Развитие творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных

Дипломная работа

Актуальность. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творческой активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что это психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. А. Крутецкого, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися нового учебного материал, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, то есть в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе. Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития творческого воображения у школьников различных возрастов, мало разработаны, недостаточно проведено исследований по изучению возможностей учебных предметов в плане развития творческого воображения младших школьников. А эта область представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании.

Богатый материал для развития детского воображения и творчес тва представляют русские народные сказки, недаром они составляют значительную часть текстов, на которых дети постигают богатства родного языка.

Мы обратили свое внимание на ознакомление с народной сказкой потому, что именно с ней ребенок знакомится дома еще в раннем детстве. «Колобок», «Теремок» становятся первыми сказками, которые мамы и бабушки читают ребенку. И в детском саду они знакомятся со сказками. Но сказка в этом возрасте привлекает ребенка только своей яркой образностью и часто юмором. Он еще не задумывается, почему персонажи так поступают.

Сказка о животных может быть интересна и сама по себе. Мир зверей в сказке одухотворен и домыслен человеческим воображением. Мир зверей предстает в них как форма выражения мыслей и чувств человека, его взглядов на жизнь. Говорящие животные, рассуждающие и ведущие себя как люди, становятся поэтической условностью, которая помогает более точному выражению мировосприятия.

28 стр., 13588 слов

Развитие творческого потенциала младших школьников на х литературы ...

... развитии творческого потенциала каждого ребёнка, даёт возможность к самовыражению, созиданию, пробам пера. Ведь возможность создавать что-либо новое, необычное, сочинять тексты, стихи, сказки ... сочинениях различают Суть описания состоит в указании признаков предметов или явлений. Цель описания – дать наиболее полные, точные сведения о предмете. ... развивая воображение и ... у школьников ... плану. Сочинения, как ...

Страна сказки – удивительная и таинственная, жестокая и добрая, умная и смешная. Заглянув в нее в детстве, люди и в зрелом возрасте часто путешествуют в сказочные миры.

Сказка – это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное, доброе всегда побеждает. Она несет в себе элемент нравоучения.

Объект исследования – процесс развития творческого воображения младших школьников.

Предмет исследования – методы организации работы над сказкой о животных в процессе развития творческого воображения младших школьников.

Цель: совершенствование знакомства со сказками о животных; развитие творческого воображения младших школьников.

Гипотеза. В данной работе мы предполагаем возможность развития творческого воображения младших школьников средствами литературы, а именно в процессе работы над сказками о животных.

Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в исследовании были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

2. Раскрыть сущность понятия творческого воображения;

3. Раскрыть сущность понятия жанра сказки о животных;

4. Развивать творческое воображен ие путем различных меток, а также изучения и написания сказок о животных;

5. Разработать и провести уроки по исследуемой теме.

Методы исследования:

  • анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы;
  • организация целенаправленной опытной работы;
  • изучение, анализ, обобщение массового опыта в школе по выявлению реального состояния проблемы.

Для решения частных исследовательских задач использовались также наблюдения, беседы, интервьюирование; анализ документов и продуктов деятельности учащихся.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе СОШ №129 Ленинского района в 3 «А» и 3 «В» классах, количество детей составило 44 человека.

Практическая значимость. Материал дипломной работы может быть использован как на практике студентов, так и в работе учителей начальных классов, занимающихся проблемой развития творческого воображения младших школьников.

Структура и объем дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование развития творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных

1.1 Понятие творческого воображения в психолого-педагогической литературе

В связи с переходом на новые программы обучения заметно повысились требования к развитию мышления детей, их творческих способностей. Поэтому в настоящее время способности детей к литературному творчеству не могут не привлекать к себе особого внимания. Следует подчеркнуть, что развитие литературных способностей школьников связано не только с общим умственным развитием, но и эстетическим и эмоциональным воспитанием и, таким образом, оказывает плодотворное влияние на формирование личности в целом [14].

35 стр., 17072 слов

Игра, как средство развития творческого начала детей младшего школьного возраста

... средств для развития творческого начала детей младшего школьного возраста. Объект исследования – Предмет исследования – рабочую гипотезу : развитие творческого начала младших школьников средствами игры будет эффек- тивно при условии: систематического использования игровых методов и приемов ...

Развитие творческих способностей учащихся – одно из требований, предъявляемых к организации учебного процесса в школе. Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, помочь делать первые шаги в творчестве – задача не из легких.

Как показывают результаты многих психолого-педагогических исследований детского творчества, у детей уже в дошкольном возрасте проявляется потребность в самовыражении [27].

Целесообразность обучения, ориентированного на развитии ребенка, была обоснованна в 30-е годы ХХ века выдающимся русским ученым-психологом Л.С. Выготским.

Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием интеллектуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всепонимающего учителя, его творческого потенциала.

Поэтому перед учителем любой ступени и любого предмета стоят следующие задачи:

  • замечать любые творческие проявления учеников;
  • создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.

Открытый диалог на уроке, свободная мысль являются непременным условием детского творчества [1].

В психологии творчество – психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры. Деятельность, результатом которой является создание новых материальных духовных ценностей. Будучи, по сути, культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект – личностный и процессуальный. Предполагает у субъекта наличие способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Творчество как процесс в начале рассматривалось на основании самоотчетов деятелей искусства и науки, в которых особая роль отводилась озарению, вдохновению и сходным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревания, озарения и проверку. Центральным, специфическим творческим моментом считалось озарение – интуитивное схватывание искомого результата.

4 стр., 1951 слов

Воображение и творческая деятельность человека

... — способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать. Так как тема работы «Воображение и творческая деятельность человека», хочется остановиться подробно именно на творческой категории активного воображения. Творческое воображение — это такой вид воображения, в ...

Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в предметной деятельности, доступной анализу. Выделяя специфику психической регуляции процесса творчества, К. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении творческого продукта.

С развитием кибернетики предпринимаются попытки моделировать процессы творчества на компьютере (эвристическое программирование).

Передача техническим устройствам доступных формализации умственных операций резко повысила интерес к тем процессам творчества, которые невозможно формализировать. Зависимость от них научно-технического прогресса – открытий, изобретений и пр. – направила усилия психологов на разработку методов диагностики на стимуляцию творчества и творческих способностей [40].

Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке [9].

Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к творческому поведению. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, но есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новые поведения. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Эту творческую деятельность, основанной на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением [9].

На сегодня воображение является одной из важных, но наименее определенной и изученной стороной человеческой психики. О нем много говорится. Все понимают, что в основе активной преобразовательной деятельности человека, да и всего социума, лежит этот «загадочный психический процесс». Некоторые авторы сводят его к определенным моментам восприятия, мышления и памяти. Для некоторых специалистов понятие «творчество» (творческая деятельность) и «воображение» рядоположены [44].