«Молодежь-будущее России» план-конспект занятия по истории (9 класс)

Тема урока : Новая Экономическая Политика (НЭП).

Цель урока:

Понять причины, сущность, основных мероприятий и итогов НЭПа; отработать умение выделять главное, находить причину и следствие, развивать навыки самоконтроля;

содержательная цель:

уяснить, что причина перехода к НЭПу была прежде всего политическая – реальная угроза потери власти большевиками; что нэповская модель развития, ориентированная на восстановительный период, была мало пригодной для решения задач индустриализации страны;

деятельностная цель:

— развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать основные мероприятия политики “военного коммунизма” и нэпа; формирование навыков работы с текстом документа; формулировать выводы по итогам нэпа;

воспитательная:

— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,

способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном

обществе.

Компетентности:

— личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

-метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы);

-предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

Тип урока: урок открытия новых знаний (проблемно-поисковый).

Вид урока : смешанный ( работа с видеосюжетами, самостоятельной, исследовательской работы).

Формы работы учащихся: работа в паре, индивидуальная.

19 стр., 9243 слов

Работа над музыкальным образом на х музыки в младших классах

... музыки младшими школьниками; показать методические особенности работы над музыкальным образом на уроках музыки в начальной школе. Методы исследования: анализ научно-методической литературы по ... Работа над музыкальным образом на уроках музыки в младших классах». Цель работы: изучение особенностей работы над музыкальным образом на уроках музыки ... организм осуществляет логический вывод, отнеся сигналы к ...

Проблема:

1. Изучить сущность и значение Нэп.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный ПК, презентация «Новая Экономическая политика », учебник, исторические документы.

Ход урока:

  1. Актуализация знаний по предыдущей теме: 5-6 мин ( погружение – активизация

внимания).

— Что мы изучали на прошлом уроке?(Гражданскую войну):

— Кто победил в гражданской войне? (красные).

Рассказ учителя об итогах гражданской войны с использованием презентации.

  • население сократилось на 11 млн. человек

  • сократились посевные площади

  • понизились урожаи

  • нарушены связи между городом и деревней

  • объем промышленного производства – 12% от довоенного уровня

  • производительность труда упала на 80 %

  • топливный и энергетический кризис

  • 80% поступлений в казну шло за счет продразверстки, план которой выполнять было все сложнее.

Руководство Советской России сделало попытку выйти из кризиса. 1920г. – создание Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО).

Она разработала план выхода из кризиса: строительство электростанций и индустриализация. (Г.М. Кржижановский).

Учитель говорит о том, что в 20-30 годы XX века Советская Россия, а затем СССР на строительстве использовали паровые краны, в 30 – е годы эти краны начинают производить в СССР. Сейчас используют автокраны и краны с компьютерным управлением (Либхерр, Терекс).

Но эти мероприятия не дают хороших результатов. По – прежнему используются методы «военного коммунизма», жесткая централизация всех ресурсов в руках государства. Доведенное до отчаяния население задумывалось о «третьей революции».

В 1920-1921гг. По Советской России прокатилась волна рабочих забастовок и крестьянских восстаний под лозунгом «Советы без коммунистов». Видеоролик о Ленинском плане ГОЭЛРО (электрификация всей страны).

2. «… Мы решили, что крестьяне по разверстке дадут нужное нам количество хлеба, а мы разверстаем его по заводам и фабрикам, и выйдет у нас коммунистическое производство и распределение … »

— О какой политике здесь говорится?

— Дайте понятие политики «военного коммунизма»?

— Назовите характерные черты политики «военного коммунизма»?

— Какие изменения произошли в экономической, социальной, политической сфере?

— В какой сфере больше встречается трудностей?

— О чём пойдет речь на уроке?

— Каким путём можно решить трудности?

Март 1921г. –

Х Съезд РКП(б) было принято решение отойти от политики военного коммунизма и перейти к НЭПу. Началом новой экономической политики стал переход от продразверстки к продналогу. Ленин В.И. говорил: «НЭП – это всерьез и надолго. НЭП позволит при сохранении командных высот в экономике в руках государства, возникновения различных форм кооперации крестьянства, позволит России осуществить индустриализацию». Ленина поддерживал Бухарин Н.И.: построение социализма в России на основе «врастания крестьян в социализм» при сохранении союза рабочих и крестьян.

-Что такое НЭП? Чтение определения и запись его в тетрадь.

— Годы перехода к НЭП ( 1921 год).

План урока.

  1. Причины перехода к НЭПу.
  2. Сущность НЭПа.
  3. Итоги НЭП
  1. Постановка проблемы: (20 мин)

Почему одержав победу в Гражданской войне большевики переходят к НЭПу?

  1. Поиск решения проблемы:

ЗАДАНИЕ: На основании документальных источников(видеороликов и документов)

найдите причины перехода к НЭП.

( Массовое недовольство политикой «военного коммунизма» в деревне, выступления в городах и армии. Крушение идеи введения социализма путем ликвидации рыночных отношений,Стремление лидеров РКП(б) удержать власть любой ценой).

Сформулировать вывод об экономической ситуации в стране.

Проверка полученных знаний: чтение сделанных записей.

— В чем отличие НЭП от политики Военного коммунизма?

— Сущность или основные мероприятия НЭПа.

Заполнение сравнительной таблицы.

Сравнить политику Военного коммунизма и НЭП.

Приложение 2

Вопросы

Военный коммунизм

Нэп

Способ

производства

Национализация промышленности, обобществленные государственные формы в экономике

Допущение частного капитала в промышленности (концессии, аренда), найма рабочей силы

Торговля.

Запрещение частной торговли. Снабжение через Наркомпрод, отмена оплаты топлива, жилья и др.

Свобода торговли, ликвидация бесплатных услуг

Способ распределения и потребления

Уравнительное распределение, натурализация зарплаты, карточная система

Отмена карточной системы, оплата по труду, тарифная система оплаты труда

Характер труда

Всеобщая трудовая повинность. Милитаризация труда. Труженики отчуждены от результатов труда

Введение экономических стимулов к труду. Отменена трудовая повинность, созданы биржи труда

Проверка знаний.

Двое ребят у доски заполняют таблицу используя используя опорные слова.

(продразверстка, отсутствие денег, натурализация заработной платы, национализация всей промышленности, запрещение частной торговли, запрещение аренды

введение трудовой повинности, централизация в снабжении и распределении, продналог,

введение твердой валюты переход к денежной зарплате, отмена бесплатных услуг, денационализация мелких и средних предприятий, разрешение частной торговли

разрешение аренды, отмена трудовой повинности, развитие торговли).

Мероприятия военного коммунизма

Мероприятия НЭП

— Каковы были итоги НЭП.

Вашему вниманию я предлагаю еще один видеоролик и текст учебника на стр. 167.

ЗАДАНИЕ:

Запишите в тетрадь основные итоги НЭП

( во-первых, посевная площадь достигла довоенного уровня, в 1925 г. валовой сбор зерновых на 20% превысил среднегодовой сборе 1909—1913 гг., через год на уровень тех лет вышло животноводство;

во-вторых, к 1925 г. удалось достичь 75% выпуска продукции тяжелой промышленности; в 1,5 раза выросла производительность труда; начался выпуск новой техники; было построено 200 электростанций; резко поднялась мелкая и кустарная промышленность;

в-третьих, конвертируемый рубль получил международное признание;

в-четвертых, плодотворно развивалась культура).

— Проверка выполнения задания. ( обучающиеся читают свои записи).

— Объясните заголовок на плакате 20-х годов.

Выражение решения проблемы.

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

( Для сохранения власти, вывода страны из экономического, политического и социального кризиса перед к НЭП был необходимым шагом в истории развития Советской России.

Рефлексия:

Карта самоконтроля:

Приложение 4

Фамилия Имя

Оцени себя, как ты работал на уроке по пяти больной школе

Оцени информацию полученную на уроке:

Полезная

Скучная

Затянутая

С открытием нового

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание: конспект § 43 «Образование СССР», доклад Иосиф Сталин человек и политик.

Документы и факты. Приложение 1

Из письма крестьянина Чернова в газету “Беднота”. 9 марта 1921 г.

Многие винят продагентов, говоря, что они возмущают своими действиями деревню… Нет, я скажу, что виновата сама система, т.е. при разверстке неизбежны были те эксцессы, которые происходят. При разверстке мы имеем коллективное противодействие ей. Если бы с осени был налог, а не разверстка, то из Сибири можно было бы хлеб вывозить с самой ранней осени и не получилось бы ни такой остроты между крестьянами и агентами, ни того ужасного положения в Европейской России. Все те же последствия мы видим и с мясной разверсткой, и обратные последствия получатся при налоговой системе…

Из доклада о повстанческом движении в Тамбовской губернии. 9 февраля 1921г.

Желание выполнить во что бы то ни стало продразверстку, не считаясь ни с какими местными условиями, угрозы и насилия, творимые отдельными продотрядами… в бытность Губпродкомиссара Гольдина, которого даже местные партийные работники и сотрудники ЧК называют “палачом”… очень слабое снабжение сельского населения мануфактурой, сельскохозяйственными орудиями и др. – все это вместе взятое дало благоприятную почву для агитации право- и левоэсеровских элементов, всегда и раньше смотревших на Тамбовскую губернию как на свою вотчину.

Член Революционного Военного Трибунала Республики Ульрих.

Из записок американской журналистки Мэри Ворсе Хитон. Автор записок участвовала в поездке М.И. Калинина по районам, охваченных голодом.

“Когда автомобиль остановился на деревенской улице, его окружили крестьяне. Слезы текли у них по щекам. Женщины протягивали истощенных детей. “Товарищ Калинин, — кричали они…- неужели помощь не придет, и нет никакой надежды?”Одна за другой развертывались перед нами картины голода. Все станции были забиты голодающими… Дети умирали…

Хитон Ворсе Мэри. Русские картины// Новый мир. – 1970. — №4.

Точка зрения. Э.Х. Карр.

“Политика реквизиций, которая приносила какие-то плоды во время гражданской войны, сейчас оказалась несостоятельной. Крестьяне стали производить лишь необходимое для своего существования и не хотели производить излишки, которое отбирало бы государство. В сельской местности в поисках пропитания рыскали банды демобилизованных солдат, грабивших крестьян”.

В книге Л.М. Пятецкий, История России ХХ века. М.: “Московский лицей” 1999г., стр. 132.

Из дневника Ф.А. Григорьева, преподавателя Командных курсов РККА в Петрограде.

“24 декабря 1920 г. Положение наше, простых обывателей, все ухудшается. Городские лавки закрыты, и не служащие обыватели ничего не получают, живи как хочешь! Нам, служащим, паек уменьшают и выдают очень неаккуратно: за первую половину декабря сахара совсем не выдали; табак, мыло, соль то выдают, то нет. Дров совсем не дают, мерзнем”.

Из частного письма.

“Дорогой братец. Если имеешь кусок хлеба, то живи там. Я начальник дивизии, получаю 15 миллионов рублей денег и не могу прожить. Пуд муки стоит 14 миллионов… Сейчас здорово волнуются солдаты и крестьяне. Говорят: обещали много всего, но ничего не дали”.

Ф.И. Дан из выступления на VIII съезде Советов.

“Продовольственная политика, основанная на насилии, обанкротилась, ибо, хотя она выкачала триста миллионов пудов, но это куплено повсеместным сокращением посевной площади, достигшим почти одной четверти прежних засевов, сокращением скотоводства, прекращением посевов технических культур, глубоким упадком сельского хозяйства и выкачиванием из деревни хлеба”.

Факты .

В 1921 – 1922 гг. под угрозой голодной смерти оказалось 45 млн. человек из поволжских и украинских губерний. Весной – летом 1921 г. голод в Поволжье унес жизни 5 млн. человек.

В 1919 г. в 40 губерниях Европейской России было зарегистрировано более 2 млн. случаев заболевания сыпным тифом, а в 1920 г. по Европейской России, Сибири и Украине – более 3 млн. случаев.

По данным историка Е. Салдаевав начале 1921 г. на рынке в Москве пуд ржаной муки стоил 140 тыс. рублей, пуд пшена – 192 тыс., картошки – более 20 тыс. рублей. За проезд на одну остановку в трамвае нужно было заплатить 500 руб., а извозчик запрашивал за самый короткий путь не менее 5 тыс. За номер газеты нужно было заплатить 200-300 рублей. К концу года положение ухудшилось, и к этим ценам следует приписать ноль.

Январь-февраль 1921 г. были отмечены выступлениями рабочих Москвы и Петрограда, других городов России. Стачки в Петрограде проходили под лозунгами: “Хлеба!”, “Пусть работают те, у кого комиссарские пайки!”.

Фамилия Имя обучающегося: __________________________________________________

Приложение 2

Вопросы

Военный коммунизм

Нэп

Способ

производства

Торговля.

Способ распределения и потребления

Характер труда

Приложение 4

Карта самоконтроля:

Фамилия Имя

Оцени себя, как ты работал на уроке по пяти больной школе

Оцени информацию полученную на уроке:

Полезная

Скучная

Затянутая

С открытием нового