Основы культурологии

Автотранспортный комплекс — как элемент технической культуры современного общества

К концу XX века в Российской Федерации создан и в целом успешно функционирует современный транспортный комплекс, обеспечивающий ее территориальную целостность и национальную безопасность. Ключевую роль в его развитии играет автомобильный транспорт: по данным Министерства транспорта РФ, вклад автомобильного транспорта в перевозки грузов составляет 75—77 %, пассажиров (без учета личных легковых автомобилей) — 53—55 %. Почему — очевидно: автотранспорт обладает такими важнейшими преимуществами, как мобильность, способность доставлять грузы и пассажиров «от двери до двери» и «точно вовремя». Но наряду с преимуществами, которые обеспечивает обществу, развитый автотранспортный комплекс, его прогресс сопровождается, к сожалению, и негативным воздействием на окружающую среду и человека. Поэтому ученые и специалисты всего мира усиленно ищут пути и средства снижения отрицательных последствий автомобилизации. Однако единого подхода к данной проблеме у них, как показывает анализ, до сих пор нет. Например, в научной и специальной технической литературе нет даже однозначного толкования термина «автотранспортный комплекс», а также общепринятого перечня всех его составляющих и структуры. Что, естественно, не позволяет всесторонне и системно оценить степень негативного воздействия на окружающую среду при эксплуатации элементов автотранспортного комплекса.

2. Специфика культуры Древнего Египта

Древнеегипетская цивилизация существовала на протяжении многих веков, приблизительно с 3000 г. по 300 г. до н.э. Это был период расцвета Египта, время создания колоссальных архитектурных сооружений и изящных произведений искусства. Египтяне создали письменность и систему счета; их техническими достижениями восхищались многие другие культуры Древнего мира. Таинственные и очень сложные религиозные обряды Древнего Египта и сейчас продолжают вдохновлять ученых и писателей.

Древний Египет представляет большой интерес, египетские пирамиды — величайший архитектурный памятник Древнего Египта, одно из «Семи чудес света». Пирамида Хеопса

Египет был одним из самых великих центров мировой культуры.

Египетское искусство явилось образцом для крито-микенской культуры в Древней Греции. Египетская культура оказала большое влияние и на древних римлян. Культ Египетской богини — матери Исиды — получил широкое распространение в Риме. Египетский скульптурный портрет, пейзажная живопись, обелиски и другие элементы архитектуры, львы и сфинксы были восприняты античным искусством. Древнеегипетская культура породила замечательную и великую культуру Древнего Востока, которая сыграла важнейшую роль в сложении античной культуры и в дальнейшей истории развития общества.

8 стр., 3703 слов

Художественная культура Древнего Египта

... выше, интерес к культуре Древнего Египта не иссякает до ... художественного синтеза, как в Египте. ... полускальные храмовые комплексы. Ворота Луксорского ... Древнего Египта можно разделить на 5 периодов: архитектура Раннего царства, архитектура Древнего Царства, архитектура Среднего царства, архитектура Нового царства, архитектура Позднего царства. египет архитектурный письменность скульптура Главную роль ...

На ранних этапах развития природа страны накладывала огромный отпечаток на весь ход ее истории. В.О. Ключевский отмечал равнинность, обилие речных путей на Восточно-европейской равнине, которые облегчили грандиозные процессы колонизации племен, предопределили особенности и разнообразие хозяйственной деятельности народа. Но природа не охраняла общество от чужеродных вторжений.

С V века до н. э. на северном побережье Черного моря греки основали колонии, привлекая местных жителей на свои рынки, подчиняя их своему культурному влиянию: Торговля сблизила греков и туземцев. Создавались смешанные поселения. В раскопках найдены предметы греческого искусства, сделанные греческими мастерами по заказу варваров. Таким образом, греческое искусство служило вкусам местных жителей — скифов — иранской ветви арийского племени. Затем вместо скифов в южной Руси оказываются сарматы, аланы — иранские кочевники. Наступает упадок греческих городов и одновременно некоторый подъем культуры скифов пахарей. Но никакие катастрофы не уничтожили культурных достижений Поднепровья. Когда с ростом Римской державы изменилась карта мира и римские города-крепости распространились до Приазовья, Поднепровье оказалось подготовленным к восприятию элементов римской культуры. Носителем культуры этого периода было раннее славянское население.

С IV века и на протяжении целого тысячелетия южные степи Руси были предметом спора пришлых племен с Востока. Летопись не помнит времени прихода славян из Азии в Европу. Она застает их уже на Дунае, в Карпатах. Падение Западной Римской империи, массовое движение славян через Дунай приводят к возникновению крупных славянских племен. Латинские и византийские писатели VI-VIII веков говорят о двух ветвях славян — антах и славянах. Начался новый период в истории восточных славян. Он подводит к объяснению блестящей культуры, без перерыва идущей в Киевское время. Придя в Поднепровье, славяне не нашли здесь такой культуры и цивилизации, как германские племена в Западной Римской империи. Но с VI века памятники позволяют говорить о собственной и в достаточной степени определившейся культуре восточных славян. До образования Киевского государства они имели значительную историю, заметные успехи в области материальной культуры: знали секреты обработки металла, земледельческие орудия. Уних были выработаны известные представления о земном и загробном мире, сложились строго соблюдаемые ритуалы, и когда завершился процесс этногенеза, формирования древнерусской народности, эти культурные достижения прошлого не были забыты.

Древнерусская (российская) культура не является чисто славянской. Древнерусская народность складывалась в смешении нескольких субэтнических компонентов. Она зарождалась как общность, образуемая из соединения трех хозяйственно-технологических регионов — земледельческого, скотоводческого, промыслового. Трех типов образа жизни — оседлового, кочевого, бродячего; в смешении нескольких этнических потоков — славянского, балтийского, финно-угорского с заметным влиянием германского, тюркского, северокавказского, в пересечении влияния нескольких религиозных потоков. Таким образом, на основной территории Древнерусского государства мы не можем говорить о численном преобладании славян в этногенезе. Единственный элемент древнерусской культуры, в котором славянское доминирование не вызывает сомнений — это язык. культура автотранспортный египет

3 стр., 1152 слов

Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян

... народов. Этот уникальный образ встречается лишь в русском фольклоре. Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян . По вопросу о происхождении Снегурочки существуют 2 версии: 1. образ дочери Мороза 2. символ застывших вод Снегурочка – новогодний персонаж русских ...

В VI-IX веках идет процесс интенсивного развития народов, населявших Восточно-европейскую равнину. Пашенное земледелие вытесняет подсечное, выделяется ремесло, завязываются тесаные культурные связи с Византией, Востоком, Западной Европой. Усиленно развивается торговля, которая велась значительными капиталами (о чем свидетельствовали найденные клады арабских монет, рассказы арабских писателей).

В торговле с Востоком большое значение имели контакты с хазарами, которые открыли славянам безопасный путь в Азию, познакомили с религиями Востока. Успешно развивалась торговля с Византией. К Х веку сложились определенные формы и традиции торговых соглашений. Об этом свидетельствуют договоры, подписанные князьями Олегом и Игорем с греками. Они были составлены на двух языках— русском и греческом. Это подтверждает то, что письменность у славян появилась задолго до принятия христианства, а также то, что до появления первого свода законов «Русской правды» складывалось и законодательство. В договорах упоминалось о «Законе русском», по которому жили славяне. Под именем «русов» славяне торговали в Западной Европе.

С древних времен рядом с земледелием и скотоводством население Древней Руси успешно занималось торговлей. При таком условии можно предположить раннее существование городов, уже в VII-VIII веках. Летопись не приводит времени их появления. Они были «изначала» — Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев — все на речных,, торговых путях. Города являлись не только пунктами племенной обороны и культа. К XI веку они — центры политической, культурной жизни, ремесленного производства. С появлением частной собственности, богатых земледельцев, возникают грады — хоромы (замки).

В скандинавских сагах IX века Древняя Русь называлась «Гардариком»— страной городов, формирующаяся культура Киевской Руси была городской. Таким образом, до второй половины IX века, до образования государства, восточные славяне имели уже значительную историю и успели достигнуть заметных успехов в области материальной культуры, которая являлась основой общественной жизни.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/avtomobilnaya-kultura/

1. Викторов В.В. Культурология. Учебное пособие / В.В. Викторов. — М.: Издательство «Экзамен», 2002. — 544 с.

2. С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. — История России: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. / А. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект 2006,— 528с.

3. www.sunhome.ru/religion

4. Бикерман Э., 1975. Хронология древнего мира / Пер. И.М. Стеблин-Каменского, отв. ред. М.А. Дандамаев.—М.: Наука.

5. Леонард Котрелл. «Во времена Фараонов», М., Наука, Главная редакция восточной литературы, 1982

11 стр., 5089 слов

Культура древних славян

... славяне. Под именем «русов» славяне торговали в Западной Европе. С древних времен рядом с земледелием и скотоводством население Древней Руси успешно занималось торговлей. ... культуры. Носителем культуры этого периода было раннее славянское население. С IV века ... арабских монет, рассказы арабских писателей). В торговле с Востоком большое значение имели контакты с хазарами, которые открыли славянам ...

6. Добльхофер Э., Фридрих И. История письма: эволюция письменности от Древнего Египта до наших дней./ Пер. с немецкого. М.; СПб. 2002.

7. «Мифы Древнего Египта». И.В. Рака. Санкт-Петербург-1993.