«Социология культуры» Школьная форма как социокультурный феномен в рамках теорий по социальной культуры (2)

Эссе

студентка группы бСоцл-41

Фортун Анна

Проверила:

д.,с.,н. Карпова Галина Геннадьевна

Саратов 2015

Данная работа посвящена изучению восприятие школьной формы в условиях повседневности. Рассуждая о феномене школьной формы нельзя забывать про социокультурный контекст, под воздействием которого происходили изменения данного явления. На основе анализа визуальных репрезентаций школьной формы в динамике социокультурных изменений отразятся противоречия, связанные с представлениями о школьной форме.

Объект исследования -социокультурные представления о феномене школьной формы

Предмет исследования — восприятие школьной формы в условиях повседневности.

Цель — рассмотреть феномен школьной формы с позиции теорий по социологии культуры.

Школьная форма может рассматриваться как особое «позитивное» пространство. Ключевым моментом в данном дискурсе является понимание школьной формы как важного функционального элемента в современной культуре. Для обоснования данного предположения обратимся к работе антрополога Бронислава Малиновского «Функциональный анализ», где культура трактуется как инструментальный аппарат, благодаря которому человек получает возможность лучше справляться с проблемами, возникающими в природной среде в процессе удовлетворения своих потребностей1 . Удовлетворение потребностей — это и есть функция, к изучению которой автор подходит с позиции полезности. При этом Малиновский выделяет три типа потребностей, укладывающихся в иерархию: биологические потребности, связанные с материальным существование человека; производные, утверждаемые культурными способами удовлетворения биологических потребностей и связанные с человеческой кооперацией; и интегративные потребности — религия, магия, этика, мораль и искусство.

Очевидно, что школьная форма может рассматриваться как артефакт культуры, представляющий собой непосредственно используемый объект для удовлетворения производных потребностей. Объясняется это тем, что «воспроизводство у человека не ограничивается простым спариванием, а тесно связано с необходимостью … воспитания и превращения их [детей] в членов общества»2 . Это в свою очередь создает комплекс дополнительных потребностей, которые в нашем случае могут удовлетворяться организацией учебного процесса для их многостороннего развития и успешной социализации.

3 стр., 1258 слов

Почему нужно носить школьную форму на английском. на английском ...

... на уроки становится меньше. Таким образом, единая форма позволяет поддерживать дисциплину в классе. Демократичность — составляющая гармоничной атмосферы в классе Один из обязательных пунктов в сочинении «Зачем нужна школьная форма» ... в учебе, чем ученики школ со свободным стилем одежды. Это связано с тем, что школьная форма несет в себе воспитательную функцию: дисциплинирует ребенка и наглядно дает ...

Безусловно, что в данной работе будет анализироваться не физическое, а социокультурное пространство образовательных учреждений. Как отмечает, Владимир Ильин в работе «Теория социального неравенства (структуралистско-конструктивистская парадигма)»3 для объяснения конструкта «социокультурное пространство», его условно разделяют на социальное и культурное. При этом подобное деление лишь аналитическая процедура, и в реальности социокультурное пространство представляет собой единое целое. Понятие социальное пространство, введенное на рубеже веков, достаточно быстро вошло в научный обиход. С 70-х годов XX века «социальное пространство» начинает восприниматься как социальная категория, как система социальных связей и отношений, заданных и задаваемых различными социальными субстанциями (носителями социальных отношений)4 .

А. Р. Рэдклифф-Браун в своей работе «Структура и функция в примитивном обществе» говорит о том, что форма социальной жизни у определенной группы не изменяется определенный промежуток времени. Но по прошествии значительного отрезка времени формы социального жизни трансформируются и изменяются.5 В этом случае мы можем, говорит о том, что школьная форма долгое время была атрибутом школьника и мало чем изменялась и трансформировалась, но со сменой жизни общества школьная форма утратила свое значение, после чего было вовсе отменена. Но по прошествии значительно времени вновь вернулась и приобрела свое значение и свой статус. Можно сказать эта является некой культурной традицией. Насколько успешно она влилась в жизнь современного школьника мы может говорить по итогам проведения исследования.

В русле социологии повседневности возможно на уровне культуры, норм, ценностей определить субъективные смыслы, которые связаны с феноменом школьной формы. С позиции феноменологии А. Шюца школьная форма является частью жизненного мира человека. Окружение человека рассматривается наработанное предшественниками наличное знание: «Этот мир существовал до нашего рождения, переживался и интерпретировался нашими предшественниками как мир организованный»6 . С наличным знанием человек выходит в интерсубъектный мир, наполненный объектами с определенными качествами: «Мы всегда ощущаем историчность культуры, сталкиваясь с ней в различных традициях и обычаях»7 . Ношение школьной формы предполагает, что жизненный мир человека будет связан с учебным процессом, дисциплиной, идеологией. Социальная реальность порождает переживания человека, которые выражаются в типичном знании. Жизненный мир — это рутинные действия, языковые конструкты, которые позволяют человеку осуществить категоризацию повседневного опыта и сообщают о нем. Повседневный опыт ученика средней школы будет связан с практиками ношения школьной формы, которые порой становятся настолько обыденными и рутинными, что выполняются автоматически, без всякой рефлексии. Подобные знания о мире — типичные конструкты, направляющих и предопределяющих познание социальной ситуации. Феномен школьной формы как типичный конструкт воспроизводит определенное поведение человека, который на данный момент проходит обучение.

23 стр., 11036 слов

Роль фольклора в жизни человека. Феномен фольклора и его воспитательное ...

... народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Знакомство с музыкальным фольклором в практике дошкольных учреждений осуществляется на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в ... мило своё дитя. И другие. Старший дошкольный возраст Птица сильна крыламн, а человек друзьями. Человек без друзей, что дуб без корней. Не мил свет, коль друга ...

Советская повседневность в свете концепции культурности сталинской эпохи изучена В. Волковым. Автор подчеркивает большое значение, которое отводилось умению быть культурным именно в условиях обыденной жизни: «Стать культурным» — один из главных императивов 1930-х годов, но не в области «большой» государственной политики, а в сфере обыденной повседневной жизни». В. Волков говорит об универсальных житейских аспектах культуры, связанных с повседневным общественным порядком, рассматривает определенную конфигурацию практик, реконструированную благодаря обращению к прагматическому содержанию понятия «культурность»8 .

Л. Брусиловская рассуждает о культуре повседневности периода «оттепели», как о феномене, практически не поддающемуся давлению сверху, централизованным манипуляциям и диктату, вследствие чего способном противостоять диктатуре и произволу. Повседневная культура послевоенного периода определила, что многое в приватной сфере, индивидуальной и массовой психологии, быту, обычаях, восприятии искусства не подчиняется воздействию партийно-государственного аппарата, контролю и управлению посредством административных и политических методов9 . По мнению автора, в обыденное сознание создает различные формы неофициальной повседневной культуры СССР в рамках которой проявляются основы, подрывающие тоталитарную систему с ее ведущими нормами и культурными ценностями, традициями и образцами.

У А. Филиппова10 , на первый план в исследовании социального пространства выходит проблема границы. Взаимодействие между людьми совершается не в пространстве вообще, а на некоторой его части, в определенных границах, определяемые физическими, информационными, социальными параметрами. Естественно, что социальное пространство непрерывно связано с культурным, содержанием которого являются идеи и представления людей11 . Связав в едино обе составляющих, мы получим интегральное определение12 : социокультурное пространство представляет собой фиксируемую индивидом сеть социальных связей и отношений субъектов (индивидов, групп общностей, социальных институтов), заданных и располагаемых в определенной иерархии, имеющих и приобретающих некоторую степень устойчивости (социальная компонента); где социальные субъекты посредством связей и отношений заявляют себя и рассматриваются индивидов качестве носителей культурных и субкультурных образцов и норм (культурная компонента); по отношению к которым (социальным субъектам и сети социальных связей и отношений) индивид определяет собственную позицию, выстраивает адаптационную и преобразовательную позицию (критерий субъектности).

Как было отмечено ранее, образовательная среда представляет собой не просто предметное и физическое пространство, но это еще и пространство, где есть своя повседневность. Наша жизнь состоит из однообразных поведенческих ритуалов, каждодневных занятий и взаимодействий с другими людьми, определяющих структуру и форму того, что мы делаем13 . Занимаясь изучением подобных ежедневных рутинных взаимодействий, мы способны понять деятельность более крупных социальных систем и институтов.

11 стр., 5306 слов

Бедность — социальное зло

... климат общества, считала их «неправильными» гражданами. Поэтому изучать бедность как явление не только экономическое, но и социальное стали сравнительно недавно. В 1917 году, русский социолог ... возможности самореализации, обретения самодостаточности в социальном времени и пространстве. 1.2 Причины и виды бедности Причины бедности можно условно разделить на три основные группы: 1.Причины, исходящие ...

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/temyipo-sotsiologii-kulturyi/

  1. Абельс Х. Романтика, феноменологическая социология и качественное социальное исследование // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 1.

  2. Брусиловская Л. Культура повседневности в эпоху «оттепели» (метаморфозы стиля) // Общественные науки и современность. 2000. №1

  3. Волков В. Концепция культурности, 1938-38. Советская цивилизация и повседневность сталинского времени // Социологический журнал. 1996. №1/2

  4. Гидденс Э. Социология // Библиотека социологии Гумер. URL: www.gumer.info Обращение к ресурсу 27.02.2015

  5. Ильин В. Социальное неравенство // SOCNET.ru. URL: www.socnet.narod.ru Обращение к ресурсу 27.02.2015

  6. Малиновский Б. Функциональный анализ // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры / Под ред. Л.А.Мостовой. СПб: Университетская книга, 1997.

  7. Рэдклифф-Браун А. Р. «Структура и функция в примитивном обществе» стр.11socioline.ru/files/5/47/radklif_braun_copy.pdf дата обращения к источнику 25.03.2015

  8. Филиппов А. Социология пространства: общий замысел и классическая разработка проблемы // философско-литературный журнал Логос. URL: www.ruthenia.ru Обращение к ресурсу 17.03.2015

  9. Шакурова М.В. Социокультурное пространство как условие становления социокультурной идентичности личности // Интернет-журнал «Культура и общество». URL: www.e-culture.ru Обращение к ресурсу 27.02.2015

1 Малиновский Б. Функциональный анализ // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры / Под ред. Л.А.Мостовой. СПб: Университетская книга, 1997. С. 683

2 Там же С.700

3 Ильин В. Социальное неравенство // SOCNET.ru. URL: www.socnet.narod.ru Обращение к ресурсу 27.02.2015

4 Шакурова М.В. Социокультурное пространство как условие становления социокультурной идентичности личности // Интернет-журнал «Культура и общество». URL: www.e-culture.ru Обращение к ресурсу 27.02.2015

8 стр., 3757 слов

Социальная психология в современном мире

... с социологией - с другой. Несмотря на обилие нюансов различных точек зрения, все они могут быть сгруппированы в несколько основных подходов. Так, по вопросу о предмете социальной психологии ...

5А. Р. Рэдклифф-Браун «Структура и функция в примитивном обществе» стр.11socioline.ru/files/5/47/radklif_braun_copy.pdf дата обращения к источнику 25.03.2015

6 Абельс Х. Романтика, феноменологическая социология и качественное социальное исследование // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 1. С. 98-124.

7 Абельс Х. Романтика, феноменологическая социология и качественное социальное исследование // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 1. С. 125.

8 Волков В. Концепция культурности, 1938-38. Советская цивилизация и повседневность сталинского времени // Социологический журнал. 1996. №1/2. С. 203.

9 Брусиловская Л. Культура повседневности в эпоху «оттепели» (метаморфозы стиля) // Общественные науки и современность. 2000. №1. С. 174.

10 Филиппов А. Социология пространства: общий замысел и классическая разработка проблемы // философско-литературный журнал Логос. URL: www.ruthenia.ru Обращение к ресурсу 17.03.2015

11 Ильин В. Социальное неравенство // SOCNET.ru. URL: www.socnet.narod.ru Обращение к ресурсу 27.02.2015

12 Шакурова М.В. Социокультурное пространство как условие становления социокультурной идентичности личности // Интернет-журнал «Культура и общество». URL: www.e-culture.ru Обращение к ресурсу 27.02.2015

13</<sup> Гидденс Э. Социология // Библиотека социологии Гумер. URL: www.gumer.info Обращение к ресурсу 27.02.2015