Государственное управление в сфере культуры

Культура — многозначное социальное явление, относящееся к сфере духовной жизни страны. Культурные ценности представляют собой богатство и достоинство государства. Культурные традиции, заложенные нашими предками, являются неотъемлемой частью престижа страны на мировой арене. Недаром, приглашая международную делегацию, сторона-хозяйка стремиться показать самые яркие особенности традиционной культуры, тем самым привлекая и располагая к себе дипломатических гостей.

Культура как сложное социальное явление представляет собой ценностно-нормативный механизм социальных взаимодействий, который важнейшей своей задачей считает обеспечение целостности общества и социальный порядок. Следовательно, культуру можно назвать зеркалом социума, где отражается развитие и особенности целой нации. В подтверждение вышесказанному можно привести формулировку понятия «культура», изложенное в статье Проекта Федерального закона «О культуре в Российской Федерации»: «Культура — совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков, ценностей, традиций и верований, находящих выражение в образе жизни и искусстве».

Актуальностью данной темы является то, что Россия — социальное государство и культура, являясь важной составляющей в социальном аспекте роста и развития страны, требует особой политики государства, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие гражданина в обществе. Понимая значимость развития культуры, перед государством стоит главный вопрос каким образом осуществлять процесс управления в социальной — культурной сфере так, чтобы обеспечить коммуникативную достоверность и охрану информации о культурной жизни страны.

Цель данной работы является изучение и анализ организации государственного управления в сфере культуры.

В соответствии с целью были выявлены ряд задач : определить сущность культурной сферы, проанализировать развитие культурной сферы , выявить специфику государственного управления культурой, охарактеризовать организацию государственного управления культурой .

Объектом исследования является система государственного управления.

Предметом исследования является организация управления в сфере культуры и искусства.

1. Организация государственного управления в сфере культуры

1.1 Структура органов управления в сфере культуры

Управление в области культуры осуществляется Правительством, системой федеральных и иных органов исполнительной власти. Правительство обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранения культурного наследия общегосударственного значения и народов Российской Федерации. Компетенцию на определенных участках культурного управления реализуют такие федеральные органы исполнительной власти как Министерство культуры, Министерство по делам печати, телевидения и средств массовых коммуникаций, Государственный комитет по кинематографии, Федеральная архивная служба. Определенный ряд управленческих вопросов решают союзы журналистов, кинематографистов, художников и другие творческие союзы, действующие в соответствии с их уставами. Соответствующие органы исполнительной власти создаются в субъектах Российской Федерации. В их ведении находится большинство объектов культуры.

16 стр., 7678 слов

Управление сферой культуры: региональный аспект

... правовой политики высших органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). Как показали исследования П.П Глущенко, В.Я Кикоть, М. Пахтер, Ч. Лэндри [10, 16].Управление сферой культуры является важным направлением ...

В порядке реализации Указа Президента от 11 декабря 1997 г. «О мерах по оздоровлению государственных финансов» в ведение субъектов Федерации переданы десятки объектов культуры федерального подчинения. Также объектами управления являются различные учреждения культуры: библиотеки, дома и дворцы культуры, клубы, кинотеатры, цирки, музеи.

Министерство культуры Российской Федерации, согласно Положению о нем Правительства от 6 июня 1997 г. является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия. Также к компетенции Минкульта относится осуществление государственного регулирования и координация деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства. Министерство является специально уполномоченным государственным органом охраны памятников истории и культуры, а также специально уполномоченным органом государственного контроля над соблюдением установленного порядка вывоза и России и ввоза на ее территорию культурных ценностей, реализации предметов антиквариата, а также правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей. Министерство культуры России имеет территориальные органы по сохранению культурных ценностей. Свою компетенцию оно реализует в основном в отношении объектов культуры федерального значения, организационно-правовой статус которых определяется Правительством Российской Федерации. Примером может служить Российская государственная библиотека или Государственный историко-культурный Музей-заповедник «Московский Кремль».

1.2 Основные задачи Министерства культуры

  • осуществление в сфере культуры государственной политики, которая обеспечивает необходимые условия для реализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчеств;
  • участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры;
  • содействие развитию национальных культур народов России.
  • определение целей и приоритетов в развитии отдельных видов культурной деятельности, профессионального искусства, музейного и библиотечного дела, народного творчества, образования и науки в сфере культуры ;
  • разработка и реализация в соответствии с международными обязательствами РФ систем мер по предупреждению незаконных вывоза и ввоза культурных ценностей и передачи права собственности на культурные ценности;
  • осуществление государственного контроля над вывозом из России культурных ценностей, соблюдением установленного порядка реализации предметов антиквариата;
  • управление деятельностью подведомственных организаций.

Основными нормативно-правовыми источниками в управлении культурой являются Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, указы Президента РФ. Так, например, правовой базой сохранения и развития библиотечного дела служит Федеральный закон от 29 декабря 1994 г, устанавливающий основные принципы деятельности библиотек и гарантирует права человека и общественных объединений на свободный доступ к информации, приобщение к ценностям национальной мировой культуры и на культурную, научную и образовательную деятельность.

21 стр., 10330 слов

Совершенствование социально-культурной деятельности ДК им. С.М. Кирова

... культуре, формы организации досуга. Деятельность театров, кинотеатров, музеев, концертных и выставочных залов, центров, клубов и дворцов культуры, библиотек, просветительная работа ... работах российских исследователей Л.С. Выготского, А.А. Бодалева, И.М. Быховской, И.С. Кона, Э.А. Орловой, Э.В. Соколова, В.В. Шаронова, Б.А. Маркова и других. Необходимо заметить, что деятельность культурного ... ценности, ...

Федеральный закон от 26 мая 1996 г. определяет особенности положения музеев, которых в стране более 2,5 тыс. Они создаются в форме учреждений, осуществляющих культурные, образовательные и научные функции некоммерческого характера. Постановлением Правительства от 12 февраля 1998 г. «Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации» установлен порядок и механизм учета, сохранения богатств, находящихся в ведомстве музеев.

Государственного регулирование в области архивного дела и контроль над сохранностью, комплектованием и использованием Архивного фонда Российской Федерации осуществляет Федеральная архивная служба России (Росархив), согласно Положению о ней, утвержденному постановлением Правительства от 28 декабря 1998г. В систему Росархива входят федеральные государственные архивы, научные и другие непосредственно подчиненные организации, а также органы управления архивным делом субъектов Федерации и подчиненные им учреждения.

В список ведомств, отвечающих за развитие культурной отрасли, входят Государственный комитет РФ по печати, Государственный комитет РФ по кинематографии, Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию и другие. Вопросы поддержки и развития сферы культуры затрагивают функции и других органов государственного управления: Госкомимущество, Центральный Банк, прокуратура, налоговая инспекция и другие.

Таким образом, структура органов государственной власти управления в сфере культуры представляет собой четко выстроенную иерархию ведомств, четко разграничивающих свою компетенцию. Из анализа данных ведомств следует, что все составляющие культурной отрасли находятся в ведении особых служб и комитетов, которые регулируются Министерством культуры РФ. Также выделяются определенные специализированные федеральные службы, обеспечивающие управление определенных отраслей культуры.

2. Основные направления государственной политики в сфере культуры

Важнейшие направления культурной деятельности определены в принятом Федеральном законе от 9 октября 1992г. N 3612 — I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»:

  • выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
  • художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство;
  • архитектура и дизайн, другие виды и жанры искусства;
  • художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;
  • самодеятельное (любительское) художественное творчество, музейное дело и коллекционирование;
  • книгоиздание и библиотечное дело;
  • архивное дело;
  • телевидение;
  • радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;
  • эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области.

В статье Федерального закона от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» обозначены также первоочередные задачи государства в культурной сфере:

8 стр., 3951 слов

Организационная культура на российских предприятиях

... требуется осуществить социальную диагностику организационной культуры на российских предприятиях, выявить особенности её формирования и развития, наметить предпосылки устранения проблем, определить направления трансформации классической организационной культуры в организационную культуру нового партнёрского типа, ...

  • обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;
  • создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;
  • определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;
  • определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

Анализируя задачи, обозначенные в 90-е гг., необходимо отметить тот факт, что культура рассматривается государством как самостоятельная отрасль, не имеющая связи, например, с экономикой и политикой страны. Из списка задач видно, что государственная политика в культурной сфере направлена только на сохранение памятников культуры и этнические особенности. Первостепенной задачей не ставятся инновационное развитие культуры и процесс интеграции с другими отраслями народного хозяйства.

Наибольшее значение для управления в области культуры имеют Федеральный закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», Федеральные законы от 1 декабря 1995 г. «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации», от 22 августа 1996 г. «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», от 15 апреля 1998 г. «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», постановление Правительства от 25 марта 1999 г. «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» и другие нормативно-правовые акты.

Рассматривая вышеперечисленные правовые источники, можно определить первоочередные и долгосрочные цели культурной политики Российской Федерации. Так, к первоочередным можно отнести:

  • разработку отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает в себя стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сфере культуры ;
  • действие средств обеспечения сохранности и безопасности государственных культурных ценностей, а также возможность творческого труда и реализации права на «свободную профессию»;
  • установление мер, усиливающих ответственность за преступление против культурного наследия страны.

Долгосрочные цели определяются, во-первых, формированием идеологических и нравственных основ демократического правового государства, во-вторых, созданием условий развития и воспроизводства творческого потенциала общества, а также формированием неискаженного исторического сознания и созданием культурного пространства страны. И снова при анализе основных правовых документов, включающих в себя основные цели культурной политики, видно, что государственные ориентиры носят консервативный характер. Тем не менее, цели и задачи, представленные в документах 90-х гг., успешно реализуются в современном обществе. Особый интерес представляет предложение Минкульта по реализации основных направлений государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации, согласованное Правительством Российской Федерации от 1 июня 2006 г.

14 стр., 6839 слов

Проблемы формирования, развития и правовой культуры общества ...

... правовой культуры общества; освятить правового ма как я к правового государства в Р; изучить о государственной политики в сфере правовой грамотности и граждан направленные на правовой культуры ; обозначить влияния культурного развития на культуру российского ; разработать тенденции правовой культуры ...

№ МФ-П44-2462. В документе представлен план государственной политики в развитии сфере культуры до 2015 года, направленный на сохранение и развитие культуры, обеспечение социальной стабильности, экономического роста и национальной безопасности государства. По мнению Минкульта сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства России обусловлено неоднородностью обеспечения населения услугами организаций культуры в силу географических особенностей страны и ряда других факторов экономического характера. Тем самым, как считает Минкульт в данном документе, ситуация порождает социальное неравенство в творческом развитии детей и молодежи, социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями и в целом оказывает негативное влияние на социально самочувствие населения.

Исходя из подобной позиции, Минкульт предлагает разработать нормативы обеспеченности населения организациями культуры с учетом нового административного деления. Для этого необходимо разработать номенклатуру государственных услуг в области культуры и модельные стандарты, инфраструктуры отрасли, в том числе и на селе, и в малых городах, которые должны предусматривать оптимизацию действующей сети организаций культуры. Оптимизация, главным образом, определяется путем создания многофункциональных учреждений — социально-культурных центров, культурно-спортивных комплексов, а также передвижных систем обслуживания, такие как автоклубы, библиобусы. Несомненно, оптимизируя организационные сети культуры, государство сможет гораздо быстрее и эффективнее вывести культуру на путь нового развития — инновационного. Возможно, решится ситуация с нехваткой федерального бюджета на улучшения состояний учреждений культуры, в частности, на селе. В качестве инструмента для реализации поставленной цели ставится вопрос о совершенствовании системы материального стимулирования специалистов в области культуры и искусства. Во многих субъектах РФ были приняты целевые программы по поддержке молодых специалистов, работающих в области культуры. Примером может являться Постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 г. «Развитие культуры Зауралья на 2014-2020 гг». Немало важно также и техническое переоснащение объектов культуры. В этих целях Минкульт предлагает разработать натуральные и финансовые нормативы ресурсного обеспечения культурной сферы. На основе данных положений, учитывая то, что основным ресурсом создания условий для оказания услуг в области культуры и гарантией их предоставления является деятельность учреждений культуры и искусства, необходимо осуществлять мероприятия, направленные на модернизацию сети указанных учреждений. Этот вопрос Минкульт решает предложением о необходимости принятия правовых актов, закрепляющих гарантии и условия обеспечения населения услугами организации культуры, в том числе и учреждений клубного типа, музеев, детских школ искусств. Несомненно, принятие правовых актов по гарантии условий обеспечения населения услугами организации культуры актуальны в существующей обстановке. Закрепленные нормативными актами положения об обеспечении культурного образования и досуга в стране смогут поднять статус культурного сектора у населения в целом. Открытым вопросом остается и качество услуг в сфере культуры, зависящее во многом от молодых профессионалов. Разработка мер по привлечению талантливой молодежи для работы в отрасли, что, по мнению Минкульта, позволит расширить спектр и улучшить качество оказания услуг в области культуры, а также ускорить внедрение инновационных методов работы. Основной задачей в предложении Минкульта звучит модернизация системы повышения квалификации специалистов и разработки стандартов требований к персоналу. Данные задачи, по мнению автора работы, весьма сложны в реализации из-за недостаточного финансирования работников культуры и общего не престижного статуса профессий, связанных с обеспечением услуг в культурной сфере. В первую очередь для повышения качества услуг и подготовки профессионалов государству необходимо создать наилучшие условия для привлечения молодых специалистов, готовых продуктивно работать. Вторая часть предложения Минкульта о политики в сфере культуры посвящена сохранению и развитию многонационального культурного наследия народов России. Основные аспекты по данному вопросу сводятся к совершенствованию законодательства об объектах культурного наследия народов России, урегулированию правового положения особо ценных памятников истории и культуры. Особую актуальность в связи с необходимостью формирования комплексного подхода к сохранению особо охраняемых территорий приобретает разработка государственной стратегии формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников в Российской Федерации. Подводя итог анализа целевых ориентиров культурной политики государства, стоит отметить, что курс, избранный в 90-х гг XX века, актуален и в современной обстановке. Основными целями по-прежнему остаются сохранение и поддержка историко-культурной составляющей общественной жизни. В частности, необходимо отметить, что государство предоставляет поддержку в совершенствовании творческих проектов, оказывает поддержку в виде системы государственных грантов. Немаловажную роль отводят и материальной базе учреждений профессионального образования: модернизация помещений, оснащенность специальным оборудования для эффективной работы, обеспечение необходимым профессиональным инструментарием. Особо отменить хочется тот факт, что на основе предложения Минкульта можно рассуждать о постепенной ориентации сферы культуры на рынок путем внедрения современных форм менеджмента, создания условий для адаптации сферы культуры и массовых коммуникаций к рыночным условиям, стимулирования увеличения доли частного финансирования, в то числе использование механизма партнерства, развития меценатства и благотворительности. Обсуждается вопрос об интеграции России в мировой культурный процесс путем подготовки и реализации международных проектов в сфере культуры, способствующие росту престижа российской культуры.

9 стр., 4495 слов

Конституционное право человека и гражданина на свободу творчества ...

... в сфере реализации права человека и гражданина на свободу творчества в современной России. Предмет исследования составляет содержание конституционного права на свободу творчества в Российской Федерации. Цель исследования состоит ... сотрудничества в научной и культурной областях. Принцип уважения свободы творческой деятельности получил закрепление также и в разделе «Культура» Парижской хартии для новой ...

25 стр., 12254 слов

Внешняя культурная политика Японии

... внешней культурной политики Японии, например, П. А. Мошняга. Ряд российских исследователей, таких как В. А. Королев, Е. Л. Катасонова и Е. Д. Кочнева, в своих работах изучали способность Японии использовать культуру ...

Заключение

Рассматривая культуру как отрасль социальной сферы, необходимо помнить, что основными субъектами являются человек и общество. Поэтому организация государственного управления в данной сфере должна формироваться с учетом особенностей общественных взаимоотношений. Обозначив основные целевые ориентиры, государственная культурная политика должна, прежде всего, удовлетворять потребности всех отраслей народного хозяйства. Сегодня можно наблюдать за тем, что культура становится мощным рычагом для социально-экономического развития страны. Богатство ресурсов, как природных, так человеческих, создает весьма твердую почву для выхода России на конкурентоспособный международный рынок путем культурной интеграции. Идеологическая роль культуры остается актуальна и в настоящее время: сохранение исторических документов, памятников, воспитание молодого поколения с истинными знаниями истории своей страны всегда будут высшей целью культурной политики. Развитая государственная структура управления в области культуры, представленная Министерством, комитетами и службами, создает все условия для достижения основных целей культурной политики. Управленческая стратегия и тактика в области культуры очень сложна из-за многозначности самой культуры и многоуровневости ее структуры. Стоит также отметить, что, к сожалению, наиболее острым до сих пор остается вопрос финансирования культурной сферы. Автор работы считает, что проблему нехватки федерального бюджета возможно несколько смягчить путем разделения финансовых функций социокультурной политики между государственными вложениями и благотворительными, коммерческими секторами. В то же время, социальная значимость культуры растет, а в пору кризисного существования — обостряется, так как усиливается потребность общества в стабилизирующем факторе развития, каковым является культура.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/ministerstvo-kulturyi-rf/

государственный управление культура

Российской Федерации.- М., Юридическая литература, 1993 г.

Закон Российской Федерации от 09.10. 1992г. N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

Закон РФ от 29.12.1994г.N 79-ФЗ «О библиотечном деле».

Закон РФ от 26.05.1996г.N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

Закон РФ от 22.08.1996г. N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» (с изменениями на 5 мая 2014 года).

Указ Президента РФ от 12.11.1993г. N 1904 «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» (с изменениями на 7 июня 2013 года).

Указ Президента РФ от 01.07.97г. N 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации».

Постановление ГД ФС РФ от 05.03.97г. N 1189-2 ГД «О проекте федерального закона «О творческих работниках и творческих союзах».

Постановление ГД ФС РФ от 26.12.97г. N 2069-ГД «О проекте федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры народов РФ)»

Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по реализации от 1.06.2006 г. МФ-П44

3 стр., 1126 слов

Правоохранительные органы Российской Федерации

... правоохранительных органов принадлежит федеральным законам. Следующую группу нормативных актов можно объединить термином «подзаконные нормативные акты». К ним относятся постановления органов ... направления определяют цели деятельности правоохранительных органов, которые вытекают из правовой политики государства. Правоохранительные органы должны находиться вне политики различных партий и иных ...

Учебная и справочная литература Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.,2013. — 98 с.