Устойчивое развитие — это просто, если…
Мы живем в мире развитых и развивающихся стран, эпоху развития крупных транснациональных корпораций и культуры тренингов личностного роста и развития. Термин «развитие» встречается так часто, что встает вопрос о том, чтобы дать этому термину научно-обоснованное определение, включая мировоззренческий уровень.
М. Вебер упоминал, что еще во времена Платона был открыт для сознания смысл одного из величайших средств всякого научного познания — понятия: «Здесь, видимо, впервые в руках людей оказалось средство, с помощью которого можно заключить человека в логические тиски, откуда для него нет выхода, пока он не признает: или он ничего не знает, или это — именно вот это, и ничто иное, — есть истина, вечная, непреходящая в отличие от действий и поступков слепых людей». В эссе я хотела бы рассмотреть проблему формирования понятийного аппарата учеными, специалистами и людьми любой профессии ХХ1 века, как инструмента, способного использовать науку и ее достижения по законам, согласованным с законами природы, и отвечающего следующим требованиями:
1. Универсальность;
2. Научное обоснование;
3. Уровень мировоззрения.
Особенностью профессии ученого ХХ1 века является необходимость определять тот или иной термин в срезе своей предметной области, и, с другой стороны, — стремится дать ему определение, универсально подходящее для всех областей человеческой деятельности, Рассмотрим на примере такого размытого в наше время понятия как «развитие».
Под «экономическим развитием» понимают увеличение прибыли и количества продаж, под «экологическим» — уменьшение отходов и их переработку, под «социо—техническим» — синергетический эффект. Понимание развития в экономике ставится под сомнение, поскольку налицо процессы деградации как в экологии, так и в ценностных ориентациях социума.
Понимание развития в экологии слишком слабо и лозунги «Берегите природы» оставляют равнодушными: «Наука как путь к природе» — для молодежи это звучит кощунством. Понимание развития в социо- технических системах является лишь проекцией законов развития в целом, поскольку развитие определяется не только самоорганизацией, но и многочисленными другими процессами, ведущими к эволюции от состояния равновесия[2].
Понятие «судьба» в языковой картине мира
... культуры, обладающие значимостью как для отдельной личности, так и для лингвокультурного сообщества в целом. Объект исследования — концепт «судьба» в ... века понятие «концепт» не воспринималось как термин в научной ... (мировидение, мировосприятие), в которой отражается понимание человеком реальности, ... разному, с использованием разных языковых средств. Отсюда появляется возможность отразить в описании разные ...
Есть ли у «прогресса» как такового постижимый смысл, выходящий за пределы технической сферы? [3]
О развитии можно говорить, как о некотором энергетическом процессе. Живая материя, человек, система потребляет и производит энергию (если, быть точным потоки энергии) с некоторой эффективностью. При производстве энергии возникают потери потоков энергии. Когда производство активной(полезной) энергии формируется за счет увеличения потребления, либо при учете активной энергии она складывается с потерянной (пр.‚ полезная + ненужная информация) Имеет смысл говорить о росте, но никак не о развитии. Можно ли говорить о развитии научного знания и технологий? «Как в таком случае это согласуется с современными требованиями самооценки научной новизны в текстах диссертаций и научных отчетах? С выстраиванием целой стратегии увеличения индекса цитируемости, ставшего практически единственным критерием продуктивности ученого? Разве не испытываем мы определенную неловкость и досаду, вынужденные заниматься увеличением собственных показателей?» [1].
Потоки энергии (мощность) — это тот универсальная мера, с которой работает любая предмеТная область: ресурс в экономике, информация в ГГ, потенциал в психологии, труд в социально-культурной сфере. И которая достаточно точно позволяет идентифицировать тот или иной процесс как развитие, рост или рост, ведущий к деградации[2].