Культура ашельского типа сменяется новой культурой, мустьерской (Мустье — пещера на берегу реки Везер, во Франции, где была найдена стоянка древних людей, так называемых неандертальцев, более высокоразвитых и имевших более развитую технику, чем древнейшие люди начала нижнего палеолита (в том числе синантропы).) (100—40 тыс. лет тому назад), которую иногда выделяют из нижнего палеолита в особый «средний палеолит». Впервые определена Г. Мортилье в конце 60-х гг. 19 в. и названа по пещере Ле-Мустье (Le Moustier) на Ю.-З. Франции (департамент Дордонь).
Мустьерский период — это время жизни неандертальцев, следующий за позднеашельской археологической эпохой. Мустьерская эпоха совпала с концом риссс-вюрмского межледниковья и началом вюрмского оледенения. Мустьерская культура распространена не только там, где жил ашельский человек, но и в местах, куда не заходили люди шелльской и ашельской поры. Мустьерское время явилось закономерным переходным этапом от древнейшего периода истории человечества к новому периоду, ко времени первобытных матриархальных общин.
Это был период, когда происходил процесс постепенного накопления элементов нового в жизни людей, давший затем свои результаты в значительном и даже неожиданном на первый взгляд, но вполне закономерном с точки зрения материалистического понимания истории подъёме культуры последующего верхнепалеолитического времени.
Мустьерские памятники многочисленны и разнообразны: поселения в пещерах и гротах, поселения открытого типа, стоянки типа временных охотничьих лагерей. Мартынов А. И. Археология СССР. — 2-е изд. — М.: Высшая школа, 1982. — с. 31
Эпоха мустье началась около 100 000 лет тому назад. Климат мустьерской эпохи в общем был холодный, но сопровождался неоднократными потеплениями и похолоданиями. В микулинское межледниковье, например, хвойные леса вышли на побережье Полярного бассейна.
В вопросе о дате мустьерской эпохи на Среднерусской равнине у археологов нет единого мнения. Одни предлагают для мустье раннюю дату, относя его начало к днепровскому оледенению, максимум к его второй половине. В доказательство они приводят наблюдения над кремневым инвентарем ряда стоянок этой территории, который, по их мнению, сохраняет ашельские традиции. Их точке зрения соответствует геологическая датировка Волгоградской стоянки, которую относят к днепровскому, или одинцовскому, времени. Другие сильно омоложают мустье, относя его к первой половине валдайского оледенения. Они полагают, что весь крымский палеолит следует относить к одной ледниковой эпохе — калининской. Авдусин Д.А. Археология СССР. — М.: Высшая школа, 1977. — с.25
Типы организационной культуры
... сущность и типы организационной культуры, проанализировать организационную культуру японской компании Toyota. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить теоретические аспекты, связанные с понятием «организационная культура»; определить типологии организационной культуры; рассмотреть типы организационной культуры, представленные ...
Мустьерские памятники известны почти во всех странах Старого Света. Прямую связь между памятниками ашеля и мустье, которая позволила бы говорить об их генетической преемственности и связывать варианты ашеля с вариантами и культурами мустье, проследить удается лишь в редких случаях.
В мустьерскую эпоху человечество сделало большой шаг вперед. Появился человек нового вида, который оказался в состоянии значительно усовершенствовать технику производства каменных орудий, приемы охоты, развить зачатки домостроительства. В эту же эпоху зарождается искусство, появляются погребения, с чем связывают зачатки религии, никаких следов которой в домустьерское время не обнаружено.
Ряд археологов предполагают, что в эту эпоху, а может быть даже и до нее, начинает оформляться половозрастное разделение труда. Они обращают внимание на высокую организацию человеческого коллектива. В коллективном строительстве искусственных жилищ археологи справедливо усматривают признак высокой организованности. В частом размещении стоянок у определенных, выгодных для охоты мест некоторые археологи видят проявление первобытной собственности на охотничьи угодья. Последнее заключение может быть слишком решительно, но существование закрепленных участков возможно.
Этот комплекс явлений позволяет предположить новую социальную организацию. Обычно отличают первобытное стадо ашельской эпохи от кровнородственной общины мустьерцев.
Важным явлением мустьерской эпохи было дальнейшее, гораздо более широкое, чем в предыдущее время, освоение новых пространств. Уже ашельские стоянки располагались высоко в горах (например, Кударо).
Человек должен был перевалить за Кавказский хребет. Мы не знаем, сделал ли он это, может быть он обошел этот хребет по побережью и затем расселился по Северному Кавказу. Центром расселения становится и Крым, где открыто много мустьерских стоянок: Киик-Коба, Волчий грот, Шайтан-Коба, Староселье, а в Восточном Крыму — Заскальное. С каждым годом открывают все новые стоянки по Днепру и Дону, на берегах Азовского моря и Волги. Много стоянок этого времени в Средней Азии: вблизи Ташкента, около Ленинабада, в Бухарском оазисе, в Ферганской долине. Есть такие стоянки и в Восточном Казахстане. Авдусин Д.А. Археология СССР. — М.: Высшая школа, 1977. — с.28
Основой жизни мустьерцев была охота. Среди животных, на которых охотился человек, встречаются такие крупные, как мамонт и носорог. Прослеживается известная избирательность или специализация по добыче определенного животного: иногда на стоянках, расположенных близко друг от друга и существовавших примерно в одно время, преобладают кости разных животных. Например, в Староселье встречено 98,4% костей дикого осла, а в Заскальной преобладают кости сайги. В пещерах Черноморского побережья Кавказа больше всего костей пещерного медведя (Воронцовская пещера —98,8%) , а на Ильской стоянке —до 87% составляют кости бизона. Охота на разных животных требовала особых навыков. Охота на мамонта, естественно, отличалась от охоты на пещерного медведя. И вместе с тем об этом основном способе добывания пищи человеком мы знаем очень мало. Некоторые исследователи предполагают, что человек не брезговал и падалью. Может быть, этим объясняются находки отдельных каменных орудий в местах скопления костей животных. Примером могут служить находки на Волге (Тунгуз, Ундоры и другие).
Истина принадлежит человеку, заблуждение — его эпохе
... субъективной сторон Готовые работы на аналогичную тему Курсовая работа Истина и заблуждение 480 руб. Реферат Истина и заблуждение 250 руб. Контрольная работа Истина и заблуждение 200 руб. Получить выполненную ... христианство, как, впрочем, и любая другая религия, ограничивает человека в его свободном выборе и поэтому делает его менее свободным. Действительно, утверждают атеисты, как можно ...
Для палеолита обычно реконструируют облавные охоты на пересеченной местности. Возможно, были и ловчие ямы. Охота имела коллективный характер. Большинство исследователей считают, что некоторые орудия (остроконечники, листовидные острия) использовались как наконечники метательных копий. Несомненно, охота дополнялась и собирательством. Об этом говорят находки терочных камней, служивших для растирания плодов и корней съедобных растений. Лазуков Г.И., Гвоздовер М.Д., Рогинский Я.Я. «Природа и древний человек». — М.: Издательство «Мысль», 1981. — с. 94
Наряду с охотой значительную роль в хозяйстве мустьерского человека играло собирательство, поставлявшее, прежде всего растительную пищу, объем которой для первобытного человека был значителен. Ее остатки до нас не дошли, и долгое время утверждения о ее роли были умозрительны. Но постепенно накапливаются доказательства ее употребления в виде служивших для обработки продуктов собирательства каменных пестов, ступок, найденных на разных стоянках. Эти орудия встречаются часто, видимо, они широко использовались. Косвенным доказательством огромного труда, который первобытный человек вкладывал в обработку растительной пищи, являются изменения в надколеннике костяка женщины, найденного на стоянке Киик-Коба, что, как предполагают, явилось следствием частого и длительного стояния на коленях во время тяжелой работы. Авдусин Д.А. Археология СССР. — М.: Высшая школа, 1977- с. 27
Неандертальцы эпохи мустье достигли относительно высокой производительности, изготовляли более 60 видов орудий труда, вели развитый охотничий промысел, занимались собирательством, жили в постоянных поселениях. Люди мустьерской эпохи производили различные типы остроконечников (употреблявшиеся как ножи для резания, кинжалы, наконечники копий и др.), скребел (для разделывания туш, обработки шкур и дерева), выемчатые и зубчатые орудия (для обтачивания деревянных предметов, резания и пиления), рубил ища разных форм (служившие ударным орудием) и др. Все это говорит о специализации орудий труда в эпоху мустье в отличие от начальных этапов производства орудий труда, когда создавались универсальные орудия.
Увеличение разнообразия орудий труда свидетельствует об усложнении технологии их изготовления. Хотя структура технологического процесса осталась старой, но совершенствовались ее основные этапы: приобрели более правильную форму ядрища; стали более совершенными отщепы; росло число операций; технология производства стала в основном трехступенчатой (оббивка, скалывание, ретушь).
Такой сложный процесс требовал значительного опыта, навыка, координации движений и определенной специализации в рамках рода. Позже появились составные орудия (копья, рогатины, ножи, скребла с деревянными рукоятками и др.) и стал применяться такой технологический прием, как раскаливание камня в огне, а затем охлаждение его в воде. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. — с.527
Происхождение человека
... рассматривали происхождение человека в прошлом, нельзя не отметить, что существовали и продолжают существовать и другие взгляды. Противники материалистической философии всегда приписывают человеку сверхъестественное происхождение. ... трахеей, бронхами, альвеолами, е) наличие всех костей, характерных для млекопитающих. У человека нет ни одной лишней кости, которая бы отсутствовала у млекопитающих. ...
Анализ следов сработанности на мустьерских орудиях позволяет говорить об их многофункциональности и о существовании таких видов деятельности, как резание, строгание, сверление, обработка дерева и шкур. В мустьерскую эпоху возникают составные орудия (в частности, деревянные копья с кремневыми наконечниками).
Из костей животных изготовляли ретушеры, костяные шилья и острия. Стоянки мустьерцев встречаются как в пещерах,так и на открытых пространствах. Это или долговременные стойбища (базовые стоянки), или охотничьи лагеря. Нередко мастерские для добывания и первоначальной обработки кремня обнаруживаются у выходов кремня и других пород камня. На некоторых стоянках фиксируются остатки жилых сооружений.
Мустьерцы нередко использовали скальные навесы под жилища. На крымской стоянке Волчий грот жилище именно такого типа. Исследователи предполагают, что оно было отгорожено заслоном из ветвей от холодных ветров. Для этого заслона могли использоваться и кости мамонта, скопления которых обнаружили на стоянке. Другим примером улучшения природных убежищ может быть широко известная крымская стоянка Киик-Коба, где жилая площадь была прикрыта каменной вертикальной оградой.
На стоянках мустьерцев хорошо известны искусственные жилища, причем настолько совершенные, что они заставляют предполагать достаточно длительную традицию домостроительства, начальная стадия которого должна быть отнесена к более древним эпохам. Это начало по материалам Западной Европы падает на ашель, для нашей территории — вероятно, на то же время, о чем можно судить по следам искусственного жилища в Азыхской пещере (Азербайджан).
На стоянке Молодова-I, относящейся к концу мустье, открыт сложный комплекс, состоящий из зимнего жилища, включающего два помещения и имеющего две пристройки, а кроме того, летнего жилища и надворных очагов. Основным материалом для строительства зимнего жилища послужили кости и черепа мамонтов. Эти костные остатки образовали круглую выкладку. Жилище, вероятно, было покрыто шкурами.
В свете открытий искусственных жилищ, встреченных и на некоторых других стоянках, пересмотрено значение малопонятных ранее находок скоплений костей, которые, видимо, также являются остатками искусственных жилищ.
Домостроительство — несомненное свидетельство и следствие длительной оседлости мустьерского человека, что подтверждается и значительной мощностью культурных слоев на стоянках этой эпохи.
Находимые на стоянках кости животных говорят об известной специализации мустьерских охотников. На крымской стоянке Староселье найдены кости дикого осла. Дикий осел — осторожное животное, и выследить его было трудно. Он выходил на равнины только весной. Тогда, видимо, он и становился жертвой людей. Это говорит нам о сезонности охоты; следовательно, люди заготавливали мясо впрок. Вероятно, в это время появляются такие способы консервирования, как сушение мяса на солнце, копчение его, хранение на морозе. Авдусин Д.А. Археология СССР. — М.: Высшая школа, 1977. — с.26
Школьные сочинения про СССР »
... неважно, что они едят, где спят, как отдыхают". (Вадим Худяков) "Когда был союз СССР, люди не обращали внимания на одежду. Одевались не так хорошо. Мужчины одевались в ... мизерную зарплату, но при этом оставались честными... не знаю даже почему... советских людей никто в мире не понимал и не понимает". (Маргарита Едемская) "У моего ...
О более тесном сплочении коллектива людей говорят остатки жилищ с очагами, а также свидетельства возросшей оседлости (увеличение мощности культурных слоев и остатков охотничьей добычи).
Об осознании коллективом своей общности свидетельствуют и погребения, в которых, вероятно, отразилась забота о членах коллектива. В этом плане исключительно интересно одно из погребений Шанидара, где обнаружен скелет палеоантропа-калеки, лишившегося руки. Удалось установить, что после увечья он жил долгое время, а это было возможно лишь при помощи и заботе коллектива. Нельзя не упомянуть и о том, что иногда кости человека обнаруживаются вместе с кухонными остатками, со следами ударов и обожженными. Отсюда можно предположить, что в мустьерскую эпоху существовал и каннибализм.
Все эти материалы дали основания ряду исследователей предположить, что уже в эту эпоху происходит становление родового общества. И, исходя из этого, понимать разнообразие кремневого инвентаря мустье как отражение этнографических особенностей (традиций в изготовлении каменных орудий) — присущих определенным коллективам людей. Лазуков Г.И., Гвоздовер М.Д., Рогинский Я.Я. «Природа и древний человек». — М.: Издательство «Мысль», 1981. — с.95
Особое отношение к покойнику отразилось, например, в том, что в могилу ребенка (Шанидар, Иран) было положено много цветов, пыльца которых в изобилии найдена в могиле. В Тешик-Таше (Узбекистан) погребение ребенка было окружено кольцом из рогов горного козла. Известны случаи захоронения черепов человека. Так, в Монте-Черчео (Италия) был обнаружен череп, окруженный выкладкой из камней. В пещере Регурду (Франция) были исследованы «ящики», сложенные из плит известняка. В одной из таких камер был обнаружен скелет человека, а в соседней — медведя. Зарождение культа медведя и других животных прослеживается на материалах ряда пещер, в которых найдены особым образом сложенные у стен, в нишах или в «ящиках» из камней отобранные кости животных: черепа, длинные кости.
Появление погребений иногда объясняют тем, что смерть не от ран казалась первобытному человеку неестественной. В появлении погребений видят начало первобытной магии, начало религиозных представлений, не существовавших до того времени. Появились первые зачатки культа умерших. На стоянке Киик-Коба погребение было совершено в специально выдолбленной яме. По немногим сохранившимся костям можно судить, что покойник был положен на бок с подогнутыми ногами; руки, видимо, тоже были согнуты, а кисти рук помещены около головы. Такое положение покойника (в археологии его называют скорченным) обычно для последующих эпох. В пещере Тешик-Таш (Узбекистан) найдено погребение ребенка мустьерского времени.
Мустьерские погребения дали антропологический материал для изучения нового физического типа человека, появившегося в эту эпоху. Первая находка костяка такого человека была сделана на скале Гибралтар и не получила должной научной оценки. Значительно больше откликов вызвала находка возле местечка Неандерталь в 1856 г., по которой этот вид человека и получил свое название. Ныне известно достаточное для антропологических заключений число костяков неандертальцев. Неандерталец, как и его предшественник питекантроп, отличался покатым лбом, мощными надбровными валиками, имел массивные челюсти, крупные зубы, его скелет свидетельствует о большой физической силе, он был ловок и поворотлив. Подбородочный выступ неандертальца обозначен еще слабо. Хотя мозг по объему почти такой, как у современного человека, но лобные доли развиты мало. Полагают, что слабо развиты были и мозговые извилины и что они имели простой рисунок. Существует несколько хронологических и территориальных разновидностей неандертальцев, но тем не менее этот антропологический тип можно считать общим для Европы, Азии и Африки.
Культура первобытного человека
... производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика. Культура первобытного общества В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы - камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху ...
Изучение мустьерских погребений дает важный материал по истории религии как языческой, так и развитых форм, существовавших в обществах, изучаемых археологией. Авдусин Д.А., Полевая археология СССР, М., 1980. — с.52
мустьерский эпоха неандерталец археологический
Мустьерская культура — позднейшая культура раннего палеолита.
Распространена в Европе, на С. Африки, Ближнем Востоке и в Средней Азии. Геологически датируется верхним плейстоценом, концом рисс-вюрмского межледникового периода и первой половиной последнего (вюрмского) оледенения Европы. Памятники поздней мустьерской культуры в Европе датируются радиоуглеродным методом 53—33 тыс. до н. э.; возникновение же ее, вероятно, относится к 100—80 тыс. до н. э.
Носителями мустьерской культуры были неандертальцы. Они жили в пещерах и под открытым небом, иногда в жилищах, сооружённых из крупных костей мамонта и шкур. Основой жизни мустьерцев была охота. Наряду с охотой значительную роль в хозяйстве мустьерского человека играло собирательство, поставлявшее прежде всего растительную пищу, объем которой для первобытного человека был значителен.
Важным явлением мустьерской эпохи было освоение новых пространств. Люди мустьерской эпохи расселились по Северному Кавказу, центром расселения становится и Крым, где открыто много мустьерских стоянок. Много стоянок этого времени в Средней Азии, также такие стоянки есть и в Восточном Казахстане.
Люди мустьерской эпохи производили различные типы остроконечников, скребел, выемчатые и зубчатые орудия, рубилища разных форм и др. Обработка кости развита слабо. Имеется много разновидностей мустьерской культуры, которые нередко распространены на одних и тех же территориях.
С мустьерской эпохой связаны древнейшие из дошедших до нас погребения людей. Большинство их обнаружено на стоянках. Иногда для покойника вырывали могильную яму в дне пещеры. Специально положенных с покойником вещей, как правило, не встречается. Погребения неандертальцев свидетельствуют о зарождавшихся религиозных верованиях.
1. Авдусин Д.А. Археология СССР. — М.: Высшая школа, 1977. — 272 с.
2. Авдусин Д.А. Полевая археология СССР. — М., 1980. — 330 с.
3. Лазуков Г.И., Гвоздовер М.Д., Рогинский Я.Я. Природа и древний человек (основные этапы развития природы палеолитического человека и его культуры на территории СССР в плейстоцене).
— М.: «Мысль», 1981. — 223 с.
4. Мартынов А. И. Археология СССР. — 2-е изд. — М.: Высшая школа, 1982. — 271 с.
5. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. — 622 с.