«Аналитическое задание по предмету «История искусств». Эссе на тему: «Автопортрет в живописи Возрождения (на примере Италии)»»
2
Эссе на тему: «Автопортрет в живописи Возрождения
(на примере Италии)»
В эпоху Средневековья считалось, что единственным Творцом может быть только Бог. Все помыслы человека из эпохи Средних веков должны были устремляться в вечное бытие, и человек мог взглянуть на самого себя только с этой точки зрения.В силу господства такой точки зрения, автопортреты во времена Средневековья появлялись редко.
Автопортрет является своеобразным автобиографическим текстомхудожника, а также текстом культуры, в котором художником осуществляетсяконструирование модели своей личности, где прочитывается интерпретация своего «Я», к чему оно стремится, о чем думает. Для написания автопортрета художник должен взглянуть на себя со стороны и быть объектом созерцания. Самопознание в автопортрете заключается как в осознании своих внешних собственных качеств, но и в большей мере в оценке своего внутреннего мира.
Возникновение жанра автопортрета требовало материальных, социально-психологических, эстетических предпосылок. Чтобы описать свое собственное изображение, художник должен был сознавать важность и значимость своей личности.
Искусство Раннего Ренессанса впервые рассмотрело жизнь человека в связи с реальным местом и временем его существования. При этом обосновывалась необходимость активной жизненной позиции. Новое отношение к человеку коснулось и художников. Их самосознание выросло и побудило их освободиться от узких рамок ремесла. Отныне творчество художника приравнивалось к акту Творения. Художник стал почти равным Творцу и больше не чувствовал себя орудием в руках Бога.
С середины XV в. автопортрет становится привычным явлением художественной жизни Италии.
Так, в XVв флорентийский скульптор Лоренцо Гиберти создал литературный «автопортрет» — первую известную автобиографию художника, а в XVI в. этот жанр прославит увлекательная «Жизнь» БенвенутоЧеллини, написанная им самим. В отличие от средневекового художника, художник эпохи Возрождения растерял все свое смирение и гордо смотрел в лица зрителей и заказчиков. Так смотрят БеноццоГоццоли с фрески «Шествие волхвов» (Флоренция, Палаццо Медичи-Риккарди, Капелла Волхвов) и Сандро Боттичелли с картины «Поклонение волхвов» (около 1475, Флоренция, Галерея Уффици).
Леонардо да Винчи — великий художник Возрождения
... заточении. Тогда Леонардо решил вернуться домой во Флоренцию вместе с Лукой Пачоли. Когда Леонардо да Винчи вернулся во ... художников. Ведь приехал земляк, создавший «Тайную вечерю», молва о которой разнеслась по всей Италии! Однако, как ни радушно был встречен Леонардо ... монастыря Сан-Донато заказали Леонардо алтарный образ на сюжет поклонения волхвов. Леонардово «Поклонение волхвов» до нас дошло. Оно ...
Следует отметить, что включение портрета реального художника в религиозную композицию выражало надежду,как это было ранее, на вечное спасение. Но все-таки, наиболее важным моментом стало стремление к земной славе. Тем более что в обоих случаях религиозный сюжет служил предлогом для роскошной постановки, которая славила некоронованных правителей Флоренции — род Медичи, представители которого являлись покровителями всего изящного.
Гордость художника достигла своего апогея в автопортрете ПьетроПеруджино. Он написал его на стене Колледжодель Камбио в Перудже. Его гордый, неприступный образ дополнен надписью, по площади превышающей сам портрет. В ней на латыни сказано: «Петр — превосходный перуджинский живописец. Что утеряло искусство, вновь возродил он, живописуя. То, чего не было в нем, заново он изобрел». Подобными эпитетами награждали себя и античные художники, например Паррасий.Следует отметить, что сравнение с античностью было характерно для Возрождения.Автопортрет Перуджино датирован 1500 г., в год, когдаевропейцы ожидали конца света. Итальянский же художник как бы забыл об этом.Он показал зрителю, что для него существует только земной мир, в историю которого он вписал самого себя. И «безбожник»Перуджино, неисключение.
Примерно в те же годы Лука Синьорелли в капелле Мадонна ди Сан Брицио собора в Орвьетоизображил себя вместе с живописцем Фра Анджеликов одной из сцен Страшного суда.Обрзы художников не показывают зрителям ни растерянности, ни ужаса перед происходящим. Напротив, они уверены в себе, полны собственного достоинства и уверенно стоят перед небесным судьей. Их талант и усердие вознаграждены Творцом.
Период Высокого Ренессанса представляет собой зенит эпохи Возрождения, кульминацию этой великой культуры.Сложно найти в истории другой пример сочетания высочайшего художественного подъема страны, с одной стороны, и ее резкого экономического и политического ослабления — с другой, как в Италии конца XV и первой четверти XVI в. В этот период происходят коренные сдвиги в мировосприятии людей. Это связанно с событиями мировой истории. Если прежде страны Европы были разобщены, то к началу XVI в. между ними устанавливаются более оживленные связи. Научные и художественные успехи Италии становятся общим достоянием. Расширяется и кругозор самих итальянцев. Соответственно с изменением масштабов мира изменилось и представление о масштабах человека. Его деяния и подвиги подтвердили многие чаяния гуманистов. Правда, Италия могла только духовно содействовать этому «открытию мира», само же решение данной задачи, так же как и передел мира, выпали на долю других государств.
Изменился и тип художника, так как кругозор художника XV в., по своему мировоззрению и социальному положению еще во многом был связан с сословием ремесленников. Великие мастера XVI в. дали пример художника нового типа — активной творческой личности, свободной от цеховых ограничений, обладающей полнотой артистического самосознания и способных заставить считаться с собой сильных мира сего.
В Высоком Возрождении отчетливо проявлялся антропоцентризм Ренессанса. Если художники XV в. уделяли окружающей человека бытовой и природной среде не меньшее внимание, чем самому человеку, то в XVI в., особенно во флорентийско-римской живописи, человеческий образ занял преобладающее положение. Ренессансные гуманистические идеи достигают своего предельно наглядного выражения именно в искусстве рассматриваемого этапа. При этом основным объектом художественного воплощения для мастеров Высокого Возрождения оказывается образ отдельной человеческой личности. Высокое и Позднее Возрождение принесло в души художников осознание сложности земной жизни и определенную тревогу.
Характеристика и образ Угрюм-Бурчеева в Истории одного города (градоначальник)
... самодержавия. Образ 3 В романе “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина повествуется о городе с очень характерным названием Глупов. Необычные ... строит грандиозные планы, намерен разрушить существующий город и создать Непреклонск, который больше будет походить на казарму. Но воплощая ... и это подавляет в нем человеческие качества. Его внутренний мир странен, можно сказать, даже не здоров. Он спит ...
В своем шедевре — фреске «Афинская школа» в ватиканскойСтанцеделлаСеньятура (изобразивший самого себя Рафаэль робко выглядывает из-за плеча своего коллеги, живописца Джованни Бацци.
Поздний «Автопортрет с другом» содержит скрытую двойственность, основанную не столько на внешнем, сколько на внутреннем противостоянии двух характеров. Мы не точно знаемкто изображен рядом с Рафаэлем, но предполагается, что это один из его близких друзей. В таком случае образ художника можно трактовать как призыв к осторожности, предостережение, тем более что в печальных глазах Рафвэля заметны нотки тревоги.
В XVI столетии автопортрет становится более личным, интимным, он превращается в средство познания самого себя.Психологизмом проникнуты автопортреты Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Они представляют собой результат сложного самоанализа художников.
Знаменитый автопортрет Леонардо (около 1512, Турин, Королевская библиотека) представляет образ мудреца, растворившего свое «я» в природе, или лучше — вобравшего в себя весь мир. Мастер предстает перед нами в образе мудреца «растворившего свое «я» в природе. В облике этого человека угадываются огромная моральная сила и скрытая мощь. Вместе с тем взор его полон скорби.В автопортрете Леонардо не старается никого изумить, черты лица его одновременно ясные и суровые и где-то трагичные.Его лицо выражает горечь о том, что подходит к завершению эпоха великого искусства.
В рисунке Микеланджело «Голова сатира» просматриваются черты автопортрета. Сатирами согласно античной мифологии называли демонов плодородия, чья буйная натура часто делала их спутниками Диониса и преследователями нимф. Почему же художник отождествляет себя с этим персонажем? Ответ можно найти в поэзии Микеланджело:
- «По благости креста и божьих мук Я, Отче, жду, что удостоюсь рая;
И все ж, пока во мне душа живая,
Земных утех все будет мил мне круг.
***
Чем жарче в нас безумные стремленья,
Тем больше нужен срок, чтоб их изгнать;
А смерть уж тут и не согласна ждать,
И воля не взнуздает вожделенья 1 .
Эти строки, вместе со всем творчеством Микеланджело, говорят о том, что главная трагедия его жизни была в несовместимости языческой красоты и христианской морали. Автопортрет Микеланджело в образе сатира — это одновременно карикатура и трагедия.
Теми же качествами отличается и другой шедевр этого жанра — лицо Буонарроти на коже Св. Варфоломея в «Страшном суде» Сикстинской капеллы. Его печальное лицо передает, как кажется, только два желания: освободить душу из плена тела и обрести спасение в Раю. Тициан также изобразил себя в образе полного раскаяния и надежды Никодима на полотне «Пьета» (1573-1576, Венеция, Галерея Академии).
Искусство эпохи Возрождения (2)
... из главных мировоззренческих задач эпохи Возрождения. Характер художественной литературы Возрождения. [Электронный ресурс]//URL: ... 1510), живописца, ученого Леонардо да Винчи (1452-1519), живописца скульптора, архитектора Микеланджело Буонароти (1475-1564), ... искусства (живописи, скульптуры, архитектуры.). Ведь именно эти искусства, по убеждению деятелей Возрождения, позволяет ...
Подводя итог, можно сказать, что эпоха Ренессанса — это был не просто один из многочисленныхпериодов истории. Это был своеобразный исторический феномен, один из техмоментов в истории мировой культуры, когда происходятглобальные, коренные перемены, затрагивающие в первую очередь сознаниечеловека, и его видение мира. Эпоха Ренессанса очень часто характеризуетсякак возрождение античных наук и искусств. Несомненно, это так. Но все жесводить Ренессанс на одну эпоху античности — значило бы упустить вРенессансесамоеважное.Конечно,вэтотпериодизучается античная философия, литература и античноеискусство. Но все это влияние античной традиции и культуры накладываетсяна Средневековье, христианское искусство. И в однихотношениях человек Возрождения действительно отходил от Средневековья, ав других не отходил.Языческие сюжеты и христианские переплетаются, трансформируются, придаваякультуре Возрождения сложный характер. Античность вдохновляла людейэпохи Возрождения, она была для них образцом творчества и источникоммировосприятия. В античности усматривали не столько образец дляподражания, сколько определенный эталон культурного развития, накоторый следует ориентироваться в создании собственной культуры. Происходило не просто заимствование мотивов и приемов , нопроникновение в сущность мироощущения.Это не было слепым копированием или реставрацией. Важным моментом, при характеристике Ренессанса является тот фактонбылсветскойкультуройисветскиммировоззрением, в противоположность средневековой культуре. Гуманистическая направленность искусства Возрождения, его оптимизм,героический и общественный характер его образов объективно выражалиинтересы не только буржуазии, но и всех прогрессивных слоевобщества в целом. Искусство Возрождения формировалось в условиях, когдасмелость, ум, находчивость, силахарактера еще не утратили своего значения. Это создавало иллюзиюбесконечности дальнейшего прогрессивного развития способностей человека. В искусствеутверждалсяидеалтитаническойличности,занимающей активнуюпозицию,претендующуюнаболеесоциальный статус. Все это сильно отличало ренессансного мастера отсредневекового ремесленника. Все эти тенденции ярко проявились в автопортретах художников эпохи Возрождения.
1 1 Мастера искусства об искусстве / Под общ.ред. А. А. Губера, А. А. Федорова-Давыдова, И. Л. Маца и В. Н. Гращенкова: В 7 т. Т. 1. М., 1965. С. 232.