начиная с 5 в. до н.э., ирония перерастает из обыденных «издевательства» или «насмешки» в обозначение риторического приема, становится термином.
Сократ использовал иронию для того. чтобы заманить собеседника в ловушку, а затем привести его к абсурдным, несовместимым выводам, одновременно раскрывая подлинный смысл предмета. Ирония, как вторичная форма эстетического отношения, существует как на сатирической, так и на юмористической основе. Ирония — это такая форма эмоциональной критики, в которой за положительной оценкой скрыта острая насмешка. Чем глубже скрыт истинный смысл иронии, тем она более язвительна. Ирония — это комический парадокс. Сатирическая ирония, мнимо утверждая предмет, отрицает его сущность. Юмористическая ирония, мнимо утверждая все в предмете, вышучивает и подвергает критике отдельные его стороны. Она — своеобразное «ласковое ругательство». По мнению Ф. Шлегеля, ирония регистрирует неразрешимые жизненные противоречия и помогает возвыситься над ними. Также в исследованиях иронии подчеркивается ее диалектичность.
Комический намек — частный случай и особая форма иронии. Это переходная форма от иронии как скрытой насмешке к открытой насмешке.
2.5 Гротеск
Гротеск — это намеренное преувеличение, выпячивание тех или иных недостатков. Крайнюю, высшую степень преувеличения представляет собой гротеск. В гротеске преувеличение достигает таких размеров, что увеличенное превращается уже в чудовищное. Оно полностью выходит за грани реальности и переходит в область фантастики. Этим гротеск соприкасается уже со страшным. Правильное и простое определение гротеска дает Борев: «Гротеск есть высшая форма комедийного преувеличения и заострения. Это — преувеличение, придающее фантастический характер данному образу или произведению». Гротеск возможен только в искусстве и невозможен в жизни. Непременное его условие — некоторое эстетическое отношение к изображаемым ужасам.
Суть гротескного образа заключается в гипертрофии, предельном заострении, фантастическом преувеличении отдельных негативных черт изображаемого персонажа или явления.
1. Бореев Ю. Б. О комическом. — М.: «Искусство», 1957. — С. 118
2. Бычков В. В. Эстетика. — М.: Гардарики, 2002. — С. 236
Понятие комического в пьесе Островского
... работы. В первой главе понятие комического рассматривается в литературе XIX века и раскрывается как литературная и эстетическая категория. Центральной проблемой второй главы понятие комического в пьесе А.Н. Островского ... устрашающего гротеска. Комическое во всех своих модификациях обладает огромным воздействием, элементы комического ... самодурство, в каких бы умеренных формах ни выражалось, в какую бы ...
3. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. — СПб.: «Алетейя», 1998. — С. 273
4. Литературный энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1987. — С. 521.
5. Радугин А. А. Эстетика. — М.: Центр, 1998. — С. 115
6. Новая Философская Энциклопедия. Т. 4. М., 2001. С. 456
7. Яковлев Е. Г. Эстетика. — М.: Гардарики, 2002. — С.71
8. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. CD
Эстетические категории как инструмент познания и практического освоения действительности, их разделение на прекрасное и безобразное. Характеристика возвышенного и низменного. Категории трагического и комического. Анализ эстетической категории «ужасное».
контрольная работа
Предпосылки возникновения и развития эстетики. Особенности взаимосвязи эстетического и философского начал. Диалектика трагического и комического в служебной деятельности сотрудников МВД, которые по роду своей профессии сталкиваются с этими категориями.
контрольная работа
Различные направления идеалистической и материалистической эстетики. Сущность общечеловеческих ценностей, их порождение, восприятие, оценка и освоение. Значимость категории трагическое для понимания современности. Концепции комического в истории эстетики.
реферат [33,6 K], добавлен 28.04.2011
Кантовский анализ основных эстетических категорий, понятия комического в философии мыслителя. Аналитика прекрасного, разработанная Кантом, классификация суждения по различным признакам. Сущность красоты и аналитика возвышенного в идеях великого философа.
реферат [26,1 K], добавлен 06.02.2010
Связь комического с богом виноделия Вакхом. Роль бессознательных психических процессов в возникновении смеха как эмоционально-эстетичной реакции на комичное. Фабула трагического у Аристотеля, катарсическое сопереживание. Основные функции искусства.
реферат [23,9 K], добавлен 15.06.2009