Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура в
60-е-80-е г г 20 в
После Смерти И. Сталина /март 1953 г./ и ХХ съезда КПСС наступает момент обновления нашего общества, получившее название «Оттепели» /по названию одноименной повести И. Эренбурга, которая появилась в это время/. В период «Оттепели» в советском обществе происходит глобальный социокультурный поворот: осуществляется развенчание мифов сталинизма, освобождение общественного сознания от догм и идеологических стереотипов. Процесс духовного обновления в советском обществе коснулся прежде всего проблемы ответственности «отцов» за отход от идеалов Октябрьской революции, которая стала критерием измерения исторического прошлого страны, равно как и нравственной позиции отдельной личности.
Вообще надо сказать, что данный период в жизни нашей страны повлиял на молодое поколение, которое впоследствии стало называться «шестидесятниками». Наиболее полно это поколение реализовало себя в сфере искусства, образования, науки. Вообще в системе науки были сделаны определенные организационные перестройки. В ведении Академии наук СССР остались только фундаментальные исследования, все же прикладные тематики передавались специальным институтам и лабораториям. С 1957 г. началось формирование Сибирского отделения АН СССР. В районе г. Новосибирска строится научный городок, который вскоре стал крупнейшим в стране исследовательским центром. Такая реорганизация стимулировала прикладные разработки, способствовала продвижению страны по пути научно-технического прогресса. Самых выдающихся успехов советская наука достигла в области исследования космоса и ракетостроения. 4 октября 1957 г. Советский Союз запустил первый в мире космический спутник, открыв новую эру в изучении межзвездного пространства. 12 апреля 1961 г. впервые в истории человечества совершил полет в космос на корабле «Восток» Юрий Гагарин.
Что касается искусства, то в 50 и 60-е годы в литературу приходит большая плеяда молодых и талантливых литераторов, разных по своей стилистике. Но их объединяло то, что они в своем творчестве отторгали концепцию «человека-винтика» государственной машины, а показывали жизнь простых людей с их горестями и радостями, т.е. без ложного пафоса. К ним можно отнести: В. Аксенова, Б. Ахмадулину, А. Вознесенского, В. Войновича, Е. Евтушенко, А. Жигулина, Ф. Искандера, Ю. Казакова, В. Максимова, Р. Рождественского, Н. Рубцова. В это же время в литературе возникает такое течение как «деревенская проза». Представители этого течения – Ф. Абрамов, В. Белов, Б. Можаев, Е. Носов, В. Овечкин, В. Распутин, В. Шукшин – увидели исчезновение русской деревни, обесценивание народной культуры, трагедию превращения народа в молчаливого и забитого маргинала. произведения писателей – «деревенщиков» были как бы сигналом тревоги и боли.
Возрождение народных празднеств и обрядов в современном обществе
... компонентов народной культуры не проводилось. Объект исследования – народные празднества и обряды как компонент народной художественной культуры. Предмет исследования – условия для возрождения народных празднеств и обрядов в современном обществе. Цель исследования – теоретическое обоснование необходимости возрождения народных празднеств и обрядов ...
В 60-е годы выросло целое поколение молодых кинорежиссеров, сценаристов, актеров. С.Бондарчук, И. Таланкин, Г. Чухрай, А. Алов и В. Наумов, М. Хуциев в тесном единстве с мастерами старших поколений – М. Калатозовым, Ю. Райзманом, М. Роммом, С. Герасимовым – создали немало значительных фильмов, ставших событием не только в советском, но и в мировом киноискусстве. Это прежде всего «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Судьба человека», «Летят журавли», «Девять дней одного года», «Мне двадцать лет».
Но «Оттепель» была явлением кратковременным. Уже с середины шестидесятых годов усиливается процесс бюрократизации нашего общества, в том числе и в культурной сфере, который продолжался более двух десятков лет. В годы «застоя», как внутренний протест против официального искусства, которое шло в русле господствующей идеологии, формируется искусство андеграунда . Наиболее полно оно проявляется в музыке /явление рок-культуры/, в литературе /так называемый самиздат/ и изобразительном искусстве /достаточно хотя бы назвать ленинградское товарищество под названием «Митьки» или художников, участников так называемой «Бульдозорной выставки»/.
Андеграундное искусство сформировало свое альтернативное культурное пространство, которое явилось благоприятной средой для диссидентского движения. В конце 60-х и начале 70-хх гг. основные течения диссидентов объединились в «Демократическое движение», представленное тремя направлениями: «подлинным марксизмом-ленинизмом» /лидеры братья Рой и Жорес Медведевы/, «либерализмом» — в лице А. Сахарова и традиционализмом, защищаемым А. Солженицыным.
«Демократическое движение» не имело широкого резонанса в стране, однако свое настоящее призвание получило за границей, куда уехало большое количество диссидентов. И в семидесятые годы международной проблемой первой величины были вопрос о правах человека в СССР.
Таинство культуры этого времени еще и в том, что в условиях цензуры, идеологического давления она давала обильные самобытные всходы во всех областях. Были созданы высокохудожественные произведения в литературе – «В августе сорок четвертого» В. Богомолова, «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Горячий снег» Ю. Бондарева, «Пять земли» Г. Бакланова, «Царь-рыба» В. Астафьева, «Другая жизнь» и «Дом на набережной» Ю. Трифонова, «Белый Бим, черное ухо» Г. Троепольского, пьесы В. Розова и А. Вампилова. Теме Родины, ее судеб посвящали свои музыкальные произведения Г. Свиридов, Р. Щедрин, В. Гаврилин. Широкую известность приобрела музыка /и прежде всего песенное творчество/ таких композиторов как А. Островский, А. Пахмутова, А. Петров, М. Таривердиев.
Семидесятые годы были временем подъема театрального искусства. Особой популярностью пользовались такие театры как Большой драматический имени М. Горького в Ленинграде во главе с Г. Товстоноговым, а также Московские театры – «Современник» во главе с О. Ефремовым /затем, когда Ефремов стал руководителем МХАТА им. Чехова, его сменила Г. Волчек/ Театр драмы и комедии на Таганке во главе с Ю. Любимовым. Центром же музыкального театра оставался Большой театр. В эти годы на его сцене блистали балерины и танцовщики – М. Плисецкая, Н. Тимофеева, Е. Максимова, М. Лиепа, В. Васильев, М. Лавровский. Его прославили также имена певиц и певцов – Г. Вишневской, Т. Милашкиной, Т. Синявской, Б. Руденко, И. Архиповой, Е. Образцовой, В. Атлантова, Е. Нестеренко, Ю. Гуляева.
История автомобилестроения в России
... России. Первым таким заводом стал «ИжМаш» построенный в Ижевске в 1967 году. Вопреки мировым тенденциям, в семидесятые годы советская промышленность переживала бум, когда темпы роста мирового автомобилестроения ... часть которых поступила в РККА. В годы Великой Отечественной производство автомобилей сократилось в шесть раз, ... 1. История появления автомобильной промышленности в России В России, как и ...
Семидесятые годы – это и расцвет так называемой авторской /бардовской/ песни. Большой популярностью пользовались ее представители: Б. Окуджава, А. Галич, В. Высоцкий, Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Городницкий, Т. и С. Никитины, Н. Матвеева. «Звездами» эстрады первой величины были Л. Зыкина, Э. Пьеха, А. Пугачева, С. Ротару, И. Кобзон, М. Магомаев, Л. Лещенко.
В семидесятые годы успешно развивается отечественное кино. Именно на эти годы падает расцвет творчества таких мастеров экрана как Г. Данелия, Э. Рязанов, Л. Гайдай, А. Герман, И. Авербах, С. Ростоцкий, М. Швейцер, А. Кончаловский, Н. Михалков, В. Мельников, А. Тарковский, А. Митта, Э. Климов.
Таким образом, культурное развитие народов Советского Союза поднялось на вершины искусства во всех сферах. Есть что ценить и вспоминать.
2.Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира
Участие России в этом процессе
В условиях всемирной глобализации, стремительного расширения информационного пространства и насущной потребности в развитии инновационных технологий в современном мире особую актуальность приобретают вопросы усиления научного потенциала и подготовки высококвалифицированных специалистов. В этой связи одной из важнейших задач современного развития общества становится поддержка образования и науки, от которых зависит экономическая, политическая и культурная стабильность любой развитой страны, ее авторитет на мировой арене.
В XXI веке высшее образование выступает в качестве основополагающего компонента устойчивого развития человеческого сообщества, в котором важнейшее место отводится университетскому образованию, главной задачей которого является формирование универсальной образовательной модели, основанной на приоритетах гуманитаризации знания.
Проект «Диалог организационных культур в создании общеевропейского пространства Высшего образования: реализация принципов Болонского процесса в международных образовательных программах с учетом России» посвящен основным проблемам современного высшего образования и европейской образовательной интеграции, дальнейшему развитию университетского образования, вопросам Болонского процесса и включению в него России.
Образование и наука на настоящем этапе являются не только культурным, но и одним из решающих факторов политического и экономического развития, а также эффективным способом международного общения. Особенно важно учитывать это на данном этапе, когда обмен информацией, высококвалифицированными специалистами, перспективными научными исследованиями становятся обязательным условием экономического успеха многих стран мира. Особый интерес к вопросам образования в последнее время обусловлен еще и тем, что сейчас многие образовательные системы переживают период серьезных реформ, от которых напрямую зависит будущее современного гуманитарного прогресса.
Оптимальная модель школьного образования
... помогает глубже понять окружающий мир. Но я считаю, что в школьном образовании возможности индивидуального подхода минимальны. В школе не слишком обращают внимания ... с использованием современного оборудования. Качество обучения должно соответствовать Государственным стандартам. В-третьих, учебные заведения необходимо приспособить для полноценного обучения детей с ограниченными возможностями ...
Новая образовательная модель, включающая в себя принципы интеграции и мобильности, тесно связана с идей «образования через всю жизнь». Образование через всю жизнь (Lifelong Learning — в течение всей жизни) охватывает все фазы обучения, в ее основе лежит предоставление возможности каждому индивиду выбирать из числа учебных сред, видов деятельности, регионов и стран, необходимое для того, чтобы усовершенствовать свои знания и умения (компетенцию) и использовать их оптимально. Важное условие для исполнения LL — развитие совместимой (ступенчатой) системы кредитов, которая допускает опознание дипломов и удостоверений, полученных в школе, в университете и в сфере профессионального обучения. Непрерывное образование и приобретение соответствующих времени необходимых навыков рассматриваются в качестве ответов растущей конкуренции и использованию новых технологий. Идея «образования через всю жизнь» отвечает стратегической цели Европы стать наиболее конкурентоспособным обществом в мире, базирующемся на знаниях.
Одна из центральных целей Болонского процесса — интегрировать все европейские стандарты качества в высшем образовании. Предварительное условие — выработка сравнимых методов и критериев для оценки качества научных исследований и преподавания. В 1998 г. Совет Европы рекомендовал провести сотрудничество в этой сфере. В результате чего для оценки качества в высшем образовании была учреждена Европейская сеть оценки качества (ENQA).
В ходе так называемых Болонских семинаров новые предложения по повышению качества европейских стандартов (программы уровня бакалавра и магистра) были представлены в Амстердаме («Европейское измерение подтверждения качества»).
В первом варианте проекта «Сопоставимые образовательные структуры в Европе» приняли участие 70 европейских университетов. Были выработаны критерии для сравнения итоговых структур по 7 предметам (бизнес, образование, геология, история, математика, химия и физика)
Важным момент явилось образование структуры, состоящей из группы содействия и группы подготовки. Группа содействия: Европейская комиссия, представители стран, подписавших документы Болонского процесса и новые участники. Группа подготовки: представители стран, принимающих у себя предыдущую и следующую встречу министров, двух государств — членов Европейского союза и двух стран не входящих в союз, представители председательствующей в Европейском союзе страны и Европейской комиссии. Болонский процесс стал управляться Европейской ассоциацией университетов (EUA), Европейской ассоциацией высших учебных заведений (EURASHE), Ассоциацией национальных союзов студентов (ESIB) и Советом Европы.
Болонский процесс выявил три основные проблемы, — считает представитель QUESTE, организации, которая развивает системы оценки качества инженерного образования, Рене Франсуа Бернар. — Во-первых, низкий уровень образования во многих странах. Вторая проблема — ограничение исследовательской инновационной составляющей образования, потому что за три года обучения бакалавра невозможно подготовить ученого-исследователя, способного на инновации. Третья проблема — ограниченный список стран, вовлеченных в Болонский процесс, так как Болонская декларация не стремится включать в свои ряды государства, которые оказывают некачественные образовательные услуги. Надо расширять список стран, наша организация QUESTE действует в этом направлении, делает все возможное для достижения высот в высшем инженерном образовании.
Сравнительный анализ систем образования в России и Британии
... степени - наиболее прозрачными и легко сопоставимыми. И для того, чтобы в нашей стране этот процесс прошел проще, и мы смогли понять суть данных реформ, нам необходимо ознакомиться с европейскими системами образования. В качестве ... организации и охватывают курсы обучения, проводящиеся британскими вузами как в Великобритании, так и за границей. Согласно многоступенчатой модели, высшее образование ...
Прежде всего, противоречия проявляются в процессе реализации двухуровневой системы образования (бакалавриат-магистратура) и связаны с формами организации учебного процесса, уровнем внедряемых инноваций и разными сроками их реализации.
Например, степень бакалавра присуждается в Великобритании после 3–4-летних специализированных программ на дневном отделении университета или колледжа. В Великобритании существует несколько типов степени бакалавра, названия которых зависят от специализации обучения. Так, к четырем основным степеням относятся бакалавр в области искусств (Bachelor of Arts, ВА), бакалавр в области наук (Bachelor of Science, BSC), бакалавр в инженерной области (Bachelor of Engineering, BENG) и бакалавр в юридической области (Bachelor of Law, LLB).
Получение квалификации (степени) «бакалавр» в России предусматривает срок обучения не менее 4 лет.
В Дании бакалавр является первой степенью на университетском уровне; предусматривается срок обучения от 3 до 3,5 лет. Обучение сосредоточивается на одной или двух предметных областях.
Степенью второго уровня в системе высшего образования является степень доктора. В Великобритании большинство программ на степень доктора представляют собой сугубо исследовательскую работу. Обычно на исследовательскую программу отводится 2-3 года. К концу этого периода студент должен опубликовать полученные результаты в официальных отчетах, в научных или специализированных журналах и по опубликованным материалам написать диссертацию. Степень доктора присваивается после успешной защиты диссертации.
В Австрии программа докторантуры требует как минимум двух лет обучения, предусматривает написание и защиту диссертации и сдачу итогового экзамена.
В Испании для получения степени «доктор» требуется от 3 до 4 лет обучения в докторантуре.
В Финляндии докторские звания присваиваются либо в виде промежуточной докторской степени (в некоторых предметных областях) после двух лет обучения, либо в виде итоговой докторской степени после 3-4 лет обучения и защиты диссертации. В настоящее время докторские курсы по большей части предлагаются в аспирантурах.
Проблемы современного образования выявили необходимость в детальном анализе и мониторинге проводимых образовательных реформ. Так в 2000 г. появился проект «Евро-студент 2000», направленный на сбор и сопоставление данных в 7 различных странах Евросоюза (Австрия, Бельгия, Германия, Финляндия, Франция, Италия, Нидерланды).
Данные были сфокусированы на различных аспектах высшего образования: условиях существования (образ жизни, средства существования) студентов, т. е. рассматривались финансовые источники, фонд студенческой семьи, правительственные распределения, языковые навыки (компетентность), временное пребывание за границей, жилищный и студенческий бюджеты. Результаты этого изучения были использованы в формировании и развитии новой образовательной политики.
Использование методов проектного обучения в подготовке специалистов ...
... профессиональной проектной деятельности, об индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате, готовом изделии. [21]. Подготовка преподавателя к занятиям по групповой форме обучения предусматривает следующие этапы [17]:1) правильно выбранный интерактивный метод ...