«Специфика преподавания литературы и русского языка в условиях внедрения ФГОС» статья

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

(эссе в рамках курсов повышения квалификации по теме «Профессиональная компетентность педагога в работе с одарёнными детьми», 2013-2014 уч. г.)

Твердят:

Вначале было СЛОВО…

А я провозглашаю снова:

Всё начинается с ЛЮБВИ!

Р. Рождественский

Нельзя не согласиться со словами актуального и по сей день поэта Роберта Ивановича Рождественского. На мой взгляд, без любви к учительской профессии, любви к детям, любви во всём её проявлении и многообразии, невозможно создать СЛОВО, за которым кроется тайное, вечное, неизведанное – то СЛОВО, которое способно пробудить добрые мысли в юной душе; СЛОВО, которое звучало бы остро, злободневно, современно. Более того, воспитание ЛЮБВИ к СЛОВУ является одной из важнейших задач педагога.

Сегодняшняя школа – модернизированная, инновационная – развивается стремительно. В ней так быстро происходят перемены, что порою педагог не успевает идти в ногу со временем; между тем, современный учитель должен быть компетентным, высокопрофессиональным «проводником» в мир знаний. Безусловно, трудно перестроить собственную деятельность, уйти от привычных (но, увы, устаревших) форм и методов работы. Надо понимать, что дети сегодня развиваются в эпоху информационно-коммуникационных технологий и многих других «премудростей», надо осознавать, что нынешние дети – будущие лидеры – являются главными действующими лицами на уроке сегодня.

В условиях внедрения ФГОС, бесспорно, меняется специфика преподавания предметов в образовательной области «Филология».

Приоритетным становится коммуникативное развитие учащихся: каждый учитель-словесник мечтает, чтобы его воспитанники свободно, грамотно владели родным русским СЛОВОМ, освоили бы современные средства вербальной и невербальной коммуникации.

Убеждена, что урок литературы (да и русского языка тоже!) невозможно представить без технологии диалога и обсуждения проблемы, которая непременно была бы связана с действительностью, реальной жизнью, отображала бы суть явлений в прошлом, настоящем, будущем…Отношения «учитель – ученик» — это совместная творческая деятельность, проходящая в атмосфере сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

18 стр., 8942 слов

Какие проблемы поднимаются в пьесе старший сын. по пьесе Вампилова ...

... в 10 классе по пьесе А.В. Вампилова «Старший сын» Тема: 1.Знакомство с биографией А.В. Вампилова. 2. Анализ пьесы А.В. Вампилова «Старший сын». Цель: Заинтересовать ... свесила, Или я недолюбил? Вспоминайте меня весело, Словом, так, каким я был. Учитель: Близкие друзья, а среди них- писатели ... что едет в тайгу на стройку. У одной - счастливая любовь, у другого - несчастная. Дело не в этом. Главная ...

Действия на уроке становятся осмысленными, значимыми: ученик чётко понимает: ЧТО он делает, ЗАЧЕМ он это делает, КАК он это делает? В преподавании предметов филологического цикла нет места готовым учительским истинам – знания открываются детьми самостоятельно, в процессе деятельности, в пути к СЛОВУ и делу.

Принцип системно-деятельностного подхода, который в условиях внедрения ФГОС становится главенствующим, характеризуется, прежде всего, творческим поиском, рефлексией, самоорганизацией учащихся – это, на мой взгляд, составляющие успешного обучения сегодня.

Очень хочется верить, что воспитанники, покидая наши уроки, задумываются о том

…как трудно рождается СЛОВО,

когда оно истинно

и безусловно.

Прозрачно.

Пока ни в чём не повинно…

Сначала задумаются, затем создадут, и, конечно, ПОЛЮБЯТ прекрасное русское СЛОВО…