МЫСЛЬ И СЛОВО ФИЛОСОФСКОЕ

В «Войне и Мире» Льва Толстого князь Андрей Болконский по словам писателя думал по французски…

Многие помнят эти слова Толстого.

Они невольно обращают на себя внимание и запоминаются.

Ведь мы обычно не задумывается о том на каком языке мы думаем… А думаем мы именно на каком-то языке… Обычно самом для нас родном и привычном.

Как же так? — могут спросить многие — неужели князь Андрей Болконский не был русским человеком… Истинно русским по складу характера, образу жизни, воспитанию, идеалам своим и стремлениям…

Был конечно! Речь идет в данном случае у Толстого не о национальном менталитете, а именно о языке с которым как бы срастается мысль человека.

Конечно язык и менталитет — тесно взаимосвязаны обычно. Но все таки — это далеко не одно и то же.

Человек с детства привыкает мыслить опираясь на слова, на свою речь и практически всегда использует слова, речь и ее обороты когда думает… Даже если вслух при этом ничего и не говорит.

Это важно осознать не только для осмысления процесса мышления и особенностей сознания человека — это важно понять и для того что осознать что такое Слово в жизни человека…

Почему было сказано в Библии что вначале было Слово…

Как мысль и чувства человека могут отразиться и воплотиться в Слове…

И наконец как осознать что же такое по истокам своим и значению в жизни человеческой словестное творчество…

Что такое Поэзия и Литература по своей экзистенциальной природе???…

Не побоимся и максималистского утверждения — без языка, без слов человек — НИЧТО.

Собственно человеческое в нем в таком случае исчезает.

Пишут что телепатия например часто обходится без слов — что это некая передача образов на расстоянии посредством неизвестных нам энергий природа которых пока не установлена..

Возможно так и есть.

Но любой образ — своего рода картинка, которая сделана из определенного энергетического и «физически реального» материала.

Если мы этот образ видим перед собой, если он передается на расстояние и «приходит к нам», появляется перед нашими глазами или в нашем сознании значит от так или иначе реально существует и из чего-то состоит…

И этот образ может состоять на самом деле и из слов…

Он может быть воплощен в слова… Только слова эти оживают с сознании человека, как бы материализуются и превращаются «в плоть» реальной жизни…

2 стр., 777 слов

Интересные факты из жизни Льва Толстого

... 16 лет. Лев Николаевич Толстой был вегетарианцем. В 1910 году, последнем году своей жизни, Л.Н.Толстой неоднократно выражал надежду на то, что через восемьдесят лет все люди станут ... животных — для успешного приручения необходимо совпадение нескольких факторов, а отсутствие одного из них делает одомашнивание невозможным. Экономисты используют принцип Анны Карениной, говоря об адаптации ...

Этим и жива настоящая Поэзия и настоящая Литература на самом деле.

Она создает словестные образы которые по своей осязаемости не только сродни живописным образам, но нередко и превосходят их по степени близости к реальной жизни, к осязаемой правде материального бытия…-

Такой вывод может показаться и парадоксальным — ведь слова есть только условные знаки, состоящие обычно из букв (если это не иероглифы конечно) … Но — лишь на первый взгляд.

Слово с самых ранних лет жизни любого человека как бы врастает в его сознание.

И даже если слова неточны, не точно и казалось бы порой двусмысленно выражают мысль или чувство — они все равно на экзистенциальном уровне ясны если не вырывать их из контекста и знать кем именно, когда и почему они были сказаны…

Потому что слова — больше чем просто слова на самом деле…

Когда человек их произносит серьезно слова во многих случаях как бы материализуются и способны властно воздействовать и на других людей и на окружающую реальность в целом.

Слова или лучше сказать Слово — потенциально обладает несомненным демиургическим энергетическим зарядом.

Слово — преобразовывает реальность.

Пусть иногда потаенно, но нередко очень и очень действенно.

И в высшей степени властно.

Потому слова порой — уничтожают… Потому они — превозносят до небес и прославляют… Потому — без слов так иначе ничто в человеческой жизни не обходится.

Однажды я встретил в одном литературном журнале любопытный текст о поэзии.

В нем говорилось в частности что в знаменитом стихотворении Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и в не менее известном и любимом в России ныне стихотворении Есенина «Ты жива еще моя старушка…» на самом деле и нет ничего особенного и удивительного — ни в плане особой глубины мысли, ни в плане особой яркости художественных образов…

И далее автор этого текста доказывал мысль что в этих гениальных стихах великих поэтов все дело — в особой расстановке слов…

Да просто в том дело по его утверждению что слова в этих стихотворениях по особому расставлены их гениальными авторами.

Вот и все.

Вывод конечно неубедительный и весьма парадоксальный…

Но так сказать «рядом с истиной» автор этого текста все таки оказался даже, может быть, и против своей собственной воли.

Дело в том что и стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье..» как и в стихотворение Есенина «Ты жива еще моя старушка…» Есенина заряжены удивительной по силе энергией глубокого и светлого чувства…..

Просто удивительной энергией живого и завораживающего чувства! Это видит любой современный читатель.

И именно это читателя и гипнотизирует, околдовывает и покоряет.

Вот в чем все дело.

А не в глубине мысли и не в необычности и яркости образов.

И не в некоей особой расставке слов в этих стихотворениях конечно..

Как именно достигли авторы этих поэтических шедевров того, что сумели воплотить в своих стихах поразительную и колдовскую по своей силе энергию живого чувства — мы не знаем.

Это их тайна. И если угодно «тайна за семью печатями».

24 стр., 11522 слов

Мистерия жизни и смерти (о «Фаусте» Иоганна Вольфганга фон Гёте)

... что именно это сочинение содержит в ... а часть жизни. Переживания — вдох, поэзия — выдох. «Все мои ... религиозность — с живым чувством Высшего начала вместо ... другое. Личность — соединение творца и твари в одном ... хорошо этимологизируется от слова «Gott» («Бог»). ... те). 73-летний Гете жаловался: «Плохо ... жизни вытекает из понятия деятельности. Поскольку я действую неустанно до самого своего конца, природа ...

Потому что — Поэзия, настоящая большая Поэзия есть Таинство которое далеко не равно «сумме художественных приемов» и отнюдь не измеряется каким-то особым актерским искусством владения словом.

Настоящая Поэзия имеет дело с живыми энергетическими Сущностями человеческих стремлений и чувств.

В известной мере это относится и к настоящей большой литературе вообще.

Так Достоевский в романе «Бесы» действительно изобразил бесов.

Не русских фанатиков-революционеров определенной исторической эпохи, а бесов… Самых настоящих бесов, вечно живущих в этом мире принимающих в нем как известно самые разные обличья.

Так же и Гоголь — бесов изображал в тех же «Мертвых душах», а не русских провинциальных помещиков середины Х1Х века.

Бесы вечны.

И потому неудивительно что Бердяев в гениально прозорливой брошюре «Духи русской революции», стремясь осмыслить «суть» большевистской революции 1917-го года назвал гоголевских Собакевичей. Коробочек и Ноздревых — духами Русской Революции 1917 года…

Хотя что эти помещики давнего прошлого могли знать о большевиках и их революционном перевороте 1917-го года? – Ничего.

Если руководствоваться обычным здравым смыслом.

Но по сути — прав был Бердяев…

Гоголь действительно видел бесов.

Имел он этот мрачный дар видеть их темный и зловещий мир…

И сам его боялся.

В этом и коренятся истоки душевной драмы Гоголя — ясновидца страшного и уродливого мира бесов и близких им духов и сил тьмы.

Надо сказать что мы вообще все таки так и не знаем что же такое представляет собой объективная видимая и материально осязаемая реальность нашей жизни..

Вероятно эта совершенно объективная реальность мира вокруг нас мира в котором мы биологически «прописаны» действительно существует.

Естественные науки это убедительно и казалось бы неопровержимо доказывают.

Но в нашем сознании эта объективная материальная реальность обычно так удивительно видоизменяется что в ней уже остается очень мало действительно объективного и правят, властвуют — наши собственные фантазии и грезы…

Вместе с тем помимо этих грез и фантазий решает очень многое в нашем восприятии мира — Энергия чувств и мыслей.

Только энергетически заряженные идеи и чувства — побеждают.

Только те творцы, поэты и писатели, демиурги Слова, которые сумели наделить свои творения величайшей энергией мысли и чувства — становятся великими.

Энергия — основа и сущность всего мироздания.

В ХХ1 веке это наконец стало самоочевидным.

И в человеческом обществе Энергия Слова — изначальна и неуничтожима.

Ибо сказано — вначале было Слово.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

  • Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1960-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;
  • В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993;
  • Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008;
  • Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства В. В. Киреевского. СПБ. 2009.

Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах — «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате — в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.

7 стр., 3301 слов

Тема ГУЛАГа в русской литературе и литература 50-90-х годов

... Андреев, книга «Роза мира».) Как реакция на тоталитаризм и сталинизм в нашем отечестве сложилась великая литература, написанная кровью и ... помог ей измерить трагедию 30-х гг. самой крупной мерой. А голос поэта стал голосом всего русского народа. «Колымские ... Христом, Мария Магдалина, из которой Иисус изгнал семь бесов, любимый ученик Иоанн Богослов, единственный из апостолов свидетель казни; ...

После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии — в журналах «НЕВА», «СЕМЬ ИСКУССТВ», «Российский Колокол» , «КАМЕРТОН», «ПЕРИСКОП», «ЗИНЗИВЕР», «КЛАУЗУРА», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «СЛОВО/WORD» (НЬЮ-ЙОРК), «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «ЮЖНАЯ ЗВЕЗДА», «LiteraruS» (ФИНЛЯНДИЯ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «ДЕНЬ И НОЧЬ», «НИЖНИЙ НОВГОРОД» . «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «ДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО» (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «ПРОАРТИНФО», «МЕГАЛИТ», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «ЗОЛОТОЕ РУНО», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборнике «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), В сборнике «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского( и в целом ряде других литературных изданий. В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др. Является автором более 12-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии. Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.