Коллективизация в СССР — трагедия крестьянина-труженика (разработка )

Эссе

Руководитель Центра экономической истории Института российской истории РАН, доктор исторических наук Виктор Кондрашин

С позиций современного знания дать однозначную оценку такому явлению, как коллективизация, не удаётся. Исторический опыт показывает, что индустриализация в любой стране мира сопровождается серьёзным ухудшением положения дел в деревне. Сгущая краски, конечно, можно сказать, что индустриализация способствует гибели деревни – во всяком случае, деревни традиционной, патриархальной.

Причина проста – деревня является ресурсной базой для индустриализации. Прежде всего она теряет человеческий капитал – люди уходят на заработки в города, на фабрики и заводы. Если учесть, что при этом деревня продолжает кормить и себя, и стремительно растущие города, то не надо удивляться тому, что местами она приходит в упадок и з­апустение.

Андрея Шингарёва

Недобольшевик. Как реформы Петра Столыпина проложили дорогу коллективизации Подробнее

А вот сталинская индустриализация отличалась форсированными темпами. По сути, это была гонка. Эксплуатация деревни усилилась чуть ли не в десятки раз, причём с применением государственного насилия, с изъятием хлеба, раскулачиванием, массовыми репрессиями.

Однако здесь есть несколько моментов, которые часто упускают из вида. Например, относительная лёгкость, с которой советской власти удалось провести коллективизацию. Смотрите: с 1930 г. по I квартал 1932 г. в СССР произошло 13 893 антиколхозных выступления с общим количеством участников 2,5 млн чел. Имело место массовое сопротивление крестьян. Однако власть довольно успешно с ним справилась. Да, применили всю мощь административно-репрессивного аппарата. Но надо помнить, что часть деревенского населения коллективизацию приветствовала. По переписи 1926 г. 67% крестьян были моложе 30 лет. Для сельской молодёжи коллективизация, индустриализация, культурная революция стали скоростными социальными лифтами. Это была реальная сила, во многом обеспечившая успех сталин­ской схеме модернизации.

14 стр., 6906 слов

Советская доколхозная деревня накануне коллективизации (1920-е гг.)

... «Индустриализация СССР: история, опыт, проблемы.(1984)». Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что с 20-х годов XX века начинается коренные изменения в социально-экономическом, политическом развитии как деревни, так и города. Перелом ...

Как отбирали хлеб. С чего началось «раскулачивание» России Подробнее

Надо признать ещё и тот факт, что ускоренные темпы модернизации вовсе не были личной прихотью Сталина и его окружения, которые будто бы только и мечтали о том, чтобы извести деревню. Да, эти люди воспринимали крестьян как опасную силу и во многом были настроены против них. Но – и это важный момент – деревня считалась не врагом, которого надо уничтожить, а ресурсом, который надо использовать. Хищнически, варварски, но использовать. Это прекрасно видно по статистике хлебозаготовок. Четыре хлебо­заготовительные кампании периода коллективизации 1929–1932 гг. дали государству в 1,3 раза больше хлеба (4738,2 млн пудов), чем 7 лет НЭПа (3549,6 млн пудов).

Это позволило в 1930 г. выйти на пик хлебного экспорта за все годы советской власти (5,84 млн т) и тем самым получить валютные средства для неотложных нужд и­ндустриализации.

Андрей Соколов

Конфликт на КВЖД. Как Советский Союз принуждал к миру Подробнее

Словом, если смотреть на проблему формально, то коллективизация в целом прошла успешно. Но это был кратковременный успех. Колхозная система доказала свою эффективность в годы подготовки к войне и во время самой войны. То есть в экстремальных условиях, которые требовали нечеловеческого напряжения сил и запредельных жертв. 1 млн раскулаченных кресть­янских хозяйств общей численностью 5–6 млн чел., 4 млн выселенных кулаков, 5–7 млн жертв голода 1932–1933 гг. Вот цена, которую СССР заплатил за кратковременный успех ускоренной модернизации. Лично я считаю, что давно пора поставить памятник русскому крестьянину. Мужику, на крови и костях которого построена та материальная база, которую мы эксплуатируем до сих пор.

«Так это было на земле…»

Цель урока:

  1. Выяснить, с какой целью проводилась коллективизация, что она дала русскому народу.
  2. Определить по представленным художественным произведениям, необходимы ли были перемены в селе.
  3. Донести до учащихся трагизм той эпохи и вынести урок: гуманное общество строится без насилия над личностью.

Произведения:

  1. М.А. Шолохов «Поднятая целина»;
  2. В. Тендряков «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»;
  3. А. Платонов «Котлован»;
  4. А. Солженицын «Матренин двор»;
  5. Б. Можаев «Мужики и бабы»;
  6. В. Быков «Облава».

Ход урока:

Учитель: Итак, ребята, мы продолжаем тему коллективизация 30-х годов в русской литературе. Работаем по произведениям М. Шолохова, А. Платонова и др. Цель нашего урока: выяснить, что дала коллективизация русскому народу, необходимы ли были перемены в деревне.

2 стр., 869 слов

Деревня и город («живое» и «железное») в поэзии С. Есенина

... том, что «каменные руки» города-шоссе — «сдавили за шею деревню». Теперь все эти тревожно-трагические раздумья и мысли оказываются в прошлом. ... зык от бога: «Забудь, что видел, и беги! («Город») Теперь город давит поэта своей громадой, отсутствием простора, суетливостью и ... вы, пропащий, Мне теперь не уйти назад». Есенину видится город, закованный в бетон, подобно свободному человеку, закутанному в ...

Я позволю обратиться к словам Б. Можаева:

Пора уже понять простую истину — все начинается с земли, только она может дать несравнимую ни с чем — ни с нефтью, ни с золотом, ни с алмазами самую скорую прочную отдачу — богатство… Не бывает крепкой державы, земля которой не кормит свой народ… Мужик должен возродиться, если мы хотим жить в достатке и быть независимым государством. Мужик — кормилец. Не беспорточник, а работящий, преуспевающий – работник и предприниматель. Хозяин… А для того, чтобы он не только вернулся, но и утвердился, нам надо разобраться, что же произошло в 1929 -1930 годах.

Знакомясь с произведениями Шолохова, Платонова, Белова, мы незримо присутствовали на собраниях бедноты, общих сельских, деревенских, станичных собраниях, где принимались важные решения о раскулачивании, о создании колхоза, о выселении кулаков и т.д. Более полувека развивались (или только показывалось так) колхозы. То есть, в нашей стране все крестьянство было поголовно вовлечено в колхозы. Это только в девяностые годы появились фермеры и другие формы хозяйствования.

На предыдущих уроках мы видели, как поистине «с кровью и потом» шло крестьянство в колхозы.

Предлагается сегодня в классе провести свое собрание.

По истечении времени по материалам художественных произведений от лица бедноты, кулаков, середняков, идейных вдохновителей колхозного строительства вы сказали бы веское слово о такой трагической странице нашей истории, как коллективизация, ибо, как дед Овин сказал, по Библии «энто только одно горе, аще два грядет».

Итак, самыми заинтересованными в создании колхозов были бедняки. Им слово.

  1. Павло Любишкин сцена — когда дают одежду его семье, жене, детям.
  2. В силу объективных причин не могли некоторые выкарабкаться из нищеты, только совместно, при помощи государства можно выжить.
  3. В годы гражданской войны разорено хозяйство, инвалиды, погибли кормильцы, теперь — вечное батрачество.
  4. Желающие работать — не везет: жена больна, в семье одни дочери. Пример: М. Богаткин («пятки жжет», когда переезжает незаслуженно в богатый дом).

Вопросы:

  1. В. Акуля. Почему числится в бедноте, красиво называя себя гегемоном?
  2. Почему Т. Бородин смог выбраться из бедноты?
  3. Д. Ушаков — не хозяин, нет творчества, изобретательности, т.е. то, что и делает крестьянина настоящим хозяином. Ведь после революции всем наделы земельные выделило государство народное, вот бы и работали.

Середняки:

  1. «В поте лица», «слезьми замывался» — К. Майданников.
  2. Культурный хозяин Яков Лукич, до 28 га сеявший пашню.
  3. У середняка отняли душу — хозяйство и он «пустой», с привязанным самоваром, чтобы не улетел, идет в колхоз.
  4. «Кануны» — Пачин, Рогов, Миронов.
  5. Они вынуждены идти в колхоз: государство их обманывает ~ прибыль в год – 41 руб.; обувь в лавке — 50 руб; четвертинка водки — 10 руб.(По материалам газеты «1 сентября»)

Кулаки:

  1. «Обманутый и обманувшийся» Т. Бородин. «Я в упор вас, портфельщиков, не вижу».
  2. А. Коробов — «Я один могу всю Россию прокормить». Можно ему верить: дом, лошади.
  3. Фрол Дамасков — все задания государства выполнял — выселили.
  4. А. Платонов — уничтожили, в море — океан отправили хозяина. Нет настоящих хозяев, а в колхоз «пустые» идут.
  5. Даже бывший бедняк М. Богаткин, принявший коней, раскулачен.
  6. «Облава» — В. Быков.

Идейные вдохновители:

  1. Хотели помочь бедноте строить новую жизнь ~ социальную справедливость установить.
  2. Честный, непримиримый М. Нагульнов не имел своего дома, т.к. это собственность.
  3. Добрый Разметнов, с человеческой теплотой относящийся к хуторянам, не имел инвентаря.

Вопросы:

  1. Что мог сделать Давыдов, не знающий сельского хозяйства?
  2. А. Разметнов без матери не мог найти лопату.
  3. У Платонова активист боится пропустить директиву, поэтому не спит.

Общие вопросы:

  1. Чем же была обусловлена необходимость замены старых хозяев новыми?
  • Хлеб у середняка не возьмешь → поэтому всех в колхоз, а из колхоза все возьмешь.
  • Чем объяснить варварское отношение хороших хозяев к собранному урожаю?
  • Нереальные государственные расценки.
  • Талант хозяина отвергается государством. Так что же идет на смену талантам?
  • Подведение итога урока.

    Со слов «не мое, не наше» начался процесс отчуждения от земли, несший прямую угрозу разрушения народного хозяйства. Личный интерес крестьянина связан прежде всего с радостью созерцания, без которой жизнь теряет всякий смысл.

    2 стр., 956 слов

    Образ Раскольникова в романе Преступления наказания Достоевского

    ... за любым преступлением следует наказание. Характеристика и образ Раскольникова в романе Преступление и наказание сочинение Родион Раскольников – бывший студент, проживающий в Санкт-Петербурге, из-за недостатка денег оставивший учебу в университете. Живет ... старуху. Старуха была вредна для общества (ростовщица), Раскольников считал её никчёмной старухой. Возникает вопрос, почему Родион пришёл к ...

    «Это не политика, а душегубство, это разбой», — говорят герои Б. Можаева. «Не по -людски» начатая и проведенная, она, по мнению писателя, обернулась для народа нашего тяжелейшей трагедией. Сколько жизней она унесла, сказать никто не сможет. До Ф. Абрамова дошла цифра: «20 миллионов. Это неточно. Людей в России не считают. Свиней, конское поголовье считают, сколько кубов леса заготавливают — считают, а людей не считают». «20 миллионов. И какие 20 миллионов. Отборные». Эта запись заставляет вспомнить строки Александра Твардовского:

    Тут ни убавить, Ни прибавить, — Так это было на земле…

    Задание на дом: подготовка к творческой работе.

    Читаемое в разделе:

    • Урок-суд над Раскольниковым (по роману «Преступление и наказание»)
    • Урок: Религиозная символика в романе «Преступление и наказание»
    • Урок по роману Шолохова «Тихий Дон»
    • Урок по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»
    • Урок по теме: рассказы В.Тендрякова «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»
    • Образ революции и гражданской войны в литературе 20-х годов
    • Урок по литературе: Бродский И.А. — «Зимним вечером на сеновале»

    Ранее опубликованные в разделе:

    • Урок по теме: рассказы В.Тендрякова «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»
    • Урок по литературе: Бродский И.А. — «Зимним вечером на сеновале»
    • Урок: Религиозная символика в романе «Преступление и наказание»

    Новые материалы раздела:

    • Урок по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»
    • Образ революции и гражданской войны в литературе 20-х годов
    • Урок по теме: «Рассказ о семи повешенных» Л. Андреева
    • Урок-суд над Раскольниковым (по роману «Преступление и наказание»)
    • Урок по роману Шолохова «Тихий Дон»