История политических и правовых учений
Тема:
Работа В.И. Ленина «Государство и революция»
Балина Светлана Сергеевна
Ленин развил учение Маркса и Энгельса о двух фазах коммунистического общества, различия между которыми определяются уровнем развития плодотворных сил, степенью экономической, политической и культурной зрелости. Показал, что переход от одной фазы к другой требует строжайшего контроля со стороны общества и со стороны государства. Отмирание государства Ленин связывает с строем коммунизма, с преодолением антагонистичности между физическим и умственным трудом, между городом и деревней, с процессом слияния наций.
Книга В.И. Ленина «Государство и революция» сыграла огромную роль в абстрактном и идеологическом вооружении большевистской партии, российского пролетариата и международного коммунистического и рабочего движения, ее основные идеи легли в основу утилитарной деятельности Коммунистической партии по созданию и развитию социализма в нашей стране и других странах.
В предлагаемой вниманию современного читателя работе сделана попытка проанализировать основные положения книги В.И. Ленина «Государство и революция» и показать ее остроту, как для настоящего времени, так и для ближайшего будущего.
6-я глава книги В.И. Ленина «Опошление марксизма оппортунистами» опущена.
Основной квинтэссенцией работы является точное определение Лениным понятия государства:
«Государство — продукт непримиримости классовых противоречий»
Это определение полностью развенчивает стереотип, навязанный вековым господством государства над всеми сферами общества, по которому государство определялось и продолжает определяться сейчас как абсолютное благо, неразрывно связанное с процветанием народа. Эта хитрая подмена понятий веками путала и продолжает путать умы совершенно искренних патриотов, отождествляя понятие, Родина и государство, подменяя понятие Родины понятием государство, подменяя любовь к Родине — лояльностью к государству, служение Родине — служению государству. Ещё более точное определение государству дает Ф. Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства»:
- «Государство есть продукт общества на известной ступени развития;
- государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Определяющее значение в устранении этой репрессивной системы, именуемой государством (этимология «государство» в восходит к древнему «господарю», т. е человеку, имеющему чрезвычайные полномочия и неограниченность во власти над другими людьми) играет РЕВОЛЮЦИЯ. Об этом говорит и Ленин:
«Если государство является продуктом непримиримости классовых противоречий и если оно сила, стоящая над обществом и «все более и более отчуждающая себя от общества». Явно, что освобождение угнетенного класса невозможно не только без насильственной революции, но и без уничтожения того аппарата государственной власти, который господствующим классом создан и в котором это «отчуждение» воплощено.
В.И. Ленин: человек и политик
... о том, что Ленин пойдёт по стопам отца и сделает заметную служебную карьеру.» Пайпс Ричард. Русская революция: В 3 ... деятельности молодого Ленина. Он принял православное крещение, и до 16 лет принадлежал к симбирскому религиозному Обществу преподобного Сергия ... дело и отдавал ему все силы и знания. Мать была одарена большими способностями: владела несколькими иностранными языками, хорошо ...
Для поддержания надчеловеческого и бесчеловечного государства необходим свой репрессивный аппарат — армия и полиция, а также усмиряющие институты, оправдывающие эту бесчеловечную эксплуатацию — официальная церковь и многочисленные «патриотические» кружки, фильмы, и прочая скверная пропаганда симулякра истинного патриотизма. Об этом точно высказывается Ф. Энгельс:
«Постоянное войско и полиция суть главные орудия силы государственной власти»
Он также очень точно отмечает подмену государством своих интересов патриотическим угаром с их типичным клише, например, «защиты Родины», его слова, воспроизводит Ленин:
«Энгельс умел еще в 1891 году указывать на «конкуренцию завоеваний», как на одну из важнейших отличительных черт внешней политики великих держав. А негодяи социал-шовинизма в 1914 — 1917 годах, когда именно эта конкуренция, обострившись во много раз, породила империалистскую войну, прикрывают защиту грабительских интересов «своей» буржуазии фразами о «защите отечества», об «обороне республики и революции» и т.п.!»
Современные российские власти совершенно достоверно определяют главного врага развития России — коррупцию, забывая, правда упомянуть, что они сами являются ее причиной и неотъемлемой частью. О коррупции четко и точно высказывался и Ленин:
«Чиновничество и постоянная армия, это — «паразит» на теле буржуазного общества, паразит, порожденный внутренними противоречиями, которые это общество раздирают, но именно паразит, «затыкающий» жизненные поры»
Четко Ленин определяет также и процесс капиталистической монополизации, сильный удар которой мы почувствовали на себе совсем недавно, в 2008 г. Результаты этого процесса печальны, но предсказуемы: Увеличение вдвое количества российских миллиардеров, увеличение их совокупного капитала, разорение мелких и средних предприятий и банков, их скупка по — дешевке более значительными и, соответственно, увеличение вдвое армии безработных, последующее уничтожение «среднего класса», оскудение широких масс населения:
В своей работе «Государство и революция» Ленин приводит очень интересную альтернативу репрессивному государству, приводя нам размышления К. Маркса об опыте функционирования Парижской Коммуны в 1871 г.:
Роль Ленина как политика в развитии нашего государства
... класса России того времени - крестьянства. Такое развитие событий ставило под удар большевистскую монополию на власть и на власть Ленина в ... государственных праздничных мероприятий. Тем не менее, личность Ленина оставила в истории нашей страны глубокий след. След гораздо более ... роль сыграл Ленин, как политик в развитии нашего государства. 1. Юность и молодость Владимир Ульянов родился в 1870 году в ...
«Полиция, до сих пор бывшая орудием государственного правительства, была немедленно лишена всех своих политических функций и превращена в ответственный орган Коммуны, сменяемый в любое время. То же самое — чиновники всех остальных отраслей управления. Начиная с членов Коммуны, сверху донизу, общественная служба должна была исполняться за заработную плату рабочего. Всякие привилегии и выдачи денег на представительство высшим государственным чинам исчезли вместе с этими чинами. По отходе постоянного войска и полиции, этих орудий материальной власти старого правительства, Коммуна немедленно взялась за то, чтобы сломать орудие духовного притеснения, силу попов. Судейские чины потеряли свою выглядящую независимость. они должны были впредь избираться открыто, быть ответственными и сменяемыми. Итак, разбитую государственную машину Коммуна заменила более полной демократией: уничтожение постоянной армии, полная выборность и сменяемость всех должностных лиц. Многие согласятся что было бы неплохо применить данный опыт Парижской Коммуны и в современных российских условиях, в стране, погрязшей в бесправии, бюрократизме и коррупции. И ещё несколько слов Ленина об ответственности власти перед народом:
«Парламентарии должны сами работать, сами исполнять свои законы, сами проверять то, что получается в жизни, сами отвечать непосредственно перед своими избирателями»
Большое значение в жизни каждого общества имеет национальный вопрос. Большая часть межнациональных противоречий возникает по вине и в интересах государств, спорящих между собой. Решить этот вопрос — отнять все козыри у эксплуататоров. Многие монархисты и псевдонационалисты, не понимающие глубинную суть национального вопроса, сегодня обвиняют марксистов в его полном игнорировании. На деле именно «левые» распознали ловушку государства с его игрой в национальный шовинизм под вывеской патриотизма. Вот как об этом рассуждал К. Маркс на примере Парижской Коммуны:
«Единство нации подлежало не уничтожению, а напротив, организации посредством коммунального устройства. Единство нации должно было стать действительностью посредством уничтожения той государственной власти, которая выдавала себя за воплощение этого единства, но хотела быть независимой от нации, над нею стоящей. На деле эта государственная власть была лишь паразитическим наростом на теле нации». Задача состояла в том, чтобы отсечь чисто угнетательские органы старой правительственной власти, ее же правомерные функции отнять у такой власти, которая претендует на то, чтобы стоять над обществом, и передать ответственным слугам общества».
Неплохую «замену» государству дает нам Энгельс в своем письме к Бебелю:
«Мы предложили поэтому поставить везде вместо слова государство слово: «община» (Gemeinwesen), прекрасное старое немецкое слово, соответствующее французскому слову «коммуна» В данном случае мы возвращаемся к более справедливому, народному самоуправлению, которое Энгельс трактует так:
- «»Полное самоуправление в провинции» (губернии или области), «уезде и общине чрез чиновников, избранных всеобщим избирательным правом;
- отмена всех местных и провинциальных властей, назначаемых государством». Сильный отпор Энгельс дает «федералам» и мы не можем с ним не согласиться, смотря на Москву и видя в ней федерального паразита, высасывающего все соки с бедных российских регионов: «Свободы больше давала действительно демократическая централистическая республика, чем федералистическая. Или иначе: наибольшая местная, областная и пр. свобода, известная в истории, дана была централистической, а не федеративной республикой»
Также чрезвычайно важными и актуальными в свете современных событий являются рассуждения Ленина о «свободе» капиталистического общества, которая в данных условиях может являться лишь весьма односторонней свободой, свободой для меньшинства в ущерб интересам большинства:
Проблемы формирования интеллектуальной нации в СМИ
... революции, произошедшей во второй половине прошлого века, стало формирование ценностей интеллектуальной нации. Этому способствовало быстрое увеличение скорости передачи информации в результате создания ... всей личности»[1]. Глобальные телеканалы стали мощным фактором формирования информационного общества, в котором большинство сотрудников заняты производством, хранением, обработкой и продажей ...
«Свобода капиталистического общества всегда остается приблизительно такой же, какова была свобода в древних греческих республиках: свобода для рабовладельцев. Современные наемные рабы, в силу условий капиталистической эксплуатации, остаются настолько задавленными нуждой и нищетой, что им «не до демократии», «не до политики». Что при обычном, мирном течении событий большинство населения от участия в общественно-политической жизни, отстранено в капиталистическом обществе, мы имеем демократию сокращенную, убогую, фальшивую, демократию только для богатых, для меньшинства»
Ленин очень логично, точно и конспективно приходит к необходимому выводу о соотношении государства и свободы:
«Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства»
На этот случай (случай уничтожения репрессивного государства посредством революции), у Маркса, Энгельса, Ленина был разработан свой план негосударственного управления, который можно выразить тезисами самого Маркса и Энгельса:
1) не только выборность, но и сменяемость;
2) плата не выше платы рабочего;
3) переход немедленный к тому, чтобы все исполняли функции контроля и надзора, чтобы все на время становились «бюрократами» и чтобы, поэтому никто не мог стать «бюрократом».