Важнейшие свойства культуры — ее подвижность и способность к изменению и развитию. Изменения культуры во времени и пространстве описывает динамика культуры. Внешние изменения проявляются как через расширение уже существующих, так и через возникновение качественно новых культурных форм. При этом изменения в культуре протекают либо в форме активизации, либо в форме замедления, что находит свое выражение в темпах и ритмах динамики культуры, а также в различных ее видах и формах.
Проблема культурной динамики принадлежит к числу
Существует несколько теорий культурно-исторического
Теория А.Дж. Тойнби может считаться кульминационным пунктом в развитии теорий «локальных цивилизаций», его монументальное исследование «Постижение истории» многие ученые признают шедевром исторической и макросоциологической науки.
На основе глубокого изучения колоссального объема фактов мировой истории Тойнби предпринял попытку переосмыслить тенденции
Тойнби полагал, что цивилизации есть определенные типы человеческих сообществ, «вызывающие определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев — словом, в области культуры». Для Тойнби цивилизация — это достигшая пределов самоидентификации культура, в пределе это может быть человеческая или глобальная цивилизация.
Цель данного реферата — рассмотреть динамику культуры А.Дж.Тойнби, стадии их развития.
- Культура и цивилизация в работ
ах Тойнби
Арнольд Джозеф Тойнби (Toynbee) (1889-1975) – английский историк, социолог, философ культуры, дипломат и общественный деятель, создавший один из наиболее оригинальных вариантов концепции локальных цивилизаций. Идеи А. Тойнби стали продолжением идей, которые высказывались до него Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером и другими исследователями.
Если «ранний» Тойнби (10-е гг.) видел в национальном государстве основную единицу всемирной истории, а «средний» (20-40-е гг.) искал таковую в локальных
Влияние культуры на развитие личности. Культурное развитие личности
... мы доказали актуальность заданной темы. Цель данной работы – доказать, что культура действительно влияет на развитие личности и общества в целом. Для достижения указанной цели в курсовой работе ... музыка, литература, живопись, театр, кино, телевидение. Культуру изучают и другие науки, например, этнография, история, антропология, но социология имеет в культуре свой специфический аспект исследования. В ...
Концепция А. Тойнби была изложена им в двенадцатитомном труде «Исследование истории», который писался им на протяжении более 25 лет (1934-1961г.г.) Свою работу ученый посвятил обозрению всемирной истории, которое он выстраивает на основе представления о самозамкнутых, отдельных образованиях-цивилизациях. Истинными объектами истории, утверждает Тойнби, являются общества, цивилизации.
Прежде чем говорить о теории циклов цивилизаций, необходимо понять, что же Тойнби подразумевает под понятием «цивилизация». Согласно Тойнби, цивилизация представляет собой общность людей, которые проживают на общей территории и обладают общими духовными традициями и сходным образом жизни. Тойнби сравнивает цивилизацию с биологическим видом, который имеет собственную среду обитания. В этом отношении концепция Тойнби не оригинальна, она продолжает идеи Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера. Другими словами цивилизация – это та среда, в которой живет человек, среда его обитания и творческой деятельности. А что такое культура? Культура это то, что создано руками человека, это основная часть цивилизации. Она изменяется, как цивилизация и развивается по тем же законам, что и цивилизация. Из этого можно сделать вывод, что в своей концепции Арнольд Тойнби как бы объединяет два этих понятия. Изучая в своей работе цивилизацию, он изучает культуру.
Проблема типологизации цивилизаций
Истинными объектами истории, по утверждению А. Тойнби, являются общества, цивилизации. В отличие от своих предшественников он выделяет двадцать одну цивилизацию, когда-либо существовавшую на Земле, Впрочем, по ходу своих исследований А. Тойнби сокращает это число до тринадцати. А в настоящее время их осталось пять, не считая две реликтовые:
- западная христианская цивилизация;
- православная христианская цивилизация;
- исламская цивилизация;
- дальневосточная цивилизация;
- индуистская цивилизация.
Между некоторыми из этих цивилизаций существуют родственные отношения, например, западная христианская и православная христианская происходят из эллинской цивилизации. Цивилизации, кроме этого, взаимодействуют друг с другом и могут влиять друг на друга. Такая точка зрения в корне противоречит точке зрения О. Шпенглера, согласно которой цивилизации являются замкнутыми в себе сущностями, не способными понять друг друга и не проистекающими одна из другой. [3, c.18]
Тем не менее, А. Тойнби также не приемлет и концепцию «единства цивилизации», объясняя ее, как и О. Шпенглер, гипертрофированным чувством евроцентризма современных историков: «Во-первых западные историки считают, что в настоящее время унификация мира на экономической основе Запада более или менее завершена, а значит, как они полагают, завершается унификация и по другим направлениям. Во-вторых, они путают унификацию с единством, преувеличивая таким образом, роль ситуации, исторически сложившейся совсем недавно и не позволяющей пока говорить о создании единой Цивилизации, тем более отождествлять ее с западным обществом».
Культура и цивилизация
... реферате я подробно рассмотрю понятие «цивилизации», теорию «локальных цивилизаций», её сторонников и противников. Самое главное в моём реферате – это показать взаимосвязь культуры и цивилизации. 2. Культура и цивилизация Цивилизация и культура ... мышлений дают истории арабо-исламской цивилизации: индостанская, индонезийская XX в. Трудность для исследования цивилизаций представляет и их внутренняя ...
Проблема локальности в культурологи А. Тойнби
Арнольд Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации он отличал тем, что они оказали заметное влияние на другие цивилизации и ход мировой истории в целом. К ним относятся шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, христианская, исламская и некоторые другие.
Локальными цивилизациями А.Тойнби называл те, которые характеризуются замкнутостью в национальных рамках. К ним он относил русскую, немецкую, американскую и другие цивилизации.
В отличие от своих предшественников, Арнольд Тойнби не отрицал существования мировой цивилизации. В ней он видел не предпосылку, а результат мировой истории. А. Тойнби считал, что спасение всех цивилизаций состоит в единении, которое возможно лишь на основании мировой религии. Такая религия должна возникнуть как результат объединения существующих мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Таким образом, хотя А.Тойнби и считал цивилизации замкнутыми образованиями, цель мировой истории он видел в создании единой мировой культуры. [1, c.22]
Проблема динамики культуры в понимании А. Тойнби
Каков же жизненный цикл цивилизаций в концепции
Согласно А. Тойнби в этом жизненном цикле нет той фатальной предопределенности развития, которая присутствует в цикле цивилизации О. Шпенглера. Если у Шпенглера цивилизация — это живой организм, который с необходимостью растет, созревает, увядает и, наконец, умирает, то Тойнби отходит от трактовки цивилизации, как некой неделимой сущности, считая что «общество не является и не может быть ничем иным, кроме как посредником, с помощью которого отдельные люди взаимодействуют между собой. Личности, а не общества создают человеческую историю». Поэтому развитие цивилизации зависит от состояния и способностей людей отвечать на негативные события в среде их существования. Переход от одной стадии к другой, таким образом, закономерен, но далеко не всегда развитие идет по пути, исключающему альтернативы. Следовательно, А. Тойнби отвергает судьбу в вопросах развития цивилизации, считая, что последнее слово всегда остается за человеком. Он пишет: «Надломы цивилизаций не могут быть результатом повторяющихся или поступательных действий сил, находящихся вне человеческого контроля». Если все индивидуумы в обществе смогут преодолеть надлом в душе, то и общество в целом сможет выбраться из стадии надлома. Цивилизация сохраняется и выживает только в том случае, если она способна отвечать на вызовы внешней среды. [6, c.75]
Контрольная работа: Раскройте вклад античной цивилизации в мировую культуру
Об этих вкладах и ценностях античности в мировую культуру я и написала в своей контрольной работе. Вклад античной цивилизации в мировую культуру. 1. Античная цивилизация представляла тип прогрессивного развития. Для неё ... и практика демократии. Если в большинстве древних цивилизаций города - государства представляли собой автократические или теократические деспотии, то в греческом полисе VII-VI ...
Концепция А. Тойнби: «Вызов и Ответ» — движущая пружина в развитии культуры
Выделив основные стадии развития цивилизации, необходимо ответить на вопрос: что заставляет примитивное общество, жившее стационарно на протяжении многих тысяч лет, однажды проснуться и начать непрерывное поступательное движение; есть ли что-либо единое, стоящее за всеми стадиями развития цивилизаций? В поисках этого первопринципа Тойнби приходит к концепции Вызова и Ответа. Не найдя детерминированных, «неодушевленных» причин зарождения и развития цивилизаций, Тойнби вводит через миф об искушении твари Божьей Дьяволом и последующем преображении искушаемого через творение Господне противоречие в качестве основного движущего механизма истории: Дьявол бросает Богу «Вызов», но своими подрывными действиями он лишь обнаруживает слабые стороны божественного творения, тем самым, побуждая Бога к «Ответу», т.е. новому творчеству. «…Дьявол обречен на проигрыш. Зная, что Господь не отвергнет… предложенного пари, Дьявол не ведает, что Бог молчаливо и терпеливо ждет, что предложение будет сделано. Получив возможность уничтожить одного из избранников Бога, Дьявол в своем ликовании не замечает, что он тем самым дает Богу возможность совершить акт нового творения. Таким образом божественная цель достигается с помощью Дьявола, но без его ведома». [5, c.336]
Однако какова же роль самого человека, являющегося предметом спора Бога и Дьявола? Отвечая на вопрос, А. Тойнби склоняется к тому, что человек и есть то самое существо, которое несет в себе и «божественное» творческое начало, и «дьявольское» стремление к разрушению. «Известна концепция, согласно которой объект спора между Богом и Дьяволом есть воплощение Бога. Это центральная тема Нового завета. Концепция, согласно которой, предмет спора – человек, одновременно является воплощением Дьявола, менее распространена, но возможно, не менее глубока. Остается признать эту роль «Дьявола-Бога», совмещающего в себе часть и целое, арену и состязающегося, ибо часть пьесы, где происходит собственно спор между силами Ада и Рая, — лишь пролог, тогда как само содержание пьесы – земные страсти человека». [2, c.275]
Если отвлечься от образного стиля изложения, то концепция Арнольда Тойнби дает ключ к пониманию творческой природы и возможной
Концепция А. Тойнби «Вызов и Ответ» — движущая ...
... то концепция Арнольда Тойнби дает ключ к пониманию творческой природы и возможной альтернативности культурно-исторического процесса. Развитие культуры осуществляется как серия Ответов, даваемых творческим человеческим духом на те Вызовы, ... Однако какова же роль самого человека, являющегося предметом спора Бога и Дьявола? Отвечая на вопрос, А. Тойнби склоняется к тому, что человек и есть то самое ...
Ответом на вызов может быть либо рост — «переход в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры» состояние, либо смерть, проигрыш. Выйдя на новую ступень, система вновь выводится из равновесия и так далее до тех пор, пока на очередной вызов не после последует адекватного ответа. Вызовы могут быть как внешними (стимулы, необходимые для генезиса цивилизации) так и внутренними (творческий порыв гения, развитие науки).
Причем системе требуется лишь первоначальное наличие внешних стимулов, которые затем по мере развития системы превращаются во внутренние вызовы. Именно такое динамическое, прогрессирующее противоречие и является залогом развития цивилизации и индивидуумов, ее составляющих.
Как уже говорилось выше, некоторые из вызовов могут получать достойные ответы, в то время как другие могут остаться и без ответа. Если суровость вызова будет усиливаться до бесконечности, гарантируется ли тем самым бесконечное