Вариант № 1, Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут).
Работа состоит из 3 частей.
Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).
Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
прочитанного
К каждому заданию с выбором ответа (А1–А7) даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания части 2 укажите сначала на листах с заданиями экзаменационной работы, а затем перенесите в бланк № 1. Если в задании в качестве ответа требуется записать последовательность букв или цифр, при переносе ответа на бланк следует указать только эту последовательность, без запятых, пробелов и прочих символов.
Для исправления ответов к заданиям с выбором ответа и кратким ответом используйте поля бланка № 1 в области «Замена ошибочных ответов».
на основе того же текста
Приступая к третьей части работы, выберите одно из двух предложенных заданий (С2.1 или С2.2) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
На экзамене разрешено пользоваться орфографическими словарями. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения. |
С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9, С2. |
(1)Алёнка увидела женщину, продававшую воздушные шарики, и остановилась как вкопанная:
-
(2)Ой, хочу шарик! (З)Продавщица улыбнулась:
-
(4)Вам какой? (5)Красный, синий, голубой?
(б)Алёнка взяла красный, и мы пошли. (7)И вдруг Алёнка говорит:
- (8)Хочешь поносить?
(9)И протянула мне ниточку. (10)Я как взял, так почувствовал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! (11)Ему, наверное, хотелось улететь. (12)Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво потягивается из рук, будто просится улететь. (13)И мне вдруг стало его жалко: вот он может летать, а я держу его на привязи, хотя могу отпустить в любую минуту. (14)Я взял и выпустил его. (15)И шарик сначала даже не отлетел от меня, будто не поверил, а потом сразу рванулся вправо и долетел до фонаря.
(16)Алёнка заплакала:
- (17)Ой, зачем ты его упустил?
(18)Но я не ответил: я смотрел вверх. (19)Шарик летел кверху плавно и спокойно, как будто этого и хотел всю жизнь.
(20)И я стоял, задрав голову, и глядел, и Алёнка тоже. (21 )И многие взрослые позадирали головы — посмотреть, как летит шарик. (22)А он всё летел, всё уменьшался. (23)Вот он пролетел последний этаж большого дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он ещё выше, выше антенн и голубей… (24)И вот его не стало.
(25)И тут все видевшие этот полет пошли по своим делам, и мы пошли. (26)Мы молчали. (27)А я думал, как это красиво, когда весна на дворе, все нарядные, весёлые, а в синее-синее небо улетает от нас красный шарик. (28)И ещё я думал, как жалко, что я не могу, не умею это рассказать Алёнке. (29)А если бы смог, всё равно Алёнка бы не поняла, она ведь маленькая. (З0)Вот она идёт рядом, притихшая, и слёзы еще не просохли на щеках. (31)Ей, наверное, жаль свой шарик.
(32)И мы шли и молчали, а возле наших ворот Алёнка сказала:
- (ЗЗ)Если бы у меня были деньги, я бы купила ещё один шарик,.. (34)Чтобы ты его выпустил.
^
Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А7 обведите кружком |
А1. Почему герой-рассказчик считает, что он не сумеет «рассказать Алёнке» всё, что чувствовал, когда вместе со всеми смотрел на летящий в небе шарик?
1 .Рассказчик считает, что обыкновенные слова не способны передать смену живых чувств и впечатлений.
2.Рассказчик полагает, что не вправе описывать эту ситуацию, потому что она возникла по его вине.
3.Рассказчик считает, что улетевший шарик не был никем замечен..
4.Рассказчик уверен, что он легко сможет поведать о своих чувствах ровеснику или человеку старше себя.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «выпустил»
(предложение 14).
1 .пустил в обращение 2.исключил
3.освободил
А3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложениях 1-2: «Алёнка увидела женщину, продававшую воздушные шарики, и остановилась как вкопанная: — Ой, хочу шарик!»
1.антитеза
2.эпитет
3.сравнительный оборот
4.фразеологизм
А4. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове почувствовал (предложение 10) согласный звук [ф] является непроизносимым.
2) В слове видевшие (предложение 25) восьмой звук [э].
3) В слове глядел (предложение 20) мягкость согласного [д΄] на письме обозначена буквой е .
4) В слове любую (предложение 13) количество звуков больше, чем букв.
А5. Укажите слово, в котором гласная в корне проверяется ударением
1) занимать
2) позадирали
3) протянула
4) творить
^
1) преодолевал
2)рассказать
3) продававшая
4) пристально
^
1) замурлыкала
2) изредка
3) испуганно
4) изначально
Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответом к заданиям этой части являются слова и наборы цифр, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без запятых и пробелов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами. |
В1 Замените слово ПОЗАДИРАЛИ в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом — словом или словосочетанием. Напишите этот синоним.
: подняли
В2. Замените словосочетание ^ (предложение 12), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
потягиваются
В3. Выпишите грамматическую основу предложения 11.
хотелось улететь
В4. Среди предложений 1 — 6 найдите предложение (я) с однородными членами . Напишите номера этих предложений.
Ответ: 1 5 .
В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Я как взял (1) так услышал,(2) что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку!, Ему,(3) наверное,(4) хотелось улететь.
Ответ: 3 4
В6 . Укажите количество грамматических основ в предложении 30.
Ответ: 2 .
В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Шарик летел кверху плавно и спокойно,(1) как будто этого и хотел всю жизнь. И я стоял,(2) задрав голову,(3) и смотрел,(4) и Алёнка тоже. И многие взрослые позадирали головы —посмотреть,(5) как летит шарик.
Ответ: 1 5 .
В8. Среди предложений 14-19 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения
Ответ: 18 .
В9. Среди предложений 25-29 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 27 .
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1. |
Часть 3
Используя прочитанный текст части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Для ответа к заданию используйте бланк ответов № 2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2. |
C2.1 Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова великого русского писателя Л.Н.Толстого: «Нравственность человека видна в его отношении к слову». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст В. Драгунского.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.
Начать сочинение Вы можете словами Л.Н. Толстого.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
C2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последних фраз Алёнки: «Если бы у меня были деньги, я бы купила еще один шарик… Чтобы ты его выпустил».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.