Оттепель в СССР – это неофициальное историческое название небольшого временного периода в истории Советского Союза, начавшегося после смерти И.В. Сталина и продолжавшегося на протяжении десяти лет (середина 1950-х годов до середины 1960-х годов).
Это время, в основном, характеризуется всенародным осуждением жизни и действий Сталина, совершённых им репрессий, установлением либерального режима, закрытием ГУЛАГ и освобождением всех политических преступников, относительной демократизацией общества, появлением свободы слова и творческой деятельности, а также общим ослаблением власти тоталитарного режима.
Альтернативное название этого периода – «хрущёвская» оттепель, связанное с фамилией Никиты Хрущёва, ставшего Первым секретарём ЦК КПСС именно в это время (1953 год) и продолжавшего своё пребывание на посту до 1964 года.
Предыстория и начало
Исторически, началом хрущёвской оттепели принято считать смерть Сталина в 1953 году. Также можно отнести к оттепели время краткого правления Георгия Маленкова, когда была проведена амнистия многих заключенных, совершивших неопасные преступления, после чего начались несколько тюремных восстаний в системе ГУЛАГ.
Несмотря на все совершённые им зверства, даже после своей смерти Сталин многими жителями страны воспринимался как великий правитель, его часто изображали на портретах политических лидеров. И только в 1956 году, на 20-м съезде КПСС, Хрущёв выступил с подготовленным им докладом о пропаганде деструктивного культа личности И.В. Сталина, который для многих стал идолом и примером для подражания.
После этого была изменена внешняя политика СССР по отношению к капиталистическим странам в сторону взаимовыгодного сотрудничества. Произошло улучшение отношений с США, Францией и Великобританией, во многом, благодаря встрече Хрущёва с главами их правительств в 1955 году. Однако, всеобщая десталинизация СССР серьёзно ухудшила отношения с Китаем, лидеры которого определили происходящее в Советском Союзе как ревизионизм.
Далее была пересмотрена уголовная система: отменено наказание за рабочие прогулы, множество заключённых были реабилитированы, а попавшие ранее под стражу граждане других государств получили возможность вернуться домой.
Оттепель конца 1950-х начала 1960-х гг
... и органах управления на местах. Глубоким заблуждением Сталина было утверждение о том, что в СССР уже построено социалистическое общество и ... года. Глубокий упадок деревни вызывал в народе опасения нового голода. Изоляция от всех других стран мира и железный занавес тормозили все отношения – политические, ... нигилизм". Внутренняя культура советского общества развивались по цитатам И.В.Сталина. И в делах ...
«События в обществе и искусство “оттепели” в литературе ХХ века»
Пошатнулся сталинский миф о единой советской культуре, о едином и самом лучшем методе советского искусства – социалистическом реализме. Оказалось, что не забыты ни традиции Серебряного века, ни импрессионистические и экспрессионистические поиски 1920-х годов. “Мовизм” В.Катаева, проза В.Аксенова и т.п., условно-метафорический стиль поэзии А.Вознесенского, Р. Рождественского, В. Сосноры тех лет, возникновение “Лианозовской” школы живописи и поэзии, выставки художников-авангардистов, экспериментальные театральные постановки – это явления одного порядка. Налицо было возрождение искусства, развивающегося по имманентным законам, посягать на которые государство не имеет права. Искусство “оттепели” жило надеждой. В поэзию, театр, кино ворвались новые имена: Б. Слуцкий, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б.Ахмадулина, Б.Окуджава, Н.Матвеева. Заговорили долго молчавшие Н.Асеев, М.Светлов, Н.Заболоцкий, Л.Мартынов…
Возникли новые театры: “Современник” (1957 г.; режиссер – О.Ефремов), Театр драмы и комедии на Таганке (1964 г.; режиссер – Ю.Любимов), Театр МГУ… В Ленинграде с успехом шли спектакли Г.Товстоногова и Н.Акимова; на театральные подмостки возвратились “Клоп” и “Баня” В.Маяковского, “Мандат” Н.Эрдмана… Посетители музеев увидели картины К. Петрова-Водкина, Р.Фалька, раскрывались тайники спецхранов, запасники в музеях.
В кинематографии появился новый тип киногероя – рядового человека, близкого и понятного зрителям. Такой образ был воплощен Н. Рыбниковым в фильмах “Весна на Заречной улице”, “Высота” и А. Баталовым в фильмах “Большая семья”, “Дело Румянцева”, “Дорогой мой человек”.
После XX съезда партии появилась возможность по-новому осмыслить события Великой Отечественной войны. До истинной правды, конечно же, было далеко, но на смену ходульным образам приходили обыкновенные, рядовые люди, вынесшие на своих плечах всю тяжесть войны. Утверждалась правда, которую некоторые критики презрительно и несправедливо называли “окопной”. В эти годы были опубликованы книги Ю. Бондарева “Батальоны просят огня” (1957), “Тишина” (1962), “Последние залпы” (1959); Г.Бакланова “Южнее главного удара” (1958), “Пядь земли” (1959); К.Симонова “Живые и мертвые” (1959), “Солдатами не рождаются” (1964); С.Смирнова “Брестская крепость” (1957-1964) и др.
Военная тема по-новому прозвучала в первом же программном спектакле “Современника” “Вечно живые” (1956) по пьесе В.Розова. Лучшие советские фильмы о войне получили признание не только в нашей стране, но и за рубежом: “Летят журавли”, “Баллада о солдате”, “Судьба человека”.
Особое звучание в период “оттепели” приобрела проблема молодежи, ее идеалов и места в обществе. Кредо этого поколения выразил В.Аксенов в повести “Коллеги” (1960): “Мое поколение людей, идущих с открытыми глазами. Мы смотрим вперед и назад, и себе под ноги… Мы смотрим ясно на вещи и никому не позволим спекулировать тем, что для нас свято”.
Возникали новые издания: “Молодая гвардия” А.Макарова, “Москва” Н.Атарова, альманахи “Литературная Москва” и “Тарусские страницы” и др.
В “оттепельные” годы к читателю вернулись прекрасная проза и поэзия. Публикации стихов А.Ахматовой и Б. Пастернака вызвали интерес и к их раннему творчеству, вновь вспомнили об И. Ильфе и Е.Петрове, С.Есенине, М.Зощенко, были изданы еще недавно запретные книги Б.Ясенского, И.Бабеля… 26 декабря 1962 г. в Большом зале ЦДЛ прошел вечер памяти М.Цветаевой. Перед этим вышел небольшой ее сборничек. Современники воспринимали это как торжество свободы.
Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского
... искусстве, которое он противопоставляет поэзии забав, развлечений и ненужных умствований. В этот же период поэт пишет трагедию “Владимир Маяковский”, в которой показывает трагическое противостояние одинокого поэта мещанской толпе. Однако тема отношений поэта и ...
В начале сентября 1956 г. впервые во многих городах был проведен Всесоюзный День поэзии. Известные и начинающие поэты “вышли к народу”: стихи читались в книжных магазинах, клубах, школах, институтах, на открытых площадках. В этом не было ничего общего с пресловутыми “творческими командировками” от Союза писателей прежних лет.
Стихи ходили в списках, переписывались, заучивались наизусть. Поэтические вечера в Политехническом музее, концертных залах и в Лужниках собирали огромные аудитории любителей поэзии.
Поэты падают, дают финты меж сплетен, патоки и суеты, но где б я ни был – в земле, на Ганге, — ко мне прислушивается
магически гудящей раковиною гиганта ухо Политехнического! —
так в стихотворении “Прощание с Политехническим” (1962) определил А. Вознесенский взаимоотношения поэта и его аудитории.
Причин поэтического бума было немало. Это и традиционный интерес к поэзии Пушкина, Некрасова, Есенина, Маяковского, и память о стихах военных лет, которые помогали выстоять, и гонения на лирическую поэзию в послевоенные годы…
Когда начали печатать стихи, свободные от морализаторства, публика потянулась к ним, в библиотеках выстраивались очереди. Но особый интерес вызывали “эстрадники”, стремившиеся осмыслить прошлое, разобраться в настоящем. Их задиристые стихи будоражили, заставляли включаться в диалог, напоминали о поэтических традициях В. Маяковского.
Возрождению традиций “чистого искусства” XIX в., модернизма начала XX в. способствовало издание и переиздание, хотя и в ограниченных объемах, произведений Ф.Тютчева, А.Фета, Я.Полонского, Л.Мея, С.Надсона, А.Блока, А.Белого, И.Бунина, О.Мандельштама, С.Есенина.
Запретные ранее темы начали интенсивно осваиваться литературоведческой наукой. Труды о символизме, акмеизме, литературном процессе начала XX в., о Блоке и Брюсове еще нередко страдали социологизаторским подходом, но все же вводили в научный оборот многочисленные архивные и историко-литературные материалы. Пусть небольшими тиражами, но публиковались работы М.Бахтина, труды Ю.Лотмана, молодых ученых, в которых билась живая мысль, шли поиски истины.
Интересные процессы происходили в прозе. В 1955 г. в “Новом мире” был напечатан роман В. Дудинцева “Не хлебом единым”, где энтузиасту-изобретателю Лопаткину всячески мешали бюрократы типа Дроздова. Роман заметили: о нем говорили и спорили не только писатели и критики. В коллизиях книги читатели узнавали самих себя, друзей и близких.
В Союзе писателей дважды назначали и отменяли обсуждение романа на предмет издания его отдельной книгой. В конце концов большинство выступающих роман поддержали. К. Паустовский увидел заслугу автора в том, что он сумел описать опасный человеческий тип: “Если бы не было дроздовых, то живы были бы великие, талантливые люди – Бабель, Пильняк, Артем Веселый… Их уничтожили Дроздовы во имя собственного благополучия…
Народ, который осознал свое достоинство, сотрет дроздовых с лица земли. Это первый бой нашей литературы, и его надо довести до конца”.
Как видим, каждая публикация подобного рода воспринималась как победа над старым, прорыв в новую действительность.
Медицина и словесность. Русские и зарубежные врачи-писатели. ...
... (1926), врачом. Рассказ наряду с несколькими другими входит в цикл «Записки юного врача». ** слова ... реферате мне хотелось бы осветить проблематику слияния этих двух сфер деятельности – литературной и врачебной, главенствующие особенности языка и стиля писателей-врачей, а также изучить основные вехи творческой жизни ... стихах Николай . А ведь он был студентом медицинского факультета МГУ только год, ...
Самым значительным достижением “оттепельной” прозы стало появление в 1962 г. на страницах “Нового мира” повести А. Солженицына “Один день Ивана Денисовича”. Она произвела на А. Т. Твардовского, который вновь возглавил журнал, сильное впечатление. Решение публиковать пришло сразу же, но потребовался весь дипломатический талант Твардовского, чтобы осуществить задуманное. Он собрал восторженные отзывы самых именитых писателей – С.Маршака, К.Федина, И.Эренбурга, К.Чуковского, назвавшего произведение “литературным чудом”, написал введение и через помощника Хрущева передал текст Генеральному секретарю, который склонил Политбюро разрешить публикацию повести.
По свидетельству Р. Орловой, публикация “Одного дня Ивана Денисовича” вызвала необычайное потрясение. Хвалебные рецензии напечатали не только К. Симонов в “Известиях” и Г. Бакланов в “Литгазете”, но и В.Ермилов в “Правде”, А.Дымшиц в “Литературе и жизни”. Недавние твердокаменные сталинцы, бдительные “проработчики” хвалили ссыльного, узника сталинских лагерей.
Сам факт выхода в свет повести Солженицына вселял надежду, что появилась возможность говорить правду. В январе 1963 г. “Новый мир” напечатал его рассказы “Матренин двор” и “Случай на станции Кречетовка”. Союз писателей выдвинул Солженицына на Ленинскую премию.
Эренбург публиковал “Люди, годы, жизнь”. Мемуарное произведение казалось современнее злободневных романов. Спустя десятилетия писатель осмыслял жизнь страны, выходящей из немоты сталинской тирании. Эренбург предъявлял счет и самому себе, и государству, нанесшему тяжкий урон отечественной культуре. В этом суть покаянного смысла и острейшей общественной актуальности этих мемуаров, которые вышли все же с купюрами, восстановленными только в конце 1980-х годов.
События и реформы оттепели
Реабилитация невинно осуждённых людей из мирного населения, о. Более открытая политика советских республик по отношению к внешнему миру. Чеченцы и балкарцы вернулись на родные земли, откуда были изгнаны как «предатели» во времена сталинских репрессий.
В 1957 году был проведён Международный фестиваль студентов и молодёжи, в котором приняли участие жители разных стран и ставший началом снятия «железного занавеса». Создание различных общественных организаций, способных открыто вести свою деятельность в социуме, не опасаясь жёсткого подавления со стороны властей. Развитие сельского хозяйства и промышленных отраслей.
Появление пятидневной рабочей недели. Строительство новых городов. Увеличение заработных плат населения и общее улучшение его уровня жизни.
Отличившийся пейзаж
Картина Васильева «Оттепель» была выделена первой премией из числа других, представленных большими мастерами живописи на выставке ОПХ (Императорского Общества поощрения художников).
Меценат Павел Третьяков купил пейзаж для своей коллекции задолго до выставки. Великий князь Александр, которому через десять лет предстояло вступить на Российский престол, был так впечатлен картиной, что заказал ее копию для императорского дома. В авторском повторении полотно обрело более мягкое, трогательно звучание, нежели его «близнец-первенец». Именно его решено было послать на международную выставку, проводившуюся в Великобритании. Из-за границы пейзаж вернулся тоже с первой премией и восторженными откликами рецензентов. Сегодня первая картина Васильева «Оттепель» экспонируется в Третьяковской галерее, а ее «двойник» обрел место в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Что же было такого в этом полотне, очаровавшем именитую публику?
Местное самоуправление в жизни граждан России
... непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. 1.1. Местное самоуправление как самостоятельный институт гражданского общества. Понятие местного самоуправления является сложным, многоплановым. ...
Смотреть галерею
Свобода слова и мышления
Многие историки, давая характеристику деятельности Хрущева, считают эти годы лучшими в истории России. С1953-го по 1964-й годы изменились многие стороны жизни советских людей. Это было удивительное время относительной свободы в стране. Начался плодотворный период, и происходил подъем не только благосостояния населения, но и улучшение в духовной сфере. К этому времени Советский Союз уже победил разруху, которую принесла Вторая мировая война. Преобразования в стране вышли на новый уровень.
Существовала некоторая граница дозволенности, переходить которую не разрешалось
Во время правления Никиты Сергеевича Хрущева начались перемены, которые затронули духовную и культурную жизнь в СССР. В журнале «Новый мир» вышла повесть, написанная И. Г. Эренбургом «Оттепель». Отсюда пошло название хрущевского периода.
Политическая жизнь страны при Сталине сравнивается с зимой, а при Хрущеве наступила «оттепель».