Великая Северная война 1700-1721 гг

Технологическая карта урока истории в 8 классе

Основные вопросы изучения материала

1) Начало Северной войны.

2) Поражение под Нарвой.

3) Реформа армии.

4) Полтавская «виктория».

5) Прутский поход.

6) Победы русского флота.

7) Ништадтский мир

Тип урока

Комбинированный урок

Ресурсы урока

Учебник, § 4. Карта. Указы и обращения Петра I периода Северной войны

Основные понятия и термины

Империя, конфузия, рекрутские наборы

Основные даты

1700-1721 гг. — Великая Северная война.

1700 г. — поражение под Нарвой.

16 мая 1703 г. — основание Санкт-Петербурга.

28 сентября 1708 г. — битва под деревней Лесной.

27 июня 1709 г. — Полтавская битва.

1711 г. — Прутский поход.

27 июля 1714 г. — Гангутское сражение.

1720 г. — сражение у о. Гренгам.

1721 г. — Ништадтский мир

Персоналии

Пётр I. Август II. Карл XII. Мазепа. А. Д. Меншиков. Б. П. Шереметев. Н. Демидов. Н. П. Репнин

Домашнее задание

§ 4.

* Напишите эссе о главных победах российского флота в Северной войне. Составьте к нему словарь морских терминов и названий типов судов.

* Сделайте презентацию военной и морской формы времён Петра I. Дополните изображения кратким описанием.

* С помощью дополнительных источников выясните и запишите краткую информацию об истории Семёновского или Преображенского полка (от создания до окончания Северной войны)

Модули урока

Учебные задачи (ситуации, вопросы и задания, проекты) для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Какие актуальные, на ваш взгляд, внешнеполитические задачи стояли перед страной? Какими способами можно было их решать?

Почему Россия смогла одержать победу в Великой Северной войне? Почему эта война шла так долго? Каково было историческое значение получения выхода к Балтийскому морю для дальнейшего развития России?

Формулировать познавательную проблему и планировать способы её решения (под руководством учителя)

Беседа.

Работа с картой

Ориентационный (актуализации/повторения)

Какое значение для экономического и политического развития Российского государства имел выход к Балтийскому морю (см. карту)? Вспомните, кем и как в истории страны решался этот вопрос. Какие страны-участницы Северного союза существуют в современном мире? Покажите их на карте.

При каком правителе России была предпринята первая попытка создания балтийского флота?

Применять ранее полученные знания.

Находить на карте изучаемые объекты.

Определять причинно-следственные связи исторических процессов

Работа с картой.

Беседа

Содержательно-операционный

Прочитайте пп. 1-2 § 4. Сформулируйте главные причины Северной войны. Как вы думаете, была ли она неизбежной? Почему война началась неудачно для России? Какой опыт из этих неудач извлёк Пётр I? В чём состояла военная реформа Петра I? Приведите доводы за и против её проведения. Используйте дополнительные материалы — «Устав морской» Петра I. Укажите принципиальные отличия регулярной армии от стрелецкого войска. Представьте их в виде таблицы.

Расскажите о Гангутском сражении. Кто занимал более выгодную позицию? Выясните, с помощью какой хитрости русские разделили флот противника.

Нарисуйте схему Полтавской битвы или используйте готовую. Почему русским войскам удалось одержать победу под Полтавой? Прочитайте мнение историков о битве (см. учебник)

Формулировать причины войны. Определять причинно-следственные связи события.

Приводить аргументы за и против.

Систематизировать различия исторических объектов, явлений в форме таблицы.

Делать выводы на основе сведений исторической карты, мнений и оценок учёных.

Составлять и комментировать план-схему битвы

Работа с текстом, картами учебника.

Беседа

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Опираясь на текст параграфа, отрывки из документов, составьте план рассказа о Северной войне (см. памятку для анализа войн ниже).

Расскажите о войне, используя разные источники информации.

Как вы понимаете слова Петра I, произнесённые им после Полтавы: «Ныне уже совсем камень во основание Петербурга заложен»? Пётр I назвал сражение под Лесной «матерью Полтавской баталии». Объясните это определение.

Какие последствия имел Прутский поход?

Каковы итоги Северной войны для России и для остальной Европы? Кратко сформулируйте положения Ништадтского мира. Сравните ход и итоги военных действий России за выход к Балтийскому морю в XVII и в начале XVIII в. (см. карты).

* Напишите сочинение на тему «Петербург — окно в Европу». При желании подберите иллюстрации. Подготовьте сборник творческих работ, разместите его на сайте класса или школы

Составлять план рассказа.

Рассказывать об историческом событии, раскрывать его значение. Использовать в рассказе сведения, представленные в разных знаковых системах (текст, карта, схема, визуальный ряд и др.).

Формулировать выводы.

Излагать, сравнивать причины и итоги исторических событий, выделяя общее и различное.

В художественной форме излагать результаты познавательной деятельности по теме урока

Рассказ.

Работа с разными знаковыми системами (текст, карта, визуальный ряд).

Беседа.

Творческая работа

Дополнительный материал

«Устав морской» Петра I

Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели .

Если кто свой мундир, ружьё проиграет, продаст или в заклад отдаст, оный имеет в первый и в другой раз жестоко кошками и заплатою утраченного наказан. А в третье расстрелян или на галеру сослан быть.

шпицрутенами

Кто к неприятелю перебежит, того имя к виселице будет прибито, и оный, как нарушитель присяги, изменником публично объявлен имеет быть… и ежели он пойман будет, без всякой милости и процессу повесить его надлежит.

Которые во время боя оставят свои места, дабы укрыться, те будут казнены смертью. Такожды и те будут казнены, которые похотят сдаться или иных к тому будут подговаривать.

Ежели кто на вахте найдётся спящ на пути едучи против неприятеля, ежели он офицер, лишён будет живота, а рядовой жестоко наказан будет биением кошками у шпиля.

Провиант определённый больным кто украдёт и продаст, того с наказанием сослать на галеру. А кто съест, тот вчетверо заплатит и сверх того бит будет у мачты.

Кто пасквили или ругательские письма тайно сочиняет и тако кому бесчестие учинит, оному надлежит наказание такое учинить, что было довелось тому, про кого он писал, ежели он в том виноват был…

Никто не дерзнёт никакого табаку или горячего вина и прочих заповедных питий для продажи на корабль привозить под потерянием всего того без повороту и сверх того наказанием по обстоятельству, по важности вины смотря.

Кто лживую присягу учинит и в том явственном свидетельством обличён будет, оный с наказанием послан будет на галеру навечно.

секунданты

Капитан повинен разделить всех людей, которые будут на корабле, прежде чем выйдут в море, на три равные части для управления парусами и прочим, дабы каждый знал своё место. <…> Кроме того, надлежит капитану распределять людей для боя, назначив их к пушкам, мелкому ружью, к управлению парусами и прочего…

? 1. Какова цель Устава? Какие меры принимались царём для её достижения? 2. Объясните значение выделенных слов.

Акт поднесения государю царю Петру I титула императора всероссийского и наименования великого и отца отечества

В 20 день сего октября, по совету в Сенате обще с Духовным Синодом, намерение воспринято, Его Величество, в показание своего должнаго благодарения за высокую Его милость и Отеческое попечение и старание, которое Он в благополучии Государства во всё время Своего славнейшаго Государствования, и особливо во время прошедшия шведския войны явить изволил, и Всероссийское Государство в такое сильное и доброе состояние, и народ Свой подданной в такую славу у всего света чрез единое токмо Своё руковождение привёл, как то всем довольно известно, именем всего народа Российскаго просить, дабы изволил принять, по примеру других, от них титло Отца Отечествия, Императора Всероссийскаго, Петра Великаго.

Памятка для анализа, описания войн

1. Причина и характер войны:

  • а) основные противоречия, приведшие к войне;
  • б) подготовка к войне, соотношение сил;
  • в) планы сторон.

2. Ход войны: а) повод к войне (если был) и её начало;

  • б) основные этапы и главные сражения, их участники;
  • в) окончание войны, условия мира, итоги.

3. Значение войны (экономические, политические, социальные и другие последствия войны).