Выполнение осеннего и зимнего пейзажа кубанского предгорья в технике масляной живописи

Созерцание красоты, наблюдение за быстротечными явлениями природы завораживают людей и становятся объектом наблюдения и познания. Процесс познания природы и есть искусство.

Цит. по: Мальцева Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа. М., 1982 С.4

[10, с.12].

В наше время жанр пейзажа весьма популярен. Даже не искушенный в вопросах искусства человек не безразличен к нему. Изображения природы неизбежно вызывает в человеке воспоминания о чем-то близком, определенные переживания, раздумья, создает настроение. Жанр пейзажа некоторые художники ошибочно считают простым, общедоступным, не требующим высокой квалификации. Создание глубокого образа в пейзажной живописи — дело нелегкое, но дарующее художнику чувство наслаждения картинами природы, мотивами сельского или городского пейзажа.

Целью данного дипломного проекта является выполнение осеннего и зимнего пейзажа кубанского предгорья в технике масляной живописи.

Задачи данного проекта:

  • Изучить искусствоведческую и специальную литературу по вопросу пейзажной живописи;
  • Выявить исторические пути развития пейзажной живописи;
  • Разработать колористическое и композиционное решение осеннего и зимнего пейзажей;
  • Выявить пространство в пейзаже;
  • Изучить особенности родной природы и, прочувствовав её, создать поэтический образ кубанского пейзажа.

Предметом данной дипломной работы является художественно-образное выражение пейзажа в технике масляная живопись. Для работы над дипломным проектом руководящим принципом для нас стало умение освоить полученный опыт обучения и правильно выбрать направление деятельности.

Я родилась и выросла в зоне предгорья (Северский район Краснодарского края).

Для ландшафта нашей местности характерно сочетание гор и равнины. Родители с детства прививали мне любовь к моей малой Родине, мы изучали наш район, проходя туристическими тропами, купаясь в горных речках и глядя с самой высокой вершины района (гора Собер-Оашх) на станицы, простирающиеся у наших ног в голубой дымке. Позже, во время походов и прогулок было собрано много этюдного материала и конечно, мотивы, увиденные в окрестностях станицы Северской, стали главным действующим лицом моего дипломного проекта. Времена года для изображения были выбраны не случайно: снежная зима, столь редко посещающая наши края и золотая осень: красочная, нарядная, вдохновляющая не одно поколение художников. Время года, как и каждое природное явление, мимолетно и вспоминается: «Остановись, мгновение, ты — прекрасно!» («Фауст», Гёте), возможно, попытки искусства зафиксировать реальность и обессмертить идеи и мгновения существуют лишь только из-за неумолимой функции времени. Также нами была осуществлена попытка в данном дипломном проекте запечатлеть однажды увиденное состояние природы и опоэтизировать его средствами масляной живописи . В ходе работы мы, как и положено, после определения темы и образа, приступили к сбору материала — была выполнена серия подготовительных этюдов, разработаны композиционные эскизы, цветовые поиски, выполнены длительные этюды с плановостью, после чего мы подошли к этапу работы с картоном.

4 стр., 1570 слов

Урок развития речи «Изображение пейзажа в живописи и поэзии. ...

... урока “Изображение пейзажа в живописи и поэзии. Подготовка к сочинению – описанию” (тема записывается в тетради). Работа по репродукциям. Что такое пейзаж? Жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. В переводе с ...

Работа велась с применением обобщающей хроматической имприматуры, велась поэтапно. Мы искали и решали большие цветовые и тональные отношения в последовательности от общего к частному и от частного к общему. Наряду с выполнением этюдов, шел сбор теоретического и методического материала для пояснительной записки. Дипломная работа представляет собой два эскиза кубанского пейзажа. Подготовительный материал состоит из иллюстраций, пояснительной записки из 46-ти страниц, приложения и библиографического списка.

холст пейзаж пленэр живопись

1. Из истории пейзажной живописи

Элементы пейзажа можно обнаружить уже в наскальной живописи. В эпоху неолита первобытные мастера схематично изображали на стенах пещер реки или озера, деревья и каменные глыбы. На плато Тассилин-Аджер в Сахаре были обнаружены рисунки со сценами охоты и перегона стад. Рядом с фигурками животных и человека древний художник схематично нарисовал простенький пейзаж, не дающий возможности конкретизировать место действия. В искусстве Древнего Востока и о. Крита пейзажный мотив — довольно часто встречающаяся деталь настенных росписей. Так, недалеко от селения Бени-Хасан в Среднем Египте были найдены скальные гробницы древнеегипетских правителей, живших в 21-20 веках до н.э.

Одна из многочисленных фресок, покрывавших стены погребальных камер, изображает дикую кошку, охотящуюся в густых зарослях. Среди росписей залов знаменитого Кносского дворца на острове Крит обнаружена роспись, названная исследователями «Куропатки в скалах . В древнеримском городе Стабии, разрушенном, как и Помпеи, во время извержения Везувия, среди других росписей, найденных в одном из патрицианских домов, выделяется фреска «Морской порт, представляющая собой настоящий морской пейзаж [7, с.14]. В качестве самостоятельного жанра пейзаж появился уже в VI веке в китайском искусстве. Картины средневекового Китая очень поэтично передают окружающий мир. Одухотворенная и величественная природа в этих работах, выполненных в основном тушью на шелке, предстает как огромная вселенная, не имеющая границ. Традиции китайской пейзажной живописи оказали большое влияние и на японское искусство.

В Европе пейзаж, как отдельный жанр, появился намного позже, чем в Китае и Японии. В период Средневековья, когда право на существование имели лишь религиозные композиции, пейзаж трактовался живописцами как изображение среды обитания персонажей. Большую роль в формировании пейзажной живописи сыграли европейские миниатюристы. В средневековой Франции при дворах герцогов Бургундских и Беррийских в 1410-х годах работали талантливые иллюстраторы братья Лимбург — создатели очаровательных миниатюр к часослову герцога Беррийского. Эти изящные и красочные рисунки, рассказывающие о временах года и соответствующих им полевых работах и развлечениях, показывают зрителю природные ландшафты, выполненные с мастерской для того времени передачей перспективы. Ярко выраженный интерес к пейзажу заметен в живописи Раннего Возрождения. И хотя художники еще очень неумело передают пространство, загромождая его ландшафтными элементами, не сочетающимися друг с другом по масштабу, многие картины свидетельствуют о стремлении живописцев добиться гармоничного и целостного изображения природы и человека. Таково полотно «Шествие волхвов» (первая половина XV века, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) итальянского мастера Стефано ди Джованни по прозвищу Сасетта. Значительный шаг вперед по пути развития пейзажной живописи, сделал швейцарский художник XV века Конрад Виц, показавший в своей композиции на религиозный сюжет конкретную местность — берег Женевского озера. Более важную роль пейзажные мотивы начали играть в эпоху Высокого Возрождения.

6 стр., 2824 слов

«Русский пейзаж. Поэзия природы» — описание

... Русский пейзаж. Поэзия природы». Каким одним словом мы можем назвать музыку, живопись, литературу, кино, театр? (ответы ребят). Верно, искусство. А зачем нужно искусство человеку, ... сила, ... человека». («оказывает влияние на душу человека») А что значит «оказывает влияние на душу человека»? В нашем классе, который превращается в художественную лабораторию, будет работать художник. У него будет такое ...

Многие художники стали внимательно изучать натуру. Отказавшись от привычного построения пространственных планов в виде кулис, нагромождения деталей, несогласованных в масштабе, они обратились к научным разработкам в области линейной перспективы.

Теперь пейзаж, представленный, как цельная картина, становится важнейшим элементом художественных сюжетов. Так, в алтарных композициях, к которым чаще всего обращались живописцы, ландшафт имеет вид сцены с человеческими фигурами на первом плане ( Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2000. 175 с). Вплоть до XVI столетия художники включали в свои произведения пейзажные детали лишь в качестве фона для религиозной сцены, жанровой композиции или портрета. Ярчайшим примером тому является знаменитый портрет Моны Лизы (ок.1503, Лувр, Париж), написанный Леонардо да Винчи. Великий живописец с замечательным мастерством передал на своем полотне неразрывную связь человека и природы, показал гармонию и красоту, которые на протяжении вот уже многих столетий заставляют зрителя в восхищении замирать перед «Джокондой. За спиной молодой женщины открываются безграничные просторы вселенной: горные вершины, леса, реки и моря. Этот величественный ландшафт подтверждает мысль о том, что человеческая личность так же многогранна и сложна, как мир природы. Но постичь многочисленные тайны окружающего мира люди не в силах, и это словно подтверждает загадочная улыбка на устах Джоконды.

В создании пейзажного жанра большую роль сыграли мастера венецианской школы. Первым художником, придававшим пейзажу огромное значение, стал Джорджоне, работавший в начале XVI столетия. Природа является главным персонажем его картины «Гроза». Идея единения человека и природы, нашла отражение в таких работах мастера, как «Три философа (1507-1508, Музей истории искусства, Вена) и «Спящая Венера (1508, Картинная галерея, Дрезден).

2 стр., 770 слов

Роль природы и пейзажа в романе Герой нашего времени

... поступках, словах и мыслях. Роль природы и пейзажа в романе Герой нашего времени ... небо». Все это подсказывало о приближении бури в природе и приближении неприятностей. История любви Бэллы и Печорина необыкновенна, при этом ... разливался по своду»). Природа, использование пейзажа в романе отражается на характере Печорина. Восприятие Григорием родных просторов, перемещение по ним на быстрой лошади – ...

В последней композиции, спящая молодая женщина как будто олицетворяет восхитительную итальянскую природу, пронизанную горячим южным солнцем. Джорджоне оказал значительное влияние на Тициана, позднее возглавившего венецианскую школу. Тициан сыграл большую роль в формировании всех жанров европейской пейзажной живописи. Знаменитый художник не оставил без внимания и пейзаж. На многих его полотнах предстают величественные образы природы. Восхитительны тенистые рощи, в которых мощные деревья заслоняют путника от палящих солнечных лучей.

Среди густой травы видны фигуры пастухов, домашних животных и диких зверей. Деревья и растения, люди и животные — дети единого мира природы, прекрасного и величественного. Уже в раннем полотне Тициана «Бегство в Египет (Эрмитаж, Санкт-Петербург) изображение природы на заднем плане затмевает печальную сцену бегства Святого семейства в Египет. Традиции венецианской школы нашли отражение в живописи испанского художника Эль Греко. Грек по происхождению (настоящее имя — Доменикос Теотокопулос), он оставил свою родину, Кипр, и уехал в Венецию, а затем поселился в Испании. Среди самых известных картин мастера — пейзаж «Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-Музей, Нью-Йорк).

Эль Греко очень эмоционально и живо передает природу в момент грозы. По небу несутся свинцовые тучи, освещаемые вспышками молний. Застывший серебристо-серый город с домами, башнями, церквями кажется в таинственном фосфорическом свете сказочным видением.

[Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. М., 1992., с. 120].

Полные лирического чувства и поэтической прелести картины изображают окружающий мир в разное время года и в различные часы суток. Но все же большая часть этих пейзажей передает природу в минуты затишья, когда низкие облака медленно плывут над землей, окутанной влажной, туманной атмосферой, а солнечные лучи, пробиваясь сквозь тучи, легко ложатся на воду каналов, ветви деревьев, крыши зданий. Для большинства голландских пейзажей характерен приглушенный колорит, состоящий из светло-серебристых, оливково-охристых, коричневатых оттенков, близких к естественным краскам природы. Положенные на холст с помощью тонких, ювелирно точных мазков, эти цвета убедительно и реалистично передают вещественность окружающего мира. Ян Ван Гойен «Пейзаж», Ян Ван Гойен, новоположник реалистического пейзажа в голландской живописи, равно как и другой голландский пейзажист, Филипс Конинк, с большой достоверностью показывал вересковые дюны, берега и речные заводи, деревья, ветряные мельницы, болота, каналы, морские просторы. С тонким лиризмом передает дороги с деревьями по обочинам и аллеи в лесу замечательный художник Мейндерт Хоббема. Главная особенность пейзажей другого голландского мастера, Альберта Кейпа, — соединение пейзажа с анималистическим жанром. Его картины восхищают зрителя своими насыщенными и звучными красками. Интерес к изображению природы проявлял и знаменитый голландский жанрист, Ян Вермер Делфтский.

В его обширном творческом наследии всего два пейзажа, но и в них он сумел проявить свое величайшее мастерство. Чудесный город, омытый дождем и освещенный робкими солнечными лучами, представлен на красочном полотне «Вид Делфта (до 1660, Маурицхейс, Амстердам).

31 стр., 15238 слов

Исследования; — выявить педагогические возможности пейзажной ...

... РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ Возникновение пейзажа как жанра живописи Произведения изобразительного искусства, главным образом живописи, делится по жанрам. В зависимости от ... искусстве Русский пейзаж - сочетание, имеющее двойственный смысл. Означает красоту русской природы, особенный ландшафт Восточно-Европейской равнины, которым вдохновлялись многие художники, ...

Тихий уголок города изображен в пейзаже «Улочка (до 1660, Рейксмузеум, Амстердам).

Используя простой мотив, Вермер сумел придать своему пейзажу, исполненному в гамме кирпично-красных оттенков, глубокую содержательность и значимость.

Поражает то, с каким мастерством художнику удалось соединить в своих картинах тщательность в изображении всех деталей с виртуозной передачей световоздушной атмосферы [Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2000. 368 с.].

[Вагнер А.К. С веком наравне. М.: 1990.50с.]

Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. М., 1992. 35 с.

В XVIII веке широкое распространение получила «ведута» — разновидность пейзажного жанра, сформировавшегося в венецианской живописи. Свое начало она ведет от городского, или архитектурного, пейзажа, элементы которого появились еще в искусстве

Средневековья. Замечательными мастерами «ведуты» были Франческо Гварди, Антонио Каналетто, Бернардо Беллотто. Дальнейшее развитие пейзажная живопись получила и в искусстве Франции. Антуан Ватто, которого называли «живописцем галантных праздников , писал мечтательные сцены на фоне чудесных парков. Его пейзажи, выполненные нежными и трепетными красками, очень эмоциональны, они передают разнообразные оттенки настроения («Паломничество на остров Киферу, 1717, Лувр, Париж).

Ярким представителем искусства рококо был французский художник Франсуа Буше, создававший пейзажи, полные чувственного очарования. Словно сотканные из голубых, розовых, серебристых оттенков, они кажутся восхитительными волшебными грезами («Пейзаж в окрестностях Бове, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

У Буше учился другой французский художник, работавший в стиле рококо, — Жан Оноре Фрагонар, чьи красочные пейзажи, пронизанные воздухом и светом, передают свежесть воздуха, тепло солнечных лучей, трепетное движение листвы на деревьях («Сады виллы дЭсте, собрание Уоллес, Лондон).

Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. М., 1992. 373 с.

Видоизмененные традиции импрессионистов использовали в своей живописи художники-постимпрессионисты. С позиций монументального искусства представляет величественную красоту и мощь природы Поль Сезанн. Полны мрачного, трагического чувства пейзажи Винсента ван Гога. Солнечные блики на поверхности воды, трепетность морского воздуха и свежесть зелени передают полотна Жоржа Сёра и Поля Синьяка, выполненные в дивизионистской технике. В XX веке к пейзажному жанру обращались представители самых различных художественных направлений. Яркие, напряженно звучные картины природы создавали фовисты: Анри Матисс, Андре Дерен, Альбер Марке, Морис Вламинк, Рауль Дюфи и др. Кубисты (Пабло Пикассо, Жорж Брак, Робер Делоне и др.) выполняли свои пейзажи с помощью расчлененных геометрических форм.

Вагнер А.К. С веком наравне. М. 1975

.1 Из истории русской пейзажной живописи

Островский Н.К. Рассказы о русской живописи. М, 1971. С.27.)

Галактионова, А.Е. Мартынова, посвятивших свое искусство Петербургу: его дворцам, набережным, каналам, паркам. М.Н. Воробьев воспитал целую плеяду замечательных пейзажистов. В их число входили братья Г.Г. и Н.Г. Чернецовы, К.И. Рабус и др. Ряд чудесных литографических акварельных пейзажей с видами окрестностей Петербурга, выполнил А.П. Брюллов, брат знаменитого К.П. Брюллова, позднее ставший архитектором. Но произведения этих мастеров тускнеют рядом с картинами Сильвестра Феодосиевича Щедрина, запечатлевшего на своих полотнах яркую красоту итальянской природы .

9 стр., 4322 слов

Основы монументально-декоративной живописи в европейском искусстве

... произведения, но и находить эквивалентные жизнестойкие формы. 1.1 Монументально-декоративная живопись в Европе Монументальная живопись - род искусств, пластических охватывает широкий круг произведений, создаваемых для ... звучания, полных титанической мощи и напряжённого драматизма произведений монументального искусства. Статуя Давида работы Микеланджело, его же росписи потолка Сикстинской капеллы и ...

Островский Н.К. Рассказы о русской живописи. М, 1971).

  • (Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж 18 — начала 20 века. М., 1956.)

2. Этюдная живопись на пленэре

Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. — М.: Просвещение, 1989).

.1 Целенаправленный выбор пленэрного мотива

Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. — М.: Просвещение, 1989)., Определение общего тона и общего цветового состояния натуры в условиях пленэра., Выявление в этюдах соотношения предметного и обусловленного цвета натуры.

Моделировка больших форм при помощи тона и цвета. Проработка деталей является промежуточной стадией в работе над картиной, которая придаёт предметам материальность. Однако, в завершающей стадии — обобщения, некоторые детали могут быть списаны, поскольку могут отвлекать от главного в этюде.

Образные и пластические задачи пленэрной живописи. Очень сложная, но вместе с тем и самая важная задача, решение которой во многом определяет мастерство художника. Художник, подобно Творцу, который создает новое, он не фиксирует природу, или определенные явления, а передает её смысл, суть, порой ради этого, жертвуя формой.

Виннер А.В. «Как работать над пейзажем масляными красками». Профиздат, 1971)., Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты., М.: Просвещение, 1989.)., Дурылин С.Н. Нестеров — М.: Изд, Денисенко В.И. Теория обучению изобразительному искусству. КубГУ. Краснодар. 2008).

3. Ход работы

3.1 Замысел и его пластическое решение

Мировая история искусства насчитывает большое количество образцов пейзажной живописи. Тематическое, композиционное, тональное, цветовое, пластическое решение произведений настолько разнообразны, что, наверное, жизни не хватит, чтобы испробовать их все на личном опыте.

URL: http // www.isaak-levitan.ru/master/14. php

3.2 Сбор материала

Наблюдение природы поражает своим величием. Неповторимые образы, меняющиеся каждую минуту, хочется остановить и созерцать долго, а мгновение ока запечатлеть в визуальном образе посредством живописи.

Многие годы я наблюдала родное предгорье, за время обучения было выполнено много зарисовок, рисунков, этюдов, работ от состояния полуденного летнего зноя, до холодных пасмурных вечеров. Материал подбирался соответственно поставленным задачам, поэтому можно наблюдать этюды пейзажей, выполненных маслом, на различное цветовое и тональное состояние природы (Прил. Б).

Значительное количество времени, выделенное на работу над дипломным проектом, было затрачено на выполнение поискового материала — наброски, зарисовки, этюды длительные и кратковременные, на цветовое и тональное состояние и на проработку деталей. Наиболее выразительные этюды были выбраны кафедрой для дальнейшей их разработки, как дипломных эскизов (Прил. Б).

4 стр., 1582 слов

Основные выразительные средства в рисунке и живописи

... средства — и выразительные средства, связанные с характером образности произведения (сюжетно-ассоциативный комплекс). Совокупность характерных для определённого вида или произведения изобразительных средств и специфика их применения называется изобразительным языком. 1.1 Рисунок ...

3.3 Выполнение картона, подготовка холста

Виннер А.В. «Как работать над пейзажем масляными красками». Профиздат, 1971)., Виннер А.В. «Как работать над пейзажем масляными красками». Профиздат, 1971).

На основании одобренных кафедрой и дипломным руководителем этюдов, и эскизов, мы приступили к выполнению картонов к обоим эскизам дипломного проекта. Картоны выполнялись мною непрессованным углем. Основой послужил лист бумаги, натянутый на планшет.

Для того, чтобы добиться воздушной среды (теплой) и, вместе с тем, определить колорит, мы применили теплую имприматуру (охра в разбеле), как в осеннем пейзаже, так и в зимнем. Далее был сделан подмалевок, для этого был применен ультрамарин в разбеле, на данном этапе было определено композиционное решение обоих эскизов. Следующим этапом была выполнена первая прописка. Краски, сильно разбавленные пененом, наносились на холст полупрозрачным слоем. После полного высыхания слоя первой прописки, в тех частях дипломных эскизов, где предполагаются темные места, жидко наносится умбра с белилами и оставляется до полного высыхания слоя.

3.4 Завершение работы

Следуя накопленному эскизному и натурному материалу, — этюдам и эскизам, следующим этапом, мы приступаем к более полноцветному, детальному прописыванию деталей

Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. — М.: Просвещение, 1989)., Виннер А.В. «Как работать над пейзажем масляными красками». Профиздат, 1971).

На завершающем этапе изображение было обобщено, где-то лессировками, где-то более плотными мазками.

Основными задачами работы над пейзажем, были: передача свето-тоновых отношений, передача пространства, плановости, освещенности.

Виннер А.В. «Как работать над пейзажем масляными красками». Профиздат, 1971).

Заключение

Вл. Петров «Исаак Ильич Левитан», Художник Росии, Спб, 1993)., Вл. Петров «Исаак Ильич Левитан», Художник России, Спб, 1993).

Мы старались выразить в данной работе любовь к своей малой родине, природа, которой «широко […] по лицу земли в красе царственной развернулася» (И.С. Никитин), используя все свои навыки, приобретенные за предшествующие годы обучения, постаралась создать свой «пейзаж души», представив на суд зрителя различные по своему настроению пейзажи. Один — покрытые столь редким на Кубани снегом небольшие горы, которые словно поясом охватывают наш район. Снег придает пейзажу ощущение свежести, оживляет его, укрывая белым одеялом унылость и грязь быстротечной кубанской зимы, сообщая тем самым зрителю оптимистичный настрой, предвосхищая скорую весну. На втором эскизе изображены задворки кубанской станицы: дорога, уходящая в лес, придорожные кусты и деревья, роняющие листву, мы постарались увидеть в них поэтическое настроение, оказалось, что в таком привычном уголке природы прекрасно и холодное небо, оттенённое багряной листвой, и все отношения особых красок; прекрасны все её линии и ритмы, даже самые спокойные и простые. Конечно, дипломный проект предназначен для того, чтобы суждения о нем высказывали профессионалы, но мы надеемся, что и простой зритель станет сопереживать нам, и в привычном, казалось бы, для него пейзаже увидит скромную красоту кубанской природы и будет сопереживать нам.

34 стр., 16515 слов

Примеры дипломных работ детская школа искусств

... этапы творческого процесса, условия творческого мышления и формирование творческой личности. Во второй главе рассматриваются вопросы взаимодействия музыкального искусства ... способы воспитания творческой личности. Целью данной работы является создание концепции творческого развития способностей учащихся ... изучения является МОУ ДОД «Бейская музыкальная школа» с. Бея. Структура: Первая глава посвящена ...

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/na-temu-peyzaj-maslom/

1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. — М.: Просвещение, 1989.

  • Волков Н.Н. Цвет в живописи. — Иск., 1985. — М.: Искусство, №5 1963.
  • Волков Н.Н.

О живописной культуре.

  • Виннер А.В. «Как работать над пейзажем масляными красками». Профиздат, 1971
  • Астафьев Б.В.

Русская живопись. Мысли и думы.Л., 1966.

  • Бенуа А.Н. История русской живописи в 19 веке. М.
  • Богемская К.Г.

Пейзаж. Страницы истории. М., 1992.

  • Вагнер А.К. С веком наравне. М.
  • Дурылин С.Н.

Нестеров — М.: Изд. Молодая гвардия, 2004.

  • Денисенко В.И. Теория обучения изобразительному искусству. Краснодар, КубГУ.: 2008.
  • Ильина Т.В.

История искусств. Западноевропейское искусство.3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2000.

  • История русского искусства. Энциклопедия под редакцией Н.Г. Машковцева — М.: 1957.
  • Крымов Н.П.

Статьи, воспоминания. — М.: Просвещение, 1960

  • Мальцева Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа. М, 1982
  • Мастера искусства об искусстве Т.7 Искусство народов СССР.

XIX-XX вв. — М.: Изд. Искусство, 1970г. с.405.

  • Островский Н.К. Рассказы о русской живописи. М, 1971.
  • Памятники мирового искусства.

Русское искусство 19 — начала 20 века. М., 1972

  • Вл. Петров «Исаак Ильич Левитан», Художник Росии, Спб, 1993.
  • Пришвин М.М.

Зеркало человека, М., 1986.

  • Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. М., 1981.
  • Стасевич В.Н.

Пейзаж. Картина и действительность. М., 1984.

  • Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж 18 — начала 19 века. М., 1953.23. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж 18 — начала 20 века. М., 1956.
  • Энциклопедический словарь Ф.А.

Брокгауза и И.А. Эфрона. — С. — Пб.: Брокгауз-Эфрон.1890 — 1907.

  • Ягодовская А. О пейзаже. М., 1963.

Приложения

Приложение А

7

Рисунок А.1 Леонардо да Винчи, «Джоконда», ок.1503, Лувр, Париж.

Рисунок А.2. Поленов Д.А. «Ранний снег»,1891.

Рисунок А.3. И.И. Левитан «Осень. Октябрь»

Рисунок А.4. И.И. Левитан «Владимирка»,1892.

Рисунок А.4.И. И. Левитан «Осенний солнечный день».

Рисунок А.5. И.И. Левитан «Осень».

Приложение Б

Ход работы

Рисунок Б. 1.1 этап работы над пейзажем. Подмалевок.

Рисунок Б. 2.2 этап работы над пейзажем. 1-я прописка

Рисунок Б. 3.3 этап работы над пейзажем. Лессировка

Рисунок Б. 4.4 этап работы над пейзажем. Прописка деталей

27 стр., 13392 слов

Детский рисунок как продукт художественного творчества

... продуктов детской деятельности (сюжетно — тематических рисунков). Наиболее эффективно развитие детского творчества ... детское творчество”, его содержание, этапы формирования. 2) Рассмотреть и выделить особенности развития детского творчества. 3) Рассмотреть сюжетное рисование как средство развития детского творчества ... Проблема развития детского творчества рассматривалась в работах известного педагога- ...

Приложение В

Рисунок В. 1.2 этап работы над пейзажем. 1-я прописка, лессировка

Рисунок В. 2.3 этап работы над пейзажем. 2-я прописка

Рисунок В. 3.3 этап работы над пейзажем. Прописка темных пятен