26 мая 2014 года были подведены итоги конкурса эссе среди студентов Института психологии (ПСО-301), выполненных на тему «Если бы я был Министром образования РФ, то я бы так решил проблемы школьной неуспеваемости». Данные эссе были представлены в рамках дисциплины «Проблемы неуспеваемости школьников».
Итогом данного конкурса состоялось награждение победивших в конкурсе студентов дипломами.
Первое место заняла Боргуль Ирина.
Второе место поделили Митрофанова Елена и Шестакова Анастасия.
Третье место – Калинина Мария.
В номинации «За оригинальность» был награжден Остапенко Александр, написавший своё эссе в стихах.
В оценке эссе принимали участие два преподавателя кафедры психологии образования: кандидат педагогических наук Н.Е. Жданова и кандидат психологических наук Н.Г. Церковникова. Критериями для оценки эссе были: количество предложений, их обоснованность и оригинальность.
Несмотря на то, что тема эссе изначально ограничивала предмет размышлений студентов, некоторые из них обратили свое внимание на то, что есть такие проблемы школьной неуспеваемости, которые имеют корни еще в системе дошкольного образования. Ряд студентов отметили проблемы и их решение уже в системе вузовского образования. Чувствовалась выстраданность некоторых предложений со стороны студентов и такие эссе скорее напоминали «крик души».
Итак, многие студенты причину школьной неуспеваемости связывают с личностными и профессиональными особенностями педагогов, престижем данной профессии. Для решения данных проблем студенты предлагают повысить уровень оплаты труда педагогов, предлагая платить «по десять тысяч в день, бесплатный проезд и квартиры», поскольку считают, что «потенциально талантливые педагоги предпочитают заниматься иной, более выгодной деятельностью». Также были предложения по оборудованию релаксационных комнат, определения «разгрузочных дней» для каждого педагога, а заполнение этих часов групповыми занятиями с психологом.
Современное образование: состояние, проблемы и тенденции развития
... образовательные услуги. Теперь перейдем, непосредственно, к конкретным проблемам современного образования в России. Первая проблема – финансирование. Современная образовательная система не может существовать без финансовой поддержки. Проблемы низких заработных плат являются не единственными ...
Важность и необходимость привития интереса к предмету отмечаются практически во всех эссе. Для этого педагог должен знать возрастные особенности обучающихся, применять разнообразные методы и формы преподавания (игры, дебаты, дискуссии, викторины, конкурсы, соревнования и т.д.), уделять большое внимание диалогизации учебного процесса, а также вести электронные дневники для контроля успеваемости школьников со стороны родителей и самими обучающимися. От лица Министра образования РФ многие студенты писали о решении острой необходимости развития материально-технического оснащения образовательных организаций (приобретение проекторов, компьютеров, телевизоров и п.т.), о снижении количества обучающихся в группе до 10-12 человек, а также о «проверке преподавателей на профпригодность».
Критике также подверглась и пятибальная система оценки знаний школьников, предлагая переход на рейтинговую систему. Были предложения по реализации индивидуального подхода в образовании, самостоятельному составлению расписания (с учетом основных, обязательных предметов и предметов по выбору).
Отдельно стоит отметить предложения о замене ЕГЭ и ГИА двухступенчатойформой сдачи экзаменов: «первая ступень – билеты, а вторая – это творческий или научный проект». Обоснование этому предложению звучит так: «школьники учатся решать задания по определенному образцу, шаблону, не имея права на свое творчество, не умея высказывать свою точку зрения» и до «поколения гениев» в рамках современной системы образования еще далеко.
Внимание студентов было обращено и на создание «презентабельного внешнего вида» образовательных учреждений. Помимо этого на проблемы школьной неуспеваемости, порой, был взгляд издалека – создание «специального федерального канала, на котором бы транслировались только лучшие образцы отечественного кинематографа и мультипликации» и т.д.
Необходимость и востребованность решения проблем школьной неуспеваемости позволило студентам Института психологии еще пристальнее вглядеться и оценить роль психолога в системе образования, призванного создавать условия для полноценного развития личности обучающегося, гармонизации образовательного процесса посредством развития психологической культуры у участников образовательного процесса, работы преимущественно по профилактике неуспеваемости и девиантного поведения школьников.Поскольку все мы знаем, что легче предупредить возникновение проблем, чем уже заниматься их решением.
В заключении стоит отметить, что эти студенты группы ПСО-301 также успешно защитили проекты по темам, касающихся особенностей психолого-педагогической работы с трудными детьми и подростками в рамках дисциплины «Психологическая служба в образовании».
Координатор мероприятия:
кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии
образования РГППУ
Церковникова Н.Г.
Ctrl + Enter