Я — часть той силы, что вечно хочет зла
и вечно совершает благо.
Гёте «Фауст»
Михаил Афанасьевич Булгаков — непризнанный гений при жизни в Советском Союзе, заставивший говорить о себе после смерти миллионы… Миллионы глаз прочли роман до самой последней строки, миллионы сердец загораются при малейшем упоминании об этом произведении или же его «мастере», для миллионов душ роман стал любимым. Булгаков был маэстро своего дела, он вложил частицу своей души в каждое произведение, а особенно в роман «Мастер и Маргарита», что подтверждают чувства, охватывающие наше сердце при прочтении любого из его бессмертных шедевров. «Мастер и Маргарита» — прощальный роман гениальнейшего автора литературной классики.
Он вобрал в себя весь накопленный опыт писателя и предстал перед нами в своём могущественном величии. К сожалению, лавры настигли Булгакова лишь после его смерти. Последние строки произведения дописывала его жена — Елена Сергеевна Шиловская. Это показывает нам, что писатель даже в предсмертный час неустанно работал над романом. Он жил им. И вот, разобравшись с предпосылками создания романа, назревает основной вопрос эссе: «В чём же состоит гениальность последнего романа Булгакова» ?
Роман «Мастер и Маргарита» сложно отнести к одному какому — либо жанру, ведь он состоит из практически несовместимых между собой вещей: различных жанров литературы. Жанровое многообразие — вот одна из многих причин его гениальности. Роман открывает простор для размышлений на многие, актуальные и по сей день, темы. Здесь встречается и тема любви, и политики, власти, тема добра и зла, тема извечных противоречий, тема фантастики и мистицизма, затронута даже такая сложная для понимания тема, как религия.
А композиция ? Что же насчёт неё ? Для своего произведения Михаил Афанасьевич выбрал рамочную композицию, то есть «роман в романе». Писатель создал свой роман, отождествляя с собой главного героя — «Мастера». Мастер трудится над романом «Понтий Пилат», в то время как сам Булгаков трудится над «Мастером и Маргаритой». Мы наблюдаем удивительно переплетённый сюжет, искусно завязанные узелки, соединение двух временных пластов, совмещение, на первый взгляд, несовместимых вещей. Ну разве это не гениально ?
Образ города в романе Мастер и Маргарита Булгакова
... и А.Масс. Ребята, оформив подписку в 17.Какой смысл приобретает образ города в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» ... город платит за присутствие в нем такой высокопоставленной и мудрой особы, как Воланд. Образ города в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение ... Хорош родственничек: «невзирая ни на какие трудности, нужно было суметь унаследовать ...
Также, гениальность романа проявляется в метафорах и образах, антитезе добра и зла, ярких изобразительно — выразительных средствах, и так далее. Можно бесконечно раскладывать по пазлам суть произведения и выявлять всё новые и новые аспекты гениальности романа, но я перейду к следующему этапу.
Роман является безусловным шедевром мира литературы, но даже среди шедевров можно встретить схожие черты. В романе «Мастер и Маргарита» виднеется явное родство с пушкинской и лермонтовской прозой. Есть и признаки, взятые из произведения Гёте «Фауст». Следует упомянуть и о «Мёртвых душах» Гоголя. Но, несмотря на всю схожесть с другими произведениями, роман вовсе не потерял свою индивидуальность, а лишь обогатился. Наверное, в этом заключается главная гениальность романа: он похож на многие произведения, но в то же время отличается от всех. Роман бесспорно считается гениальным !
Родионова Валерия