Специфика культуры Древней Руси: общее описание
История Древней Руси охватывает период с X по XVII в. Несмотря на то, что за это время произошли большие изменения в образе жизни и мировоззрении народа, культура данного периода имеет общие типические черты. Она качественно отличается от языческой культуры дохристианской Руси. Древнерусская культура формировалась на основе древнеславянского языка как средства культурного общения и сочетания двух идеологий — христианства и древней языческой традиции.
Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям — хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты — одни для Поднепровья, другие — для Северо-Восточной Руси и т.д. культура древнеславянский мифология эпос обряд
На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских славян, других восточнославянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, — с угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами, другими славянскими народами и государствами.
В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных культурных традиции было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт, то сельское население было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа. В селах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным культурным новшествам.
Культура народа и культурная среда
... этнос – это понятие культурное и органическое. Культура — это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации. Культура — это святыни народа, святыни нации. Таким образом, народ – это генетическая общность, ...
Долгие годы русская культура — устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло — развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего, новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.
Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек — нате области, которые были теснейшим образом, связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.
Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология. Суровое аскетическое христианство Византии на русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние было особенно велико. Не случайно во многих церковных памятниках культуры (например, сочинениях церковных авторов) мы видим совершенно светские, мирские рассуждения и отражение чисто мирских страстей. И не случайно, что вершина духовного достижения Древней Руси — гениальное «Слово о полку Игореве» все пронизано языческими мотивами.
Эта открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья. Не случайно опять же одним из любимых образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже облившись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу. И даже тогда, когда единая Русь политически распалась, общие черты русской культуры проявлялись в культуре отдельных княжеств. Несмотря на политические трудности, на местные особенности, это все равно была единая русская культура X — начала XIII в. монголо-татарское нашествие, последующий окончательный распад русских земель, их подчинение соседним государствам надолго прервали это единство.
Культура древних славян
... жизни. Центральное место в культуре этого периода занимала языческая религия. Язычество - это религиозная форма освоения человеком мира. Религиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков. ... повелителем Вселенной признавали бога громовержца Перуна. В договорах X века с греками русские князья клялись двумя богами: дружинным - Перуном (впоследствии - княжеским богом), а ...
2. Мифология и космогония древних славян. Взаимоотношение людей и богов
Основой мифов славянских народов является языческое мировосприятие. Мифы славян охватывают всю сферу духовной культуры и значительную часть культуры материальной. Они находятся в тесной связи с мифами соседних и родственных народов. Славянские мифы представляют собой самостоятельно развившееся ответвление древней индоевропейской культуры; так, в частности, к индоевропейским временам восходят представления о мироздании.
Расцвет славянской мифологии приходился на период с конца I тысячелетия до нашей эры, время этнического единства древних славян, до введения христианства в VIV-X веках. По мере расселения славянских племен с территории между Вислой и Днепром по Центральной и Восточной Европе от Эльбы до Дуная и от южного побережья Балтийского моря до севера Балканского полуострова происходила и дифференциация мифов, обособление их локальных вариантов. К началу I тысячелетия нашей эры образовались четыре основных центра славянской мифологии — мифы балтийских славян, обитавших в северной части междуречья Эльбы и Одера; мифы восточных славян (с центрами расселения в Киеве и Новгороде); мифы южнославянских племен, населявших территорию Балкан; мифы западных славян (Польша, Чехия и Моравия).
Несмотря на локальные различия, они сохраняли основные черты общеславянской мифологии, что облегчило впоследствии ученым работу по их реконструкции.
Изучение славянских мифов представляет большую трудность для историков, лингвистов и славистов, так как не сохранилось древних текстов, подлинность которых не вызывала бы сомнений. До VI века нашей эры отсутствовали какие-либо свидетельства о славянской мифологии. За период с VI по XI век нашей эры зафиксировано крайне малое число таких свидетельств, преимущественно, содержавшихся в христианских поучениях против язычества. Мифологию славян ученые воссоздавали по фольклорным и этнографическим записям XVIV — XX веков, по сохранившимся в общинах болгар-помаков «Золотой книге», «Птичьей книге», «Книге Странствий», «Веде славян», по дошедшим до нас в копиях текстам «Слова о полку Игореве» и «Книги Белеса», по «Голубиной книге»; с этой целью ими также применялись сравнительно-исторический, ареально-типологический и культурно-географический методы лингвистики. Славянские мифы являются неоднородной открытой системой, в которой новые представления непрерывно дополняли старые, образуя ряд смысловых напластований.
Лермонтов м. ю. — Изображение внутреннего мира человека ...
... хотя и израненную донельзя душу. Другим, помимо психологического портрета, эффективным способом изображения внутреннего мира человека, на мой взгляд, является такой элемент композиции, как группировка образов. Здесь новаторство ... что Лермонтов задумал психологический роман, первый в истории русской и один из самых ранних в истории мировой литературы. Верный своему принципу добывать “из пламя и ...
Мифологическая «картина мира», прежде всего, основывается на понимании людьми происхождения и устройства мира. Кроме всего прочего и мировоззрение людей напрямую зависит от того, каким образом они в своих мифах описывали происхождение и устройство мира, используя мифологический тип мышления.
Космогонические мифы повествуют о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе. В них особо отчетливо актуализируется превращение Хаоса в Космос. Космогония обычно включает в себя разъединение и выделение основных стихий: огонь, вода, земля, воздух, отделение неба от земли, появление земной тверди из мирового океана, установление на небе светил и т.п., затем создание ландшафта, растений, животных и человека. Космогонические мифы непосредственно отражают космологические представления, т.е. представления о структуре Космоса. В космологии описывается его вегетативная (мировое дерево), зооморфная или антропоморфная модель.
Сведения о восточнославянских мифах были обнаружены в летописных источниках. Западнославянские мифы стали известны по нескольким локальным вариантам сказаний, обнаруженных у чехов и поляков. Наиболее подробные сведения имелись о богах балтийских славян, однако, как следует из текстов церковных хроник и поучений против язычества, в этом регионе поклонялись отдельным божествам, связанным с локальными культами. Таким образом, если у восточных славян князь Владимир Святославич в 980 году предпринял попытку создать общегосударственный языческий пантеон, то у западных славян таких попыток не наблюдается.
Данные о южнославянской мифологии оказались еще более скудными. Южные славяне раньше других славянских племен попали в сферу культурного влияния древних цивилизаций Средиземноморья. Вследствие раннего принятия христианства южные славяне почти полностью утратили сведения о былом составе своего пантеона. Однако на то, что у южных славян достаточно рано возникла идея высшего божества, указывал Прокопий Кесарийский в своем сочинении «О войне с готами».
Славянские мифы содержали в себе не только анимистические верования (анимизм — вера в одушевленность всего живого в природе: камней, огня, деревьев и др.), но и представления о способности души переходить в другую плоть. Таким образом, многие мифы основывались на способности сверхъестественных персонажей к различным метаморфозам, к превращениям в животных, в деревья, в людей.
Согласно славянским мифам, весь мир проникнут сверхъестественной силой, которая опасна, но не агрессивна. С этой силой людям постоянно приходится иметь дело, ее можно задобрить либо отпугнуть с помощью особых ритуалов, растений-оберегов (например, в южнославянском фольклоре в роли такового часто выступает барвинок’) и соблюдения определенных традиций, Особую роль в мифах славян играют языческие боги, вошедшие в пантеон.
На основе сопоставления с мифами других народов ученым удалось составить приблизительную иерархию богов славянского пантеона.
Языческая Культура Восточных Славян (особенности архаического сознания)
... древняя нация и в глубокие пространства веков уходят корни их культуры. В наше время восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) составляют около 85% населения России, 96% ... Доброгость, Радогость, Любогость, Гостевид; миролюбия: Бранимир, Драгомир, Радомир, Ратимир, Звонимир, Любимир, Мировей, Татимир, Яромир; душевных качеств: Добровлад, Духовлад, Самовлад, Любомысл, Всевлад, Радомысл, Милодух, ...
Многолетние исследования показали, что дохристианское язычество на Руси основывалось на астральном культе. Это было поклонение Огню и Воде, в котором богов символизировали небесные светила. Небесный Огонь происходил из триады светил: Солнца, Луны и Венеры.
Фольклор славянских народностей полон легенд о яйце, способном вмещать в себя огромные царства. По архаическим преданиям, до момента творения Мир был скован в оцепенении и находился внутри Космического Яйца. Скорлупу обвивал гигантский Змей — первородный Хаос. Жизненное начало своим творческим импульсом разбивает Яйцо и Мир оживает. Отсюда и ритуал разбивания весной, когда пробуждается дремлющая природа, пасхальных яиц — писанок.
Спираль, символизирующая змею, самый древний символ, рисуемый на писанках. На керамических яйцах времен трипольской культуры можно увидеть Змея, который разделяет Яйцо-Мир пополам. Тройку богов в Збручском идоле охватывает Змей — персонификация Реки Жизни. Он защищает внутреннею целостность космоса от внешнего Хаоса. Змей обеспечивает вечный круговорот человеческих душ — на Земле, под Землей, на Небе и снова на Земле.
Побежденный Змей в мифах и сказках обычно открывает путь к несметным сокровищам (бессмертию души).
Змей Хаоса высвобождает скрытую в своем теле влагу, подобно библейскому Змею Апокалипсиса, изрыгающему из пасти воду. Из освобожденной влаги образуется Мировой Океан. Из белка происходит небо и суша, из золотого желтка — Солнце и звезды.
Жизнь пробудилась с первым восходом Солнца, поднявшимся из глубоких вод Мирового Океана. Миф о заходе Солнца, погрузившемся в пучину вод, отражает отрезок суточного и годового солярного цикла, когда Солнце почти незаметно (зима-ночь).
Интересно, что структура яйца подобна Солнечной системе с солнцем — желтой звездой (желтком) в центре, окруженной эллиптическими орбитами планет (вытянутой формой скорлупы).
Посреди суши, окруженной Мировым Океаном, вырастает Вырий (Священный Дуб) — Древо Жизни. Из желудей вылупляются первые птицы, ассоциирующиеся у древних славян с душами людей. По поверьям, души умерших улетают в Рай, словно птицы на зимовку в теплые края. Наши предки обращались к улетающим птицам с просьбой принести весточку своим предкам. В народных песнях весеннего цикла сохранился мотив отмыкания ключом Вырия, откуда возвращаются птицы.
Корнями Вырий обнимал сушу, а кроной поддерживал Небо. В его ветвях скрывались Солнце и Луна. Ствол соотносится с миром людей — Землей; здесь строят свои ульи пчелы, приносящие мед. У корней обитает всякая нечисть, среди которой следует выделить Змея. На ветвях сидит грифон (орел), символизирующий солнце (гром).
В древности грифона часто изображали терзающим Змея. Таким образом, он символизировал солнечного героя-змееборца; божественную высшую силу (Свет), противостоящую нижнему (хроническому) проявлению (Тьме).
Неподалеку от древа расположены колодцы с чистой студеной водой. На краю Земли живут племена диких одноглазых людей, очень сильных и свирепых. Вокруг Вырия, подобно духам астрального слоя, двигаются странные полулюди-полукони, полубыки и полупсы. По стволу спускаются или поднимаются души и, войдя в утробы женщин, порождают новую жизнь.
Образы смерти в мировых религиях
... в том числе и после смерти. Целью курсовой работы является анализ видения смерти людьми разных культур и влияние этого видения на развитие личности человека. Задачи: .Сформулировать представление о смерти. .Расширить свои знания в понимании смерти в разных религиях и ...
К мировому дереву славян весьма близок космический ясень Иггдрасиль из скандинавской мифологии. Считалось, что в его тени пасет своих чудесных коней высшее божество древних скандинавов — Один. Корнями и кроной Иггдрасиль объемлет весь мир, именно на нем держатся небо, облака и звезды. У него три корня, один простерся на небо, второй — в средний мир, третий — в преисподнюю; под каждым из корней бьет чудесный источник. У этого мирового ясеня стоит великолепный храм, из которого выходят норны — богини, ведающие судьбой. Там же собираются на свой совет боги, чтобы вершить дела мира. У основания дерева живет космический змей Нидхёгг, на макушке сидит мудрый орел, а по стволу вверх и вниз бегает вещая белка.
По мере усложнения образа возникло представление, что кроме земного дерева мира существует небесное вселенское дерево, корни которого в небесах, а верхушка свешивается к земле. Очень интересно, что о таком же опрокинутом мировом дереве говорится и в старинном русском заговоре, где упоминается волшебная береза, растущая «на море-окияне вверх корнями». Тот же образ можно встретить и в мифах некоторых сибирских народов.
С помощью Мирового Древа моделируется тройная вертикальная структура мира — три царства: Небо, Земля и Преисподняя. Вокруг Древа формируется четвертичная горизонтальная структура — Север, Запад, Юг, Восток (четыре священных направления ветра).
В сумме три и четыре дают священное число семь. Умножив три на четыре, получаем двенадцать — число созвездий зодиака. По славянским мифам в безбрежном океане у острова с огромным деревом обитает морской царь и его двенадцать дочек.
Позднее появился миф о едином прабоге Неба — Диве. Управляя Вселенной, он проявлял себя как Сварог — зодиак с дюжиной созвездий и «Солнцем-Оком», летающим стражем Мирового Древа. В Карпатах до наших дней сохранилась традиция привязывать над дверьми или на крыше елку. Селяне верят, что через священное Древо божественная энергия будет сходить на жилище и семью. В древности на месте будущего сруба устанавливали деревце, которое олицетворяло собой Мировое Древо.
Часто на стенах хаты и на оконных стеклах рисовали знак трезубца. В Карпатах трезубец выкладывали из веточек смереки. Tрезубец также считается символическим воплощением Мирового Древа. Являясь атрибутом водяного божества он символизирует перворождение из Мирового Океана. На территории Украины изображения трезубца встречаются на керамике трипольской культуры (IV-II тыс. до н.э.).
В Карпатах сохранился обычай изготовлять подсвечники в форме трезуба — специально для использования в обряде Водохрещения.
Мировое Древо символизирует центр (ось) всего мироздания. Крупные созвездия северного полушария — Большую и Малую Медведицы славяне именовали Стожарами. У крестьян стожар — центральный столб стога — воткнутая в землю жердь, вокруг которой кругами нависает сено. Срединной точкой круговорота созвездий — неподвижной звездой, и является Альфа Малой Медведицы (Полярная звезда).
Другое мифологическое воплощение столпа вселенной, соперничающее по популярности с мировым деревом, — космическая гора. Люди издревле поклонялись горам, культ которых насчитывает многотысячелетнюю историю. Теряющиеся в облаках вершины поражали воображение, вызывая суеверный трепет. Колоссальные громады скал и их суровая неприступность воочию демонстрировали человеку грозное могущество природы, служили наглядным воплощением неподвижной вечности — огромной дремлющей мощи.
Историческое развитие искусства книги
... этом отношении искусство книги ближе всего к прикладным и промышленным видам искусства. Еще столетие назад термина, как «искусство книги» не существовало, говорили об «искусстве в книге». Предполагалось, что книга – предмет ... и назначение публикуемой литературы – все это влияло на развитие искусства книги. Изменение функции книги меняло украшения, способы иллюстрации. Для различных эпох тот или иной ...
Мифология древних земледельцев основывалась на парадигме священного брака Матери-Земли с небесным Богом-Быком и ее периодического похищения Драконом-Змеем подземного мира. Миф о Змее-искусителе, скрывающемся в корнях Мирового Древа восходит к древнейшим архаическим верованиям.
Очень интересная символика скрыта в астральном культе Ужа. Он существовал на территории Украины в III тыс. до н.э. Древние славяне, возможно, имели представление о спиральном строении нашей галактики. Спираль, как известно, является древним «змеиным» символом. Один из древнеарийских курганов, по интерпретации Ю. Шилова, изображал змею Шешу (прообраз Бесконечности Вселенной в индуизме) в виде Священного Ужа. Древние трипольцы особое внимание уделяли дождю, олицетворявшему плодородие. Символически дождь ассоциировался с молоком Богини-Матери. Мириады звезд спиральной галактики Млечный Путь представлялись в древности брызгами молока. Поэтому нашу галактику называли Молочным (Млечным) Путем, в котором спиралью свернулся Змей. Бытовал миф о том, что уж — это Луна, а тело его скрывается в Млечном Пути — спиральной галактике. Древние славяне держали у себя прирученных ужей для защиты жилища от грызунов. Этих змей считали священными и поили молоком. Утверждали, что прирученный уж может накормить оставленного родителями младенца. Выкормленный змеей ребенок становился впоследствии сильным магом. Историк-краевед О. Знойко в 70-х гг. прошлого века на Черниговщине наблюдал, как в украинских хатах ужи пьют молоко из блюдечек, как это было еще в трипольские времена.
В славянском календаре есть два праздника, во время которых вспоминают змей (чаще это безобидные ужи).
25 марта — время, когда «на юрьеву росу» выгоняют скот и змеи выползают из-под земли, земля становится теплой, можно начинать сельскохозяйственные работы. 14 сентября — уход змей, сельскохозяйственный цикл в основном заканчивался. Таким образом, эти животные как бы символизировали цикличность сельских полевых работ, были своеобразными природными климатическими часами. Считалось, что они также помогают вымаливать дождь (небесное молоко, грудие, падающее с неба), так как змеи любят не только тепло, но и влагу.
Изображения змей — змейки — украшали древние сосуды с водой. Змеи из Перуновой свиты символизировали тучи небесные, грозовые, мощный разгул стихии. Змеи эти многоглавые. Одну голову отсечешь — другая вырастает и пускает языки огненные (молнии).
Змей-Горыныч — сын горы небесной (тучи).
Змеи эти похищают красавиц (луну, звезды и даже солнце).
Змеи из свиты богов подземного царства — Вия, Смерти, Мары, Чернобога, Кащея и др. стерегут преисподнюю. Вариант змея — владетеля подземного царства — Ящер, реже — Рыба. Ящер часто встречается в народных песнях архаических времён, иногда, утратив древний смысл символики, его называют Яша.
Астральные культы были очень важны для раннеславянских хлеборобных племен. Точное определение главных ежегодных астрологических дат — равноденствий и солнцестояний, помогало рассчитать время для посева и сбора урожая. Особо важными созвездиями зодиака считались те, через которые Солнце проходило за полгода сельскохозяйственных работ — от весеннего до осеннего равноденствий.
«Святая Русь» учащихся по русскому языку (4 класс)
... себе не все, потому пользуются деревянными дощечками и берестой . Зодчество: древние соборы и храмы Зодчество в Древней Руси, как искусство сооружения различных построек с ... святых и исторические сочинения («Александрия» — самая первая книга на Руси, правдиво повествующая о жизни и подвигах Александра Македонского). Древнейшей из сохранившихся рукописных книг Руси считается «Новгородский псалтырь» ...
Ежегодный круговорот Солнца, знаменующий возрождение и рост природных сил, виделся нашими предками в образе рождающегося, взрослеющего и стареющего огненного божества. Бог зимнего солнцестояния, когда Солнце начинало подниматься над горизонтом, и дни увеличивались, виделся новорожденным младенцем в объятиях своей матери Лады. Лада олицетворяла жизненное начало природы и воплощала в себе два первоисточника Вселенной — Огонь и Воду.
Новый год начинался в день весеннего равноденствия, когда центр Солнца проходил точку пересечения небесного экватора (Дива) и эклиптики (Сварог).
В этот период божеством Солнца выступал Ярило (Яр), олицетворяющий юность и взросление.
Летнее солнцестояние, когда Солнце достигало своей наивысшей точки над горизонтом, отождествлялось с богом Семиярилом. Свою зрелость солнечно-огненный Семиярило отмечал женитьбой с богиней вод Даной. Свадьба праздновалась в ночь на Купала и символизировала сакральное соединение Огня и Воды — двух противоположных начал мировой гармонии.
Солнце осеннего равноденствия изображалось в образе старика с четырьмя лицами — богом Святовитом.
Месяцы представлялись как двенадцать братьев, восседающих на небесах вокруг пылающего солнечного костра. Помните сказку «Двенадцать месяцев»? Братья были разного возраста — юны, зрелы, немолоды и стары, олицетворяя четыре поры года. Славяне также почитали День и Ночь — по-видимому, брата и сестру, меняющих друг друга в господстве над миром.
Сварог — бог неба (как космоса), а Даждьбог — огонь (свет) небесный.
Даждьбог — один из наиболее известных богов восточнославянских племен. Автор «Слова о полку Игореве» называет всех русских даждьбожьими внуками. То есть это буквально наш дед, предок, пращур, прародитель. Это бог дающий, податель земных благ, а также бог, охраняющий свой род. Он дал человеку все главное (по космическим меркам): солнце, тепло, свет, движение (природы или календарное — смену дня и ночи, времен года, лет и т, д.).
Существовал бог огня Сур (староукраинский Сур — Блеск Неба в значении зодиака или Солнца, летящего через 12 созвездий), изображенный на алтаре Софиевского собора в Киеве символическими свастиками. Солнце в движении на Руси изображалось свастикой, а без одной ветви являлось знаком Огня — триквестера. То, что Сур был небесным огнем зодиака, очевидно из обрядов праздника Рождества Вселенной — Сварога.
Арабский путешественник и географ Масуди Абуль Хасан Али ибн Хусейн (X в.) приводит интересную легенду о славянском храме-обсерватории. Находился храм на одной из самых высоких гор: «Об этом здании существует рассказ о качестве его постройки, о расположении разнородных его камней и различных их цветах, об отверстиях, сделанных в верхней его части, о том, что построено в этих отверстиях для наблюдения за восходом Солнца, о положенных туда драгоценных камнях и знаках, отмеченных в нем, которые указывают на будущие события и предостерегают от происшествий пред их осуществлением, о раздающихся в верхней его части звуках и о том, что постигает их при слушании этих звуков».
3. «Велесова книга» как артефакт. Русские эпосы, письменность, летописание
Одной из самых больших сенсаций в области исторических открытий нашего века является находка «Велесовой книги» — языческой летописи доолеговой Руси. История эта напоминает приключенческий роман… Шла гражданская война время великих потрясений, бед и лишений для нашего народа. Многострадальная Россия разделилась на два враждующих лагеря. Многие памятники истории тогда погибли. В слепой ярости ко всему «барскому» уничтожались шедевры мировой и отечественной культуры, но и в те страшные годы находились люди, которые пытались хоть что-то спасти.
Контрольная работа: Ремесло Киевской Руси
... связанного со сбором дани , в таких городахставило их жизнедеятельность в зависимость от успехов или неудач военных кампаний, и – личностей князей. II . Ремесла Древней Руси Города средневековой Европы заметно ... а также заметное увеличение ремесленного производства. В Киеве было представлено около 50 ремесел. Городские ремесленники селились группами по роду занятий и занимали улицы или кварталы ...
Среди них оказался полковник белой армии, командир дивизионной батареи А. Ф. Изенбек, страстно интересовавшийся древней историей отечества. В 1919 году после очередного боя судьба забросила его в разграбленное имение князей Куракиных под Орлом. В библиотеке разоренной усадьбы он случайно заметил валявшиеся на полу испещренные неизвестными письменами дощечки, сильно разрушенные временем. Многие из них были раздавлены солдатскими сапогами. Изенбек собрал заинтересовавшие его дощечки и взял их с собой, еще не зная, какую цену они представляют.
После окончания гражданской войны полковник и дощечки оказались в Брюсселе. В 1924 году о них узнал писатель и историк Ю. П. Миролюбов, в русских эмигрантских кругах известный как исследователь религии древних славян и русского фольклора. Он первый из исследователей предположил, что текст дощечек написан на неизвестном древнеславянском языке. В течение последующих 15 лет он неустанно занимается переписыванием и расшифровкой дощечек.
Это была кропотливая, по словам Миролюбова, работа. Он с трудом разбирал текст, так как дощечки были сильно повреждены и требовали реставрации. Поверхность их была исцарапана, местами они были совсем испорчены какими-то пятнами и покоробились, точно отсырели. Лак, их покрывавший, кое-где поотстал. Под ним была древесина темного дерева. Изенбек думал, что дощечки березового дерева, возможно, и букового.
Сами дощечки были приблизительно одинакового размера — 38х32 сантиметра, а толщиной в полсантиметра.
«Похоже, что их резали ножом, а никак не пилой,— писал Миролюбов.— Текст был написан или нацарапан шилом, а затем натерт чем-то бурым, потемневшим от времени, после чего покрыт сверху лаком или маслом.
Каждый раз для строки проводилась линия, довольно неровная. На другой стороне текст являлся как бы продолжением предыдущего, так что надо было переворачивать связку дощечек (как листы отрывного календаря).
В иных местах, наоборот, каждая сторона была как бы страницей в книге. Сразу видно, что это многосотлетняя давность. На полях некоторых дощечек изображены головы быка, на других лучи солнца, на третьих изображения других животных, может быть, лисы или собаки… Буквы не все одинаковой величины, были строки мелкие, а были и крупные. Видно, что не один человек их писал. Точное количество дощечек пока установить не удалось».
Миролюбов понимал ценность находки и неоднократно предлагал Изенбеку показать дощечки специалистам либо сфотографировать их, но Изенбек постоянно преследовала маниакальная тревога за судьбу реликвий, вплоть до того, что он даже не разрешал Миролюбову вообще выносить дощечки из своего дома. Миролюбов переписывал их в присутствии хозяина. Ученый-энтузиаст соглашается работать в любых условиях, лишь бы иметь доступ к ценнейшему историческому материалу. Опасения не оказались безосновательными: дальнейшая судьба дощечек трагична. После смерти Изенбека в оккупированном немцами Брюсселе в 1943 году они исчезли вместе со всем его имуществом и большим количеством картин. К этому приложило руку, по словам свидетелей, гестапо.
Ю. Миролюбов успел скопировать примерно 75% текста, и в настоящее время историки располагают только записями Миролюбова и случайно сохранившейся фотографией одной из дощечек. Невольно напрашивается сравнение с оригиналом «Слова о полку Игореве», который тоже был утерян во время московского пожара 1812 года.
О подлинности «Велесовой книги» идут споры, и по сей день. Официальная наука, не потрудившись над тщательным изучением материала, торопливо оценивает дощечки как гениальный фальсификат. В нашей печати неоднократно появлялись «разоблачительные» статьи на эту тему. Но все это звучит крайне неубедительно.
Первая трудность, с которой столкнулись исследователи книги,— это ее язык. Противники книги стали утверждать, что он не соответствует нормам церковнославянского языка. Аргумент искусственный. Вряд ли можно судить об этом языческом памятнике с точки зрения норм единственно известного нам древнего славянского языка, на котором писали христианские авторы.
С другой стороны, есть много аргументов в пользу того, что письменность на Руси существовала задолго до принятия христианства. В поселениях черняховской культуры на Днепре (III-V века н. э.) находят рунические надписи на глиняных пряслицах и сосудах. В древней Хазарии, по сведениям арабских ученых, пользовались «русским письмом». Знаменитый Кирилл, брат Мефодия, видел в 860 году в Крыму целые книги «русскими писано». Сейчас никто не станет отрицать, что наши языческие предки вполне могли создать свою грамоту. Древние славяноруссы активно общались на западе и северо-западе с германскими племенами, пользовавшимися руникой, а на востоке и юго-востоке — с тюрко-монгольскими народами с такой же письменностью. Трудно предположить, что славянские племена, находившиеся тогда на том же уровне развития, не знали рун.
Таким образом, накапливается все больше и больше доказательств того, что «Велесова книга» могла быть написана именно таким языком и переписана затем на деревянные таблички. Поразительно и то, что правильность исторических сведений, содержащихся во «Велесовой книге», все более утверждается новейшими археологическими исследованиями.
Русские эмигранты не только сами досконально изучили текст «Велесовой книги», но и делились результатами своих исследований с учеными-славяноведами всего мира. Интерес проявили историки и филологи Канады, Австралии, Бельгии, США и других стран. В середине 50-х годов расшифрованные тексты были пересланы в Советский Союз, где, к сожалению, были встречены нашими историками настороженно и более чем прохладно. Тогда с крайней опаской относились вообще ко всему «белоэмигрантскому».
В 1963 г. энтузиасты-исследователи сделали обстоятельный доклад о «Велесовой книге» на V международном съезде славистов в Софии. Выступали в основном эмигранты, а не советские ученые. Подчеркивалось, что «книга дощечек» проливает новый свет на пласты очень древней истории русских племен, многие из которых до этого не были известны ученым. Например, выясняется, что греческие и римские хронисты ошибались, называя роксолан племенем аланским. На самом деле они были славянами. Авторы данных летописных сводов, скорее всего — это жрецы языческой религии древних руссов до эпохи Олега.
Составители «Велесовой книги» не забыли упомянуть о том, что русы были скотоводами, охотниками, а земледелие для них играло подсобную роль. Именно занятие скотоводством делает понятным тот большой охват территории, отмеченный в книге,— от Волги до Карпат, от берегов Азовского моря до Дуная. Такие подробности постоянных перемещений весьма реалистичны, как и достоверны сведения о контактах с готами, гуннами, греками и другими народами. И в этом плане «Велесова книга» оригинальна — никому не подражает, ничего не повторяет, но исторически достоверна.
По названиям народов и их вождей нетрудно установить, что «книга дощечек» повествует о весьма древнем времени. Она дает богатый материал для рассуждений и пересмотра многих исторических положений. Процесс борьбы с устоявшимися мнениями всегда болезненный. Но при добросовестном отношении к фактам можно найти и другие объективные свидетельства о существовании славянских государственных образований за 400-500 лет до н. э. на Днепре и в Карпатах, а восточнее и еще раньше Документы с такими фактами при желании можно найти в ереванском Матенадаране в архиве грузинских летописей. в Тартуском университете, в библиотека» некоторых австрийских монастырей а также и в греческих хрониках.
Во «Велесовой книге» содержатся сведения. интересные как для историков, этнографов, лингвистов, так и для просто любознательных людей. Так мы узнаем, что среди враждебных древним славянам племен, много им досаждавшим, были яги. Книга приписывает им людоедство. Вот и случается, что в русские сказка Баба Яга попала из суровой действительности. Видимо, это не просто мифический образ ведьмы, питавшейся человечиной, а образ реальной старухи из племени ягов…
Итак, «Велесова книга» знакомит читателя с древнейшей историей славян, которая до сих пор не освещена отечественной наукой. Конечно, все исторические сведения, содержащиеся в книге, довольно кратки в отличие от более поздних хроник и летописей. Но в том-то и дело, что отнести «книгу дощечек» конкретно к какому-то определенному жанру очень трудно. В ней нет, и не может быть стройного изложения. Возможно, что найденные дощечки с письменами состоят из нескольких совершенно независимых друг от друга частей. Скорее всего, их объединяют фрагменты из нескольких различных по своему назначению древних славянских рукописей.
Письменность.
История создания славянской азбуки такова: византийские монахи Кирилл и Мефодий распространяли христианство среди славянских народов юго-восточной Европы. Греческие богословские книги необходимо было перевести на славянские языки, но азбуки, соответствующей особенностям звучания славянских языков, не существовало. Ее то и задумали создать братья, благо образованность и талант Кирилла делали эту задачу выполнимой.
Ярким свидетельством широкого распространения грамотности в городах и пригородах являются так называемые берестяные грамоты. В 1951 г. во время археологических раскопок в Новгороде сотрудница экспедиции Нина Акулова извлекла из земли бересту с хорошо сохранившимися на ней буквами. «Я двадцать лет ждал этой находки!» — воскликнул руководитель экспедиции профессор А.В. Арциховский, давно предполагавший, что уровень грамотности Руси того времени должен был найти отражение в массовом письме, каким могли быть в отсутствии на Руси бумаги письмена либо на деревянных дощечках, о чем говорили иностранные свидетельства, либо на бересте. С тех пор в научный оборот введены сотни берестяных грамот, говорящих о том, что в Новгороде, Пскове, Смоленске, других городах Руси люди любили и умели писать друг другу. Среди писем деловые документы, обмен информацией, приглашение в гости и даже любовная переписка. Некто Микита написал своей возлюбленной Ульяне на бересте «От Микиты ко Улианици. Поиде за меня…».
Осталось и еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности на Руси так называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы, молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще молодым человеком, во время церковной службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей, нацарапал на стене Софийского собора в Киеве «Ох тяжко мне» и подписался своим христианским именем «Василий».
Летописание.
Через всю русскую литературу проходит центральная тема — тема русской земли и её исторических судеб. Уже в первых древнерусских произведениях звучит идея патриотизма, гордости за свою родную землю, её могущество, политическую и религиозную независимость.
После принятия христианства на Руси появилась разнообразная переводная литература: хроники, исторические повести, торжественные слова, поучения. Но было бы неверно думать, что именно переводная литература стала основой древнерусской литературы, образцом для древнерусских писателей. Огромное влияние оказали на неё богатые традиции устного народного творчества. Когда появилась письменность, русские книжники стали записывать все важнейшие события своего времени. Так возник один из первых жанров русской литературы — летопись. Летописи — русские исторические произведения, в которых повествование велось по годам.
Русский эпос.
Открытие учеными-собирателями во второй половине прошлого столетия «русского эпоса» показалось именно чудом, в которое иные даже не сразу и поверили, — так не сочеталась новейшая капиталистическая цивилизация с живым наследием далеких тысячелетий. Но вот открытие состоялось, и оказалось вскоре, что для всей культуры нового времени древний эпос столь важен и необходим, что представить теперь русскую культуру лишенной эпического наследия стало уже невозможным.
В XVIII—XIX столетиях эпос уходил в прошлое, доживал, отступив на окраины, к казачьим станицам юга, за Урал, в Сибирь и в просторы древнего новгородского «Заволочья», туда, где сам строй жизни, «свобода и глушь», по выражению Гильфердинга, помогали памяти народной. Особенно благотворным для древнего народного искусства оказалось неяркое солнце Русского Севера. Здесь, в Олонецком крае, в Обонежье и архангельском Поморье, было сделано в четыре раза больше былинных записей, чем во всех остальных районах бытования эпоса вместе взятых.
Устная память далекого прошлого — «веков минувших» — быть может, самое великое чудо народной культуры, чудо, мимо которого можно легко пройти, не заметив, не поняв, не ведая даже, что, например, вон тот одинокий старик-рыбак или та улыбчивая тётка хранят в памяти своей предания великой киевской старины, ежели не еще более древние, от седых изначальных веков бытия наших далеких пращуров.
«Былина» — книжное название, в народе эпические песни зовут «старинами», иногда «стихами», объединяя в последнем случае с прочими жанрами повествовательной песенной эпики. Отношение к старинам и в годы угасания эпоса было исключительно уважительным. Старины, наравне с духовными стихами, пели Великим постом, когда мирских, будничных песен петь было нельзя, воспринимая каждое слово как заветное предание, бережно храня ставшие чужими или сторонними для северян приметы глубокой старины и иного природного окружения.
«Нужно побывать на нашем Севере, чтобы вполне понять, как велика твердость предания, обнаруживаемая в народе его былинами. Мы, жители северных широт, не находим ничего особенно необычного в природе, изображаемой нашим богатырским эпосом, в этих «сырых дубах», в этой «ковыль — траве», в этом «раздолье чистом поле», которые составляют обстановку каждой сцены в наших былинах. Мы не знаем, что сохранение этой обстановки приднепровской природы в былинах Заонежья есть такое же чудо народной памяти, как, например, сохранение образа «гнедого тура», давно исчезнувшего, или облика богатыря с шеломом на голове, колчаном за спиною, в кольчуге и с «палицей боевою».
Певцы былин пользовались в Обонежье особым почетом. Слава о лучших сказителях, таких как Илья Елустафьев, жила долго после их смерти. В промысловые артели, уходящие на Север бить морского зверя, обязательно старались залучить сказителя, иногда глубокого старика, — лишь бы пел. Знаменитого Т. Г. Рябинина не раз промысловики манили с собою: «Если бы ты к нам пошел, Трофим Григорьевич, — говаривали рыболовы, — мы бы на тебя работали: лишь бы ты нам сказывал, а мы бы тебя всё слушали».
Старины исполняли вечерами в охотничьих избушках, на рыбацких тонях, в дорогах. П. Н. Рыбников впервые услышал былину случайно ночью у походного костра, на пути в Заонежье.
Когда-то в древности пением героического эпоса вдохновлялись воины на походе. Так, славяне, входившие в свиту греческого посла Никифора Грегораса (1326 г.), проезжая ночью македонскими лесами, «нимало не заботясь об окружающей действительности, выкрикивали и громким пением превозносили славу древних богатырей».
Греческим послам было уже непонятно, что именно эта слава и должна была испугать возможных врагов, придав смелости их противникам.
Почему эпос сохранился именно на окраинах — в общем-то ясно. Здесь не было крепостного права. Здесь крепче сохранялись устои древнего народного общежительства. Сюда, в Сибирь, на Урал, на южную степную границу, приходили наиболее энергичные, не растратившие пассионарного заряда творческой энергии люди; приходили, принося с собой память о древней эпической родине. На Север эпос занесли деятельные новгородские землепроходцы. Полные опасностей и неожиданностей морские промыслы, как и охрана южных рубежей страны, поддерживали в певцах память о древних, «досюльных» героях.
Дальнейшая судьба эпического наследия была разной в каждом из регионов. У казаков старины зачастую исполнялись хором, сливаясь с протяжной маршевой песней, а из всего сюжета сохранялся один запев, мотив дороги как начала, исхода богатырского деяния:
Ой, да из славного было да из города,
Из славного Ке… вот из Кеива,
Ой, да из того только было из селеньица, да
Села Карача… ой, да, Карачарова,
Ой, да, там-де пролёгивала шлях-дороженька,
Она не широ… ой, не широкая,
Ой, да долиною-то она, шлях-дорожечка,
Она конца кра… ай, конца-краю нет…»
Такие песни пели протяжно, «чтоб ни конца, ни краю не было», про них на Дону говорили, что «их играть надо обрядно: обрядная эта песня — из темных, давних веков».
В Сибирь былинная традиция пришла и с Севера, и с Юга, с казачеством. Новый быт, новые сложные отношения, этнические взаимодействия, развитие торговли и промышленности привели к забвению древней эпической традиции. Но на первых порах они уживались. На Урале, в вотчине промышленника Акинфия Демидова или его наследников, был составлен сборник Кирши Данилова, обогнавший на полвека, если не более, развитие мировой фольклористики, — сборник, более трети которого составлял собственно былинный эпос, стилистически примыкавший к северорусскому, но с сильным оттенком исчезнувшей из живого бытования московской традиции XVI—XVII вв.
В конце XIX — начале XX столетия такие сказители, как Л. Г. Тупицын или Михаил Соковиков, были в Сибири редким явлением, но их искусство по-прежнему притягивало людей. Михаила Соковикова прозвали на Колыме «Кулдарем» — так принято называть колодцы в Средней Азии: старины и сказки текли из уст былинщика как из чудесного источника «кулдара», живительной влагой утолявшего путников.
4. Обряды и обычаи древних славян. Проблемы выбора веры, Род и человек.
Каждый человек, живший в большой семье, ощущал себя в первую очередь не индивидуальностью со своими собственными запросами и возможностями, как мы теперь. Он рассматривал себя главным образом как члена рода. Любой славянин мог назвать своих предков на несколько столетий назад и подробно рассказать о каждом из них. С предками были связаны многочисленные праздники, многие из которых уцелели до наших дней (Радуница, родительский день).
В ту эпоху повседневная одежда каждого человека представляла собой его полный «паспорт». Точно так, как по мундиру военного видно: какое звание имеет, каких наград удостоен, где воевал и так далее. В древности одежда каждого человека содержала огромное количество деталей, очень много говоривших о её обладателе, из какого он племени, какого рода, и массу других деталей. Глядя на одежду, сразу можно было определить, кто это такой и откуда. В древности точно такие же порядки существовали и у нас на Руси. До сих пор в русском языке сохранилась пословица: «По одежке встречают, а по уму провожают». Впервые повстречав человека, «по одёжке» определяли его род и решали, как себя с ним вести.
Род, полностью определявший жизнь каждого из своих членов, временами диктовал им свою непреклонную волю в самых деликатных вопросах. Например, если два рода, жившие по соседству, решали объединить свои усилия, вместе отправляться на охоту или в море за рыбой, или отбиваться от врагов, — самым естественным казалось скрепить союз родственными отношениями. Если в одном роду был взрослый парень, а в другом — девушка, родственники могли попросту приказать им жениться.
Человек, оказавшийся в те времена «без роду и племени» — все равно, изгоняли его или он уходил сам — чувствовал себя весьма неуютно. Одиночки неизбежно собирались вместе, и столь же неизбежно их товарищество, поначалу равноправное, обретало внутреннюю структуру, причем по принципу все того же рода.
Правда. Понятие чести славянам было известно под именем правды. Репутация человека часто была для него дороже, чем жизнь, и определяла его взаимоотношения не только с людьми, но и с духами, богами, зверьем… Следует различать личную правду и правду рода.
Личная правда — это репутация данного человека, его лицо. Основные нормы поведения известны всем и записаны в специальных законах, именуемых «Правдами». Так, ложь, лжесвидетельство, нарушение клятвы, измена долгу, трусость, отказ от вызова на поединок, хулительная песнь гусляра, оскорбление (для оскорбленного) наносят ущерб чести. За страшные деяния, вроде убийства родича, инцеста, нарушения законов гостеприимства человек может быть объявлен вне закона.
Напротив, месть за родича, победа над врагом или монстром, удача на охоте, победа в поединке (над равным или сильнейшим противником), устройство пира или состязания, преподнесение дара, женитьба, хвалебная песнь гусляра, служба у славного князя ведут к увеличению чести человека. Тем не менее, правильность поведения отдельно взятого человека может определить только он сам. Однако, запятнавший себя бесчестным убийством, не позаботившийся о погребении павшего врага и т.п. рискует обрушить на свою голову кары, как людей, так и богов.
Правда рода представляла собой своеобразный «паспорт», под которым он был известен окружающим. Человек из доброго рода априори считался достойным (принадлежность к тому или иному роду легко отличить по знакам на одежде).
И наоборот.