Тезисные планы сочинений сатиры смелый властелин… Фонвизин

Тема предполагает раскрытие личности Д. И. Фонвизина. В процессе изучения пьесы «Недоросль», знакомства с творчеством писателя, рассказа о его жизненном пути незримо присутствовал автор бессмертной комедии. В чем сила характера, яркость натуры Фонвизина? Если его лучшие герои — учителя жизни, то. чему учит нас великий просветитель? Какова его общественная позиция? Почему А. С. Пушкин называет писателя «сатиры смелым властелином», «другом свободы»? Счастлива или трагична судьба Фонвизина?

Д. И. ФОНВИЗИН ВЫСМЕИВАЕТ…

(комедия «Недоросль»)

Тема конкретна, и главная задача автора сочинения должна заключаться в правильной расстановке акцентов. Над чем смеется Фонвизин?

Какие пороки людей и общества высмеивает и почему? Почему смех всегда был грозным оружием в руках писателя? Легко ли было смеяться Фонвизину сквозь стон России? Гневное обличение невежества, деспотизма, злонравия — это поступок Фонвизина или гражданский подвиг?

В ДОМЕ ПРОСТАКОВЫХ

(комедия «Недоросль» )

Тема требует интересного описания жизни помещичьей усадьбы конца XVIII века. Приоткрывая дверь дома Простаковых, мы должны почувствовать дух времени, атмосферу взаимоотношений (ведь были и куда более достойные помещики), посмотреть на окружение Простаковых, увидеть образ жизни обитателей дома, узнать круг их интересов, забот, стремлений. Раскрытие темы не требует глубокого анализа поступков персонажей, их позиции по какому-либо вопросу.

Ценной была бы в работе попытка вызвать определенное отношение к этому дому при помощи иронии, точных оценок, метких и кратких определений, живописных картинок-миниатюр и т. п.

ЗОЛОТОЙ БОЛВАН — ВСЕ БОЛВАН

(комедия «Недоросль»)

Тема только на первый взгляд кажется простой: глупец всегда глупец. И сразу напрашивается пример — Митрофанушка. Однако эту тему следует выбирать тем учащимся, которые на материале краткого и конкретного текста комедии смогут дальше и глубже развить мысль, высказанную Стародумом в разговоре с Софьей и Правдиным, выразив свою точку зрения. Согласны ли с мнением Стародума? Что он имел в виду? Чем близки суждения Стародума порядочным людям? Насколько они справедливы сегодня?

8 стр., 3803 слов

От каких канонов классицизма отходит фонвизин. «Недоросль»: ...

... в литературе. Русские писатели и поэты, творившие в стиле классицизма, – М.М. Херасков, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, А.П. Сумароков, Я.Б. Княжнин, Д.И. Фонвизин. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» ... их основные черты. Так, Митрофан в переводе с греческого означает «подобный матери». Фамилия Простакова произошла, от слова «простак», означающего во времена Фонвизина «малоумный», ...

Ученикам, выбирающим эту тему, рекомендуется перечитать отрывок из 2-го явления 3-го действия — заключительные слова Стародума и Правдива (от слов Стародума «Оставлять богатство детям? …Умны будут— без него обойдутся…» до слов-Правдина «Заключение ваше неоспоримо»).

КТО СТРАШНЕЕ — ПРОСТАКОВА ИЛИ ЕЕ СЫН?

(комедия «Недоросль»)

«Невежда без души — зверь…» Смыслом этого утверждения пронизана вся комедия, а ярким примером этому служат носители зла — Простакова и Митрофан.

Отношение всевластной помещицы к окружающим ее людям обнажают не только скудость ума Простаковой, но и полное отсутствие души. Иногда Простакова смешна, иногда вызывает иронию, но, безусловно, для окружающих ее людей она более страшна, чем комична. Домашние, слуги, крестьяне — все страдают от ее бездушия и жестокости, и это страшно, когда тиран мешает жить человеку. Невежество, наглость давно стали нормой жизни Простаковой, которая, не утруждая себя совестью, все это вдалбливает в сознание сына. И страшно, когда такие, как Простакова, воспитывают себе подобных.

Слепая, безрассудная, дикая любовь Простаковой к сыну, искаженное воспитание и обучение не могли не сказаться на становлении личности Митрофана. Он стал заложником материнской любви. Уроки безнравственности принесли свои плоды: перед нами предстает жестокий, циничный, глупый недоросль. Он повторяет мать во всем, и потому этот неуклюжий, смешной увалень уже не смешон, а страшен и опасен.