Развитие творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных

Актуальность. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творческой активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что это психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. А. Крутецкого, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися нового учебного материал, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, то есть в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе. Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития творческого воображения у школьников различных возрастов, мало разработаны, недостаточно проведено исследований по изучению возможностей учебных предметов в плане развития творческого воображения младших школьников. А эта область представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании.

Богатый материал для развития детского воображения и творчес тва представляют русские народные сказки, недаром они составляют значительную часть текстов, на которых дети постигают богатства родного языка.

Мы обратили свое внимание на ознакомление с народной сказкой потому, что именно с ней ребенок знакомится дома еще в раннем детстве. «Колобок», «Теремок» становятся первыми сказками, которые мамы и бабушки читают ребенку. И в детском саду они знакомятся со сказками. Но сказка в этом возрасте привлекает ребенка только своей яркой образностью и часто юмором. Он еще не задумывается, почему персонажи так поступают.

Сказка о животных может быть интересна и сама по себе. Мир зверей в сказке одухотворен и домыслен человеческим воображением. Мир зверей предстает в них как форма выражения мыслей и чувств человека, его взглядов на жизнь. Говорящие животные, рассуждающие и ведущие себя как люди, становятся поэтической условностью, которая помогает более точному выражению мировосприятия.

4 стр., 1951 слов

Воображение и творческая деятельность человека

... как тема работы «Воображение и творческая деятельность человека», хочется остановиться подробно именно на творческой категории активного воображения. Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно ... непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение ...

Страна сказки – удивительная и таинственная, жестокая и добрая, умная и смешная. Заглянув в нее в детстве, люди и в зрелом возрасте часто путешествуют в сказочные миры.

Сказка – это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное, доброе всегда побеждает. Она несет в себе элемент нравоучения.

Объект исследования – процесс развития творческого воображения младших школьников.

Предмет исследования – методы организации работы над сказкой о животных в процессе развития творческого воображения младших школьников.

Цель: совершенствование знакомства со сказками о животных; развитие творческого воображения младших школьников.

Гипотеза. В данной работе мы предполагаем возможность развития творческого воображения младших школьников средствами литературы, а именно в процессе работы над сказками о животных.

Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в исследовании были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

2. Раскрыть сущность понятия творческого воображения;

3. Раскрыть сущность понятия жанра сказки о животных;

4. Развивать творческое воображен ие путем различных меток, а также изучения и написания сказок о животных;

5. Разработать и провести уроки по исследуемой теме.

Методы исследования:

  • анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы;
  • организация целенаправленной опытной работы;
  • изучение, анализ, обобщение массового опыта в школе по выявлению реального состояния проблемы.

Для решения частных исследовательских задач использовались также наблюдения, беседы, интервьюирование; анализ документов и продуктов деятельности учащихся.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе СОШ №129 Ленинского района в 3 «А» и 3 «В» классах, количество детей составило 44 человека.

Практическая значимость. Материал дипломной работы может быть использован как на практике студентов, так и в работе учителей начальных классов, занимающихся проблемой развития творческого воображения младших школьников.

Структура и объем дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование развития творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных

1.1 Понятие творческого воображения в психолого-педагогической литературе

В связи с переходом на новые программы обучения заметно повысились требования к развитию мышления детей, их творческих способностей. Поэтому в настоящее время способности детей к литературному творчеству не могут не привлекать к себе особого внимания. Следует подчеркнуть, что развитие литературных способностей школьников связано не только с общим умственным развитием, но и эстетическим и эмоциональным воспитанием и, таким образом, оказывает плодотворное влияние на формирование личности в целом [14].

7 стр., 3422 слов

Глава 1. Теоретические основы особенностей воображения и творчества ...

... понятие и функции воображения; изучить виды воображения и способы создания творческих образов; охарактеризовать воображение и творчество в детском возрасте; описать организацию и методы опытно-экспериментальной работы; провести анализ и интерпретация результатов; оценить развитие творческого воображения младших школьников в процессе изобразительной деятельности и его ...

Развитие творческих способностей учащихся – одно из требований, предъявляемых к организации учебного процесса в школе. Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, помочь делать первые шаги в творчестве – задача не из легких.

Как показывают результаты многих психолого-педагогических исследований детского творчества, у детей уже в дошкольном возрасте проявляется потребность в самовыражении [27].

Целесообразность обучения, ориентированного на развитии ребенка, была обоснованна в 30-е годы ХХ века выдающимся русским ученым-психологом Л.С. Выготским.

Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием интеллектуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всепонимающего учителя, его творческого потенциала.

Поэтому перед учителем любой ступени и любого предмета стоят следующие задачи:

  • замечать любые творческие проявления учеников;
  • создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.

Открытый диалог на уроке, свободная мысль являются непременным условием детского творчества [1].

В психологии творчество – психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры. Деятельность, результатом которой является создание новых материальных духовных ценностей. Будучи, по сути, культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект – личностный и процессуальный. Предполагает у субъекта наличие способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Творчество как процесс в начале рассматривалось на основании самоотчетов деятелей искусства и науки, в которых особая роль отводилась озарению, вдохновению и сходным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревания, озарения и проверку. Центральным, специфическим творческим моментом считалось озарение – интуитивное схватывание искомого результата.

11 стр., 5430 слов

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей ...

... работу по развитию творческих способностей младших школьников. Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОССТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 1.1Сущность понятия «проект» и «проектная деятельность» Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными понятиями и категориями как «проект», «деятельность», «творчество», ...

Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в предметной деятельности, доступной анализу. Выделяя специфику психической регуляции процесса творчества, К. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении творческого продукта.

С развитием кибернетики предпринимаются попытки моделировать процессы творчества на компьютере (эвристическое программирование).

Передача техническим устройствам доступных формализации умственных операций резко повысила интерес к тем процессам творчества, которые невозможно формализировать. Зависимость от них научно-технического прогресса – открытий, изобретений и пр. – направила усилия психологов на разработку методов диагностики на стимуляцию творчества и творческих способностей [40].

Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке [9].

Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к творческому поведению. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, но есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новые поведения. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Эту творческую деятельность, основанной на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением [9].

На сегодня воображение является одной из важных, но наименее определенной и изученной стороной человеческой психики. О нем много говорится. Все понимают, что в основе активной преобразовательной деятельности человека, да и всего социума, лежит этот «загадочный психический процесс». Некоторые авторы сводят его к определенным моментам восприятия, мышления и памяти. Для некоторых специалистов понятие «творчество» (творческая деятельность) и «воображение» рядоположены [44].