Культурология — органичная часть социогуманитарного знания, а следовательно, и для нее характерны методологические принципы и познавательные процедуры. Она формировалась как интегративная область знания, а, значит, мы должны обнаружить ее истоки для более полного понимания проблем.
Исследование культуры имеет глубокие философские традиции (философия истории, философия культуры) и привлекает внимание представителей других наук, прежде всего — археологии, этнографии, психологии, истории, социологии.
Под культурой человеческого общества принято понимать совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их общественно-трудовой практики. Культура каждого народа предстает как часть мировой культуры, как результат его творческих усилий, включающая все, что было создано умом и руками людей.
Начиная изучать культуру любого народа, необходимо выяснить, каковы истоки этой культуры, причины, вызвавшие ее появление, процессы, сопровождавшие ее развитие. Интересно понять, стало ли это игрой исторических случайностей или закономерность вызвало к жизни тоненький ручеек, ставший впоследствии мощным потоком.
Целью работы является исследование культурных особенностей Древнерусского государства.
1. Формирование культуры русского народа
Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы сложилось Древнерусское государство. Это было раннефеодальное государство, произведенную основу которого составляло земледелие. Древнерусское государство не было однородным в отношении социально-экономического строя и культуры. Высокий уровень культуры, достигнутый в древнерусском государстве, обусловлен длительным предшествующим процессом развития культуры восточных славян. Подъем древнерусской культуры заложил прочные основы для развития в дальнейшем единства культуры русского, украинского и белорусского народа.
О культуре славян того периода нам известно очень мало. Сохранившиеся памятники характеризуют уклад жизни наших предков следующим образом. До образования государства жизнь славян была организована по законам патриархального или родового быта. Типичной формой славянских поселений являлись небольшие деревни — в один, два, три двора.
Основой их жизнедеятельности являлось земледелие, существовавшие в виде подсечно-огневого на Севере и «перелога», т.е. пашенного, на Юге, и скотоводство. Значительную роль в жизни славян играли охота, рыболовство и различные ремесла.
Культура древних славян
... мира. Религиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков. Они развивались, усложнялись, не отличаясь значительно от аналогичного развития религий других народов. Человек жил ... государства, восточные славяне имели уже значительную историю, успели достигнуть заметных успехов в области материальной культуры, которая являлась основой общественной жизни. Центральное место в культуре ...
Определяющую роль в жизни славян играли три фактора — лес, река и степь. Лес шел на строительство и служил топливом, обеспечивал славян материалом для хозяйства, создания домашней обстановки, посуды, плетения лаптей. Лес служил самым надежным убежищем для врагов.
У славян существовала оригинальная система письма — так называемая узелковая письменность. Считается, что славянскую письменность просветители Кирилл и Мефодий, составившие для славян кириллическую азбуку. [5] культура древнерусское государство
Русская культура — это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное разнообразие возможностей, идущее от множества истоков — учителей. Среди последних — дохристианская культура восточных славян, благотворное отсутствие единства, свобода (прежде всего внутренняя, осознаваемая и как творчество, и как разрушение) и, конечно, широкие иностранные влияния и заимствования. Кроме того, в нашей культуре трудно найти период, когда бы все ее сферы развивались равномерно — в XIV — начале XV вв. на первое место выходит живопись, в XV — XVI вв. — превалирует зодчество, в XVII в. передовые позиции принадлежат литературе. В то же время русская культура в каждом веке и на протяжении нескольких веков — это единство, где каждая из ее сфер обогащает другие, подсказывает им новые ходы и возможности, учится у них сама. [1, с. 87]
Условно, для удобства изучения, в культуре в основном выделяют материальную и духовную сферы. Говоря о материальной культуре, мы имеем виду развитие техники, орудия труда, а также жилье, одежду, быт и т.п. К духовной культуре относятся идеологические представления, система образования, наука, литература, искусство и т.д. [2, с. 42]
До принятия христианства культура Руси имела многовековую историю, о чем, пусть и скупо, свидетельствуют мифологические представления наших предков, их обрядово — ритуальная деятельность, выразившаяся в материальных предметах, а позже — «черты и резы» (праписьменность славян).
Циклы народных (фольклорных) былин донесли до наших дней довольно сложную систему эстетических ценностей и оценок, свойственную нашим предкам. Для них была характерна эстетизация природы, славяне не видели вокруг себя изначального зла, воспринимая мир в целом, как дружественный, дарящий жизнь во всей ее сложности. Одним из главных отношений в древнеславянской культуре стало отношение: человек — природа. Мажорный настрой древнерусской литературы прекрасно передает одну из характерных черт славян — склонность к юмору и смеху.
Византийский источник принес в русскую культуру иные мотивы. Прежде всего отметим, что византизм — это тоже весьма сложное, многослойное понятие. В формирование византизма внесли вклад и греческий мир, и латинский Запад, и Ближний Восток, и Египет, и славяне. Византизм нес в себе мощный заряд церковно-патристического направления. Бог представал здесь абсолютной красотой и первопричиной прекрасного. Однако, к материальной красоте в Византии относились двояко — и ценя ее как божий дар, и опасаясь, как источника чувственных наслаждений. Поэтому для византийского православия главными модификациями прекрасного (Бога) стала свет и цвет.
Формирование человека культуры средствами музыкального искусства
... другой вид искусства» [9, с.90]. Таким образом, музыка, обладая специфическими особенностями, имеет всеобъемлющее воздействие на формирование гармоничного, высоконравственного, духовно-богатого человека отвечающего требованиям общества к человеку культуры. музыкальное искусство культура гармоничный Литература ...
Это двойственное отношение к физической красоте отразилось и в иконописи, поскольку вокруг изображение на иконах велись долгие споры по поводу «сходного — несходного». Суть споров заключалось в том, что материальная красота икон отвлекала верующих от высоких мыслей, тогда как образ неисходный (обратный внешне красивому) обращался к глубинному, бессознательному в человеке. Споры эти были достаточно важны, но велись они на окраине главного. [1, с. 88]
В целом, теория иконы, разработанная в Византии, включала в себя три аспекта: дидактический, психологический и догматический. Икона должна была быть понятна для неграмотного верующего, как книга для читателя. Она призвана возбуждать определенную эмоциональную реакцию (жалость, сострадание, почтение, страх).
Наконец, икона служила «доказательством» реальности изображенных на ней событий.
Византийская эстетика не была единой, в ней постоянно боролись монастырское (аскетическое) и антикизирующее (эллинистическое) направления. Первое из них разрабатывало проблему «нетварности», сверхъестественности божественного света, божественной сущности, которая неделима и непреступна. Познается она человеком через славу, как посредника между Богом и миром. Антикизирующая эстетика проповедовала красоту и искусство, как способ познания Бога. Столь же упорная борьба велась в Византии между сторонниками философии знания и философии дела, как защитниками приоритета знания о мире и умения правильно в нем жить.
В последнем случае свое веское слово сказала древняя Болгария, которая вообще сыграла большую роль в становлении русской культуры. Привозимые болгарские книги помогали становлению русской литературы, они же дали Руси литературный язык (церковнославянский).
В философском споре роль болгар заключалась не только в том, что они нашли способ объединить две упомянутые формулы. В IX в. в Болгарии было провозглашено, что философия — это значение, которое учит человека делами своими стремится к совершенству, идеалу (богоподобию).
Иными словами, славянский мир воспринял философию как единство знания и дела, что исключало многие схоластические споры. [1, с. 89]
Молодые славянские народы впервые приобщились к высотам культуры через христианство. Откровением для них стала не «телесность», с которой они постоянно сталкивались, а духовность человеческого существования. Эта духовность приходила к ним прежде всего через искусство, которое легко и своеобразно воспринималось восточными славянами, подготовленными к этому своим отношением к окружающему миру, природе. Именно в эстетике душа человека приобретала искомое ею единство, поскольку в эстетике соединялись две ранее разорванные цепочки: зритель — произведение природы — Творец, и зритель — произведение искусства — прообраз.
Христианство пришло на Русь как наиболее совершенная и прекрасная (о чем говорят летописи) форма религиозного сознания. Здесь, однако, оно настолько слилось с язычеством, что иностранцы зачастую не могли разобрать, что преобладало в этом коктейле. Это же характерно и для художественной литературы. Многообещающее смешение старого и нового дало такой результат, что период Киевский Руси справедливо получил название «золотой век» древнерусской культуры. Для него характерны философствование и богословствование, выражение образное, художественное, обращенное прежде всего не к разуму, а к чувству, к сердцу, слушателей и зрителей. [1, с. 90]
Культура Руси X века
... Феодальная иерархия складывалась в Киевской Руси не столько путем пожалований, сколько путем вовлечения племенной знати в общий процесс. Основной особенностью развития культуры Руси Х века, о которой сейчас можно ... как озерно-морской «остров руссов» в Добрудже и гирлах Дуная («Дунайцы» русских летописей). Военная сила Киева и порождаемое ею внешнеполитическое могущество, закрепленное договорами с ...
Христианские формулы и нормы неминуемо наполнялись на Руси конкретным историческим, социальным или бытовым содержанием, а после этого принимались или отбрасывались. Следует отметить, что религия и основные философские знания были приняты Русью от Византии через Болгарию, «притерты» к уже имевшимся верованиям и знаниям и не менялось до XVII в. Совершенно иначе обстояло дело с художественной культурой. Примером тому может служить русское летописание. Это совсем не византийские хроники (а уж тем более, не европейские).
Летопись вбирает в себя все — скупные исторические документы, религиозные и политические тракты, литературную повесть, жития святых, географические описания. Дух историзма, зарождавшийся в ней, пронизывает всю русскую литературу.
В архитектуре, живописи, музыке, декоративном искусстве, как и в литературе, Русь сразу начала вырабатывать самостоятельные формы, которые достигли наибольших высот к XV в.
Развитие культуры Руси в период со второй половины XIV по XV вв. включительно вызывает споры среди специалистов. Сомнений в том, что это было время расцвета культуры Московского государства у них не возникает, однако, по принципиальному вопросу — уровня этого расцвета, высоты культуры имеются значительные расхождения. Д.С. Лихачев предложил считать XIV в. — временем Предвозраждения, но оговорился, что Возрождения на Руси не произошло. Этому помешало стремительное становление государства, отнимавшее силы у культуры, гибель городов — республик Новгорода и Пскова, где зародыши Возрождения были особенно сильны. Мощь церковной организации, поддержанной светской властью, которая подавила ереси и антиклерикальные течения, также «выпрямляла», упрощало русло культуры. [1, с. 92]
Как бы то ни было, в конце XIV — XV вв. вновь получило возможность проявиться одна из главных черт русской культуры — ее открытость. Именно в этот период страна знакомится в переводах с лучшими образцами византийской литературы. Новой характерной чертой культуры Московских земель периода объединения княжеств становится обращения к традициям Киевской Руси. По — прежнему абстрактная, не облаченная в конкретно-чувственные формы искусства христианская духовность плохо усваивалась человеком средневековой Руси, поэтому он наделял красоту большей значимостью, чем византиец или европеец. Она становилась для него необходимой и обязательной частью сакрального (священного).
Как уже подчеркивалось, XIV — начало XV вв. — это время расцвета иконописи. Именно в ней русским художникам удалось полностью выразить характер страны и народа, подняться до высот мировой культуры.
Многовековая история, положение огромного большинства населения, взаимоотношения этого большинства с государственным аппаратом, позволяют сделать вывод, что Россия — это место, где многое происходит, но мало что меняется в главном. Действительно, восстановившаяся в XV — XVI вв. Система государственно-правовой собственности, политического, а, по большому счету, и экономического бесправия сословий в отношении государства и его институтов расцветает в последующие периоды и победно шествует через столетия. [1, с. 98]
Культура и быт Киевской Руси (2)
... значительно расширились, сыграло большую роль в развитии русской культуры.. Христианские идеи глубоко проникают в народное сознание. В тоже время, Киевская Русь воспринимала новшества избирательно. Был отвергнут ... разных цветов с использованием золота, изысканные и затейливые инициалы. Среди древнейших дошедших до нас русских рукописей - "Изборники" 1073 и 1076 гг., сделанные для сына Ярослава ...
2. Развитие русской культуры IX — XVII вв.
Это время господства русской культуры. Для нее, во-первых, характерна общая замедленность темпов развития. Медленно совершенствуются производительные силы, господствует натуральное хозяйство, консервирующее существующий уровень общественных отношений.
Во-вторых, характерной чертой культуры этого времени является традиционализм. Народ — земледелец, наблюдая за сменой времен дня и года, за жизнью отдельного человека, видел их повторение, движение по замкнутому кругу. Вековой опыт был самым надежным гарантом от катастроф. Отсюда авторитет старины, того, что многократно повторялось; следование образцам.
В-третьих, отличительной чертой средневековой культуры является господство в идеологии религиозного мировоззрения. Светские рационалистические (от лат. «рацио» — разум) представления присутствуют лишь в зародыше; они наиболее заметны в городах и в народной, бытовой культуре.
В-четвертых, для этого периода характерно накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления еще не получили.
Для возрождения памятников старины многое сделали реставраторы. Например, иконописное творчество Андрея Рублева стало по-настоящему известно только в XX столетии, когда выдающийся искусствовед И.Э. Грабарь начал расчистку его икон от олифы и поздних наслоений. Отреставрированные черные доски «засветились», как много столетий назад.
Во-второй половине XII — начале XIII в. русская культура стала испытывать определенное влияние западноевропейской романской традиции.
Монголо-татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси. [2, с. 43] Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормозили темпы и ход развития древнерусской народности. В огне нашествия погибли многие тысячи людей. Оставшиеся в живых ремесленники были уведены в рабство. Наблюдалось падение ремесла: исчезли навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов, амфор-корчаг, полихромной (многоцветной) керамики. На пол века прекратилось каменное строительство. Захватчики разрушили множество архитектурных сооружений, и прежде всего городские соборы, бывшие, как правило, последними укреплениями, где защитники русских городов отражали натиск вражеских войск. Сгорели многие архитектурные памятники. Летописание стало немногословными практически во всех русских землях (кроме Новгорода) прервалось.
Высокий уровень русской культуры дал ей возможность выстоять в труднейший период ее истории. Несмотря на ужасы монгольского завоевания, русская культура сохранила традиционный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли территории, не подвергшиеся военному разгрому, хотя и подчиненные Орде (Псков, Новгород).
Монгольское нашествие нарушило связи между отдельными частями страны. Единая древнерусская народность стала основой, на которой складывались великорусская (русская), белорусская и украинская народности и их культуры. [2, с. 117]
В культуре домонгольской Руси можно выделить три периода: культуру восточного славянства, культуру Киевской Руси, культуру русских земель и княжеств периода раздробленности. Языческое мировоззрение и народные в своей основе материальное и духовное производство — главные отличительные черты культуры восточного славянства догосударственный период и первые десятилетия Киевской Руси. Отличительной чертой культуры Киевской державы был синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии.
Культура Киевской Руси
... государство, Киевская Русь. Конечно, на самом деле процесс формирования государственности на русских землях ... можно только верить. В данной курсовой работе я рассматриваю начальный этап становления ... случай. Славяне добровольно уничтожают своё древнее правление и требуют Государей от Варягов, ... развития. Однако это утверждение отнюдь не отрицает роли скандинавов в формировании государства Русь. ...
К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения.
Основными центрами обучения грамоте были школы при монастырях и церквях, где осваивали не только навыки чтения и письма, но и высшие науки того времени (богословие, грамматику, диалектику, риторику и т.п.).
Также широкое распространение на Руси получила переводная литература как религиозного, так и светского содержания. К последней относилась знаменитая «Александрия», рассказывавшая о подвигах и жизни Александра Македонского, а также «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия, византийские хроники и др.
Среди жанров древнерусской литературы первое месть занимает летопись. Историки выделяют несколько летописных сводов, которые предшествовали созданию самой знаменитой летописи Древней Руси — «Повести временных лет», составленной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в. [2, с. 45]
Также в русской культуре выдающееся развитие в те далекие времена получило ремесло. По подсчетам академика Б.А. Рыбакова, в древнерусских городах, число которых к моменту монгольского вторжения приближалось к 300, работали ремесленники более 60 специальностей. Известно, например, что русские кузнецы делали замки, славившиеся в Западной Европе; эти замки состояли более чем из 40 деталей. Большим спросом пользовались самозатачивающиеся ножи, состоявшие из трех пластин металла, причем средняя пластина отличалась большей твердостью. Прославились также русские ремесленники, занимавшиеся литьем колоколов, ювелиры, стеклоделы. С середины X в. было широко развито производство кирпича, многоцветной керамики, предметов обработки дерева и кожи. Значительное развитие получило производство оружия — кольчуг, колющих мечей, сабель. В XII-XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним. [2, с. 46]
История архитектуры, того времени знает более 150 памятников архитектуры, дошедших до нас от монгольского времени. Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.
Одно из первых каменных сооружений, возведенное греческими мастерами в конце X в. — это двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве, называемая также Десятинной церковью. От этого сооружения до нас дошёл лишь фундамент. Во время монголо-татарского нашествия захватчики подожгли храм и под его развалинами были погребены последние защитники города.
Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии.
Внутри храмов стены украшались фресками и мозаиками. Фреска — это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Фресковые изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, бытовые сцены с изображением скоморохов, ряженых, охоты и т.п. сохранились в Софии Киевской. Мозаика — изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. В Древней Руси мозаичные изображения набирались из смальты — специального стекловидного материала. Мозаикой выполнена огромная фигура молящейся за человечество Богоматери Оранты в Софии Киевской. [2, с. 48]
Российская культура — история и современность
... следующие основные задачи: охарактеризовать само понятие «культура»; рассмотреть исторические этапы развития культуры России; выявить особенности Российской культуры на современном этапе. Таким образом, структура ... Сущность культуры: основные подходы», 2014 . 2. История культуры: периодизация и этапы становления Отечественной культуры Традиционно выделяют шесть периодов ее формирования и развития: 1. ...
Значительных успехов в живописи добились и русские мастера. Нам известны имена русских иконописцев XI в. — Алимпий, Олисей, Георгий и др. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные художественные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения и цветовой гаммой.
Если развитие экономики, социально-экономическая борьба позволяют судить об общем ходе исторического процесса, то уровень культуры наглядно показывает результат этого процесса. В этом плане взлет русской культуры в период раздробленности, когда на базе культуры Древней Руси складываются местные художественные школы, — яркое свидетельство движения Руси по восходящей линии.
Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и княжеств-государств периода раздробленности, их культуры было складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относительное политическое единство, общая территория, близость материальной и духовной культуры, общность исторических корней. [2, с. 49]
Заключение
Русская древняя и средневековая культура с момента принятия христианства характеризовалась понятиями: святости, софийности и духовности. Безусловно, в ней несвятого и низкого было не меньше, чем в культуре других стран, но вместе с тем упомянутые понятия оказались подняты на Руси настолько высоко, что затмевали негативное. Значит для того, чтобы разобраться в определяющем русскую культуру, следует присмотреться к понятийному аппарату повнимательнее.
Культура Древней Руси отрицает однонаправленное движение во времени. Следуя принципу традиционализма, она постоянно возвращается на «круги своя», хотя каждый круг отличен от остальных, уникален. В Древней Руси мы почти не обнаружим истории идей, теорий, концепций. Зато жизнь эстетического сознания была напряженной и интенсивной. Развитие русской культуры было направлено не столько вперед, сколько вглубь и ввысь (к основам бытия и к высотам духа).
Средневековая Русь жила целостной духовной жизнью, не разъятой на отдельные составляющие, и в этом была не только ее сила, но и слабость.
В лучших произведениях художников, писателей, зодчих XI — XVII вв. воплотилась эпоха, они стали ее символами, вобрав в себя чаяния и идеалы огромных слоев населения. [1, с. 100]
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/kultura-drevnerusskogo-gosudarstva/
1. Горинов М.М., Ляшенко Л.М. История России, ч.1. От древней Руси к императорской России (IX-XVIII вв.).
Общество «Знание» России, 1994.
2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А., История России с древнейших времен до наших дней. Учебник Издание второе, переработанное и дополненное — М.; ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2001, — 520 с.
Историческое культура византии – Византийская культура | История. ...
... находился на месте древней греческой колонии Византии, то поэтому названию и всю Восточную часть стали называть Византийской империей, или Византией. В истории Византии прослеживаются особенности, ... взгляды на пространство и время. Средневековая культура обладала несомненной целостностью, обеспечиваемой феодализмом и богословием. Культура Византии отделена от сегодняшних дней столетиями, и ...
3. История отечества: учебное пособие для студентов вузов/Отв. ред. проф. В.Н. Шевелев — Изд. 4-е перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 604, [1] с. (Высшее обр-е).
4. Культурология: Уч. Пособие для студентов высших учебных заведений / Под науч. ред. проф. Г.Д. Драча Изд. 10-е — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 576 с. (Высшее обр-е).
5. . Культура Древнерусского государства.