Человек на протяжении всей жизни повышает навык речевой грамотности, познает богатство языка. Каждый период взросления привносит что-то принципиально новое в развитие речи человека.
Когда ребенок совсем маленький, его способность выражать свои эмоции, вести диалог еще на начальной стадии, поэтому сложно отделять фонетические и грамматические попытки контакта с неречевым поведением. Такое поведение можно понять, только предварительно узнав ситуацию, в которой находится ребенок. В это время ребенок активно использует мимику, пантомиму, жесты и другие способы выражения своих мыслей. Затем, когда встает потребность говорить о предмете, выходящем за пределы ситуативного контекста, ребенок начинает овладевать формой речи. Первая форма речи – это диалог. В раннем возрасте диалог у ребенка чаще всего проходит в режиме громкого говорения. Затем формируется, так называемая эгоцентрическая речь, или как ее называют ученые и педагоги, это «речь для себя», по сути, она представляет собой переход от внешней речи к внутренней. Исходя из результатов экспериментов Л. С. Выготского, внутренняя речь указывает на то, что нужно сделать, в какую сторону направить действие.
Большинство детей до 6 лет воспринимают предложение как нерушимое целое. Отдельные слова выделяются ребенком лишь потому, что они связаны с наглядными представлениями.
Приведем пример.
Кириллу 6 лет. Ему говорят: «Упала груша. Сколько слов в предложении?». Он отвечает: «Одно слово». – «Почему». — «Потому, что она одна упала».
Начиная делить предложение, ребенок выделяет конкретные категории слов – существительные и глаголы. Позже он научится выделять предлоги и союзы, поскольку для него это абстрактные категории. В возрасте до 6 лет, согласно множеству исследований, дети плохо вычленяют отношения между словами и словосочетаниями, поэтому запас наиболее употребляемых слов в основном состоит из существительных и глаголов, тогда как прилагательные и числительные, а так же предлоги имеют для ребенка второстепенное значение. Не удивительно, что во время восприятия речи ребенок воспринимает образ ситуации или метафору напрямую, не пытаясь разобраться в истинном положении вещей.
Приведем пример:
Когда ребенку говорят: «Идет кино», он задает встречный вопрос «Куда идет?».
Слово наполняется значением не сразу, а в кропотливом процессе накопления и осмысления личного опыта.
Когда ребенок приходит в школу, его словарный запас увеличивается многократно, поэтому маленькому школьнику не составляет труда объясниться с другим человеком на практически любую тему. Трехлетний ребенок употребляет до 500 слов, а у шестилетнего эта планка вырастает от 3000 до 7000 слов. Преимущественно в начальной школе словарь ребенка состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных союзов.
Обучение диалогической речи
... коммуникативной обстановки на уроке; особенности восприятия речи в процессе диалога; отбор ситуаций, лежащих в основе обучения диалогу на разных этапах обучения; способы создания диалогической речевой ситуации ... устного общения, выполняет также регулятивную (регуляция поведения в широком смысле слова), эмоционально-оценочную и этикетную (детерминирует эмоциональные сферы человека) функции, которые ...
Вместе с расширением словарного запаса расширяется смысловая наполненность слов. Значение слова в раннем возрасте уточняется постепенно. Изначально ребенок ассоциирует со словом случайное объединение тех впечатлений, которые происходили с ним в момент произнесения слова. Затем в слове объединяются наглядные признаки конкретных ситуаций, и лишь в подростковом возрасте ребенок начинает мыслить за словом конкретные и отвлеченные категории.
Слово – для ребенка пустой сосуд, который он наполняет, исходя из своего личного опыта. Поэтому значения слов у ребенка и взрослого разнятся. Когда ребенок объединяет предметы в классы, он исходит не из существенных, а скорее из бросающихся в глаза признаков. На первых стадиях формирования речи слово у ребенка обозначает не понятие, но комплекс, в котором предметы собраны по произвольным признакам.
В младших классах ребенок постепенно начинает овладевать письменной речью, которая является абстрагированной от ситуации и значительно произвольнее, чем устная.
Письменная речь – это особенный способ общения и тренировки мышления. Детский психолог Д.Б. Эльконин выделял несколько особенностей, отличающих письменную речь от устной. Прежде всего – это большая произвольность. Умения разделять слово на составляющие его звуки – первая операция, которую должен постигнуть ребенок при письме. Затем следует навык придавать мысли синтаксически развитую форму, что, в свою очередь требует, расчленения самой мысли, представляющей собой в момент зарождения в голове смысловое целое. Приучая ребенка к расчленению потоков мыслей, к ее развернутому выражению письменная речь дисциплинирует мышление. Письменные структуры ребенок запоминает и накапливает благодаря чтению.
Чтения является тем путем, идя которым, ребенок придет к самостоятельному овладению письменной речью. То, что запоминает ребенок при чтении, постепенно становится формой его собственных мыслей. Обучение чтению – это фундаментальный процесс в умственном развитии ребенка. Овладев чтением, ребенок способен самостоятельно впитывать опыт человечества, обобщенный в мировой литературе, в общем, и в отдельных текстах, в частности.
Развитие речи в младших классах – сложный и многоступенчатый процесс. В первую очередь, это совершенствование устной речи: работа над произношением звуков, овладение сложными структурами предложений, употребление деепричастных оборотов, залогов, теории синтаксиса и т.д.
Стоит отметить, что главным условием развития грамотности является информативное письмо и чтение. Чтобы соблюдались эти условия, нужно подбирать интересную литературу и стараться читать в совместном процессе (строчку – ребенок, строчку – взрослый).
« Учебные книги К. Д. Ушинского, А.Л. Толстого для детей («Азбука», ...
... язык, умение заинтересовать ребенка, сочетание образовательного и воспитательного элементов, богатство упражнений - таковы достоинства «Детского мира» и «Родного слова» в педагогическом отношении. В них Ушинский впервые использовал произведения ... словами только что прочитанное, ни одна из нас ничего не могла ответить, никто не понимал даже, о чем идет речь…» [1]. Из этого следует, что русские дети ...
Так, ребенок быстрее овладевает чтением, чем при работе над текстами методом заучивания. Для того, чтобы у ребенка ускоренно развить письменную речь, опытные педагоги предлагают сочинять и записывать сказки, писать письма, сочинения о каникулах, друзьях, домашних животных.
В книге «Как учить детей читать» Д.Б. Эльконин отмечает, что немаловажную роль играет звуковой анализ слов, когда педагог использует фишки вместо букв, это делается для того, чтобы символически изобразить звук. Мягкий, согласный или гласные – каждый звук должен иметь свой цвет. Таким образом, работая с фишками, ребенок анализирует свойства звуков, составляет слова по заданной схеме. Такая методика подготавливает его к усвоению материала по правилам грамматики и вместе с тем облегчает усвоение навыков чтения.
В завершении хочется сказать, что основным фактором, влияющим на развитие речи школьника младших классов, является грамотная и богатая речь педагога.