Культура итальянского Возрождения

Контрольная работа

Эпоха Возрождения – это эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к буржуазии. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, но так, же в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. В сходных условиях развивались сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансного типа. В эпоху Возрождения процветали колдовство, алхимия, «черная» и «белая» магии, астрология — органическая часть ренессансной натурфилософии 1 .

В развитии культуры Возрождения различают несколько этапов:

1. Проторенессанс (конец XIII—первая половина XIV века);

2. Раннее Возрождение (XV век);

3. Высокое Возрождение (конец XV — первые три десятилетия XVI в.);

4. Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века).

Главная особенность Возрождения — целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры. Резкое возрастание авторитета искусства не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. В эту эпоху высокого уровня достигли прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом. Особенность искусства Возрождения в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа. Художники достигают широкого охвата действительности и умеют правдиво отобразить основные тенденции своего времени. Они ищут наиболее эффективные средства и способы для воспроизведения богатства и разнообразия форм проявления реального мира. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира.

4 стр., 1997 слов

Основные направления в культуре и искусстве XIX века

... настроения в художественной культуре появляются уже в конце XVIII в.: пейзажный стиль в садово-парковом искусстве, "естественная" тематика ... новой исторической реальности, породили тип разочаровавшегося человека, "нового Гамлета" - индивидуалиста, стремящегося к ... своего рода оппозицией французскому классицизму, иллюзиям века Просвещения. Рационализму и классицизму противопоставляется чувственная ...

Эпоха Возрождения имела огромное положительное значение в истории мировой культуры. В искусстве Возрождения воплотился идеал гармонического и свободного человеческого бытия, питавший его культуру.

1. Социально-исторические предпосылки формирования мировоззрения эпохи Возрождения. Гуманизм как основное содержание эпохи. Переосмысление принципов Античности и Средневековья в ренессансной культуре.

1.1. Социально-исторические предпосылки формирования

мировоззрения эпохи Возрождения.

Социально-исторической предпосылкой культуры Возрождения явилось становление буржуазного индивидуализма. В эту эпоху «с полной силой заявляет о себе субъективное начало, человек становится духовным индивидом и познает себя таковым»2 . Ренессанс приносит с собой новый тип личности. Это уверенный в себе, предприимчивый, энергичный, полный планов и надежд, не лишенный эгоизма и даже подчас хищничества, самостоятельно и критически мыслящий, властный, твердо стоящий на ногах, волевой человек, не терпящий никаких преград и умеющий любую из них преодолевать. Его занимают исключительно земные проблемы.

Люди эпохи Возрождения легки на подъем, инициативны, готовы в любую минуту рисковать ради дела, это — кипучие натуры, которые и вокруг себя создают поле высокой духовной и деловой напряженности, постоянно учащают пульс жизни. Такая личность требует для себя права свободно мыслить и устраивать жизнь сообразно своим потребностям. У нее появились досуг, создаваемый обеспеченностью, свобода, а вместе с ними вкус к комфорту, земным благам. Ренессансный человек красив сам и любит окружать себя красивыми вещами. Планка эстетических ценностей резко поднялась верх.

И в то же время это личность весьма противоречивая: она окружена массой врагов, завистников, конкурентов, она постоянно интригует, лавирует, хитрит, она вся в напряженной борьбе — против конкурентов, политических партий и др. В этой борьбе человек предельно целеустремлен и далеко не безгрешен. Для достижения своих целей он не гнушается никакими средствами — в ход идут подкуп, коварство, вероломство. Утонченный и вежливый в узком кругу высокообразованных друзей-гуманистов, он беспощаден к своим врагам и побежденного не жалеет. Решающие критерии его поступков не моральные, а беспринципно прагматические — личный успех, выживание и самоутверждение. Универсальным правилом жизни становится абсолютный, голый эгоизм. В «потустороннем» мире ренессансный индивид никого и ничего не боится. Не боится даже Бога, хотя он и не атеист. Он просто живет «на свой страх и риск». Для него нет моральных авторитетов.

Возрождение положило начало новому этапу в истории мировой культуры. Этап этот, как отмечал Ф. Энгельс, был величайшим прогрессивным переворотом из всех пережитых до того времени человечеством. По значению, которое имело Возрождение для развития культуры и искусства, с ним может быть сопоставлена в прошлом только эпоха расцвета античной цивилизации. В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание. Достаточно напомнить о гениальных научных догадках Леонардо да Винчи, об основании Фрэнсисом Бэконом опытного метода исследования, об астрономических теориях Коперника, о первых успехах математики, о географических открытиях Колумба и Магеллана.

4 стр., 1797 слов

Позднее Возрождение. Кризис Гуманизма

... литературы эпохи Возрождения связаны с эволюцией гуманистических концепций в период Раннего, высшего и Позднего Возрождения. ... последние десятилетия XVI века кризис гуманизма Возрождения оказал влияние и на венецианскую ... богатство и разнообразие. Характерная черта культуры Возрождения - тесная связь науки и ... В искусстве Нидерландов XVI в. развитие происходило постепенно, новые черты сочетались ...

1.2. Гуманизм как основное содержание эпохи., Гуманизм – ценностная основа культуры возрождения.

Особое значение имело Возрождение для развития искусства, утверждения принципов реализма и гуманизма в литературе, театре и изобразительном искусстве.

Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр — могучая и прекрасная личность.

Художественная культура Возрождения представляет для человечества неповторимую и непреходящую ценность. На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. Огромное значение имело искусство Возрождения для всего дальнейшего развития зодчества и ваяния. То же относится и в значительной мере к театру и литературе.

Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение. Однако это вовсе не значит, что культура всех народов мира при переходе от феодализма к буржуазному обществу проходила через период Возрождения как через обязательный этап своего развития. Чтобы в недрах позднего феодального общества впервые возникла и победила антифеодальная, гуманистическая художественная культура ренессансного типа, сложилось передовое светское мировоззрение, возникло представление о свободе и достоинстве человеческой личности, необходимо было сочетание определенных исторических условий, которые оказались возможными в определенной части земного шара, а именно в Западной и отчасти Центральной Европе. Итальянский гуманизм проникнут пафосом великого в человеке и страстью к классическим формам.3

Итак, гуманизм и Ренессанс являются «двумя сторонами единого явления». Следует понимать под Ренессансом возрождение нового духа, который пользовался гуманитарными знаниями как инструментом. При этом гуманизм есть своеобразная миссия очеловечивания посредством гуманистической литературы, совершенствование, обновление человеческой природы.

Однако в период позднего Возрождения многие его нормы изменились, обнаружились черты кризиса. В Западной Европе это сказалось в возникновении академизма и маньеризма в изобразительном искусстве, в наступлении религиозности и мистицизма на светскую и гуманистическую культуру. Обозначился разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовной и физической жизнью человека это проявилось в творчестве крупнейших его представителей — Шекспира, Микеланджело.

1.3.Переосмысление принципов Античности и Средневековья в ренессансной культуре.

В процессе формирования и развития культура Возрождения определяет отношение к другим типам культуры, к другим эпохам. Обращение к античному наследию выступает важной особенностью культуры Ренессанса. Обращение к античности стало следствием глубинных процессов в позднесредниковой культуре, когда наметился тупик в развитии схоластики.4 Антропоцентризм и прославление прекрасного, гармонически развитого человека были особенно близки европейскому гуманизму. В период Ренессанса возрождается античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусства в отличие от средневекового символизма.

12 стр., 5963 слов

Украинская культура: развитие и современное состояние

... произведения оказали большое влияние на последующие поколения, развитие общественно-политической мысли, формирование сознания ... государственных деятелей, ученых, писателей и художников как Ф. Прокопович, Г. Сковорода, ... удивительных многоярусных иконостасов. Украинская музыка периода барокко – наивысшее достижение национального ... происхождения, мотивируя это тем, что каждый имеет право на личную жизнь и ...

Практическое, житейское мировосприятие древних было более притягательным, разнообразным и доступным, чем построения средневековых схоластов. Художников, скульпторов и поэтов Возрождения привлекают сюжеты античной мифологии и истории, древние — греческий и латинский языки.

Восстановление античного наследия и началось с изучения древних языков. С конца XIII века гуманисты начали активно изучать греческий язык, а на латинском языке — классическом языке Цицерона, Горация, Сенеки — были написаны труды гуманистов. Латынь стала языком эпохи Возрождения. Один из первых исследователей культуры Италии в эпоху Возрождения Якоб Буркхардт отмечал, что даже дети прекрасно знали латынь. Гуманисты были историками, филологами, библиотекарями, любили копаться в старых рукописях и книгах, составляли коллекции древностей. Они стали восстанавливать забытые труды греческих и римских авторов, устанавливать подлинные тексты вместо искаженных в эпоху Средневековья. Большая часть текстов античных авторов, которыми располагает современная наука, была выявлена именно гуманистами. Большую роль в распространении античного наследия сыграло изобретение и распространение книгопечатания. Важно

отметить, что античные рукописи и памятники были не мертвыми вещами, но подлинно учителями, помогавшими открыть самого себя, «это не камни, дерево и бумага, а материал для возведения памятника собственной личности»5 .

Гуманисты проявляли большой интерес и к античной философии — натурфилософии, эпикуреизму, неоплатонизму. В середине XV века во Флоренции основывается Платоновская академия. Почитание Платона было здесь превращено почти в религиозный культ. Таким образом, преемственная связь Возрождения с античностью очевидна.