У человека жизнь — сложная и каждый видит свое прекрасное. Каждый выбирает свою дорогу и ношу по силе своей. Любому художнику, творцу хочется прикоснуться к вечному, оставить след и загадки в истории человечества.
Созерцание произведений искусства с изображением бурной стихии несет осознание бурной жизни, бурных стремлений художника. Если бы произведения искусства раскрывали внутренний мир души самого художника, созерцали бы его миллионы.
Художественный шедевр должен быть зеркалом человеческого сознания и указателем. Поэтому море в произведениях выдающегося яркого представителя этого жанра — И. К. Айвазовского (1817—1900), написавшего около 6000 картин на морскую тему, так часто бурное, оно словно море бурной жизни.
В большинстве произведений маэстро изображал на морской поверхности корабли, лодки, пострадавших на корабельных обломках. То судьбы человеческие в море жизни.
Душа человеческая – зеркало моря жизни. Море в произведениях художника становится изображением жизни, среды обитания человека, а с другой стороны – ее душевного состояния, сверхчувствительность до состояния среды жизни.
В произведениях маэстро чаще всего изображаются объекты два и больше, но взаимосвязанные преимущественно два. Скажем, корабль, который бросает бурное море и люди на обломках, которые ищут спасения. А где сам художник, спасение, или на корабле, который сам надеется только «на луч надежды»? Это изображено безнадежность в море жизни, «луч надежды» для того, кто борется за спасение? А, возможно, корабль – надежда потерпевшего в бурной стихии жизни и маэстро изобразил на своем полотне растерянного человека в бурном море жизни, которая надеется на надежный корабль, а для корабля существует знаменитый «луч надежды».
Айвазовский.И.К. изображал и преодоления стихии. В ряде его работ присутствует идея движения человеческой судьбы от пункта до пункта, когда от берега, возле которого стоит корабль, отходит лодка и направляется к кораблю, находящийся на рейде в море. Так и стихия жизни, изображена на других произведениях мастера, несет человеческую судьбу, символизирующую кораблем. Научиться управляться со стихией, наперекор жизненным обстоятельствам, найти подходящий способ настроить сознание благодаря свету и тени – вот она – цель мастера!
В произведении Е. Хемингуэя «Старик и море» литературоведы называют это философской притчей, где три действующих лица: Старик, Море и Рыба. Старый — человек в водовороте жизни и стремлений, Море — стихия жизни, а Рыба – обстоятельства, которые заставляют человека бросаться в стихии, бороться с ней. Хемингуэй изобразил в своем произведении «необычного» старика овладевшего стихией. Так и в произведениях художника присутствуют не только Море-стихия и объекты, которые она несет, но и «хемингуэвская» «Рыба», скрытая в тени и цвете.
Традиции русской жизни в произведениях искусства (литературе, ...
... обучающихся к изучению русской литературы и живописи. Духовно-нравственные категории, ... художников и запечатлены в произведениях киноискусства. 3. Записи в тетради. Дата, тема, рабочие материалы. II. Деконструкция. 1. Работа в ... жизни, что бы вы выбрали? Почему? 10. Социализация. Проверка выполненного задания. 11. Фронтальная работа над композицией сочинения. Какова композиция сочинения-рассуждения? (В ...
В произведениях с изображением разбушевавшейся морской стихии и крутого берега, на котором созерцают крушение корабля люди, маэстро изобразил ту самую «Рыбу». Люди, которые плывут на обломках корабля, в надежде смотрят на берег, протягивают к нему руки, у них есть надежда, а те, кто созерцают картину с берега, понимают, что все бесполезно, ведь стихию не может одолеть даже могучий корабль. Но близок берег и безопасность на нем заставляют бороться со стихией. Стремиться к тихой гавани.
И здесь художник изображает свое видение возрастного сознания человека, ее преобразование. Почувствовав чрезмерную бурность стихии жизни, человек начинает мыслить о более тихой гавани, про отдых. Так наступает определенный этап в его жизни. Наблюдение шторма с более безопасного берега есть стремление к более наполненной жизни, ощущение его вкуса, как определенная зависть к «Буревестнику» М.Горького. Этот эпизод маэстро изобразил в картине «Наполеон на острове Св. Елены». Бывший диктатор созерцает бурное море из тихого склона, и это море является символом не реализованных стремлений, надежд, чаяний. И именно бурное море отделяет его от осуществления стремлений жизни. В этой бури гибнут последние надежды жизни Наполеона. Так и наступает его старость, когда кипит сознание от пламени несбывшихся стремлений жизни.
Не зря Хемингуэй в своем знаменитом произведении изобразил именно Старого. Он отобразил собственную борьбу со стихией. Собственную старость как борьбу со стихией воспроизводил и Айвазовский в своих работах. И не только старость, а всю свою жизнь, помыслы и переживания в разные годы своей долгой жизни. В тонах художником изображены особенности человеческой души в разном возрасте, а значит – он мастер возрастной психологии который изображал свои мысли и наблюдения, подбирая цветовую гамму.
Он изобразил процесс бурного переживания и психологическое стремления реализации задуманного и боязнь его неосуществление. Стоит взглянуть на его работы с изображением бури на море без других объектов. Цвета позволяют передать палитру переживаний и мыслей. Одним словом, воспроизвести мнение.
Итак, море у художника – это мысли, это психологическое состояние. Не зная в совершенстве человеческой психологии, он не имел бы возможности настолько удачно подобрать палитру цветов, которой восхищаются и которой удивляются и сегодня.
В море изображен бурный поток жизни и бурный поток человеческого сознания одновременно. Ключ к тайне цветов и теней трудов маэстро и есть ключ к познанию тайн человеческой психики. Возможно, им спрятано в трудах и смысл жизни, а разум с тем, указан путь к его поиску.
Мистерия жизни и смерти (о «Фаусте» Иоганна Вольфганга фон Гёте)
... ведь всем приходится когда-то умирать. Это драма жизни и смерти. «Гёте и смерть» — ... это стремление, вечное изменение, переход из одного в другое. Личность — соединение творца ... потому что именно это сочинение содержит в себе матрицу ... а когда Гете было 78 лет, его Ульрике — всего 19. Благодетельное ... жизни вытекает из понятия деятельности. Поскольку я действую неустанно до самого своего конца, природа ...
Только через собственное сознание, умение передать через полотно можно познать смысл жизни, ответить на извечный вопрос «быть или не быть». Ведь подобрать цвета для изображения собственного сознания, построить проект своих жизненных стремлений не каждый сумеет. Стоит изучать произведения художника и учиться у него.
Психоанализ художника – большое искусство, особенно самоанализ. Анализируя палитру художников, можно научиться анализировать, и мастерить собственную душу как делал это он. Мастер заложил нам, зрителям, путь к познанию и психического совершенствования себя самого через созерцание его произведений указывая все черты своего характера и собственные помыслы. Картина «Взрыв корабля», не завершенной из-за смерти, он изображает собственную смерть. Смерть себя как творческая личность с идеями и стремлениями, которые с годами все больше и больше беспокоили его и стимулировали к большей творческой активности. Корабль взрывается среди спокойного моря, моря жизни, которое готово было принять его, и лишь всколыхнулось, и цветовая гамма взрыва отразилась на нем. Видимо, так видел свою смерть и стихию жизни своей смерти маэстро. Но все он изобразить не смог, смерть – стихия жизни, ограничивает возможность предусматривать по своей смерти:
«Человек смертен внезапно»!