КазНУ им. аль-Фараби появился как КазГУ им. Кирова 15 января 1934 г. по Постановлению Совнаркома СССР от 20 октября 1933 г. Тогда же был подписан приказ о профессорско-преподавательском составе и о зачислении первых 54 студентов на два факультета – физико-математический и биологический. До конца 30-х годов были открыты еще три факультета (химический, иностранных языков, филологический), подготовительное отделение для казахской молодёжи, расширен перечень специальностей. В развитии науки важными вехами стало открытие аспирантуры и создание Учёного Совета по присуждению кандидатских степеней и доцентских званий.
Война наложила свой отпечаток на деятельность КазГУ. Пришлось переходить на сокращённые программы и активно готовить специалистов для фронта – медицинских сестёр, врачей, радистов-операторов, рентгенологов, переводчиков, специалистов химической службы и других.Из университета ушли на фронт 287 преподавателей и студентов, многие из которых не вернулись.
В первые годы войны сложилась очень трудная обстановка для работы университета. В Алма-Ату прибывали эвакуированные учреждения, организации, вузы, НИИ, из-за чего университету не хватало аудиторий и оборудования. Но этот процесс имел и положительную сторону – за счет притока квалифицированных научных силусилился профессорско-преподавательский и исследовательский состав КазГУ.
Можно сказать, что именно в годы войны были заложены основы для последующего становления КазГУ тем, что в сегодняшней мировой терминологии именуется «исследовательским университетом» — высшей категорией вузов, подготовка специалистов в которых неразрывно связана с самыми передовыми научными исследованиями и разработками. В итоге поднялся и общественно-политический статус КазГУ, который в 1943/1944 учебном году был отнесен к первой категории вузов. Послевоенное восстановление и дальнейшее хозяйственное строительство страны обеспечили укрепление материально-технической и интеллектуальной базы университета. Росли число факультетов и набор в аспирантуру, укреплялись связи с центральными вузами и НИИ, строились новые корпуса, были организованы биостанция, биологический музей.Так, в 1946 году в университете насчитывалось 977 обучающихся, на 5 факультетах университета и 27 кафедрах готовились специалисты по 14 специальностям.
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
... становления и развития Московского университета 1.1. Основание Московского университета в 1755 году Создание университета было предложено И. И. Шуваловым и М. В. Ломоносовым. Декрет о создании университета был подписан императрицей ... Елизаветой Петровной 12 (25) января 1755 года. В память о дне подписания ...
С 1953 по 1955гг при непосредственном участии Аскара Закарина, тогдашнего ректора КазГУ, были открыты новые кафедры, факультет повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений, философско-экономический факультет, студенческое литературное объединение им. М.О. Ауэзова. Казахстанские ученые выезжали за рубеж, активно сотрудничали с ведущими научными центрами. КазГУ принимал делегации из многих стран мира, являясь центром отечественной науки, катализатором инновационной мысли.
С 1961 по 1970ггуниверситет решал принципиально новые задачи, связанные с созданием современной и хорошо оснащенной учебно-методической, научно-исследовательской и социальной инфраструктуры вуза, укреплением его связей с международной образовательной системой. Начали расти новые корпуса и общежития, на базе математического факультета был создан первый в республике вычислительный центр. В итоге данного этапа был создан уникальный учебно-научный и жилой комплекс – Казгуград, по своим характеристикам не уступающий кампусам ведущих университетов мира.
С 1970 по 1986ггбыл сдан в эксплуатацию новый учебный корпус химического факультета, на территории АгробиостанцииКазГУ завершилось строительство здания кафедры биофизики, а в Институте ядерной физики АН КазССР был построен учебный корпус и общежитие для студентов-физиков. Улучшались жилищные условия сотрудников: к концу 70-х годов были построены шесть жилых домов на 400 квартир и детский комбинат.КазГУ начал многостороннее международное сотрудничество, стал готовить кадры для стран Азии, Ближнего и Среднего Востока, Кубы. В 1975 году он был принят в Международную ассоциацию университетов, объединяющую более 700 вузов из 114 стран.
С 1991 года университет стал носить имя великого мыслителя Абу Насыра ибн аль-Фараби.С 1993 года Постановлением Президента Республики Казахстан обрел статус автономного самоуправляемого государственного вуза и стал называться Казахским государственным Национальным университетом. Были сделаны первые принципиальные шаги к внедрению международных требований подготовки кадров и созданию новой научно-инновационной инфраструктуры – переход к двухступенчатой системе подготовки «бакалавриат – магистратура» и создание в составе университета сети НИИ и технологического парка.
16 сентября 2003 года в городе Болонья (Италия) Казахский Национальный университет подписал Великую Хартию Университетов. Тем самым он первым среди вузов Казахстана и государств Центральной Азии вошел в европейское образовательное пространство.
В 2006 году университет первым в истории государства стал Лауреатом премии Президента Республики Казахстан за достижения в области качества.
С 2008 по 2010гг совершен переход от формального декларирования к полной практической реализации принятой в мировой практике кредитной системы обучения, базирующейся на мощной компьютерно-коммуникационной системе ИНТРАНЕТ.Осуществлен первый выпуск докторов философии – PhD, тем самым КазНУ первым на территории стран СНГ освоил трехступенчатую подготовку кадров по международным стандартам. В ноябре 2008 года университет успешно прошел аккредитацию французского сертификационного органа «BureauVeritascertification».
Сегодня в университете работают свыше двух тысяч высококвалифицированных преподавателей, из них более тысячи докторов и кандидатов наук, ста академиков и пятидесяти докторов философии.Главный ориентир здесь – подготовка конкурентоспособных на мировом уровне специалистов.Прорабатываются и возможности заключения соглашений со многими зарубежными вузами о выдаче нашим выпускникам двойных дипломов, ставится задачу развития преподавательской и студенческой мобильности.
Научно-исследовательская работа : «Влияние музыки на человека»
... исследований влияния музыки на человека. 2.2 Влияние музыки на развитие детей. ... воздействию на воду различной музыки, положительных и негативных высказываний. (Слайд 10) Его опыты показали, что результатом воздействия духовной и классической музыки и слов, несущих положительную энергетику, является образование ... активизирует работу брюшной полости. Арфа и струнные инструменты гармонизируют работу ...
КазНУ им. аль-Фараби имеет весьма авторитетные научные школы, кафедры, которые сильны сложившимися за десятилетия научными и педагогическими традициями и воспитавшие уже не одно поколение талантливых исследователей и наставников молодежи.И задача сегодняшнего дня – на новый уровень поднять эффективность работы этого потенциала и его системных связей со всеми другими сторонами многогранной деятельности ведущего университета Казахстана.
60. Кафедра педагогики Казахского Национального университета им. аль-Фараби
Массовость педагогических специальностей, качество преподавания и устойчивая образовательная политика обусловили успешность и сохранение традиций кафедры.
Становление кафедры шло вместе с развитием университета, казахстанской психолого-педагогической мысли, педагогической культуры, и образования в целом. В разные годы кафедру возглавляли лидеры педагогической науки, выдающиеся общественные деятели – ШакирКокымбаевичКокымбаев, ТулегенТажибаевичТажибаев, АбдыхамитИбнеевичСембаев, КартбайБекеновичБержанов, ХасенКуандыковичАргынов, Борис Жаркенович Садыков, ГульназКенжетаевна Ахметова, ЗаурешАбдразаковна Исаева.
На кафедре работали доктора педагогических наук, профессора К.Б. Жарикбаев, Ж.Р. Баширова, А.Т. Табылдиев, Н.А. Асанов и др.
На кафедру общей и этнической педагогики на протяжении ее истории приглашались преподавать выдающиеся педагоги, видные ученые Н.Д. Хмель, К.Ж. Кожахметова, А.К. Кусаинов, Ш.Т. Таубаева, И.Р. Халитова, К.Ж. Аганина и др.
За все время своего существования кафедра подготовила специалистов высокого профессионального уровня для образования и других сфер общественной жизни. Наши выпускники работают во многих уголках страны и за ее пределами. Коллектив обладает достаточно высоким творческим потенциалом, ответственностью, преданностью своей профессии и своему университету.
Кафедрой решаются задачи обеспечения фундаментального педагогического образования по следующим направлениям:
Общекультурному и социально-гуманитарному («Педагогика» в блоке общеобразовательных дисциплин для всех специальностей университета).
Профессиональному: подготовка будущего учителя («Педагогика школы», «Этнопедагогика» в блоке профессиональных дисциплин для специальностей бакалавриата)
Научно-педагогическому: подготовка научно-педагогических кадров в магистратуре («Педагогика» для всех специальностей магистратуры)
Специальному психолого-педагогическому: в соответствии с учебными планами специальности «050103 – Педагогика и психология», «6N0103 – Педагогика и психология» в магистратуре, экспериментальная программа PhD «Менеджмент в сфере образования».
Специальному социально-педагогическому: «5В012300-Социальная педагогика и самопознание».
Педагогика : Место учителя в педагогической системе Гербарта
... образование. Первый педагогический труд И. Гербарта был посвящен творчеству И.Г. Песталоцци. Важнейшие педагогические сочинения Гербарта: «Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика» и другие работы отличались рациональностью. Гербарт видел в педагогике, ... те, которые человек может поставить перед собой в области определенной специальности. Необходимые цели – это те, которые нужны ему в любой ...
При кафедре функционируют:
Научно-инновационный центр образовательных исследований
Школа молодого ученого
Студенческое научное общество «Логос»
Студенческий образовательный театр
Сборник «Вестник КазНУ: серия Педагогические науки.