Философия как концентрированное выражение духовной культуры

Философия — одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Возникла философия в VII- VI веках до н.э. сразу в трех странах: в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции. С тех пор философия стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие времена.

В разные времена у разных народов были разные толкования о том, что же такое философия. Происходило это с развитием человека, его культуры, знаний и потребности их систематизации.

Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости (Августин Аврелий). Термин философия (в переводе с древнегреческого «Phileo» — люблю, «Sophia» — мудрость) — означает любовь к мудрости. Любовь к мудрости (наука о мудрости) называется философией. (Цицерон). Философия стала новым явлением в 6 веке до н.э. Именно в этот период простые знания людей, основанные на своем опыте, опыте поколений, традициях, становятся недостаточными для понимания картины всего происходящего в мире. Как следствие из этого возникает философия. Философия была «рождена» для того чтобы систематизировать все знания имеющиеся у человечества и извлечь из них определенные законы, проблемы и донести до людей пути их правильного восприятия и решения.

1.2 Мировоззрение, формы мировоззрения

Каждый человек, осваивая и познавая мир, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Человек задумывается о тайнах мироздания, о судьбах людей как индивидуумов и человечества в целом, о жизни и смерти, о смысле жизни, о добре и зле, справедливости и т.д. Эти и другие «вечные» вопросы, которые каждый раз заново решаются новыми поколениями, составляют круг вопросов, необходимых человеку для общей ориентации в мире, для понимания своего места и роли в нем. Ответы на эти вопросы формируют у человека общий взгляд на мир, а, следовательно, составляют его мировоззрение.

Мировоззрение — это предельно обобщенная система взглядов и представлений человека на окружающий мир, на самого себя и свое место в этом мире. В качестве основных элементов мировоззрения выступают знания, ценности, воля. Так же совокупность убеждений, принципы, нормы, идеалы, чувства, эмоции. Все эти элементы определяют отношения человека к миру.

По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно — практический и теоретический уровни мировоззрения.

Жизненно — практический уровень (обыденный) — это тип мировоззрения, который складывается у каждого человека в процессе его жизнедеятельности, включающий в себя несистематизированное обобщенное представление о мире и месте человека в этом мире. На этом уровне мировоззрение базируется на здравом смысле и на многообразном повседневном опыте.

5 стр., 2069 слов

Реферат по философии человек и культура

... философии и составляют её объект. Философия – это знания о мире как едином целом и человеке в нём, об отношении человеку у миру, о путях и способах познания и практическом освоении человеком окружающей действительности, о будущем мировоззрения. ...

Обыденное мировоззрение включает в себя навыки, обычаи, традиции, передаваемые из поколения в поколение, а так же познанный опыт каждого конкретного человека. Жизненно — практический уровень мировоззрения в целом не способен разобраться в сущности сложных и противоречивых «вечных» вопросов. Поэтому в нем не редки внутренние противоречия и предрассудки.

Все недостатки жизненно — практического уровня мировоззрения преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения — теоретическом. Теоретический уровень мировоззрения — это научное обоснование всех знаний, норм поведения и ценностей людей. Именно на этом уровне происходит критическое осмысление принципиальных основ мировоззренческих убеждений, целей, идеалов, которые опираются на житейскую мудрость традиций, на здравый смысл. К теоретическому уровню мировоззрения относится и сама философия.

Философия — это мировоззренческая форма сознания. Но не всякое мировоззрение можно назвать философским. Понятие мировоззрения шире, чем понятие философия. Философия не совпадает с мировоззрением, потому что зарождение мировоззренческого сознания предшествует становлению философии. Философия не является первичной формой мировоззрения в истории развития человечества, она возникает на основе предшествующих мировоззренческих форм — мифологии и религии. Таким образом, к основным историческим типам мировоззрения можно отнести мифологию, религию и философию.

Мифология (от греческого — повествование, сказание) — это такой тип мировоззрения, для которого характерно фантастическое отражение действительности и виде чувственно — наглядных представлений.

Предпосылками мифологического мировоззрения явились неспособность человека выделить себя из окружающей среды. Мифология была первой попыткой сознательного отношения человека к себе и окружающему миру, попыткой человека, с помощью сказочных персонажей, создать единую картину мира и показать свое место в этом мире.

Мифология оказала значительное влияние на духовную жизнь человечества. Мифологические сюжеты вдохновляли великих художников и поэтов на создание их творений.

На смену мифологии пришла религия. Религия (от латинского — благочестие, святыня, предмет культа) — форма мировоззрения, в которой освоения мира осуществляется через его удвоение на земной и сверхъестественный. При этом сверхъестественные силы в виде богов играют главную роль в мироздании и жизни людей.

Религия близка к мифологии, но отличается от нее тем, что не смешивает земное и сверхъестественное, а раздваивает мир на земной (реальный, постигаемый органами чувств) и потусторонний (сверхъестественный, сверхчувственный).

Качественно новым типом мировоззрения является философское мировоззрение.

Философия — особая форма познания мира, форма общественного сознания, форма духовной деятельности, которая вырабатывает систему теоретических знаний о наиболее общих принципах бытия, познания, о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, об отношении человека к миру и его месте в этом мире.

Философия зарождается из потребности рационального понимания мира, как первая попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, мышления, опирающегося на понятия и суждения, связанные между собой определенными логическими законами. В основе философии лежит разум.

10 стр., 4646 слов

Философия в системе культуры

... в нем. 2. Генезис философии: отклик на потребности культуры На протяжении всей истории философская мысль обсуждала проблему фундаментального различия между тем, что существует независимо от человека -- миром, ... мировоззрения. Кроме особого рода знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении уясняется также смысловая основа человеческой жизни. Иначе говоря, здесь формируются системы ценностей ...

Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Сущность философии заключается в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир — человек». Философия обобщает все свойства и законы окружающего мира, потому что она изучает мир как единое целое, а не отдельные его части.

Таким образом, предмет философии образуют всеобщие сущности мира и его основные фрагменты. Философия рационализирует и систематизирует складывающиеся в различных сферах духовной культуры наиболее общие представления о мире и человеке.

Изучение мира и человека невозможно представить без философии культуры. Философия культуры имеет ценность, потому что невозможна без изучения человека, без антропологии.

Антропология рассматривает человека как душевно — духовное существо, поскольку духовные качества индивидуальны у каждой личности, а общество в свою очередь противостоит каждому индивидууму.

Ценности бывают не только материальные, но и духовные: произведения искусства, достижения науки, философии … Люди всегда анализируют и оценивают все, с чем им приходится сталкиваться, с точки зрения своих потребностей и интересов. Наше отношение к миру тоже имеет ценностный характер. В нашем мировоззрении познание мира и ценностное отношение к нему находятся в неразрывном единстве. Поэтому понятие ценности тесно связано с понятием культуры.

1.3 Понятие термина «культура». Философия как выражение культуры

Так что же такое культура? Понятие культуры является сложным и неоднозначным. Для философии характерно рассмотрение культуры в ее общих чертах, то есть с мировоззренческих позиций. Сам термин культура (от латинского слова «Culture») — означает возделывание земли, уход. И имеет непосредственное отношение в первую очередь к земледельческому труду. Но впоследствии понятие культура стало использоваться для характеристики духовной жизни общества. Для того чтобы понять как связаны между собой философия и культура нам в первую очередь стоит вспомнить о том что культура во всех своих проявлениях является детищем человека, видов его деятельности. Культура — это совокупность знаний, умений, направленных на самосохранение, воспроизводство, совершенствование человека. Это объективная реальность, в которой воплощены способы и результаты деятельности людей. Так как культура формировалась на протяжении многих веков и, передавалась из поколения в поколение, мы можем говорить о том, что человек является творцом культуры. Философия же раскрывает для нас условия творческой деятельности человека. В свою очередь человек всегда совершенствует свою культуру благодаря философским учениям. Философия помогает осознать и осмыслить основы бытия и мышления, мировоззрения, человеческую культуру в целом. Поэтому можно сказать, что философия выступает как самосознание культуры.

Обобщая все вышеизложенное, можно сказать, что началом философского анализа и исследования становятся результаты разнообразного и богатого опыта духовного освоения обществом действительности: религиозного, мифологического, научного, художественного. Философия является как особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается предельно обобщенная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними. Философия как бы сводит воедино все знания о конкретных, особенных, закономерных действиях в обобщенно — систематизированное отражение действительности.

18 стр., 8697 слов

Культура, её значение в жизни человека и общества

... или у телевизора, посещением в выходной день картинной галереи или музея. Это неизбежно порождает культурную ограниченность, примитивизацию личности. Культура – синоним полноценной самоутверждающейся жизни человека. Она выступает чутким сейсмографом ...

Философия отличается от других форм мировоззрения способом осмысления предметов, степенью проникновения в сущность проблем и методами подхода к их разрешению. Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, т.е. совокупность вопросов о происхождении мира, все полезные и положительные знания, которые накапливало человечество на протяжении тысячелетий. Но только решение мировоззренческих проблем в философии происходит с позиций рациональной оценки, с главенствующих позиций разума (ведь в основе философии лежит разум), а не веры, как в религии и не вымысла, как в мифологии.

Так же как и наука, философия ищет истины, выявляет закономерности, выражает результаты исследований через систему правил и понятий. Однако если наука конкретизируется на определенном предмете и дает нам сведения только о нем, то в философии объекты исследований рассматриваются глобально, обобщенно, всецело, посредством отношения человека к миру. Философия всегда приветствует любые научные открытия, как условия расширения, дополнения наших знаний о мире. Прежде всего, я хотел бы выяснить, что такое философия… слово «философия» означает занятие мудростью и что под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек; это же знание, которое направляет саму жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках. (Декарт). мифологический мировоззрение формационный цивилизационный

Философия и религия вместе стремятся ответить на насущные вопросы: о месте человека в мире, о взаимоотношениях человека и мира, источнике добра и зла. Как и в религии, в философии есть выход за пределы возможностей, есть элементы веры. Так объективный идеализм признает наличие в мире безличного духа, некого духовного начала, которое существует независимо от природы, материи и сознания человека. Но при всем этом религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, опираясь на разум, разумные доводы.

Если говорить о философии и искусстве, то нужно сказать, что они тоже очень похожи. Ведь, создавая свое произведение, художник вкладывает в него максимум чувств и эмоций, что бы донести смысл своего творения до разума человека. Так же и философ, создавая тот или иной труд, вкладывает в него эмоционально — личностный компонент. Однако философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума, а деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства.

Философия, религия, наука, искусство создают свою картину мира не похожую на остальные, но каждая из них дополняет друг друга и не может существовать не переплетаясь. Философия каждой специальности основана на связи последней с другими специальностями, в точках соприкосновения которых, ее нужно искать. (Бокль.Г).

2.1 Общество с точки зрения философии

10 стр., 4958 слов

Будущее в руках молодежи. Роль молодежи в современном обществе: ...

... обществу, осознание своей значимости как личности. Немаловажную роль в формировании осознания необходимости принимать участие в жизни страны посредством голосования у молодежи ... нет) Сочинения по темам: Какая она – молодежь двадцать первого века? Если задать этот вопрос бабушкам и дедушкам современного , ... в их развитие. Для себя я уже давно решил, что участие в выборах – это мой гражданский долг. Ещё в ...

Понятие «общество» имеет множество определений. Современная философия рассматривает общество как совокупную деятельность людей, направленную на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. При этом общество представляет собой не простую совокупность различных частей и элементов, а единый целостный организм, открытую саморазвивающуюся систему.

С давних пор люди пытались объяснить причины возникновения общества и движущие силы его развития. Первоначально такие объяснения давались ими в форме мифов. Наряду с мифологией свои ответы на вопросы о насущных общественных проблемах пытались найти религия и философия. Именно философское учение об обществе на сегодняшний день является наиболее разработанным. Ответ на вопросы о том, как развивается общество, какие этапы проходит, существует ли цель и смысл общественного развития зависит от подхода к пониманию самой социальной реальности и источников ее развития. Существует две точки зрения, к которым можно свести исследование общества. Они представлены формационным и цивилизационным подходами к изучению общества.

2.2 Формационный подход к исследованию общества

Формационный подход к исследованию исторического развития общества оформился в рамках материалистической концепции истории разработанной К. Марксом и Ф. Энгельсом в 40 — 50 гг. XIX века. Основным понятием их учения является категория «общественно — экономическая формация».

Под формацией понимался исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ. В структуре каждой формации выделялись экономический базис и надстройка.

Базис (господствующий тип производственных отношений) — совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ. Главными среди них являются отношения собственности на средства производства. Надстройка понималась как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом. Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определялся характером базиса. Он же представлял собой основу формации, определяя формационную принадлежность того или иного общества. Производственные отношения (экономический базис общества) и производительные силы составляли способ производства, понимаемый часто как синоним общественно-экономической формации. В понятие «производительные силы» входили люди как производители материальных благ с их знаниями, умениями и трудовым опытом, и средства производства: орудия, предметы, средства труда. Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную, естественноисторическую смену общественно-экономических формаций.

18 стр., 8574 слов

«Цивилизация» против «варварства»: к историографии ...

... И здесь цивилизация не является принадлежностью одной лишь современности: говорится, например, о цивилизации древних греков [9, p . 61] (очевидно, как о ступени, стадии развития). Состояние же цивилизации ... "варварство" может дать лучшее понимание и его антитезы. В рассматриваемую эпоху "варварство" в основном используется: 1) для обозначения догосударственных, догородских обществ прошлого и ...

В некоторых трудах самого К. Маркса выделены только две большие формации — первичная (архаическая) и вторичная (экономическая), которая включает в себя все общества, основанные на частной собственности. Третью формацию будет представлять коммунизм. В других работах классиков марксизма под общественно-экономической формацией понимается конкретная ступень развития способа производства с соответствующей ему надстройкой. Именно на их основе в советском обществознании к 1930 г. сформировалась и получила характер непререкаемой догмы так называемая «пятичленка». Согласно этой концепции все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой, которой является социализм.

Формационный подход основывается на нескольких постулатах:

а) представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и телеологическом (направленном к цели — строительству коммунизма) процессе. Формационный подход практически отрицал национальную специфику и своеобразие отдельных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для всех обществ;

  • б) решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений;
  • в) необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;
  • г) неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

На современном этапе развития теория общественно-экономических формаций переживает очевидный кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к исследованию общества.

2.3 Цивилизационный подход к исследованию общества

Понятие «цивилизация» является одним из наиболее употребляемых в обществе. Сам термин происходит от латинского слова «цивилис» — городской, что говорит о тесной связи цивилизации с городским типом культуры. Нужно сказать, что не существует единого представления о том, что такое цивилизация. В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Известный российский историк М. А. Барг так определил цивилизацию: «…Это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы» . Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

10 стр., 4628 слов

Техника.Цивилизация.Культура

... последствий. 2. Техника. Цивилизация. Культура Применяемая человеком техника находится в постоянном развитии, что приводит к вытеснению человека из производственного процесса. В своем развитии техника имеет ... вышесказанное обосновывает актуальность темы реферата. Цель данной работы: всестороннее изучение, анализ и обобщение взаимоотношений техники, цивилизации и культуры. Работа состоит из введения, ...

В современной теории цивилизаций распространены как линейно-стадиальные концепции (в них под цивилизацией понимается определенная ступень мирового развития, противопоставляемая «нецивилизованным» обществам), так и концепции локальных цивилизаций. Существование первых объясняется европоцентризмом их авторов, представляющих мировой исторический процесс как постепенное приобщение варварских народов и обществ к западноевропейской системе ценностей и постепенное продвижение человечества к единой мировой цивилизации, на этих же ценностях основанной. Сторонники второй группы концепций употребляют термин «цивилизация» во множественном числе и исходят из представления о многообразии путей развития различных цивилизаций.

Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западноевропейская цивилизация).

С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется. Абсолютизировать уникальность каждой цивилизации не следует: все они проходят через общие для мирового исторического процесса этапы. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений традиций и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством.

В настоящее время преобладает культурологический подход к определению понятия «цивилизация». В большинстве словарей это слово интерпретируется как синоним понятия «культура». Поэтому большинство ученых склонны определять цивилизацию как социокультурную общность, обладающую качественной спецификой, как целостное конкретно — историческое образование, которое отличается характером своего отношения к миру природы и самобытной культурой.

Цивилизации свойственны единое пространство, единые системы ценностей и тип нормативной регуляции, а так же совокупность сознаваемых и несознаваемых установок и стереотипов индивидуального и коллективного поведения. Цивилизационный подход к исследованию общества полезен для выявления возможных последствий общественного развития.

2.4 Соотношение «формации» и «цивилизации»

Формация и цивилизация, разные среды в развитии общества как целостной системы. Как нельзя познать механизм развития любого общества, исследуя только базисные факторы и опустив надстроечные, так невозможно и понять секреты управления общественным развитием, ориентируясь либо только на формационный, либо только на цивилизационный аспект в его динамике. Формация — социоэкономическая категория, цивилизация — социокультурная.

Понятие формации имеет значение как системообразующего начала всего социально — экономического и политического строя данного общества. Формации различаются по доминирующим формам собственности. Переход от одной формации к другой обусловлен сменой форм собственности на основные средства производства, происходящей под влиянием прогресса производительных сил, открывающего новые материальные возможности для человеческой деятельности, для формирования общественных отношений.

5 стр., 2346 слов

История как наука

... или об идеальных правилах поведения" (мораль, теория искусств, право, медицина, педагогика). 2. Предмет истории как науки: ... история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т.д. История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций; история континентов ( история ...

В понятии цивилизация объединяются социальные и культурные аспекты жизни общества, цивилизация представляет собой этап истории, начинающийся вместе с выходом истории из естественного, т.е. первобытного, состояния и развивающемся далее на основе им самим создаваемых предпосылок, что она характеризует преемственность в развитии общества. Вместе с тем настойчиво утверждалась мысль, что фактически в истории существуют различные цивилизации, так сказать «формационные»: капиталистическая цивилизация, коммунистическая цивилизация и т.п. В итоге цивилизационный подход терял свою относительную самостоятельность и подчинялся формационному, а понятие цивилизации становилось подсобным, нужным лишь для выполнения некоторых аспектов общественно-экономической формации. Если теория формаций ориентирована на выявление закономерностей, присущих обществу на различных этапах истории, а так же его структуры на каждом из этих этапов, то цивилизационный подход решает совершенно иные познавательные задачи. Две из них являются главными. Первая — это анализ социальных механизмов деятельности людей, обеспечивающих саму возможность существования общества на данном, т.е. цивилизованном уровне, уберегающих его от распада и одичания. Эти механизмы постоянно развиваются, совершенствуются или устраняются. Если тот или иной механизм устраняется, то начинается деградация связанных с ним социальных структур. Каждая последующая формация является и шагом вперед в развитии цивилизации, а не посягательством на ее основы. Гибель тех или иных цивилизаций в прошлом не останавливала исторического движения, потому что это были локальные катастрофы.

Прогресс цивилизации при всей его противоречивости все-таки связан с развитием и совершенствованием ее социальных механизмов. Эти механизмы обеспечивают для жизни современного общества развитие производительных сил, техники, науки, поддерживают соответствующую динамику общественных отношений.

Вторая задача, которая решается цивилизованным подходом к истории, — выявление ее человеческого измерения, механизмов формирования личности цивилизованного человека, анализ культуры, как меры развития человека, его способности к деятельности.