Философия — одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Возникла философия в VII- VI веках до н.э. сразу в трех странах: в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции. С тех пор философия стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие времена.
В разные времена у разных народов были разные толкования о том, что же такое философия. Происходило это с развитием человека, его культуры, знаний и потребности их систематизации.
Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости (Августин Аврелий). Термин философия (в переводе с древнегреческого «Phileo» — люблю, «Sophia» — мудрость) — означает любовь к мудрости. Любовь к мудрости (наука о мудрости) называется философией. (Цицерон). Философия стала новым явлением в 6 веке до н.э. Именно в этот период простые знания людей, основанные на своем опыте, опыте поколений, традициях, становятся недостаточными для понимания картины всего происходящего в мире. Как следствие из этого возникает философия. Философия была «рождена» для того чтобы систематизировать все знания имеющиеся у человечества и извлечь из них определенные законы, проблемы и донести до людей пути их правильного восприятия и решения.
1.2 Мировоззрение, формы мировоззрения
Каждый человек, осваивая и познавая мир, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Человек задумывается о тайнах мироздания, о судьбах людей как индивидуумов и человечества в целом, о жизни и смерти, о смысле жизни, о добре и зле, справедливости и т.д. Эти и другие «вечные» вопросы, которые каждый раз заново решаются новыми поколениями, составляют круг вопросов, необходимых человеку для общей ориентации в мире, для понимания своего места и роли в нем. Ответы на эти вопросы формируют у человека общий взгляд на мир, а, следовательно, составляют его мировоззрение.
Мировоззрение — это предельно обобщенная система взглядов и представлений человека на окружающий мир, на самого себя и свое место в этом мире. В качестве основных элементов мировоззрения выступают знания, ценности, воля. Так же совокупность убеждений, принципы, нормы, идеалы, чувства, эмоции. Все эти элементы определяют отношения человека к миру.
По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно — практический и теоретический уровни мировоззрения.
Жизненно — практический уровень (обыденный) — это тип мировоззрения, который складывается у каждого человека в процессе его жизнедеятельности, включающий в себя несистематизированное обобщенное представление о мире и месте человека в этом мире. На этом уровне мировоззрение базируется на здравом смысле и на многообразном повседневном опыте.
Реферат по философии человек и культура
... философии и составляют её объект. Философия – это знания о мире как едином целом и человеке в нём, об отношении человеку у миру, о путях и способах познания и практическом освоении человеком окружающей действительности, о будущем мировоззрения. ...
Обыденное мировоззрение включает в себя навыки, обычаи, традиции, передаваемые из поколения в поколение, а так же познанный опыт каждого конкретного человека. Жизненно — практический уровень мировоззрения в целом не способен разобраться в сущности сложных и противоречивых «вечных» вопросов. Поэтому в нем не редки внутренние противоречия и предрассудки.
Все недостатки жизненно — практического уровня мировоззрения преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения — теоретическом. Теоретический уровень мировоззрения — это научное обоснование всех знаний, норм поведения и ценностей людей. Именно на этом уровне происходит критическое осмысление принципиальных основ мировоззренческих убеждений, целей, идеалов, которые опираются на житейскую мудрость традиций, на здравый смысл. К теоретическому уровню мировоззрения относится и сама философия.
Философия — это мировоззренческая форма сознания. Но не всякое мировоззрение можно назвать философским. Понятие мировоззрения шире, чем понятие философия. Философия не совпадает с мировоззрением, потому что зарождение мировоззренческого сознания предшествует становлению философии. Философия не является первичной формой мировоззрения в истории развития человечества, она возникает на основе предшествующих мировоззренческих форм — мифологии и религии. Таким образом, к основным историческим типам мировоззрения можно отнести мифологию, религию и философию.
Мифология (от греческого — повествование, сказание) — это такой тип мировоззрения, для которого характерно фантастическое отражение действительности и виде чувственно — наглядных представлений.
Предпосылками мифологического мировоззрения явились неспособность человека выделить себя из окружающей среды. Мифология была первой попыткой сознательного отношения человека к себе и окружающему миру, попыткой человека, с помощью сказочных персонажей, создать единую картину мира и показать свое место в этом мире.
Мифология оказала значительное влияние на духовную жизнь человечества. Мифологические сюжеты вдохновляли великих художников и поэтов на создание их творений.
На смену мифологии пришла религия. Религия (от латинского — благочестие, святыня, предмет культа) — форма мировоззрения, в которой освоения мира осуществляется через его удвоение на земной и сверхъестественный. При этом сверхъестественные силы в виде богов играют главную роль в мироздании и жизни людей.
Религия близка к мифологии, но отличается от нее тем, что не смешивает земное и сверхъестественное, а раздваивает мир на земной (реальный, постигаемый органами чувств) и потусторонний (сверхъестественный, сверхчувственный).
Качественно новым типом мировоззрения является философское мировоззрение.
Философия — особая форма познания мира, форма общественного сознания, форма духовной деятельности, которая вырабатывает систему теоретических знаний о наиболее общих принципах бытия, познания, о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, об отношении человека к миру и его месте в этом мире.
Философия зарождается из потребности рационального понимания мира, как первая попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, мышления, опирающегося на понятия и суждения, связанные между собой определенными логическими законами. В основе философии лежит разум.
Философия в системе культуры
... в нем. 2. Генезис философии: отклик на потребности культуры На протяжении всей истории философская мысль обсуждала проблему фундаментального различия между тем, что существует независимо от человека -- миром, ... мировоззрения. Кроме особого рода знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении уясняется также смысловая основа человеческой жизни. Иначе говоря, здесь формируются системы ценностей ...
Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Сущность философии заключается в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир — человек». Философия обобщает все свойства и законы окружающего мира, потому что она изучает мир как единое целое, а не отдельные его части.
Таким образом, предмет философии образуют всеобщие сущности мира и его основные фрагменты. Философия рационализирует и систематизирует складывающиеся в различных сферах духовной культуры наиболее общие представления о мире и человеке.
Изучение мира и человека невозможно представить без философии культуры. Философия культуры имеет ценность, потому что невозможна без изучения человека, без антропологии.
Антропология рассматривает человека как душевно — духовное существо, поскольку духовные качества индивидуальны у каждой личности, а общество в свою очередь противостоит каждому индивидууму.
Ценности бывают не только материальные, но и духовные: произведения искусства, достижения науки, философии … Люди всегда анализируют и оценивают все, с чем им приходится сталкиваться, с точки зрения своих потребностей и интересов. Наше отношение к миру тоже имеет ценностный характер. В нашем мировоззрении познание мира и ценностное отношение к нему находятся в неразрывном единстве. Поэтому понятие ценности тесно связано с понятием культуры.
1.3 Понятие термина «культура». Философия как выражение культуры
Так что же такое культура? Понятие культуры является сложным и неоднозначным. Для философии характерно рассмотрение культуры в ее общих чертах, то есть с мировоззренческих позиций. Сам термин культура (от латинского слова «Culture») — означает возделывание земли, уход. И имеет непосредственное отношение в первую очередь к земледельческому труду. Но впоследствии понятие культура стало использоваться для характеристики духовной жизни общества. Для того чтобы понять как связаны между собой философия и культура нам в первую очередь стоит вспомнить о том что культура во всех своих проявлениях является детищем человека, видов его деятельности. Культура — это совокупность знаний, умений, направленных на самосохранение, воспроизводство, совершенствование человека. Это объективная реальность, в которой воплощены способы и результаты деятельности людей. Так как культура формировалась на протяжении многих веков и, передавалась из поколения в поколение, мы можем говорить о том, что человек является творцом культуры. Философия же раскрывает для нас условия творческой деятельности человека. В свою очередь человек всегда совершенствует свою культуру благодаря философским учениям. Философия помогает осознать и осмыслить основы бытия и мышления, мировоззрения, человеческую культуру в целом. Поэтому можно сказать, что философия выступает как самосознание культуры.
Обобщая все вышеизложенное, можно сказать, что началом философского анализа и исследования становятся результаты разнообразного и богатого опыта духовного освоения обществом действительности: религиозного, мифологического, научного, художественного. Философия является как особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается предельно обобщенная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними. Философия как бы сводит воедино все знания о конкретных, особенных, закономерных действиях в обобщенно — систематизированное отражение действительности.
Культура, её значение в жизни человека и общества
... или у телевизора, посещением в выходной день картинной галереи или музея. Это неизбежно порождает культурную ограниченность, примитивизацию личности. Культура – синоним полноценной самоутверждающейся жизни человека. Она выступает чутким сейсмографом ...
Философия отличается от других форм мировоззрения способом осмысления предметов, степенью проникновения в сущность проблем и методами подхода к их разрешению. Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, т.е. совокупность вопросов о происхождении мира, все полезные и положительные знания, которые накапливало человечество на протяжении тысячелетий. Но только решение мировоззренческих проблем в философии происходит с позиций рациональной оценки, с главенствующих позиций разума (ведь в основе философии лежит разум), а не веры, как в религии и не вымысла, как в мифологии.
Так же как и наука, философия ищет истины, выявляет закономерности, выражает результаты исследований через систему правил и понятий. Однако если наука конкретизируется на определенном предмете и дает нам сведения только о нем, то в философии объекты исследований рассматриваются глобально, обобщенно, всецело, посредством отношения человека к миру. Философия всегда приветствует любые научные открытия, как условия расширения, дополнения наших знаний о мире. Прежде всего, я хотел бы выяснить, что такое философия… слово «философия» означает занятие мудростью и что под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек; это же знание, которое направляет саму жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках. (Декарт). мифологический мировоззрение формационный цивилизационный
Философия и религия вместе стремятся ответить на насущные вопросы: о месте человека в мире, о взаимоотношениях человека и мира, источнике добра и зла. Как и в религии, в философии есть выход за пределы возможностей, есть элементы веры. Так объективный идеализм признает наличие в мире безличного духа, некого духовного начала, которое существует независимо от природы, материи и сознания человека. Но при всем этом религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, опираясь на разум, разумные доводы.
Если говорить о философии и искусстве, то нужно сказать, что они тоже очень похожи. Ведь, создавая свое произведение, художник вкладывает в него максимум чувств и эмоций, что бы донести смысл своего творения до разума человека. Так же и философ, создавая тот или иной труд, вкладывает в него эмоционально — личностный компонент. Однако философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума, а деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства.
Философия, религия, наука, искусство создают свою картину мира не похожую на остальные, но каждая из них дополняет друг друга и не может существовать не переплетаясь. Философия каждой специальности основана на связи последней с другими специальностями, в точках соприкосновения которых, ее нужно искать. (Бокль.Г).
2.1 Общество с точки зрения философии
Будущее в руках молодежи. Роль молодежи в современном обществе: ...
... обществу, осознание своей значимости как личности. Немаловажную роль в формировании осознания необходимости принимать участие в жизни страны посредством голосования у молодежи ... нет) Сочинения по темам: Какая она – молодежь двадцать первого века? Если задать этот вопрос бабушкам и дедушкам современного , ... в их развитие. Для себя я уже давно решил, что участие в выборах – это мой гражданский долг. Ещё в ...
Понятие «общество» имеет множество определений. Современная философия рассматривает общество как совокупную деятельность людей, направленную на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. При этом общество представляет собой не простую совокупность различных частей и элементов, а единый целостный организм, открытую саморазвивающуюся систему.
С давних пор люди пытались объяснить причины возникновения общества и движущие силы его развития. Первоначально такие объяснения давались ими в форме мифов. Наряду с мифологией свои ответы на вопросы о насущных общественных проблемах пытались найти религия и философия. Именно философское учение об обществе на сегодняшний день является наиболее разработанным. Ответ на вопросы о том, как развивается общество, какие этапы проходит, существует ли цель и смысл общественного развития зависит от подхода к пониманию самой социальной реальности и источников ее развития. Существует две точки зрения, к которым можно свести исследование общества. Они представлены формационным и цивилизационным подходами к изучению общества.
2.2 Формационный подход к исследованию общества
Формационный подход к исследованию исторического развития общества оформился в рамках материалистической концепции истории разработанной К. Марксом и Ф. Энгельсом в 40 — 50 гг. XIX века. Основным понятием их учения является категория «общественно — экономическая формация».
Под формацией понимался исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ. В структуре каждой формации выделялись экономический базис и надстройка.
Базис (господствующий тип производственных отношений) — совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ. Главными среди них являются отношения собственности на средства производства. Надстройка понималась как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом. Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определялся характером базиса. Он же представлял собой основу формации, определяя формационную принадлежность того или иного общества. Производственные отношения (экономический базис общества) и производительные силы составляли способ производства, понимаемый часто как синоним общественно-экономической формации. В понятие «производительные силы» входили люди как производители материальных благ с их знаниями, умениями и трудовым опытом, и средства производства: орудия, предметы, средства труда. Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную, естественноисторическую смену общественно-экономических формаций.
«Цивилизация» против «варварства»: к историографии ...
... И здесь цивилизация не является принадлежностью одной лишь современности: говорится, например, о цивилизации древних греков [9, p . 61] (очевидно, как о ступени, стадии развития). Состояние же цивилизации ... "варварство" может дать лучшее понимание и его антитезы. В рассматриваемую эпоху "варварство" в основном используется: 1) для обозначения догосударственных, догородских обществ прошлого и ...
В некоторых трудах самого К. Маркса выделены только две большие формации — первичная (архаическая) и вторичная (экономическая), которая включает в себя все общества, основанные на частной собственности. Третью формацию будет представлять коммунизм. В других работах классиков марксизма под общественно-экономической формацией понимается конкретная ступень развития способа производства с соответствующей ему надстройкой. Именно на их основе в советском обществознании к 1930 г. сформировалась и получила характер непререкаемой догмы так называемая «пятичленка». Согласно этой концепции все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой, которой является социализм.
Формационный подход основывается на нескольких постулатах:
а) представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и телеологическом (направленном к цели — строительству коммунизма) процессе. Формационный подход практически отрицал национальную специфику и своеобразие отдельных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для всех обществ;
- б) решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений;
- в) необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;
- г) неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.
На современном этапе развития теория общественно-экономических формаций переживает очевидный кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к исследованию общества.
2.3 Цивилизационный подход к исследованию общества
Понятие «цивилизация» является одним из наиболее употребляемых в обществе. Сам термин происходит от латинского слова «цивилис» — городской, что говорит о тесной связи цивилизации с городским типом культуры. Нужно сказать, что не существует единого представления о том, что такое цивилизация. В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Известный российский историк М. А. Барг так определил цивилизацию: «…Это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы» . Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
Техника.Цивилизация.Культура
... последствий. 2. Техника. Цивилизация. Культура Применяемая человеком техника находится в постоянном развитии, что приводит к вытеснению человека из производственного процесса. В своем развитии техника имеет ... вышесказанное обосновывает актуальность темы реферата. Цель данной работы: всестороннее изучение, анализ и обобщение взаимоотношений техники, цивилизации и культуры. Работа состоит из введения, ...
В современной теории цивилизаций распространены как линейно-стадиальные концепции (в них под цивилизацией понимается определенная ступень мирового развития, противопоставляемая «нецивилизованным» обществам), так и концепции локальных цивилизаций. Существование первых объясняется европоцентризмом их авторов, представляющих мировой исторический процесс как постепенное приобщение варварских народов и обществ к западноевропейской системе ценностей и постепенное продвижение человечества к единой мировой цивилизации, на этих же ценностях основанной. Сторонники второй группы концепций употребляют термин «цивилизация» во множественном числе и исходят из представления о многообразии путей развития различных цивилизаций.
Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западноевропейская цивилизация).
С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется. Абсолютизировать уникальность каждой цивилизации не следует: все они проходят через общие для мирового исторического процесса этапы. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений традиций и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством.
В настоящее время преобладает культурологический подход к определению понятия «цивилизация». В большинстве словарей это слово интерпретируется как синоним понятия «культура». Поэтому большинство ученых склонны определять цивилизацию как социокультурную общность, обладающую качественной спецификой, как целостное конкретно — историческое образование, которое отличается характером своего отношения к миру природы и самобытной культурой.
Цивилизации свойственны единое пространство, единые системы ценностей и тип нормативной регуляции, а так же совокупность сознаваемых и несознаваемых установок и стереотипов индивидуального и коллективного поведения. Цивилизационный подход к исследованию общества полезен для выявления возможных последствий общественного развития.
2.4 Соотношение «формации» и «цивилизации»
Формация и цивилизация, разные среды в развитии общества как целостной системы. Как нельзя познать механизм развития любого общества, исследуя только базисные факторы и опустив надстроечные, так невозможно и понять секреты управления общественным развитием, ориентируясь либо только на формационный, либо только на цивилизационный аспект в его динамике. Формация — социоэкономическая категория, цивилизация — социокультурная.
Понятие формации имеет значение как системообразующего начала всего социально — экономического и политического строя данного общества. Формации различаются по доминирующим формам собственности. Переход от одной формации к другой обусловлен сменой форм собственности на основные средства производства, происходящей под влиянием прогресса производительных сил, открывающего новые материальные возможности для человеческой деятельности, для формирования общественных отношений.
История как наука
... или об идеальных правилах поведения" (мораль, теория искусств, право, медицина, педагогика). 2. Предмет истории как науки: ... история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т.д. История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций; история континентов ( история ...
В понятии цивилизация объединяются социальные и культурные аспекты жизни общества, цивилизация представляет собой этап истории, начинающийся вместе с выходом истории из естественного, т.е. первобытного, состояния и развивающемся далее на основе им самим создаваемых предпосылок, что она характеризует преемственность в развитии общества. Вместе с тем настойчиво утверждалась мысль, что фактически в истории существуют различные цивилизации, так сказать «формационные»: капиталистическая цивилизация, коммунистическая цивилизация и т.п. В итоге цивилизационный подход терял свою относительную самостоятельность и подчинялся формационному, а понятие цивилизации становилось подсобным, нужным лишь для выполнения некоторых аспектов общественно-экономической формации. Если теория формаций ориентирована на выявление закономерностей, присущих обществу на различных этапах истории, а так же его структуры на каждом из этих этапов, то цивилизационный подход решает совершенно иные познавательные задачи. Две из них являются главными. Первая — это анализ социальных механизмов деятельности людей, обеспечивающих саму возможность существования общества на данном, т.е. цивилизованном уровне, уберегающих его от распада и одичания. Эти механизмы постоянно развиваются, совершенствуются или устраняются. Если тот или иной механизм устраняется, то начинается деградация связанных с ним социальных структур. Каждая последующая формация является и шагом вперед в развитии цивилизации, а не посягательством на ее основы. Гибель тех или иных цивилизаций в прошлом не останавливала исторического движения, потому что это были локальные катастрофы.
Прогресс цивилизации при всей его противоречивости все-таки связан с развитием и совершенствованием ее социальных механизмов. Эти механизмы обеспечивают для жизни современного общества развитие производительных сил, техники, науки, поддерживают соответствующую динамику общественных отношений.
Вторая задача, которая решается цивилизованным подходом к истории, — выявление ее человеческого измерения, механизмов формирования личности цивилизованного человека, анализ культуры, как меры развития человека, его способности к деятельности.