История каждого народа складывается под влиянием многих факторов и условий, одним из которых является создаваемая самой же историей и имеющая свою историю культура в самом широком смысле этого слова. Социологическая наука на всех этапах своего развития уделяла всегда огромное внимание проблемам, связанным с формированием и развитием личности. Это вполне понятно: ведь жизнедеятельность человека, вступающего в отношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей, была и остаётся главным в происходящих в обществе процессах. При своём появлении на свет человек приносит с собою только задатки и склонности, то есть одни только возможности, всё же остальное он получает из окружающей его надорганической среды, не им созданной. В этом смысле говорят, что личность есть продукт окружающей её культурной среды.(См. Кареев Н.И. Историология. СПб., 1915, с. 128-129).
Конечно, вышедший из животного царства, человек никогда не сможет освободиться от свойств, присущих животному, и всё-таки определяющим моментом во всей его жизнедеятельности останется не животное, а социальное начало, формирование которого обусловлено включённостью индивида в систему социальных связей и отношений. «Человек не был предназначен, подобно домашнему животному, к жизни в стаде, — писал И.Кант, — но, как пчела, был приурочен к улью, — это необходимость для него быть членом какого-либо гражданского общества». ( Кант И. Антропология. СПб., 1900, с. 187).
Социология личности, как отраслевая социологическая дисциплина, оперирует такими категориями, которые зачастую рассматриваются как синонимы: формирование, развитие, воспитание, социализация. Это близкие по значению понятия, но не тождественные. Когда мы употребляем понятие «формирование личности», мы имеем в виду единство объективных и субъективных условий, которые определяют процесс становления и развития человека. Только при учёте всей совокупности факторов, воздействующих на индивида, — а это и окружающая человека природа, и трудовая среда, и усилия собственной воли, и влияние воспитателей, — можно говорить о всестороннем воздействии на личность и соответственно формировать её в заданном направлении. Понятие «развитие личности» характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении индивида, а воспитание связано с целенаправленным воздействием на человека с целью выработки у него определённых социальных свойств и качеств.
Культура поведения личности и ее формирование
... Теоритичские основания культуры поведения личности и ее формирование» 2.1. ПОВЕДЕНИЕ И КУЛЬТУРА, Поведе́ние — Культура (лат. cultura, ... дорого, как вежливость”. Цель курсовой работы Данная цель предполагает решение задач: ... всякой культуры является уважение к личности человека. Культурное поведение - это поведение человека в ... изменением условий жизни, с ростом образованности и культуры некоторые ...
Стержнем и воспитания, и формирования личности, и её развития является процесс, который называется социализацией. Разные авторы дают различные определения этому понятию, но суть их сводится к одному: социализация – это процесс становления личности, усвоение индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе. Она охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникацию и научение, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Иначе говоря, социализация – это длительный и сложный процесс постепенного усвоения личностью требований общества, приобретение ею социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её отношения с обществом.
Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается, в основном, к периоду гражданской зрелости человека. Это означает, что приобретённое человеком в этом возрасте ещё не свидетельствует о том, что процесс социализации полностью завершается: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Жизнь с каждым днём меняется, она выдвигает перед взрослеющим человеком новые и новые задачи. И в этом смысле мы говорим о необходимости каждодневного совершенствования личности, ибо это процесс постоянного познания мира, закрепления и творческого освоения человеком новых правил и норм поведения, диктуемых ему обществом и обстоятельствами его жизни. Отсюда следуют два важных положения.
Первое – это то, что человек, а точнее, конкретное человеческое существо не рождается личностью. У новорождённого нет личности. Ребёнок не способен различать собственное «Я» и окружающий мир, он не знает границы между собой и «не собой». Нужно затратить много сил и энергии для того, чтобы индивид стал личностью. Однако эта точка зрения не является единственной. Например, Н.А.Бердяев считал, что конкретное человеческое существо, ещё не родившееся, находящееся в утробе матери, уже представляет собой личность. (См. Бердяев Н.А. Наука о человеке. М., 1998, с. 89).
Второе – это то, что решающее значение в процессе социализации играет культура. Социализация – это, собственно, и есть то, как усваивается человеком культура. Будучи важнейшим фактором формирования личности, социализация теснейшим образом связана с культурой. Анализом проблем социализации занимались многие зарубежные и отечественные социологи. Среди них надо отметить таких выдающихся теоретиков, как Г.Тард и Ж.Пиаже, П.Сорокин и Т.Парсонс, Р.Мертон и Н.Смелзер, З.Фрейд и А.Адлер, И.Кон и Б.Ананьев, В.Парыгин и многие другие.
Так, Г.Тард глубоко разработал так называемую теорию подражания, оказавшую влияние на многие поколения социологов. Его соотечественник, французский психолог и социальный мыслитель Ж.Пиаже, выдвигая идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определённой последовательности. Н.Смелзер, сохраняя идею различных стадий, подчёркивает: чтобы социализация была успешной, необходимо учитывать три стадии: 1)стадию подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) индивидуальную игровую стадию; 3) стадию групповых игр. Многие социологи и психологи при этом подчёркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека. Однако социализация взрослого человека существенно отличается от социализации ребёнка. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение индивида, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации; социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, а социализация ребёнка в большей мере имеет дело с мотивацией поведения.
Организация творческой деятельности в детских оздоровительных ...
... школе, средства массовой информации и т.д. Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, ... участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, ...
Процесс социализации начинается в семье, а в дальнейшем эстафету принимают частные или общественные образовательные учреждения. Но этими структурами не исчерпывается многообразие условий и факторов формирования личности, в процессе чего возможны и движения вспять, направленные к деградации личности, и явление так называемой ресоциализации, и включение в этот процесс различного рода практик повседневной жизни. Иногда все эти процессы, участвующие в формировании личности, обозначают одним словом «социализация», однако такое толкование понятия «социализация», на наш взгляд, слишком расширительно.
Играя важнейшую роль в формировании личности, социализация, как процесс, подразделяется на два вида: на первичную и вторичную. Выдающийся русский историк В.О.Ключевский в этом процессе выделил два типа воспитания: семейное и общественное. (См. Ключевский В.О. Два воспитания. // Преподавание истории в школе, 1991, № 1).
Связано такое деление с комплексом элементов, присущих каждому возрасту, и, прежде всего, с кругом институтов и агентов социализации. Агенты социализации – это конкретные люди, принимающие участие в обучении людей и в освоении ими социальных ролей. Институты социализации – это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Важнейшим из них является институт образования и воспитания. Поскольку социализация подразделяется на два вида, — первичную и вторичную, — постольку и агенты, и институты социализации делятся на первичные и вторичные.
Понятие «первичная социализация» относится в социологии ко всему, что составляет ближайшее окружение человека и где, собственно, и формируются межличностные связи и отношения. Именно в этом смысле социологи называют малую группу первичной. Примером такой малой группы может служить семья. Но не только семья. По степени значимости, однако, именно семья выходит на первое место в социализации индивида. Агентами первичной социализации, таким образом, прежде всего, становятся родители, взрослые дети в семье, бабушки и дедушки, близкие и дальние родственники, а также к семье не относящиеся друзья и товарищи, лидеры дворовых подростковых групп, тренеры, врачи, сверстники. Агентами вторичной социализации можно назвать представителей администрации школ и вузов, руководителей предприятий и организаций, командный состав армии, священнослужителей, сотрудников радио и телевидения, суда и прокуратуры и т.д.
«Вторичная социализация» предполагает, что участники этого процесса стоят как бы во втором эшелоне влияния, но это совсем не означает, что она в формировании личности играет второстепенную или не очень важную роль. Просто роли эти не сравнимы, и каждая из них по-особому важна для своего периода жизни. Трудовая организация, например, принимая эстафету от семьи и школы и опираясь на достигнутое ими в процессе социализации личности, не заменяет и не может заменить собой первичных агентов. Но для взрослого человека уже не так важны нравоучения и сентенции родителей или близких родственников, потому что он уже вступил в пору зрелости, где нужны иные способы овладения культурными нормами и обучения навыкам исполнения новых социальных ролей.
Стареющая личность и образ жизни
... жизни для процессов старения. 5. Проведение анкетирования в целях выявления предпочтений современного пожилого человека в пассивном или активном образе жизни. Настоящая работа посвящена процессу старения, старости и влиянию на нее образа жизни. В ... или зрелых личностей. Этот закон рассматривается как выражение все большей индивидуализации людей в период старения. Приведем возрастные границы в период ...
Будучи связана с трудовой деятельностью человека, социализация приобретает новые, не виданные ранее, черты и особенности. Это обусловлено, во-первых, тем, что стоящие перед обществом задачи требуют постоянного обновления знаний и навыков, применения этих знаний и нового опыта в жизни. Во-вторых, современный уровень развития индустриального общества требует сам по себе постоянного совершенствования средств и методов достижения поставленных целей. В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения всех общественных проблем; без неё невозможно дальнейшее продвижение вперёд. В-четвёртых, социализация предполагает преодоление негативных явлений, имеющих место в обществе; особенно важно подчеркнуть это в условиях нынешнего отчуждения человека от человека, нравственной деградации и потери частью молодежи смысла жизни. И, наконец, в-пятых, социализация происходит в условиях взаимодействия мировой и национальных культур, и очень важно найти точки соприкосновения их, очень важно не допустить их противостояния на уровне отдельных этносов и государств. Отсюда можно сделать вывод, что социализация в наши дни играет решающую роль не только в становлении человека как человека, не только в формировании личности, но и в сохранении и умножении человечных черт в человеке.