Использование творческих заданий для формирования креативного мышления младших школьников (2019) ОМГА

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.

1 Проблема развития креативных способностей младших школьников в учебном процессе

1.1 Состояние проблемы развития креативных способностей в теории и педагогической практике

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания — философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний, так как в наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа [29].

Исследуя природу творчества, ученые предложили называть способность, соответствующую творческой деятельности, креативностью (Дж. Гилфорд, Е. Торренс, А. Маслоу и др.).

Это понятие первоначально приобрело значение в контексте психологического знания (в начале 50-х годов XX века).

1.2 Развитие креативных способностей у детей младшего школьного возраста

Исходя из вышеизложенного, педагогическими условиями эффективного функционирования системы творческих заданий будем считать взаимо­связанную совокупность мер организации системы творческих заданий в учебном процессе, обеспечивающую достижение учащимися необходимого уровня развития креативных способностей. Данная совокупность условий должна представлять собой комплекс, из которого нельзя исключить ни одного компонента, не нарушив взаимообусловленности целого [26], и определяться с учетом указанных методологических оснований и накопленного опыта по проблеме организации творческой деятельности учащихся в учебном процессе.

Развитие креативных способностей в процессе обучения должно отражать взаимосвязь преподавания и учения в непосредственной или опосредованной форме. Г.В. Бороздина считает: «В любом исследовании по дидактике надо раскрывать взаимодействие педагогов и учащихся, не ограничиваясь лишь описанием действий учителя или только действий ученика» [4, с.214].

6 стр., 2641 слов

«Война и мир» — проблемы романа. «Война и мир», Л. Н. Толстой

... раскрывает основные проблемы в романе “Война и мир” Л. Н. Толстого. Материал будет полезен при подготовке к уроку или сочинению по данной тематике. «Война и мир» — проблематика ... в духовном развитии современного общества. Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Сложность и ...

1.3 Система творческих заданий, ориентированная на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе

Компонентный состав системы творческих заданий нами определен, исходя из положений об универсальности структуры педагогической системы, компонентами которой являются целевой, содержательный, деятельностный, результативный [32].

Определяя цели системы творческих заданий, мы исходили из положения, что цель любой педагогической системы — явление динамическое. Логика ее развития отражает объективные тенденции общественного развития и приводит содержание, формы, методы и средства в соответствие с потребностями общества в качестве развернутой программы поэтапного движения к намеченной цели.

Рисунок 1 - Система творческих заданий

Рисунок 1 — Система творческих заданий

2 Опытно-исследовательская работа по формированию креативного мышления младших школьников с помощью системы творческих заданий

2.1 Цели и задачи опытно-экспериментальной работы

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Коммунального государственного учреждения «СОШ №22» г. Жезказган.

Апробация экспериментальных разработок осуществлялось автором в рамках факультатива, а также учителями и руководителями школ под нашим руководством. Руководство работой заключалось в подготовке педагогов к проведению экспериментальной работы через индивидуальные беседы, консультации, выступления на семинарах и методических объединениях базовых школ, путем контроля за реализацией методических рекомендаций в соответствии с содержанием задач эксперимента.

Всего в исследовательской работе приняло участие 50 ученика (2 «Б» класс – 25 учащихся, 2 «В» — 25 учащихся), опытно-исследовательская работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

2.2 Разработка системы творческих занятий для формирования креативного мышления

Выполнение заданий преимущественно на I уровне сложности демонстрирует, на наш взгляд, целесообразность использования при выполнении творческих заданий как эвристических, так и алгоритмических методов творчества, так как это позволило учащимся выполнять творческие здания различных направлений, определяя уровень решения в зависимости от степени их сложности. Преобладающие методы выполнения творческих заданий представлены в табл. 11.

Таблица 11 — Преобладающие методы выполнения творческих заданий различных типов

Таблица 11 - Преобладающие методы выполнения творческих заданий различных типов

124 стр., 61907 слов

Особенности организации творческой деятельности младших школьников ...

... во многом обусловлена ее способностями активизировать свой творческий потенциал. Важную роль в развитии творчества у детей играет начальная школа. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее ...

2.3 Результаты опытно-исследовательской работы

Мы ожидали стабильных изменений в развитии творческого мышления, творческого воображения и уровня применения методов творчества у учащихся экспериментальной группы и, как следствие, более высокого уровня развития креативных способностей в целом.

Полученные результаты представлены в таблица 12 и на рисунок 6., Таблица 12 — Распределение учащихся по уровням развития креативных способностей (контрольный срез)

Таблица 12 - Распределение учащихся по уровням развития креативных способностей (контрольный срез)

Примечание: I — низкий уровень; II — средний уровень; III — высокий уровень; X — показатель среднего балла.

Рисунок 6 - Распределение учащихся по уровню развития креативных способностей (контрольный срез)

Рисунок 6 — Распределение учащихся по уровню развития креативных способностей (контрольный срез)

Заключение

В нашем исследовании под творческой деятельностью младших школьников понимается продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом. В результате анализа философской, психологической, педагогической литературы нами выделены компоненты креативных способностей младших школьников: творческое мышление, творческое воображение, применение методов творчества в процессе выполнения творческих заданий.

В результате анализа философских, психологических, педагогических аспектов нами выделены компоненты креативных способностей младших школьников: творческое мышление, творческое воображение, применение методов творчества в процессе выполнения творческих заданий.

Приложения

Приложение 1

Данные первичного среза по развитию креативных способностей младших школьников в ЭГ на констатирующем этапе эксперимента

Данные первичного среза по развитию креативных способностей младших школьников в ЭГ на констатирующем этапе эксперимента