нацеливание школьников на восприятие лирики Лермонтова, вид групповой деятельности.
^
Учитель подводит итоги по классному сочинению по творчеству А.С.Пушкина.
2. Целеполагание и мотивация.
Учитель озвучивает цели урока: ближе познакомиться с творчеством известного поэта; анализ его лирики на основе биографии.
^
Слово учителя:
Вопрос: как вы думаете, почему на уроках литературы в школе изучение творчества Лермонтова следовало, как правило, сразу же за творчеством Пушкина?
Ответ: 1) по хронологическому порядку (дате жизни);
2) Лермонтов такое же «светило русской поэзии», как и Пушкин. Лермонтова называют «преемником Пушкина».
^
Ответ: «Море», «Парус», «Узник», «Три пальмы».
Вопрос: нет ли у Лермонтова стихотворений созвучных с пушкинскими?
Ответ: «Узник», «Пророк».
^
В лирике Лермонтова мы разграничиваем основные темы русской поэзии XIX века: поэзии и поэта, природы, любви.
Обращение к эпиграфу., См. на доску. Ученики записывают эпиграф к уроку.
^
Метафору «бездна движения» можно применить и к стилю Лермонтова, и к его поэтической мысли, и к самой его мыслящей личности. Не стоит ждать от лирики Лермонтова готовых ответов, выводов, итогов: едва ли не каждое его стихотворение – арена отчаянного спора, «боренья дум», незавершенного и открытого.
Лирика Лермонтова – это лирика одиночества, тоски. Так, даже переводы делая переводы стихотворений, Лермонтов находил в них свою тематику.
Например, Г.Гейне «На севере диком стоит одиноко…» = «Сосна» Лермонтова. Это вольный перевод стихотворения Генриха Гейне «Ein Fichtenbaum steht einsam» из «Buch der Lieder» («Книга песен»).
В переводе изменен смысл стихотворения Гейне: любовную тему — влечение пальмы к сосне (сосна на немецком языке — слово мужского рода), Лермонтов заменил темой одиночества.
^
«лирический герой»
Лирический герой –
Лирический герой Лермонтова одинок, печален.
^
Молитва как жанр в лирике Лермонтова. Творчество Лермонтова. ...
... поэта отражает внутреннее настроение лирического героя, его стремление к общему идеалу. Благодаря нашей статье школьники смогут написать сочинение «Пейзажная лирика Лермонтова». Гражданская лирика – это… Общественная жизнь, ... выше нее. Удивительна пейзажная лирика. Лермонтов М.Ю. никогда не променял бы свои страдания и любовь на свободу холодных туч. В поэзии Лермонтова «пушкинских» основ не ...
Лирический герой поэта – поэт-пророк. Одиночество лирического героя связано с разлукой, на которую обречен Лермонтов и его отец, неприятием нового бездушного поколения и т.д. Лирический герой Лермонтова ищет свободу, которой нет на этой земле, и находит ее в созидании природы.
о диночество сомнение
отчаяние скорбь
Особенности лирического героя Лермонтова:
-
свобода – абсолютная ценность – идеал свободы недостижим, но он готов заплатить за нее даже жизнью («Мцыри»);
-
погружен в безысходное разочарование, необыкновенно чуток к природе («Тучи», «Утес», «Парус»);
-
всегда ярко представляет романтическое двоемирие – чем хуже земная жизнь, тем сильнее устремление к небу, к Богу;
-
в реалистической лирике («Бородино», «смерть поэта») переживает враждебное отношение к власти.
Вывод: Мотив одиночества неотделим от темы любви в лирике поэта. По Лермонтову, «любить стоит только невозможное – тот идеал или в будущем («бесплотное видение»).
Тоска, тревога лирического героя раскрываются и через мир природы.
^
См. приложение.
6. Выводы учителя по уроку:
────────────────────────────────
Урок 2.
Ц.У.: нацеливание школьников на вид групповой деятельности, учитель предлагает проверить готовность рабочего места школьников к уроку.
Реализация самостоятельной работы учащихся., Выступление
1 задание для всех групп
^
2. Метод: Беседа.
2 задание.
Ответы на вопросы (см. примечание):
1) Стихотворение «Поэт» романтическое (см. учебник ст. «Романтизм»).
Это можно подтвердить художественным языком произведения — эпитеты: таинственный закон, спутник бедный, век изнеженный, осмеянный пророк; фимиам; во дни торжеств,..
^
«Монолог»
4) Написано стихотворение « Пленный рыцарь», по всей вероятности, весной 1840 г. в ордонанс-гаузе, когда Лермонтов находился под арестом за дуэль с Барантом. Пленный рыцарь –пленный герой стихотворения, взор которого направлен в небо. Представлено трагическое положение героя, призванного совместить прекрасный утопический мир (небо) и каменные своды тюрьмы (= бой).
Тетрадь со 2 заданием на оценку сдает Баранас Алексей.
3 задание.
Дать толкование следующим понятиям:
Строфа- группа стихов, объединенных системой рифм.
^
4 задание.
Группе I задают вопросы ученики группы II., Оцениваем с остальным классом работу ребят., Выступление
^
А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии
... Поэзия Пушкина вечна, ибо она обращена ко всему прекрасному в человеке. Для каждого большого поэта вопрос о назначении поэта и поэзии не просто одна из традиционных поэтических тем, это вопрос ... условием творчества поэт считает свободу. Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с таким маститым поэтом, как Державин. Поэтические строки Пушкина в отличие ...
2. Метод: Беседа.
2 задание.
Ответы на вопросы (см. примечание):
1) В патриотической лирике Лермонтова представлено два образа Родины: это образ России, к которой герой выражает свое презрение как к «стране рабов, стране господ» («Прощай, немытая Россия»).
Другому образу Руси лирический герой признается в любви («Родина»).
лирического раздумья
3 задание.
Дать толкование следующим понятиям:
Рифма – созвучие окончаний стихов. Рифма – важнейший фактор ритма в стихотворном тексте: она отмечает границы стихов и связывает стихи между собой (рифмы мужские (- — ̷ ) и женские (- ̷ -); парная (аабб), перекрестная (абаб, опоясывающая (абба)) .
Эпитет – образная характеристика какого-либо предмета или явления, выраженная прилагательным. Функция эпитета – в выделении среди других определенного свойства или признака изображаемого предмета.
Сравнение –
4 задание.
Группе II задают вопросы ученики группы IV., Оцениваем с остальным классом работу ребят., Выступление
^
2. Метод: Беседа.
2 задание.
Ответы на вопросы (см. примечание):
«Выхожу один я на дорогу
«Три пальмы»
3) Стихотворение «На севере диком стоит одиноко…» относится к лирике философской. Мир природы у Лермонтова одухотворен. Природа способна разделить с лирическим героем боль одиночества и утрат. В самом утесе легко узнать самого героя, его судьбу, мечты и боль.
4) В мир природы поэта влечет гармония, которую он не нашел в жизни, а нашел в природе. Покой и гармония природы – вот, что важно и близко лирическому герою Лермонтова.
3 задание.
Дать толкование следующим понятиям:, Баллада –, Стихотворение –
4 задание.
^
Оцениваем с остальным классом работу ребят., Выступление
^
2. Метод: Беседа.
2 задание.
Ответы на вопросы (см. примечание):
1) Русский философ В.Соловьев указал на «миражность» как на важнейший признак любовной лирики Лермонтова. Не любви ищет поэт, а «иное» в любви. Отрицание – вот реакция поэта на чувство, живущее в нем «сейчас»: «Мне грустно, потому что я тебя люблю», «Нет, не тебя так пылко я люблю». Условие истинной любви отсутствие возлюбленной. Любить стоит только невозможное – тот идеал, что в прошлом («огонь угаснувших очей»), или тот идеал, что в будущем («бесплотное виденье»).
2) Оригинальным стихотворение можно назвать «Сон»: поэту снится, что он умирает и видит во сне любимую, видящую сон о нем, умирающем. Идеал поэту является в снах.
3) Любовное чувство в представленных стихотворениях передано с помощью метафор, эпитетов («душа младая», «прошлое страданье», «огонь угаснувших очей»), анафор.
3 задание.
Дать толкование следующим понятиям:
Строфа- группа стихов, объединенных системой рифм.
»Моё любимое стихотворение поэтов 19 века»
... облака …»; «Неохотно и несмело …». Сочинение на тему:»Моё любимое стихотворение поэтов 19 века» Русская классическая литература 19 века — это литература «вечных тем». Русские писатели стремились ответить ... нашего времени». Печорин, главный герой «Героя нашего времени», единственного романа Лермонтова, является антигероем русского дендизма — красивым и циничным фаталистом, он несет определенные черты ...
Сравнение –
^
4 задание.
Группе IV задают вопросы ученики группы I.
^
Итоги работы (выставление оценок за работу на уроке)., Беседа-обсуждение вопроса:, Анализ стихотворения «Ангел».
^
Учитель читает вслух выразительно стихотворение «Ангел».
Вопрос: каким настроение пронизано стихотворение?
Ответ: в стихотворении «Ангел» мы чувствуем настроение светлой грусти ожидания чуда, удивление перед тайной человеческой жизни.
^
Стихотворение рассказывает о том, что как ангел нес молодую человеческую душу, которая должна была воплотиться на земле, и пел прекрасную, ангельскую песню.
Вопрос: что противопоставляет поэт в стихотворении?
Ответ: поэт противопоставляет безгрешную душу миру печали и слез, в котором этой душе предстоит жить. Душа (поэта) томилась в земной жизни, слова которой невозможно вспомнить:
^
Ей скучные песни земли.
Вопрос: как вы думаете, кого в руках нес ангел?
Ответ: будущего поэта, которому уже в младенчестве известно нечто божественное – тайна, которую он для себя в будущем раскроет.
Слова учителя:
Вопрос: что придает песенный характер стихотворению?
Ответ:
-
парная рифма (толпой — святой, нес — слез);
-
чередование строк четырехстопного и трехстопного амфибрахия;
-
звукозапись: звук [р], один из наиболее сильных звуков, ни разу не употребляется в первой и последней строфах, а во второй и третьей строфах он употребляется в минимальном количестве (всего пять раз).
В то же время на протяжении всего стихотворения мы видим активность других сонорных звуков: [л], [н], [м], звукосочетаний с участием этих звуков.
-
эпитеты: «тихая песня», «безгрешных духов», «желанием чудным», и др.
Вопрос: какие слова придают стихотворению возвышенный характер?
^
«внимали» —
«о блаженстве» —
«под кущами» —
«душу младую» —
«томились» —
Слово учителя:
^
Обсуждение вопроса: что повлияло на формирование Лермонтова-поэта? Что нового вы для себя узнали из его лирики ?
Разговор о лирике поэта завершается вопросом выявления читательского интереса учащихся.
Домашнее задание (см. приложение):
-
выучить наизусть одно из лирических стихотворений М.Ю.Лермонтова (кто не выучил);
-
доделать письменную работу в тетрадях;
16 стр., 7962 словАнализ стихотворения «письмо к матери» (с. есенин)
... понятных словах. Здесь искали: письмо матери есенин анализ анализ стихотворения письмо матери анализ стихотворения есенина письмо матери Письмо матери Предлагаю анализ стихотворения Сергей Есенина «Письмо матери», в котором поэт ... своего рода ангел-хранитель, чей образ оберегает поэта в самые трудные минуты его жизни. ... снова приводят в кабак, любовь ведёт к разлуке и так по кругу. Есенин редко ...
-
по сборникам избранной лирики Лермонтова подобрать стихотворения и выбрать из них цитаты, понравившиеся вам (в читательский дневник).
1минуты
1 минута
1 минуты
Ученики записывают дату и тему урока в тетради.
5 минут
фронтальный опрос
10 минут
Учитель читает на немецком языке стихотворение Гейне.
Ученики записывают в тетради литературоведческий термин.
на доске
Записывают в тетради тезисы.
20 минут
2 минуты
────────────────
2 минута
5 минут
Алексенко Андрей –оценка
Юдаев Артем
Хохрякова Ольга
Поспелова Анна
Присада Никита
Мавлюкаева Алиса
Приводит примеры из анализируемого стихотворения.
Урусова Альбина
Приводит примеры из анализируемого стихотворения.
5 минут
Логинов Константин –оценка
Савин Кирилл
Кунгурцев Виталий
Баранас Денис
Приводит примеры из анализируемого стихотворения.
Думачев Алексей
Приводит примеры из анализируемого стихотворения.
Кокот Юлия
Приводит примеры из анализируемого стихотворения.
5 минут
Курманова Земфира — оценка
Воронова Мария
Антипина Ирина
Сафарова Миля
Малкова Яна
Морозов Игорь
Бродская Юлия
5минут
Сайфетдинова Дина — оценка
Смирных Анастасия
Поспелова Анна
Кунгурцев Виталий
Юдаев Артем
Воронова Мария
Хохрякова Ольга
фронтальный опрос
10 минут
фронтальный опрос
6 минут
фронтальный опрос
2 минуты