ЭССЕ ПО ТЕМЕ « РАЗМЫШЛЕНИЯ И МИРЕ И ЧЕЛОВЕКЕ В ОДЕ ДЕРЖАВИНА « БОГ»
Проблемы человека — «человек и мироздание» — связаны философские стихотворения Державина. Крупнейшее из них — завершенная в 1784 г. ода «Бог» – «вдохновенный гимн всесилию человеческого разума». Когда Державин написал оду «Бог», ему было больше сорока, и основанием для этого произведения послужили его жизненный опыт и полученная с годами мудрость.
Философская ода «Бог» — первое произведение русской поэзии, получившее европейскую известность еще при жизни поэта (оду перевели на многие европейские языки).
Ода «Бог» посвящена рассуждению Державина о возникновении мироздания и происхождении человека и отличается глубиной мысли и рационалистической ясностью изложения.
Державин вводит в свое стихотворение идеи современной ему науки о множественности миров, бог приобретает у него черты, свойственные материи: «бесконечное пространство, беспрерывную жизнь в движении вещества и нескончаемое течение времени». По существу, эти положения противоречат религиозным представлениям.
« В специальном «Объяснении» Державин указал, что он имел в виду не только богословское понятие (бога-отца, бога-духа, бога-сына), но и философское «бесконечное пространство, беспрерывную жизнь в движении вещества и нескончаемое течение времени, которое бог в небе совмещает».
«Без лиц, в трёх лицах Божества»
В центре всего державинское “Я” как воплощение божественной воли. Однако державинский Бог абстрактный, безличный, непостижимый умом, а Человек – индивидуализированный, конкретный, сильный и слабый, “бог и царь”, “раб и червь”.
Я телом в прахе истлеваю. Умом громам повелеваю, Я царь — я раб; я червь — я бог! –
Державин поражает нас картиной величины мироздания, в котором человек есть лишь маленькая частица. Но человек – вершина создания природы и значение его на земле велико.
Я связь миров, повсюду сущих,, Я крайня степень вещества;, Я средоточие живущих,, Черта начальна Божества;
На фоне этой грандиозной космической картины человек не теряется именно потому, что в нем слиты материальное и духовное, земное и божественное начала:
Зевс – повелитель людей и богов. Статуя Зевса в Олимпии
... же, в Олимпии, можно было увидеть и изображение верховного бога, которое было известно всей Элладе и считалось одним из семи чудес света. В храме Зевса находилась его статуя, ... не смел препятствовать людям, шедшим в Олимпию — они находились под защитой Зевса. Пять дней длился праздник, и победители в олимпийских состязаниях считались людьми, отмеченными милостью самого Зевса. Наградой им ...
Я связь миров, повсюду сущих,, Я крайня степень вещества;, Я средоточие живущих,, Черта начальна божества;
В оде «Бог» Державина сложно найти что-то новое, то, что нельзя прочесть в других произведениях. Но поэту удалось сказать главное – Бог-это мы с вами. Он отражается в нас, он всегда вокруг.
Ничто! — Но Ты во мне сияешь, Величеством Твоих доброт;, Во мне Себя изображаешь,, Как солнце в малой капле вод.
65 Ничто! — Но жизнь я ощущаю,, Несытым некаким летаю, Всегда пареньем в высоты;
Тебя душа моя быть чает,
Вникает, мыслит, рассуждает:
70 Я есмь — конечно, есть и Ты!
Итак, в философских одах Державина человек оказывается перед лицом вечности. понятие вечности может конкретизироваться через идею божества и картину мироздания, космоса в целом, через понятия времени и исторической памяти, наконец, через идею творчества и посмертной вечной жизни человеческого духа в творении. И каждый раз в этих антитезах человека и вечности человек оказывается причастен бессмертию.
«Философия человека и жизни в поэзии Державина»
Главным объектом поэтики Державина является человек, как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти:
Державин создаёт ряд образцов лирических стихотворений, в которых философская напряженность его од сочетается с эмоциональным отношением к описываемым событиям.
В отличии от Ломоносова, у Державина невозможно найти иллюстрации к готовым философским системам и философский смысл возникает спонтанно из жизненых наблюдений поэта, из естественного развития поэтического образа.
философские стили Дрежавина делятся на 2 группы:
1) проблемам этики, проблемам взаимоотношения людей. Нравственным кредо Державина становится девиз «живи и жить давай другим» снисхождение по отношению к людям
2) религиозно философские мотивы. поиск смысла человеческих молитв
мотив соотносения человека и бога
мотив постижения божественной мудрости
В философской лирике Державина возникла трагическая антитеза жизни и смерти («Где стол был яств, там гроб стоит» — в «Оде на смерть кн. Мещерского»), и острое восприятие величия и одновременно ничтожности человека («Я — царь, — я раб, — я червь, — я бог» — в оде «Бог»), и ощущение неустойчивости человеческих судеб («Водопад»).
Державин разрешает эти противоречия, обращаясь к вере (ода «Бог» и др.).
Организующим центром поэзии Державина все больше становится образ автора, остающийся единым во всех произведениях. Это конкретный человек, который передает свое личное отношение к миру, вещам и людям независимо от их общественного положения. И как человек, а не условно-отвлеченный «пиит», он видит бытовые недостатки вельмож, «небесно-голубые взоры» и «скоропишущее перо» Екатерины. Вместе с образом автора в поэзию Державина входит вполне естественное в устах человека просторечие — живой разговорный язык, то, что сам поэт позднее назвал «забавным русским слогом».
На что способен человек ради любви обломов. «Любовь в жизни Обломова
... А. Гончарова «Обломов» на литературную тему: «Способна ли любовь изменить человека?» (Итоговое сочинение) Любовь – замечательное чувство, пробуждающее в человеке все лучшие качества, наделяющее жизнь смыслом. Не зря тема любви так популярна ... нему и не испытывает. Может быть именно этим Гончаров хотел показать, что каждый человек оставляет свой след в жизни другого человека, хоть и в воспоминаниях. ...
Ода «Водопад» названа Белинским «блистательнейшим созданием» поэта. Ее проблематика: человек живет в обществе, его долг – служить отечеству, быть олицетворением гражданских добродетелей. Это глубокое философское размышление о смысле жизни, о человеческом существовании, о праве на бессмертие. Жизнь быстротечна. Державин развивает философские мотивы, которые звучали и раньше в его поэзии (в оде «На смерть князя Мещерского»).
Эта ода написана на смерть князя Потемкина. В его поэзии не раз выступают героями полководцы и государственные деятели: Суворов, Румянцев, Зубов и т. д.
От сознания двойственности человеческой природы рождается державинское убеждение в том, что истинный удел человека — бессмертие духа, которого не может упразднить конечность плоти. Именно эта мысль является внутренне организующей для всего цикла философской лирики Державина. Следующую стадию ее развития, более конкретную по сравнению с общечеловеческим пафосом оды “Бог”, можно наблюдать в большой философско-аллегорической оде “Водопад”.
Другими словами, человек в лирике Державина – вполне конкретное существо, живущее в абстрактном мире. Красной нитью через всю поэтику Державина проходит религиозное знание, приобщение чеговека к Богу, к творцу.
Жизнь в понимании поэта – быстротечна, но не конечна – в этом сходство с философией возрождения Западной Европы. Жизнь есть не только духовная, но и уже не отрицаемая физическая материя, из которой сотворено все живое.
Robert Burns
My Luve’s like a red, red rose
O my Luve’s like a red, red rose
That’s newly sprung in June;
O my Luve’s like the melodie
That’s sweetly play’d in tune.
As fair art thou, my bonnie lass,
So deep in luve am I:
And I will luve thee still, my dear,
Till a’ the seas gang dry:
Till a’ the seas gang dry, my dear,
And the rocks melt wi’ the sun:
I will luve thee still, my dear,
While the sands o’ life shall run.
And fare thee well, my only Luve
And fare thee well, a while!
And I will come again, my Luve,
Tho’ it were ten thousand mile.
( 1974 год )
ЛЮБОВЬ
Любовь, как роза, роза красная,
Цветет в моем саду.
Любовь моя — как песенка,
С которой в путь иду.
Сильнее красоты твоей
Моя любовь одна.
Она с тобой, пока моря
Не высохнут до дна.
Не высохнут моря, мой друг,
Не рушится гранит,
Не остановится песок,
А он, как жизнь, бежит…
Будь счастлива, моя любовь,
Прощай и не грусти.
Вернусь к тебе, хоть целый свет
Пришлось бы мне пройти!
(Перевод С.Я. Маршак )