Конспект по литературе в 9 классе : М. Ю. Лермонтов: обзор жизни и творчества

нацеливание школьников на восприятие лирики Лермонтова, вид групповой деятельности.

^

Учитель подводит итоги по классному сочинению по творчеству А.С.Пушкина.

2. Целеполагание и мотивация.

Учитель озвучивает цели урока: ближе познакомиться с творчеством известного поэта; анализ его лирики на основе биографии.

^

Слово учителя:

Вопрос: как вы думаете, почему на уроках литературы в школе изучение творчества Лермонтова следовало, как правило, сразу же за творчеством Пушкина?

Ответ: 1) по хронологическому порядку (дате жизни);

2) Лермонтов такое же «светило русской поэзии», как и Пушкин. Лермонтова называют «преемником Пушкина».

^

Ответ: «Море», «Парус», «Узник», «Три пальмы».

Вопрос: нет ли у Лермонтова стихотворений созвучных с пушкинскими?

Ответ: «Узник», «Пророк».

^

В лирике Лермонтова мы разграничиваем основные темы русской поэзии XIX века: поэзии и поэта, природы, любви.

Обращение к эпиграфу., См. на доску. Ученики записывают эпиграф к уроку.

^

Метафору «бездна движения» можно применить и к стилю Лермонтова, и к его поэтической мысли, и к самой его мыслящей личности. Не стоит ждать от лирики Лермонтова готовых ответов, выводов, итогов: едва ли не каждое его стихотворение – арена отчаянного спора, «боренья дум», незавершенного и открытого.

Лирика Лермонтова – это лирика одиночества, тоски. Так, даже переводы делая переводы стихотворений, Лермонтов находил в них свою тематику.

Например, Г.Гейне «На севере диком стоит одиноко…» = «Сосна» Лермонтова. Это вольный перевод стихотворения Генриха Гейне «Ein Fichtenbaum steht einsam» из «Buch der Lieder» («Книга песен»).

В переводе изменен смысл стихотворения Гейне: любовную тему — влечение пальмы к сосне (сосна на немецком языке — слово мужского рода), Лермонтов заменил темой одиночества.

^

«лирический герой»

Лирический герой –

Лирический герой Лермонтова одинок, печален.

^

11 стр., 5126 слов

Молитва как жанр в лирике Лермонтова. Творчество Лермонтова. ...

... поэта отражает внутреннее настроение лирического героя, его стремление к общему идеалу. Благодаря нашей статье школьники смогут написать сочинение «Пейзажная лирика Лермонтова». Гражданская лирика – это… Общественная жизнь, ... выше нее. Удивительна пейзажная лирика. Лермонтов М.Ю. никогда не променял бы свои страдания и любовь на свободу холодных туч. В поэзии Лермонтова «пушкинских» основ не ...

Лирический герой поэта – поэт-пророк. Одиночество лирического героя связано с разлукой, на которую обречен Лермонтов и его отец, неприятием нового бездушного поколения и т.д. Лирический герой Лермонтова ищет свободу, которой нет на этой земле, и находит ее в созидании природы.

о диночество сомнение

отчаяние скорбь

Особенности лирического героя Лермонтова:

  • свобода – абсолютная ценность – идеал свободы недостижим, но он готов заплатить за нее даже жизнью («Мцыри»);

  • погружен в безысходное разочарование, необыкновенно чуток к природе («Тучи», «Утес», «Парус»);

  • всегда ярко представляет романтическое двоемирие – чем хуже земная жизнь, тем сильнее устремление к небу, к Богу;

  • в реалистической лирике («Бородино», «смерть поэта») переживает враждебное отношение к власти.

Вывод: Мотив одиночества неотделим от темы любви в лирике поэта. По Лермонтову, «любить стоит только невозможное – тот идеал или в будущем («бесплотное видение»).

Тоска, тревога лирического героя раскрываются и через мир природы.

^

См. приложение.

6. Выводы учителя по уроку:

────────────────────────────────

Урок 2.

Ц.У.: нацеливание школьников на вид групповой деятельности, учитель предлагает проверить готовность рабочего места школьников к уроку.

Реализация самостоятельной работы учащихся., Выступление

1 задание для всех групп

^

2. Метод: Беседа.

2 задание.

Ответы на вопросы (см. примечание):

1) Стихотворение «Поэт» романтическое (см. учебник ст. «Романтизм»).

Это можно подтвердить художественным языком произведения — эпитеты: таинственный закон, спутник бедный, век изнеженный, осмеянный пророк; фимиам; во дни торжеств,..

^

«Монолог»

4) Написано стихотворение « Пленный рыцарь», по всей вероятности, весной 1840 г. в ордонанс-гаузе, когда Лермонтов находился под арестом за дуэль с Барантом. Пленный рыцарь –пленный герой стихотворения, взор которого направлен в небо. Представлено трагическое положение героя, призванного совместить прекрасный утопический мир (небо) и каменные своды тюрьмы (= бой).

Тетрадь со 2 заданием на оценку сдает Баранас Алексей.

3 задание.

Дать толкование следующим понятиям:

Строфа- группа стихов, объединенных системой рифм.

^

4 задание.

Группе I задают вопросы ученики группы II., Оцениваем с остальным классом работу ребят., Выступление

^

8 стр., 3703 слов

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии

... Поэзия Пушкина вечна, ибо она обращена ко всему прекрасному в человеке. Для каждого большого поэта вопрос о назначении поэта и поэзии не просто одна из традиционных поэтических тем, это вопрос ... условием творчества поэт считает свободу. Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с таким маститым поэтом, как Державин. Поэтические строки Пушкина в отличие ...

2. Метод: Беседа.

2 задание.

Ответы на вопросы (см. примечание):

1) В патриотической лирике Лермонтова представлено два образа Родины: это образ России, к которой герой выражает свое презрение как к «стране рабов, стране господ» («Прощай, немытая Россия»).

Другому образу Руси лирический герой признается в любви («Родина»).

лирического раздумья

3 задание.

Дать толкование следующим понятиям:

Рифма – созвучие окончаний стихов. Рифма – важнейший фактор ритма в стихотворном тексте: она отмечает границы стихов и связывает стихи между собой (рифмы мужские (- — ̷ ) и женские (- ̷ -); парная (аабб), перекрестная (абаб, опоясывающая (абба)) .

Эпитет – образная характеристика какого-либо предмета или явления, выраженная прилагательным. Функция эпитета – в выделении среди других определенного свойства или признака изображаемого предмета.

Сравнение –

4 задание.

Группе II задают вопросы ученики группы IV., Оцениваем с остальным классом работу ребят., Выступление

^

2. Метод: Беседа.

2 задание.

Ответы на вопросы (см. примечание):

«Выхожу один я на дорогу

«Три пальмы»

3) Стихотворение «На севере диком стоит одиноко…» относится к лирике философской. Мир природы у Лермонтова одухотворен. Природа способна разделить с лирическим героем боль одиночества и утрат. В самом утесе легко узнать самого героя, его судьбу, мечты и боль.

4) В мир природы поэта влечет гармония, которую он не нашел в жизни, а нашел в природе. Покой и гармония природы – вот, что важно и близко лирическому герою Лермонтова.

3 задание.

Дать толкование следующим понятиям:, Баллада –, Стихотворение –

4 задание.

^

Оцениваем с остальным классом работу ребят., Выступление

^

2. Метод: Беседа.

2 задание.

Ответы на вопросы (см. примечание):

1) Русский философ В.Соловьев указал на «миражность» как на важнейший признак любовной лирики Лермонтова. Не любви ищет поэт, а «иное» в любви. Отрицание – вот реакция поэта на чувство, живущее в нем «сейчас»: «Мне грустно, потому что я тебя люблю», «Нет, не тебя так пылко я люблю». Условие истинной любви отсутствие возлюбленной. Любить стоит только невозможное – тот идеал, что в прошлом («огонь угаснувших очей»), или тот идеал, что в будущем («бесплотное виденье»).

2) Оригинальным стихотворение можно назвать «Сон»: поэту снится, что он умирает и видит во сне любимую, видящую сон о нем, умирающем. Идеал поэту является в снах.

3) Любовное чувство в представленных стихотворениях передано с помощью метафор, эпитетов («душа младая», «прошлое страданье», «огонь угаснувших очей»), анафор.

3 задание.

Дать толкование следующим понятиям:

Строфа- группа стихов, объединенных системой рифм.

6 стр., 2524 слов

»Моё любимое стихотворение поэтов 19 века»

... облака …»; «Неохотно и несмело …». Сочинение на тему:»Моё любимое стихотворение поэтов 19 века» Русская классическая литература 19 века — это литература «вечных тем». Русские писатели стремились ответить ... нашего времени». Печорин, главный герой «Героя нашего времени», единственного романа Лермонтова, является антигероем русского дендизма — красивым и циничным фаталистом, он несет определенные черты ...

Сравнение –

^

4 задание.

Группе IV задают вопросы ученики группы I.

^

Итоги работы (выставление оценок за работу на уроке)., Беседа-обсуждение вопроса:, Анализ стихотворения «Ангел».

^

Учитель читает вслух выразительно стихотворение «Ангел».

Вопрос: каким настроение пронизано стихотворение?

Ответ: в стихотворении «Ангел» мы чувствуем настроение светлой грусти ожидания чуда, удивление перед тайной человеческой жизни.

^

Стихотворение рассказывает о том, что как ангел нес молодую человеческую душу, которая должна была воплотиться на земле, и пел прекрасную, ангельскую песню.

Вопрос: что противопоставляет поэт в стихотворении?

Ответ: поэт противопоставляет безгрешную душу миру печали и слез, в котором этой душе предстоит жить. Душа (поэта) томилась в земной жизни, слова которой невозможно вспомнить:

^

Ей скучные песни земли.

Вопрос: как вы думаете, кого в руках нес ангел?

Ответ: будущего поэта, которому уже в младенчестве известно нечто божественное – тайна, которую он для себя в будущем раскроет.

Слова учителя:

Вопрос: что придает песенный характер стихотворению?

Ответ:

  • парная рифма (толпой — святой, нес — слез);

  • чередование строк четырехстопного и трехстопного амфибрахия;

  • звукозапись: звук [р], один из наиболее сильных звуков, ни разу не употребляется в первой и последней строфах, а во второй и третьей строфах он употребляется в минимальном количестве (всего пять раз).

    В то же время на протяжении всего стихотворения мы видим активность других сонорных звуков: [л], [н], [м], звукосочетаний с участием этих звуков.

  • эпитеты: «тихая песня», «безгрешных духов», «желанием чудным», и др.

Вопрос: какие слова придают стихотворению возвышенный характер?

^

«внимали» —

«о блаженстве» —

«под кущами» —

«душу младую» —

«томились» —

Слово учителя:

^

Обсуждение вопроса: что повлияло на формирование Лермонтова-поэта? Что нового вы для себя узнали из его лирики ?

Разговор о лирике поэта завершается вопросом выявления читательского интереса учащихся.

Домашнее задание (см. приложение):

  • выучить наизусть одно из лирических стихотворений М.Ю.Лермонтова (кто не выучил);

  • доделать письменную работу в тетрадях;

    16 стр., 7962 слов

    Анализ стихотворения «письмо к матери» (с. есенин)

    ... понятных словах. Здесь искали: письмо матери есенин анализ анализ стихотворения письмо матери анализ стихотворения есенина письмо матери Письмо матери Предлагаю анализ стихотворения Сергей Есенина «Письмо матери», в котором поэт ... своего рода ангел-хранитель, чей образ оберегает поэта в самые трудные минуты его жизни. ... снова приводят в кабак, любовь ведёт к разлуке и так по кругу. Есенин редко ...

  • по сборникам избранной лирики Лермонтова подобрать стихотворения и выбрать из них цитаты, понравившиеся вам (в читательский дневник).

1минуты

1 минута

1 минуты

Ученики записывают дату и тему урока в тетради.

5 минут

фронтальный опрос

10 минут

Учитель читает на немецком языке стихотворение Гейне.

Ученики записывают в тетради литературоведческий термин.

на доске

Записывают в тетради тезисы.

20 минут

2 минуты

────────────────

2 минута

5 минут

Алексенко Андрей –оценка

Юдаев Артем

Хохрякова Ольга

Поспелова Анна

Присада Никита

Мавлюкаева Алиса

Приводит примеры из анализируемого стихотворения.

Урусова Альбина

Приводит примеры из анализируемого стихотворения.

5 минут

Логинов Константин –оценка

Савин Кирилл

Кунгурцев Виталий

Баранас Денис

Приводит примеры из анализируемого стихотворения.

Думачев Алексей

Приводит примеры из анализируемого стихотворения.

Кокот Юлия

Приводит примеры из анализируемого стихотворения.

5 минут

Курманова Земфира — оценка

Воронова Мария

Антипина Ирина

Сафарова Миля

Малкова Яна

Морозов Игорь

Бродская Юлия

5минут

Сайфетдинова Дина — оценка

Смирных Анастасия

Поспелова Анна

Кунгурцев Виталий

Юдаев Артем

Воронова Мария

Хохрякова Ольга

фронтальный опрос

10 минут

фронтальный опрос

6 минут

фронтальный опрос

2 минуты