Художественный мир Бориса Рыжего: мотивная структура

Борис Борисович Рыжий (1974 — 2001) — уральский поэт, фамилия которого не является псевдонимом и говорит сама за себя. Б.Б. Рыжий родился и большую часть жизни прожил в Екатеринбурге, но благодаря поэтическому таланту он обрёл известность и в России, и за её пределами. На годы жизни Б.Б. Рыжего пришлись непростые для России времена — это развал СССР, перестройка, установление в стране нового порядка. Когда внешне происходят такие перемены, они не могут не коснуться внутренней жизни человека, особенно — поэта («Поэт, живущий в громоздком, грязном и рушащемся на его глазах государстве, плачет всегда» Казарин Ю.В. Поэт Борис Рыжий. — 2 изд., доп. — М.; Екб: Кабинетный уч?ный, 2016. — С. 58.).

Возможно, из-за этого так сильны в творчестве Б.Б. Рыжего мотивы разрушения, неустойчивости, конца, смерти. В одном из последних стихотворений, переосмысливая свою жизнь и творчество, автор пишет:

«Молчал, стихи записывал в тетрадку, / в которых строчки двигались к концу» Рыжий Б.Б. В кварталах дальних и печальных: Избранная лирика. Роттердамский дневник. 4-е изд. — М. Искусство — XXI век, 2015. — С. 516..

Хоть прежний уклад страны и разрушился, но мир, созданный автором в поэтических строках, будет жить бессрочно.

Популярность Б.Б. Рыжего набирает обороты только сейчас, через пятнадцать лет после его смерти: только сейчас начинают появляться в широкой продаже книги о поэте, выпущено первое собрание стихотворений Б.Б. Рыжего. Пожалуй, два события обратили внимание на творчество автора: получение премии «Антибукер» (в 2000-м году) и безвременный и трагичный уход из жизни (в 2001-м году).

Б.Б. Рыжий в своих стихотворениях очень точно передал упадническое настроение своего поколения 90-х годов. Но его слог, с одной стороны, изящный (опирается на классическую поэзию), а с другой стороны, слишком «натуральный», «реальный» (такой, каким говорят, а не «строят»), только сейчас массовый читатель начал признавать и воспринимать. В раннем стихотворении Б.Б. Рыжий пишет Рыжий Б.Б. В кварталах дальних и печальных: Избранная лирика. Роттердамский дневник. 4-е изд. — М. Искусство — XXI век, 2015. — С. 31.:

«Меня, наверно, не поймут потомки, / Но что поделать, я уже в пути, / Строкой порву ушные перепонки / И влезу в ваши воспалённые мозги!».

6 стр., 2732 слов

Друзья Пушкина в лицее. Самые счастливые и беззаботные годы в жизни поэта

... выпуск лицеистов, куда бы их не забросила жизнь, отмечали день открытия Лицея и вспоминали друг друга, Пушкин пишет о своих друзьях: поэте и декабристе Вильгельме Карловиче Кюхельбекере, о мореплавателе ... Федоре Федоровиче Матюшкине, о погибшем на двадцатом году жизни в Италии ...

Действительно, теперь современные поэты называют своим идеалом Б.Б. Рыжего Орловский А. «Живые поэты» в цифрах: кто, откуда и зачем присылает стихи нам в редакцию». // M24.ru сетевое издание. — 2016. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.m24.ru/m/articles/101221. (дата обращения: 09.11.2016)., а социальные сети пестрят цитатами из его стихотворений.

Первые статьи о Б.Б. Рыжем стали выходить в 1999 — 2000-х годах. В основном, о поэте писали его друзья, поэты и филологи, живущие на Урале, например, О.В. Дозморов Дозморов О. Кытлым, Кышлым и Кытлым: история создания нескольких стихотворений Бориса Рыжего. Russian literature LXII (2000) I. 2000., А.А. Пурин Пурин А. «Под небом, выпитым до дна» // Звезда. — 2001. — №1., И.З. Фаликов Фаликов И. …with love//Независимая газета. — 1999. -22 декабря. №239 (2055).

и т.д. В этих работах большая часть уделяется личности Б.Б. Рыжего: «Но за всем этим внешним, анкетным благополучием и преуспеянием роился тот психомахический «страшный мир» — мир душевных междоусобиц и смертельных разладов, который Борис Рыжий с такой настойчивостью воссоздавал и пересоздавал в стихах» Пурин А. «Под небом, выпитым до дна» // Звезда. -2001. -№1. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://opushka.spb.ru/text/purin_rigiy.shtml. (дата обращения: 09.11.2016)., а также отдельным стихотворениям поэта. Статьи небольшие, в основном, занимают несколько страниц, и в них даётся высокая оценка творчеству Б.Б. Рыжего.

После смерти поэта интернет и периодические издания запестрили статьями о творчестве и жизни Б.Б. Рыжего. Стоит выделить статью Д.Л. Быкова, в которой критик пишет, что смерть Б.Б. Рыжего позволила поколению сплотиться вместе, почувствовав себя несчастным и потерянным Быков Д. Портрет четвертый: Рыжий //Трибуна [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.anekdot.ru/salon/tribuna4.html . (дата обращения: 09.11.2016); Блуд труда. Эссе. СПб.; М.: Лимбус Пресс, 2002. (Серия «Инстанция вкуса»)..

Д.Л. Быков говорит о гармоничной связи в поэзии Б.Б. Рыжего традиции и новизны, едко отзывается о желании современников срочно канонизировать поэта.

Стоит обратить внимание и на то, что Б.Б. Рыжего сразу несколько критиков называют «последним советским поэтом» — это Л.П. Быков Быков Л.П. Борис Рыжий: последний советский поэт? // Советское прошлое и культура настоящего. Монография: В 2 т. / Отв. ред. Н.А. Купина, О.А. Михайлова. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2009. T. 1. — С. 167-174 (Труды Уральского МИОНа. Вып. 21)., И. О. Шайтанов Шайтанов И. Борис Рыжий: последний советский поэт? // Арион. 2005. № 3; Дело вкуса: Книга о современной поэзии. — М.: Время, 2007. — С. 519-533. и т. д., в работах авторы говорят о советской традиции в семье поэта, что впоследствии нашло отражение в его стихотворениях (с чем сложно не согласиться).

Некоторые исследователи считают, что Б.Б. Рыжий — это «первый поэт поколения»: «Пусть насмешливо и иронично по отношению к себе, но и в таком ключе Рыжий даёт знать читателю свою самооценку: и первый поэт, (ну и что ж, что пьяный, это так свойственно поэту земли русской!), и «любящий сын поэзии русской!» Кресикова И. Последний поэт Империи… Поэзия, жизнь и смерть Бориса Рыжего. // Научно-культурологическй журнал Культура. — 2015. — №6 [294]. [Электронный ресурс].Режим доступа: www.woa/wa/Main?textid=4237&level1=main&level2=articles. (дата обращения: 09.11.2016).

8 стр., 3703 слов

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии

... Поэзия Пушкина вечна, ибо она обращена ко всему прекрасному в человеке. Для каждого большого поэта вопрос о назначении поэта и поэзии не просто одна из традиционных поэтических тем, ... условием творчества поэт считает свободу. Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с таким маститым поэтом, как Державин. Поэтические строки Пушкина в отличие ...

Интересно, что в самом начале исследования творчества Б.Б. Рыжего, критики сравнивали творчество поэта с творчеством С.А. Есенина Коляда Н. По есенинскому следу. Стихи русского поэта странным образом хорошеют после его смерти // Независимая газета. Кулиса. — 2001. — 18 мая. — № 10 (69).. Но чем больше проходит времени, тем более становится ясно, что точки соприкосновения этих поэтов — это только имидж. В вышедшей недавно книге, посвященной исследованию стихотворений Б.Б. Рыжего, филологи находят интертекстуальные переклички и параллели Борис Рыжий: поэтика и художественный мир: сб. науч. ст. и докл. / под ред. Н.Л. Быстрова, Т.А Арсеновой. — М.; Екб: «Кабинетный учёный», 2015. — 228 С. Б.Б. Рыжего и С. М. Гандлевского, и И.А. Бродского, и М.Ю. Лермонтова, и В.В. Маяковского (который, кстати, был кумиром юного Бориса), и Б.Л. Пастернака, и А.А. Блока; статей же о сходстве поэзии Б.Б. Рыжего и С.А. Есенина становится всё меньше, и это вполне оправдано. Сам Б.Б. Рыжий в стихотворении 1999-го года пишет: «Прости былому хулигану — / что там? — поэзию и мрак» Рыжий Б.Б. В кварталах дальних и печальных: Избранная лирика. Роттердамский дневник. 4-е изд. — М. Искусство — XXI век, 2015. — С. 465., и в этих строках, конечно, читается отсылка к С. А. Есенину, но у лирического героя С.А. Есенина синонимичны были скорее понятия «хулиган» и поэзия кабацкая (о том, как «петь и плясать»), но никак не «хулиганство» и «мрак» (как у лирического героя Б.Б. Рыжего).

Это два разных поэта, общие точки соприкосновения у них — это, во- первых, о созданный ими имидж хулигана, во-вторых, простота слога. Но принципиально это два абсолютно разных подхода к поэзии, глубинные темы лирики двух поэтов кардинально разнятся, как разнятся их взгляды на жизнь и мировосприятие. А.А. Пурин, друг Б.Б. Рыжего, отмечает: «Не припоминаю, кстати, чтобы Рыжий говорил что-либо о Есенине (а, по-моему, лишь о стихах он и говорил — о чём же ещё?) — разве что высказывал справедливую мысль: всё лучшее в Есенине — от Блока, а раз так — вернемся к первоисточнику…» Фаликов И. З. Борис Рыжий. Дивий Камень. — М.: Молодая гвардия, 2015. — С. 176..

Основные труды, на которые мы будем опираться в исследовании — это четыре книги о Б.Б. Рыжем. Первая — монография Ю.В. Казарина «Поэт Борис Рыжий» Казарин Ю. В. Поэт Борис Рыжий. — 2 изд., доп. — М.; Екб: Кабинетный учёный, 2016. — 324 С.. Эта монография — первый труд о поэте масштаба целой книги. Монография написана действительно увлекательно, чувствуется, что поэт небезразличен автору книги. Ю.В. Казарина и Б.Б. Рыжего, кроме того, что они лично знали друг друга, объединяет Екатеринбург (в котором оба прожили большую часть жизни) и любовь к литературе.

В предисловии к книге Ю.В. Казарин отмечает тот факт, что «текст данного издания, на мой взгляд, почти лишен мифологичности и мифологизации Б. Рыжего — человека и поэта. Если в книге и возникает образ поэта, то он тяготеет к архетипу поэта вообще, русского поэта, поэта как такового. Образ человека в книге остается объективным. <…> Человек и поэт в этой книге едины» Казарин Ю.В. Указ. соч. — С. 7..

47 стр., 23077 слов

Борис Пастернак: портрет на фоне эпохи

... имевших значительное место в его становлении как поэта и писателя. Ранний период жизни и творчества Бориса Пастернака описан в книге Смолицкого В.Г. "Я жил в те дни": ... [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/pasternak/ Источники личного происхождения составили основу работы. В первую очередь, это письма Бориса Пастернака, помещенные в сборнике "Письма к родителям и сестрам"2, которые ...

В монографии Ю.В. Казарин умело сочетает биографию поэта с критическим анализом его стихотворений. Автор отмечает, что «музыка была основой существования Бориса Рыжего. В его стихах на вербальном уровне слово и понятие «музыка» являются наиболее частотными. Музыка в его поэзии — это и лейтмотив, и концепт, и макротема. Музыка для поэта Б. Рыжего — это и причина, и процесс, и результат его поэтического выражения…» Казарин Ю.В. Указ. соч. — С. 59..

Сложно не согласиться с автором монографии: при чтении стихотворения Б.Б. Рыжего, чувствуется музыкальность слога, да и мотив музыки, тема музыки в его стихотворениях — одна из встречающихся наиболее часто. Песни на стихи Б.Б. Рыжего исполняют А. Крамаренко, С. Никитин, С. Труханов, голландская группа Де Кифт; спектакль «Рыжий» («Мастерская Петра Фоменко») также отличается музыкальностью Фаликов И.З. Борис Рыжий. Дивий Камень. — М.: Молодая гвардия, 2015. — С. 379.

Об особой роли музыки в жизни Б.Б. Рыжего — в первую очередь поэта, пишет в серии «ЖЗЛ» другой уральский исследователь — И.З. Фаликов Фаликов И.З. Борис Рыжий. Дивий Камень. — М.: Молодая гвардия, 2015. — 382 С. (и это вторая книга о Б.Б. Рыжем, на которую мы буде опираться в данной работе).

«У Рыжего много стихов об уличных музыкантах и вообще об уличной музыке. Это о себе? Поэт улицы, уличный мальчишка. Так? Не так. Близкие знали: он по сути домосед и неделями не выходит из дому» Фаликов И.З. Указ. соч. — С. 8.. Подтверждение в том, что музыка была в жизни поэта главным, И.З. Фаликов находит в словах его друзей и знакомых: «Было в нём и его стихах что-то от Блока, попавшего в силу обстоятельств времени в провинциальную, постсоветскую, бедную — и всё-таки «музыкальную» среду. В разговорах он не раз возвращался к мысли о необходимости поменять «пластинку» …» Фаликов И.З. Указ. соч. — С. 182..

Сама книга И.З. Фаликова о Б.Б. Рыжем похожа на сложную музыкальную композицию; в ней переплетаются: история Екатеринбурга, письма, интервью, телефонные звонки, воспоминания друзей и родственников, газетные заметки, аналитические статьи… и всё это объединено единой темой: жизнь и творчество Б.Б. Рыжего.

Интересно и то, что при всём уважении И.З. Фаликова к Б.Б. Рыжему, он не превозносит уральского поэта до небожителя. Например, автор книги пишет: «Борис Рыжий не открывал тему окраины. Это уже было до него» Фаликов И.З. Указ. соч. — С. 165. Затем в книге И.З. Фаликов приводит интервью с Б.Б. Рыжим: «Поймите, я никогда не оценивал себя в масштабах города Екатеринбург. Я хотел писать лучше, чем Пастернак, я хотел писать лучше, чем Бродский. Я считал себя человеком мира с раннего детства» Фаликов И.З. Указ. соч. — С. 222. Человек мира, который просто «хотел» писать лучше, чем… Но получилось ли это у Б.Б. Рыжего? Наверное, среди лучших не бывает первых, поэтому получилось по-другому, по-своему, по-особенному сильно и талантливо.

Стоит заметить, что книга И.З. Фаликова о Б.Б. Рыжем, выпущенная в популярной серии «ЖЗЛ», сделала известным уральского поэта более широкому кругу читателей. Ведь известно, что многие читают книги «ЖЗЛ» не потому, что интересуются какой-либо личностью, а как отдельный биографический роман. Таким образом, популярность Б.Б. Рыжего выросла, благодаря выходу книги в серии «ЖЗЛ».

15 стр., 7006 слов

Основные мотивы и жанровое своеобразие лирики А.К. Толстого. ...

... к окружающей природе, он тонко ощущает её красоту. В лирике Толстого преобладают стихотворения пейзажного типа. В конце 50-60 годов в произведениях поэта появляются восторженные, народно-песенные мотивы. лирики Толстого ... человека (и это конечно очень грустно). А ведь А.К. – великий русский поэт, писатель, драматург, член-корреспондент Петербургской академии наук. По его произведениям в ХХ веке было ...

В книгах о Б.Б. Рыжем и Ю. В. Казарина, и И.З. Фаликова, существует один и тот же посыл, основополагающий для всего, что касается гуманитарного знания: литература пуста, если не опирается на традицию. Известно, что в традиции российской филологии в первую очередь исследуется понятие «диалог» (в т. ч. благодаря работам М. М. Бахтина Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т — М.: «Русское слово», 1996. См. Т. 2: «Проблемы творчества Достоевского», 1929. Статьи о Л. Толстом, 1929. Записи курса лекций по истории русской литературы, 1922-1927. — 2000. — 798 С.), а не понятие «разговор».

Диалог (в отличие от разговора) предполагает двустороннюю связь; и чем эта связь глубже, шире, качественнее в художественном произведении, тем выше ценится это произведение искусства.

Текст — это «площадка», на которой происходит общение в отчужденной форме. За каждым текстом стоит контекст, более точно -затекст («событие, связывающее современность текста и разновременность читающего и исследующего текст» Махлин В.Л. Второе сознание: Подступы к гуманитарной эпистемологии. — М.: Знак, 2009. — С. 342.), и важно увидеть этот затекст, чтобы понять текст и то, из чего он (текст) возник Махлин В.Л. Указ. соч. — С. 341-397..

Исследователи творчества Б.Б. Рыжего отмечают, что затекст у уральского поэта мощный, сложный, отсылающий читателя к литературе прошлых веков. «Поэтика — это языковая генетика. Поэтический дискурс Бориса разнообразен, но устойчив и индивидуален за счёт постоянно осуществляемого синтеза несовместимых «стилистик» 19 и 20 вв., разговорности и музыкальности, приблатненного нарратива и музыки, узкой топонимии и космоса в виде голубых его окраин — небес. Поэтический талант — это не только наличие меры, вкуса и чувства объема, это ещё и способность чужое (но генетически — сродное) сделать своим» Казарин Ю.В. Поэт Борис Рыжий. — 2 изд., доп. — М.; Екб: Кабинетный учёный, 2016. — С. 118., — пишет Ю.В. Казарин.

И.З. Фаликов, кроме того, что посвятил большую часть книги компаративистскому анализу стихотворений Б.Б. Рыжего (пытаясь отыскать первооснову), в своем первом во всероссийской печати отклике на творчество Б.Б. Рыжего пишет: «Почти Багрицкий <…> Впрочем, Рыжий предпочитал других учителей: «Денис Давыдов. Батюшков смешной. / Некрасов желчный. Вяземский усталый». <…> На память приходит Ярослав Смеляков. <…> Кстати говоря, старшие современные поэты — в качестве учителей — отчётливо слышны у Рыжего, в частности, Высоцкий, ранний Шкляревский» Фаликов И.З. Борис Рыжий. Дивий Камень. — М.: Молодая гвардия, 2015. — С. 229. И.З. Фаликов много пишет, в первую очередь, о литературных связях, традициях, которые играют одну из первых ролей в определении подлинности поэта.

Таким образом, мы видим, что традиции в творчестве Б.Б. Рыжего сильны, его творчество сравнивают не с одним-двумя авторами первой величины, так как он был хорошо знаком и с малоизвестными поэтами второго, третьего и т.д. ряда.

Третья книга, на которую мы будем опираться в данной работе, посвящена анализу стихотворений Б.Б. Рыжего, представляет собой сборник статей. Первая часть книги так и называется: «Интертекстуальные переклички и параллели» Борис Рыжий: поэтика и художественный мир: сб. науч. ст. и докл. / под ред. Н.Л. Быстрова, Т.А. Арсеновой. — М.; Екб: «Кабинетный учёный», 2015. — 228 С.. В первой статье Л.П. Быкова читаем: «Но всё равно неизбежен вопрос: во имя чего, с какой целью осуществляется сопоставление? Наверное, ради того, чтобы лучше уразуметь диалектику творческого развития и отчетливее представить конкретную поэтическую индивидуальность» Борис Рыжий: поэтика и художественный мир: сб. науч. ст. и докл. / под ред. Н. Л. Быстрова, Т.А Арсеновой. Указ. соч. — С. 9..

3 стр., 1088 слов

«Пушкинские мотивы в » Реквиеме» А.Ахматовой статья (11 класс)

... проследить, как Ахматова использует творчество Пушкина, наверное в самом знаменитом ее творении – в поэме «Реквием». Задача данной работы заключается в том, чтобы выявить обращение поэта к пушкинским темам и мотивам и ... Бродского арестуют и вышлют на север, А. Ахматова воскликнет: «Какую биографию делают нашему рыжему!» По этому поводу С. Гандлевский в своём эссе «Олимпийская игра» пишет: ...

Второй раздел книги («Грани поэтического мира») посвящен анализу стихотворений Б.Б. Рыжего, в первую очередь, с точки зрения языковых особенностей творчества поэта. Книга «Борис Рыжий: поэтика и художественный мир», таким образом, охватывает две грани анализа поэтического наследия автора: диалог Б.Б. Рыжего с другими авторами и выявление особенностей его поэзии на фоне вечности проблем, идей и т.д., а также непосредственно лингвистический анализ. Эта книга является неплохим подспорьем для филолога, который хочет сам уметь качественно анализировать и разбирать художественный текст.

Последняя (четвёртая) книга, без которой было бы невозможно написание данной работы — это первый (на данный момент самый полный) сборник стихотворений Б.Б. Рыжего «В кварталах дальних и печальных» Рыжий Б.Б. В кварталах дальних и печальных: Избранная лирика. Роттердамский дневник. 4-е изд. — М. Искусство — XXI век, 2015. — 576 С.. «Идея этого издания принадлежит театру «Мастерская П. Фоменко», перед тем в театре родился спектакль «Рыжий», а рождение спектакля было вызвано впечатлением, которое произвели на коллектив театра песни Сергея Никитина на стихи Бориса Рыжего» Рыжий Б.Б. Указ. соч. — С. 5.. К созданию сборника немалый труд приложила и семья Б.Б. Рыжего, и его друзья, и поклонники творчества.

Сборник получился самым полным на текущий момент времени (576 с.), книга включает в себя также (кроме лирики) «Роттердамский дневник», краткую биографию поэта, фотографии и вступительную статью Д. Сухарева (который достаточно много размышляет о традиции, повлиявшей на творчество Б.Б. Рыжего).

Таким образом, мы можем сказать, что книг, посвящённых жизни и творчеству Б.Б. Рыжего немного, но они есть. И с каждым годом популярность поэта растёт, в основном, благодаря, современным поэтам (у которых в тренде имя Б.Б. Рыжего) и уральским филологам.

Очевидно, что научных работ по творчеству Б.Б. Рыжего немного, и данная работа предполагает восполнить пробел в изучении мотивов лирики поэта. Дело в том, что отдельные работы по этой теме были написаны (например, предметом изучения был мотив снега Харитонова Е. Мотив снега в поэзии Б. Рыжего: формы репрезентации, фольклорные и литературные истоки // Литература Урала: история и современность: Сборник статей. Вып. 2. Екатеринбург: УрО РАН; Объединенный музей писателей Урала; Изд-во АМБ, 2006. С. 376-382., мотив грустной встречи, мотив смерти в работе М. Шарлай Шарлай М. Поэзия Бориса Рыжего: избирательное сродство // Урал- 2004. — № 5. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://magazines.russ.ru/ural/2004/5/shar23.html . (дата обращения: 18.01.2017).

и т.д.), но работы такого объёма, связанного с анализом мотивной структуры Б. Рыжего, не существует.

12 стр., 5937 слов

Библейские мотивы произведения Булгакова «Мастер и Маргарита»

... произведениям писателя. Мотив Антихриста и связанный с ним мотив дьявольской насмешки над человеческой историей, фиксируемый в "Дьяволиаде", станет у Булгакова сквозным, предсказывая московскую дьяволиаду романа "Мастер и Маргарита" Особое место занимают в творчестве Булгакова библейские мотивы, ...

Мотивы лирики Б.Б. Рыжего — это важная тема для понимания творчества автора, исследование лирики писателя с позиций мотива поможет лучше понять непосредственно Б.Б. Рыжего как поэта (затекст его произведений), как человека, как творца собственного поэтического города- мифа Свердловска.

Мы можем увидеть, что сам Б.Б. Рыжий в лирике часто употреблял слово «мотив» в том или ином ключе в своих стихотворениях («Мотив неволи и тоски: откуда это, осень, что ли? / Звучит и давит на виски / мотив тоски, мотив неволи» Рыжий Б.Б. В кварталах дальних и печальных: Избранная лирика. Роттердамский дневник. 4-е изд. — М. Искусство — XXI век, 2015. — С.428. или «Мотивы, знакомые с детства, / про алое пламя зари, / про гибель, про цели и средства, / про Родину, черт побери» Рыжий Б.Б. Указ. соч. — С. 361. и т.д.).

Таким образом, мы видим, что само слово «мотив» (мотив как повторение, как кольцевая композиция, как живущая внутри всей жизни и выражающая себя в стихотворениях разных лет тема) не было чуждо Б.Б. Рыжему.

Актуальность

Творчество Б.Б. Рыжего вызвало широкое обсуждение в обществе, но глобальных работ по его произведениям написано немного. Дело в том, что сейчас, в информационный век, люди всё чаще пишут литературные заметки в социальных сетях, блогах, в интернет-журналах. Такая форма работы подразумевает небольшой формат: эссе, очерк, статья и т.д. Таким образом, творчество Б.Б. Рыжего очень популярно в интернете, на тему его стихотворений много размышлений и статей, но при этом работ, переросших в научные и основательные, практически нет.

Стоит отметить также и то, что понятие «мотив» в современном литературоведении не имеет какого-то одного определения. Каждая школа, каждый автор словаря, каждый исследователь мотива в работе дает собственное определение понятию «мотив». И при современной амбивалентности этого термина, мы должны отдельно прокомментировать и разобрать данное понятие для дальнейшего применения на практике.

Новизна работы, Цель работы ?

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • выявить ключевые мотивы лирики Б.Б. Рыжего, руководствуясь частотностью и полнотой их репрезентаций;
  • рассмотреть лирику Б.Б. Рыжего в аспекте мотивной структуры;
  • определить онтологию экзистенциальных мотивов лирики Б.Б.

Рыжего, роль мотивов сна, одиночества для лирического героя произведений Б.Б. Рыжего;

  • соотнести мотивы сна и одиночества с другими мотивами, в частности, с мотивом смерти;
  • охарактеризовать особенности поэтики Б.Б. Рыжего;
  • на примере функционирования мотивов сна, одиночества, смерти показать закономерности и специфические особенности мотивной организации лирики Б.Б.

Рыжего.

Методологической основой

Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы. Во введении обосновывается выбор темы исследования, определяются цель, новизна работы.

В первой главе рассматривается значение понятия «мотив», приводятся различные точки зрения на это понятие, изучено и представлено развитие этого термина в литературоведении в разные годы, а также показано различие применения этого термина на практике — в прозаических произведениях и лирических. В этой главе также исследованы особенности мотива сна и мотива одиночества в русской литературе.

12 стр., 5584 слов

Обоснование выбора произведения шемякин суд. по повести шемякин ...

... описанная в конце «Сказания о Петре, царевиче Ордынском». «Повесть о Ерше Ершовиче» — одно из самых популярных сатирических произведений XVII века. Существует 4 основные редакции в более ... Головля из их вотчины и завладел озером. Пристав Окунь доставил Ерша на суд. Ёрш заявил, что он знатного рода, «детишка боярский» (в некоторых вариантах текста ...

Вторая глава посвящена анализу лирики Б.Б. Рыжего, главный акцент сделан на анализе мотивов сна и одиночества лирики поэта, на связи этих мотивов в лирике Б.Б. Рыжего и в мировой литературе.

В библиографическом списке представлено 72 источника.

Понятие «мотив» в современном литературоведении является одним из ключевых. При анализе художественного произведения филологи, столкнувшись с каким-либо повторением (сюжета, образа, мысли и т.д.) не могут обойтись без понятия «мотив». В мире всё имеет свойство повторяться, недаром одной из самых цитируемых фраз О.Э. Мандельштама является: «Все было встарь, все повторится снова, / И сладок нам лишь узнаванья миг» Мандельштам О.Э. Стихотворения. Переводы. Очерки. Статьи. — Тбилиси: Мерани, 1990 — С. 116.. Для филолога важно обращение к старине, ведь никакое открытие, прозрение невозможно без опыта, без накопленного веками знания, без обращения к Древности.

Термин «мотив» выходит за пределы литературоведения и музыковедения, связывает эти две дисциплины. Понятие «мотив» появилось в литературоведении благодаря музыковедению (от итал. motivo — «повод», «побуждение», от лат. moveo — «двигаю»).

Мотив — это «наименьшая самостоят. единица формы музыкальной. <…> Развитие осуществляется посредством многообразных повторений М., а также его преобразований, введения контрастных М. <…> Мотивная структура воплощает логическую связь в структуре произведения» Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1990. [Электронный ресурс]: Режим доступа: (дата обращения: 09.06.2016).. Для мотива важна повторяемость, то есть мотив сам по себе создает некую канву произведения. И его повторяемость держит реципиента в напряжении.

Существует несколько подходов к пониманию термина «мотив»:

1) Дихотомический, т.е. бинарный, у мотива существуют вариации (например, В.Я. Пропп).

2) Семантический, т.е. целостный (например, А.Н. Веселовский).

3) Морфологический, т.е. мотив разложим до некоторого предела (например, Б.И. Ярхо).

4) Тематический, т.е. главное — это тема мотива, которая и составляет его целостность (например, Б.В. Томашевский).

Подходы к теории мотива на протяжении времени получали новое трактование, но единого определения мотива не было дано. Существует множество попыток классифицировать мотивы (например, описанные нами выше подходы к понятию «мотив»), но основное различие в применении теории мотива заключается в том, на каком материале теория мотива будет применена. Если исследуется мотив прозаического произведения, то основой таких работ обычно являются труды А.Н. Веселовского и его последователей. Если же изучается мотив лирического произведения, то учёные опираются чаще всего на Б.М. Гаспарова и его последователей.

Впервые труды о связи мотива в музыке и литературе были написаны немецкими романтиками. И это не случайно, так как традиция музыкальности в поэзии получила расцвет именно в эпоху романтизма. И.В. Гёте и Ф. Шиллер в 1797 году в совместной статье «О эпической и драматической поэзии: Гёте и Шиллер» выделяют несколько видов мотивов. Также в этой статье утверждается, что «эпический поэт и драматург, оба подчинены всеобщим поэтическим законам, главным образом, закону единства и закону развивающегося действия; далее, оба они трактуют сходные объекты и оба могут использовать любой мотив». Гёте И. В. Собрание сочинений в 13 т. Т. 10. / Под общей редакцией Л.Б. Каменева, А.В., Луначарского, М.Н. Розанова. — М.-Л.: ОГИЗ, 1932 — 1949. — С. 409 Также авторы утверждают, что им известны мотивы пяти родов:

24 стр., 11570 слов

Мотивы русской волшебной сказки

... сказке, а от сказки народной к сказке литературной; - Цель работы – исследование проблем изучения сказки в русском литературоведении, также выявление основных сюжетов и мотивов русских народных сказок, ... теории. Таким методом стал принцип сравнительно-исторического изучения фольклорных произведений, первоначально использовавшийся в лингвистике. Ученые, использовавшие сравнительно-исторический метод ...

1) устремляющиеся вперед (которые ускоряют действие);

2) отступающие (отдаляют действие от цели);

3) замедляющие (задерживают ход действия, удлиняют путь);

4) обращенные к прошлому;

5) обращенные к будущему Гёте И. В. Указ. соч. — С. 409-410..

Обоснование же мотива как повествовательной единицы впервые было дано в трудах русского литературоведа А.Н. Веселовского во второй половине 19-го века (т. о. понятие «мотив» в науке появилось благодаря А.Н. Веселовскому).

В «Исторической поэтике» автор рассматривает мотив как «простейшую повествовательную единицу, образно ответившую на разные запросы первобытного ума или бытового наблюдения. При сходстве или единстве бытовых и психологических условий на первых стадиях человеческого развития такие мотивы могли создаваться самостоятельно и вместе с тем представлять сходные черты» Веселовский А.Н. <II> Поэтики сюжетов // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. — М., 1989. — С.300-307..

«Под мотивом я разумею формулу, отвечавшую на первых порах общественности на вопросы, которые природа всюду ставила человеку, либо закреплявшую особенно яркие, казавшиеся важными или повторявшиеся впечатления действительности. Признак мотива — его образный одночленный схематизм; таковы неразлагаемые далее элементы низшей мифологии и сказки: солнце кто-то похищает (затмение), молнию-огонь сносит с неба птица; у лосося хвост с перехватом: его ущемили и т. п.; облака не дают дождя <…>. Такого рода мотивы могли зарождаться самостоятельно в разноплеменных средах; их однородность или их сходство нельзя объяснить заимствованием, а однородностью бытовых условий и отложившихся в них психических процессов.

Простейший род мотива может быть выражен формулой а + b: злая старуха не любит красавицу — и задает ей опасную для жизни задачу. Каждая часть формулы способна видоизмениться, особенно подлежит приращению b; задач может быть две, три (любимое народное число) и более; по пути богатыря будет встреча, но их может быть и несколько. Так мотив вырастал в сюжет, как формула лирического стиля, построенная на параллелизме, может приращаться, развивая тот или другой из своих членов» Веселовский. А. Н. Историческая поэтика, — М.: Высшая школа, 1989. [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://az.lib.ru/w/weselowskij_a_n/text_0080.shtml (дата обращения: 09.06.2016)..

Термин «мотив» в 19-м веке получил распространение в связи с изучением фольклора. Ученые конца 19-го века, опираясь на опыт А.Н. Веселовского, вполне логично продолжили расширение темы мотива в устном народном творчестве. Отлично от этой группы исследователей, А.Л. Бём (последователь А.Н. Веселовского и сторонник семантического подхода в теории мотива) расширил понятие «мотив». В работе «К уяснению историко-литературных понятий» А.Л. Бём сравнивает мотивы в прозе 19-го века, а не в фольклорных текстах.

А.Л. Бём пишет в статье «К уяснению историко-литературных понятий», что понятие «мотив» и «сюжет» используются хаотично, а не в качестве научных терминов. А.Л. Бём, опираясь на А.Н. Веселовского, ищет ответы на то, что такое «мотив» и «сюжет» и отмечает, что мотивы зарождаются не только в древности, но и в современности. Мотив (по определению А.Л. Бёма) — это «предельная ступень художественного отвлечения от конкретного содержания произведения, закрепленная в простейшей словесной формуле (a + b)» Бём А. К уяснению историко-литературных понятий // Известия Отделения русского языка и литературы Академии наук. 1918. Т.23. Кн.1 — СПб, 1919. — С. 225-245.. На примере «Кавказского пленника» М.Ю. Лермонтова, «Кавказского пленника» А.С. Пушкина и «Аталы» Ф.Р. Шатобриана А.Л. Бём доходчиво разбирает мотив любви чужеземки и пленника.

Работа А.Л. Бёма положила начало для изучения мотива с новой точки зрения. Понятие «мотив» после статьи А.Л. Бёма перестало быть привязано к фольклору, стало широко использоваться, в том числе и в исследованиях по современной литературе.

Следующий важный шаг в развитии теории «мотива» был сделан В.Я. Проппом, который в 1928-м году издал свой знаменитый труд «Морфология сказки». Работа В.Я. Проппа тоже сконцентрирована вокруг труда А.Н. Веселовского: «Для Веселовского мотив есть нечто первичное, сюжет — вторичное. Сюжет для Веселовского уже акт творчества, соединения. Отсюда для нас вытекает необходимость изучать не столько по сюжетам, сколько прежде всего по мотивам. <…> Но учение Веселовского о мотивах и сюжетах представляет собой только общий принцип. Конкретное растолкование Веселовским термина «мотив» в настоящее время уже не может быть применено. По Веселовскому мотив есть неразлагаемая единица повествования («Под мотивом я разумею простейшую повествовательную единицу». «Признак мотива — его образный, одночленный схематизм; таковы неразлагаемые далее элементы низшей мифологии и сказки»).

Однако, те мотивы, которые он приводит в качестве примеров, раскладываются. Если мотив есть нечто логически целое, то всякая фраза сказки дает мотив» Пропп В Я. Морфология сказки, — Л.: Academia, 1928. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/skazki/critics/pms/pms-001-.htm (дата обращения: 09.06.2016)..

В.Я. Пропп приходит к выводу, что мотив можно разделить и приводит пример: «Это было бы совсем не так плохо, если бы мотивы действительно не разлагались. Это дало бы возможность составить указатель мотивов. Но вот возьмем мотив «змей похищает дочь царя», (пример не Веселовского).

Этот мотив разлагается на 4 элемента, из которых каждый в отдельности может варьироваться. Змей может быть заменен Кощеем, вихрем, чортом, соколом, колдуном. Похищение может быть заменено вампиризмом и различными поступками, которыми в сказке достигается исчезновение. Дочь может быть заменена сестрой, невестой, женой, матерью. Царь может быть заменен царским сыном, крестьянином, попом. Таким образом, вопреки Веселовскому, мы должны утверждать, что мотив не одночленен, не неразложим» Пропп В.Я. Указ. соч..

После такого рассмотрения понятия «мотив» в литературоведении произошел сдвиг в сторону сближения мотива и сюжета. Без сюжета мотив не имеет значения, мотив — это только один из компонентов цельного произведения. Мотивом, по мнению В.Я. Проппа, может быть и каждая отдельная фраза, поэтому стоит обращать внимание (применяя понятие «мотив») в первую очередь на функции персонажей в сюжете произведения.

Дальнейшее развитие теории «мотива» было дано в учебнике Б.В. Томашевского «Теория литературы. Поэтика» Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие/Вступ. статья Н.Д. Тамарченко; комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко, — М.: Аспект Пресс, 1999. [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: content/uploads/2012/10/ (дата обращения: 19.06.2016).. Б.В. Томашевский выделяет несколько типов мотивов, классифицируя их относительно фабулы.

«Мотивы, сочетаясь между собой, образуют тематическую связь произведения. С этой точки зрения фабулой является совокупность мотивов в их логической причинно-временной связи, сюжетом — совокупность тех же мотивов в той же последовательности и связи, в какой они даны в произведении» Томашевский Б. В. Указ. соч.. Зависимость мотива и фабулы, а не мотива и сюжета в работах Б.В. Томашевского выходит на первый план.

«Мотивы произведения бывают разнородны. При простом пересказе фабулы произведения мы сразу обнаруживаем, что можно опустить, не разрушая связности повествования, и чего опускать нельзя, не нарушив причинной связи между событиями. Мотивы неисключаемые называются связанными; мотивы, которые можно устранять, не нарушая цельности причинно-временного хода событий, являются свободными» Томашевский Б. В. Указ. соч.. Таким образом, для фабулы важны лишь «связанные мотивы», а «свободные мотивы» играют важную роль для построения произведения, но их легко можно опустить, к примеру, при пересказе.

Таким образом, Б.В. Томашевский расширяет понятие «мотив», классифицирует мотивы. Б.В. Томашевский описывает важность гармонии мотива и фабулы: 1. Мотив должен влиять на фабулу, не оставаться в стороне, не ускользать от взгляда читателя, одним словом, быть оправдан, 2. Мотив не должен выглядеть нелепо, нереалистично, а должен быть правдоподобным, 3. «Ввод мотивов является в результате компромисса реалистической иллюзии с требованиями художественного построения. Не все, заимствованное из действительности, годится в художественное произведение» Томашевский Б.В. Указ соч.. Поэтому не стоит забывать о приёме остранения (написание о привычном, как о странном, новом).

Отдельно стоит сказать о работе над теорией мотива В.Б. Шкловского (современник Б.В. Томашевского, оба являлись представителями «формальной школы» в литературоведении).

В книге «О теории прозы» учёный пишет о том, что мотив является одним из элементов сюжета. «Сказка, новелла, роман — комбинация мотивов; песня — комбинация стилистических мотивов; поэтому сюжет и сюжетность являются такой же формой, как и рифма. В понятии «содержание» при анализе произведения искусства, с точки зрения сюжетности, надобности не встречается» Шкловский В.Б. О теории прозы, 1983. [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://www.e-reading.club/book.php?book=115311 (дата обращения: 30.06.2016).. Теории мотива В.Б. Шкловского и Б.В. Томашевского сходны: каждый из них считает, что мотив связан с темой, взятой из произведения (только в одном случае стоит исходить из фабулы произведения, а в другом — из сюжета).

В первой половине 20-го века значительный вклад в развитие теории мотива внесла О.М. Фрейденберг, советский филолог-классик. В своей статье 1925-го года «Система литературного сюжета» она пишет, что «Мотивы не бывают абстрактны» Фрейденберг О.М. Система литературного сюжета // Монтаж: Литература. Искусство. Театр. Кино. — М., 1988. — С. 216-237. (статья сжато представляет тезисы книги «Поэтика сюжета и жанра» (1988).

О.М. Фрейденберг доказывает, что мотивы составляют сюжет и не существует мотивов, не связанных с сюжетом. Как верно замечает И.В. Силантьев: «понятие мотива в системе «мифологического сюжета» для О.М. Фрейденберг неразрывно связано с понятием персонажа» Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: очерк историографии. — Новосибирск, 1999. // [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/silantiev1.htm (дата обращения: 1.07.2016).. Единое происхождение, генезис имеют персонаж и сюжет, поэтому связь

сюжет — персонаж — мотив тождественна, неделима (и эта связь тесно связана с образностью).

А) Мотив есть образная интерпретация сюжетной схемы

Б) Мотивы не бывают абстрактны

С) Образность мотивов, питающаяся явлениями жизни, не есть реальность

Д) То, что обычно принимается в сюжете за реальность, есть на самом деле метафора.» Фрейденберг О.М. Система литературного сюжета // Монтаж: Литература. Искусство. Театр. Кино. — М., 1988. — С. 221.

У исследовательницы мы встречаем ещё одну трактовку мотива, связанную не только с сюжетом/фабулой, но и с героем произведения и образностью.

Стоит отметить вклад в теорию развития мотива Б.И. Ярхо, который писал: «Мотив — это «образ в действии»; мотив — это «рабочий термин, служащий для сравнения сюжетов между собой» Ярхо Б.И. Методология точного литературоведения (набросок плана) // Контекст — 1983. — М.,1984. — С. 221-222. С одной стороны (у Б.И. Ярхо), мотив — это образ (связанный с художественностью), с другой стороны — это просто термин, выдуманный для удобства литературоведов. Мотив не является реальной частью сюжета, это некоторая закономерность, повторяемость.

Исследования Е.М. Мелетинского Мелетинский Е. М. «Историческая поэтика» А.Н. Веселовского и проблема происхождения повествовательной литературы // Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. — М., 1986. — С.25-52. (последователя А.Н. Веселовского) в области повествовательного мотива внесли свой вклад в филологический дискурс в 70-х — 80-х годах прошлого столетия. Учёный исследует мотив с точки зрения его взаимодействия с фабулой и сюжетом Мелетинский Е.М. Семантическая организация мифологического повествования и проблема создания семиотического указателя мотивов и сюжетов // Текст и культура. Труды по знаковым системам. Вып. 16. — Тарту, 1983. — С.115-125..

Исследование, кардинально отличающееся от труда А.Н. Веселовского и его последователей, было написано Б.М. Гаспаровым. Б.М. Гаспаров — это не только литературовед, но и музыковед (возможно, именно поэтому определение «мотив» Б.М. Гаспарова подходит в большей степени для поэзии).

До Б.М. Гаспарова, в основном, учёные говорили о мотиве повествовательном, тесно связанном с сюжетом и фабулой. После исследования Б.М. Гаспарова появляется новая трактовка и новый взгляд на понятие «мотив» в литературоведении. Автор книги «Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века» возвращается к той трактовке понятия «мотив», которую дали И. В. Гёте и Ф. Шиллер.

Б.М. Гаспаров при анализе романа — мифа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова приходит к выводу, что «в роли мотива может выступать любой феномен, любое смысловое «пятно» — событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук и т. д.; единственное, что определяет мотив, — это его репродукция в тексте, так что в отличие от традиционного сюжетного повествования, где заранее более или менее определено, что можно считать дискретными компонентами («персонажами» или «событиями»), здесь не существует заданного «алфавита» — он формируется непосредственно в развертывании структуры и через структуру» Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. — М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. — С. 30-31..

Б.М. Гаспаров пишет, что автор может использовать некую систему, в которой вполне логичны повторяющиеся элементы, ассоциации (мотивы), для неразрывности единой темы. Чаще всего такой принцип можно встретить в музыке и поэзии, потому что стоит рядом с мифом. «Музыкальный» принцип построения текста — принцип, в основе которого лежит мотив.

Стоит отметить, что при анализе поэмы «Двенадцать» А.А. Блока Б.М. Гаспаров опирается, в том числе на труды русского философа М.М. Бахтина. В известной работе М.М. Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе» Бахтин М.М. Литературно-критические статьи — М.: Худож. лит, 1986. — 541 С. часто упоминается понятие «мотив». Уже при анализе романного единства в авантюрном романе, М.М. Бахтин останавливается на мотиве встречи, отдельно анализируя его. Мотив (у М.М. Бахтина) — это элемент, составляющий сюжет романа, но зачастую мотив может стать символом, полуметафорой, метафорой, получить разные оттенки значения.

М.М. Бахтин тесно связывает понятие «мотив» и «образ», особенно относительно сказочного фольклора, где образ героя строится на мотивах превращения — тождества. В художественном произведении существует некая мотивная комбинация, которая составляет и сюжетный пласт, и формирует самого героя, и отвечает за метафорическую/символическую наполняющую романа в целом, и может являться даже понятием, близким по значению к понятию «хронотоп». К сожалению, в русской научной литературе достойных пристального внимания работ о понятии «мотив» в творчестве М.М. Бахтина на данный момент нет.

К современному понятию «мотив» (хотя единого определения этого понятия не существует) в наибольшей степени подходит определение Б.М. Гаспарова. Мотивом может быть любая повторяющаяся деталь, слово, действие, смысловое «пятно». Таким образом, мотив не привязан ни к фабуле, ни к сюжету, он дополняет основную идею текста и может быть выражен чем угодно (важна ассоциативная связь, подчинение единой системе художественного произведения).

Отдельно стоит отметить книгу А.К. Жокловского и Ю.К. Щеглова «Работы по поэтике выразительности» Жокловский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты — Тема — Приёмы — Текст. — М.: АО Издательская группа «Прогресс», 1996. — 344 С.. В сборнике статей, посвящённом разбору художественных произведений (конкретные вопросы, который ставят авторы: Как тема превращается в текст? Как сделано литературное произведение?), не раз упоминается понятие «мотив».

С одной стороны, авторы пишут о том, что «повествовательные произведения строятся с использованием большого количества общелитературных фабульных мотивов» Жокловский А.К., Щеглов Ю.К. Указ. соч. — С. 16.. С другой стороны, при разборе мотивов лирики, А.К. Жолковский и Ю.К. Щеглов идут по пути Б.М. Гаспарова, выделяя инвариантные мотивы как «смысловые пятна» в поэтическом мире писателя. Инвариантные мотивы — это те, с помощью которых воплощается «любимая мысль (автора), которую он вписывает во все свои художественные, а часто и обычные высказывания» Жокловский А.К., Щеглов Ю.К. Указ. соч. — С. 20. Авторы приводят пример такого мотива — это мотив окна в творчестве Б.Л. Пастернака.

Основные работы учёных 20-го века о мотиве подробно рассмотрены в труде И. В. Силантьева «Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике» (1999г.).

И.В. Силантьев даёт обзор и трактование мотива у таких классических исследователей мотива, как А.Н. Веселовский, В.Я. Пропп, А.Л. Бем, О.М. Фрейденберг, Б.И. Ярхо, Б.В. Шкловский, Б.М. Гаспаров и т.д. Идеи А.Н. Веселовского автор вполне обоснованно называет основополагающими для отечественной теории мотива.

И.В. Силантьев выделяет общие признаки мотива, а также пишет о роли мотива в произведении. Кроме такого важного свойства мотива, как нечленимость, автор довольно широко рассуждает (что важно отметить) об образности. «Самое слово «образный» применительно к понятию мотива носит в этих текстах ключевое, терминологическое значение: мотив — это «формула, образно отвечавшая на первых порах общественности на вопросы, которые природа всюду ставила человеку»; «признак мотива — его образный одночленный схематизм» и т.д.

Можно сказать, что И.В. Силантьев продолжает теорию мотива О.М. Фрейденберг: «Распространение и конкретизация сюжетной схемы сказываются в выделении мотивом образности, которая передает эту схему в ряде обособленных, отождествленных с явлениями жизни подобий» [Фрейденберг, 1988. С.222]; «Мотив есть образная интерпретация сюжетной схемы» [Там же]» Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: очерк историографии. — Новосибирск, 1999. // [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/silantiev1.htm (дата обращения: 1.07.2016)..

Работу А.Л. Бёма «К уяснению историко-литературных понятий» (1919 г.) И.В. Силантьев оценивает так: «По существу, это первый в отечественной нарратологии опыт определения инвариантного начала мотива — за несколько лет до А. И. Белецкого и за десятилетие до В. Я. Проппа, которые, каждый со своей позиции, придут к аналогичным теоретическим результатам. И особенно подчеркнем, что этот краткий и внешне не претендующий на фундаментальность набросок А.Л. Бема содержит в себе контуры именно той процедуры, которая будет впоследствии детально разработана в лингвистической семантике под названием компонентного анализа. А.Л. Бем раскладывает значение мотива так же, как спустя несколько десятилетий лингвисты будут раскладывать значение слова» Силантьев И.В. Указ. соч. [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/silantiev1.htm (дата обращения: 1.07.2016)..

И.В. Силантьев критически подходит к исследованию Б.М. Гаспарова, отмечая, что мотив в понимании Б.М. Гаспарова может разрушить целостность произведения (ведь мотив в любом случае связан со смыслом текста, а значит, и с сюжетом).

В данном критическом рассуждении И.В. Силантьев придерживается классического подхода целостности сюжета «Мастера и Маргариты» М.А. Булгакова, не беря в расчет, в принципе, сложность определения жанра «Мастера и Маргариты» и возникающие амбивалентные мнения литературоведов относительно целостности великого произведения М.А. Булгакова.

И.В. Силантьев на основе предшествующих исследований создаёт свою модель исследования мотива. За основу автор берёт прозу А.С. Пушкина. И.В. Силантьев тесно связывает мотив и сюжет (что логично при исследовании прозы), мотив и образ, выделяет три пункта исследования мотива: семантика, синтактика и прагматика. В этих пунктах исследователь определяет варианты развития сюжета, временное пространство, героев и возможное их столкновение, а также дает интерпретации выведенному сюжету (связь с сюжетами из прошлого).

Нам кажется, что труд И.В. Силантьева — это классический серьезный труд, в котором автор выстраивает ступенчато развитие понятия «мотив» в 20-м веке, но у учёного есть свои предпочтения, и он достаточно ясно об этом пишет. Исследователь критикует тех, кто связывает мотив и лирику, и положительно отзывается об исследователях мотива в прозе. В современном же литературоведении два подхода к понятию мотив уживаются, соседствуют друг с другом.

Понятие «мотив» сегодня вызывает интерес, является актуальным, исследуются мотивы лирических и прозаических произведений. Но можно сказать, что в предыдущем веке филологический дискурс был налажен и оживлён, в наше время понятие «мотив» чаще применяется на практике (можно вспомнить о «вечных» мотивах в мировой литературе, которые обсуждаются в школе), теоретические же споры по поводу мотива угасли. Хотя, с другой стороны, понятие «мотив» — это относительно новое понятие в литературоведении, получившее своё изучение (в основном) в 20-м веке, и до сих пор не существует единого определения этого понятия.

В современном контексте понятие «мотив» можно рассматривать исходя из любой концепции, классификации — всё зависит от того, какой жанр литературы будет изучать автор работы, с какой точки зрения рассматривать произведение, какие аспекты затрагивать. Понятие «мотив» имплицитно, универсально и подходит для исследования литературных произведений различных жанров.

Наиболее широкое распространение среди филологов в ХХI-м веке получила работа Н.А. Краснова «Мотив в системах анализа литературного произведения и жития» (2013 г.).

Автор этой работы придерживается мнения, что мотив тесно связан с сюжетом произведения: «Мотив, в нашем понимании, предстал как элемент повествования <…>» Краснов Н. А. Мотив в системах анализа литературного произведения и жития [текст]: монография. — Тольятти: ПВГУС, 2013. — С. 130.. Логично, что для работы над прозаическими текстами, исследователи выбирают понятие мотива, тесно связывая его с нарративом.

Филологи, исследуя лирические произведения с точки зрения мотива, выбирают определение Б.М. Гаспарова, так как в лирике чаще всего сюжета как такового нет (такой подход мы увидим, например, в работах Е. Иванилова Иванилова Е. Мотивы памяти и преображения в лирическом цикле Бориса Рыжего «Суждения» // Борис Рыжий: поэтика и художественный мир: сб. науч. ст. и докл. / под ред. Н.Л. Быстрова, Т.А Арсеновой. — М.; Екб: «Кабинетный учёный», 2015. — С. 178-193, Е. Харитоновой Харитонова Е. Мотив снега в поэзии Б. Рыжего: формы репрезентации, фольклорные и литературные истоки // Литература Урала: история и современность: Сборник статей. Вып. 2. Екатеринбург: УрО РАН; Изд-во АМБ, 2006. — С. 376 — 382. и т.д.).