Студент Кондрашов Никита Сергеевич
Москва, 2016
Наука как феномен культуры
В жизни современного общества наука играет огромную роль, оказывая существенное воздействие на все сферы общественной жизни. Наука, является частью культуры, в качестве одной из форм специфически человеческой деятельности имеющей социальную природу. Наука по определению способ постижения бытия, имеющий своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей.
В широком смысле наука это построение рациональной картины мира с этой точки зрения мы можем сказать, что наука возникает уже в античности.
В более узком смысле наука предполагает развитую систему методов эксперимента и наблюдения, в этом значении термин наука применим только к системе мировоззрения и познания сложившейся в Европе Нового времени. Наука сложным образом взаимодействует с другими феноменами культуры, которые выполняют функции осмысления мира.
Наука отличается от мифологии, тем, что она стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов природы допускающих эмпирическую проверку. Наука имеет целью теоретическое, в той или иной степени обобщенное знание, она оперирует понятиями, а мифология образами. В тоже время некоторые сведения, накопленные в форме мифов, иногда поддаются научному осмыслению.
С другой стороны данные науки преломляясь в сознании людей могут творить своеобразную научную мифологию.
Граница между религией и наукой определяется соотношением в них разума и веры, это не означает, что в науке полностью отсутствует такая форма отношения к действительности как вера (как знания имеющего прочную субъективную основу, внутреннюю убежденность человека, но имеющего прочной объективной основы то есть достоверных доказательств исходящих из эмпирической реальности).
Но религия ориентирована на область внечувственного, а наука на эмпирическую реальность, данное различие было выявлено еще в эпоху средневековья, что позволило провести границу между наукой и религией и обособить эти две области знания.
Все сказанное не относится к области суеверий, которая не связанна ни с наукой, ни с религией. Не менее сложными, чем с религией были взаимоотношения науки с философией.
Существует несколько трактовок соотношения науки и философии, философия рассматривалась как методологическая база научного исследования (то есть науки заимствуют из философии общие понятия и принципы), как результат предельного обобщения эмпирических (то есть опытных) данных прикладных дисциплин, как способ интеграции частных наук в нечто единое, как основу для создания целостной картины мира. И то и другое и третье, несомненно, верно, но это не должно стирать границу, между философией и наукой, данные науки могут быть отправной точкой для создания философской концепции, наука может оперировать предельно обобщенными категориями, сформулированными философией (пространство, время и т.д.), но проблематика философии всегда принципиально иная чем у науки, наука задается вопросами о формах и способах существования явлений окружающего мира, философия о причинах и целях. наука культура биотехнология инженерия моральный
Символ в науке, религии, искусстве
... функционирования символов в культуре. Такое исследование имеет и практическое значение. Символ в искусстве Понятие и природа символа в искусстве Символ (греч. ... употребляться в философии пифагорейцев как понятие пути познания. В дальнейшем символ ука ... и аллегории социальной деятельности: наук и искусств, богатства и бедности, героики, ... и тексты. Зная мифы древнего мира и содержание Библии, можно ...
Наука отличается от идеологии (т.е. системы взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к действительности и друг другу), тем что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества. В то же время наука способна порождать определенный тип идеологии, оказывая воздействие на мировосприятие больших групп населения. Наука — одна из доминант культуры, ее элемент, без науки культура не может успешно осуществлять свои базовые социальные функции.
Наиболее существенная функция науки-это культурно-мировоззренческая. Наука представляет собой систему развивающегося знания и в результате этого отличается от других явлений культуры, прежде всего тем, что ее содержанием является объективная истина. То есть содержание научного знания не зависит от намерений, настроений человека и человечества.
В научном знании анализируются и раскрываются законы, свойства объективного мира, его связи и отношения. Поэтому развитие науки безгранично и бесконечно, поскольку безграничен и бесконечен окружающий мир. Но, чтобы возникла наука, общество должно достичь не только определенного уровня социально-экономического развития, порождающего потребность в научных знаниях, но и сформулировать культуру определенного качества, культуру, в недрах которой возможно зарождение и развитие научного мышления, научного подхода к действительности, которая создает условия или, по крайней мере открывает известный простор для познавательной деятельности.
Следовательно, она — основное средство рациональной деятельности. Опираясь на научные знания, человек получает возможность овладевать природными и общественными силами. Такие «указания» наука дает, прежде всего, благодаря анализу законов, существенных связей и отношений действительности.
Но люди развивают науку не только для решений практических задач, но и для раскрытия тайн, загадок природы. Наука анализируется на многих, в том числе и на мировоззренческих уровнях. Эта тенденция все более усиливается, и большая часть крупнейших мировых ученых подчеркивают необходимость динамики морального созревания человечества до научных открытий, ведения широкой просветительской деятельности в этом направлении и в целом поднятия образовательного уровня народов мира. В совокупности это создает благоприятную ноосферу, которая и становится в свою очередь питательной средой для развития гуманистической науки.
Влияние культуры на развитие личности. Культурное развитие личности
... мы доказали актуальность заданной темы. Цель данной работы – доказать, что культура действительно влияет на развитие личности и общества в целом. Для достижения указанной цели в курсовой работе ... музыка, литература, живопись, театр, кино, телевидение. Культуру изучают и другие науки, например, этнография, история, антропология, но социология имеет в культуре свой специфический аспект исследования. В ...
Иначе говоря, социальные корни возникновения и развития научных знаний следует искать в материальной практике общественного человека. Но, чтобы из этих корней возникло растение и дало плод, нужна благоприятная обстановка, а она зависит от наличия соответствующей культуры. Таким образом, наука рождается в недрах определенной культуры и с помощью культурных норм.
Научное знание создается людьми определенной культуры, возникает и развивается на соответствующей культурной основе. Наука — чрезвычайно объемный организм. Он подразделяется на три большие группы: естественные, общественные и технические. Отрасли науки различают по своим предметам и методам. Не по мере развития социума и культуры наука все больше принимает интегративный вид. Наиболее активно сейчас развиваются «смежные» междисциплинарные отрасли науки: кибернетика, генная инженерия, биотехнология, радиогеология и др. Высокий статус и авторитет науки налагает на нее и большую ответственность. Сила воздействия науки столь велика, что ее открытия могут не только кардинально улучшить жизнь человечества, но и породить глобальные опасности, ставящие жизнь всего человечества под угрозу. Поэтому столь велика моральная ответственность ученых за использование результатов своих открытий, которые могут быть использованы как во благо, так и во вред человеку.
Насущной стала проблема не только нравственно -гуманистического контроля со стороны общества за ходом научно-технического развития, но и гуманизации самой науки, синтез идеалов Истины, Добра, Справедливости. До сих пор речь шла о науке в её «внешнем» измерении, т.е. в ее отношении к обществу. Однако наука заслуживает и более пристального внимания к своей внутренней природе. Речь идет о философско-методологическом анализе науки.
1. Аглямова Н.Н. Культурология: учебное пособие. М.:Инфра-М, 2008 ,С, 90
2. Аглямова Н.Н. Культурология: учебное пособие. М.:Инфра-М, 2008 ,С. 91
3. Баранов А.П. Роль науки в культуре современности. М.:Инфра-М, 2007, С, 79
4.Баранов А.П. Роль науки в культуре современности. М.:Инфра-М, 2007, С. 88
5. Гараев А.П. Развитие культуры. М.:Инфра-М, 2007, С. 111