На сегодняшний день это единственное в стране и в мире уникальное высшее учебное заведением непрерывного профессионального образования в области традиционного прикладного искусства, где ведётся подготовка по системе «общеобразовательная школа — колледж – вуз- аспирантура».
На данном этапе развития, система образования высшего учебного заведения в области традиционно-прикладного искусства находится в стадии становления в качестве целостного направления познания. Возникает потребность в исследовании и переосмыслении проблематики профессиональной подготовки специалистов для научно-исследовательской, преподавательской, управленческой работы в сфере декоративного прикладного искусства, с целью возрождения, сохранения и развития традиций страны и традиционной культуры.
В Высшей школе народных искусств одним из основных факторов устойчивого культурного развития становятся гуманитарные науки, к свойствам которых относится культурологичность. В современный период глобализации, когда все народы вступают в общее пространство так называемой «поп- культуры» необходимо переориентировать изучение этих дисциплин на формирование национального самосознания, национальной и профессиональной культуры художников декоративно-прикладного искусства.
Преподавание гуманитарных дисциплин в Высшей школе народных искусств ведется в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования в области культуры и искусства утвержденным в марте 2003 года.
Главной особенностью высшего образования стал расширенный цикл социально-экономических и гуманитарных дисциплин. Помимо всех дисциплин, которые изучаются сегодня в средних специальных учреждениях, в их число входят: Педагогика и психология художественного творчества в ТПИ, Русская литература, История материальной культуры, Этика и эстетика в народном искусстве, Религиоведение, Духовно-нравственная культура, Зарубежная литература, Экономика и менеджмент в НХП, Бизнес-планирование в НХП. Эти дисциплины позволяют создать интеллектуальную, гражданскую, экономическую и культурную базу в формировании личности художника декоративно-прикладного искусства.
Образовательные программы по дисциплинам разработаны преподавателями вуза с учетом его специфики. Цели этих программ направлены на формирование у студента целостного устойчивого представления о социокультурной идентичности (самобытности) русского этноса, которая послужила сущностным основанием для последующего развития русской этнической культуры в целом и традиционного прикладного искусства в частности. Дисциплины призваны также научить студентов критичному анализированию и адекватному оцениванию культурного этнического наследия и осознавать его место, степень важности и значение в современной отечественной культуре.
Организационная культура как фактор развития организации
... и уровни организационной культуры; рассмотреть влияние организационной культуры на развитие организации; исследовать формирование и развития культуры государственного управления; .1 Понятие, виды и типы организационной культуры Существует несколько определений организационной культуры: Организационная культура, Организационная культура -, Организационная культура -, Организационная культура Исходя ...
Основные задачи педагогической работы направлены на освоение материальных и духовных, научных, художественных, нравственных ценностей общечеловеческой и национальной культуры. А так же на формирование способности личности к самоорганизации, самообразованию и самое главное к культурной самореализации.
Культура всегда представляла собой мощный рычаг духовного возрождения человечества. В.П. Зинченко в своих работах по культуре отмечал, что «сила культуры в ее преемственности, в непрерывности ее внутреннего существования и развития, в ее порождающих и творческих возможностях…». Исходя из этого высказывания, можно сделать вывод, что задачи пробуждения национального самосознания, восстановления и развития национальной культуры в современном мире, должно обеспечивать образование, и в том числе высшее профессиональное образование традиционно-прикладного искусства.
Ни для кого не секрет, что каждый вид народного искусства подпитывает свои силы в традициях культуры. Вот почему необходимо сохранять, популяризировать и передавать будущим поколениям культурное наследие нашего общества, отражающее опыт и чаяния человечества, создавая тем самым питательную среду для творчества во всем его многообразии.
В требованиях Госстандарта среднего профессионального образования специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» среди основных видов деятельности будущего художника , приоритетную позицию занимает художественно-творческая деятельность, заключающаяся в создании произведений палехской лаковой миниатюрной живописи от разработки проектов до воплощения их в материале. В процессе исследования раскрыто содержание понятия творческая готовность, которая включает: мотивацию к профессиональной деятельности, умение анализировать произведение палехского искусства, убеждённость в правильности выбора профессии, самостоятельность поиска идеи, творческий расчёт (вариативность композиционных и колористических решений, формы изделия), высокотехничное выполнение всех элементов (горки, палаты, деревья, фигуры, складки и т.д.), владение принципами и методами ведения работы (от идеи до воплощения в материале), творческую продуктивность в объеме и оригинальности, генерацию новых творческих идей (нешаблонных образов и способов действия), независимость творческого мышления, доминантность результативности, открытости опыту, владение необходимыми инструментами, оборудованием и материалами, способность ставить перед собой и реализовывать творческие цели. Для формирования этой готовности необходимы активные методы обучения, обновление содержания учебной дисциплины «Композиция», развитие творческих способностей (воображения, мышления) и продуктивной деятельности, что позволит обеспечить творческое развитие выпускника в условиях самостоятельной профессиональной деятельности.
Формирование творческой готовности — это непрерывный процесс, проходящий через всю учебную деятельность, от первого до четвертого курса.
Народное декоративно-прикладное искусство как выдающееся явление ...
... искусства на территории Белгородской области Народное и декоративно-прикладное искусство Белгородчины является важной составной частью художественной культуры ... В области работают около 10 профессиональных художников- ... художников и мастеров декоративно - прикладного творчества «Алексеевский сувенир» (Приказ № 116 от 21.08.2003 г.), почетную грамоту за активную учебно-творческую деятельность в области ...
Таким образом, в процессе исследования, нами установлено, что реализация качественной профессиональной подготовки художника палехской лаковой миниатюрной живописи, не может ограничиваться исключительно передачей знаний, умений и навыков в данной области, а должна быть направлена на формирование творческой готовности будущего художника, как необходимого условия дальнейшей профессиональной деятельности. Основное место в этом принадлежит предмету композиция, при условии обновления его содержания и методики обучения.
ГЛАВА IV. Сохранение и развитие современного традиционного искусства Палеха, Холуя и Мстеры
4.1. Проблемы сохранения многовековых традиций искусства лаковой миниатюры Палеха, Холуя и Мстеры
Вместе с тем, после перемен 90-х годов ХХ века, когда старая политическая и экономическая система развалилась, многочисленные художники четырех крупных промыслов, которым в условиях социалистического устройства общества был гарантирован определенный стабильный заработок, устойчивый внутренний рынок, получение бесплатного образования и профессиональный рост, оказались в драматической ситуации. Получив полную свободу писать что и как хочешь, они полностью лишились возможности сбывать свои изделия на внутреннем рынке. Не стало не только государственных заказов, которыми пользовались музеи и художественные фонды России и СССР, сегодня трудно продать и недорогие работы, которые прежде удачно сбывались через магазины. Государство устранилось от какого-либо участия в судьбе уникальных центров русского искусства, а тотальное обнищание населения сделало недоступными для него работы художников лаковой миниатюры.
Положение в какой-то степени спасает лишь то, что за годы своего существования русская лаковая миниатюра приобрела большой международный рынок. Этому способствовало не только высокое качество исполнения, ориентация на различные социальные слои, разнообразие сюжетов, владение орнаментальными изысками, почерпнутыми от западноевропейских и восточных лаков, самобытность, но и постоянное развитие новых форм — как изделий, так и художественных средств выражения, чуткая связь со временем, серьезная профессиональная подготовка мастеров. Это позволяет надеяться, что отечественная лаковая миниатюра сумеет выдержать тяжелые испытания, выпавшие на ее долю.
Иконописание, став предметом ремесла, тесно переплетаясь с бытом народа, проникало в самые глухие уголки старой Руси. Икона в народном быту была не только объектом религиозного почитания, но и «красой» дома. Это способствовало развитию в живописи орнаментального декоративного начала с тонкой, почти ювелирной разделкой золотом. Высоко ценилось мастерство иконописного письма. Палехские иконописцы доводили свое мастерство до ювелирной изощренности. Здесь жили поэтическая радость крестьянского художника, фольклорное изображение и любовь к предмету, утвердившие в Палехе принципы миниатюрного письма, дошедшие до нашего времени.
В настоящий момент можно выделить следующие проблемы, возникающие в сфере сохранения традиций лаковой миниатюры:
1. проблема финансирования: несмотря на то, что для всех культурных объектов РФ эти трудности являются одними из главнейших, в данном случае мы можем говорить и об особой специфике – отсутствие каких-либо правил, недостаточная разработанность законодательства в сфере изготовления и продажи предметов народного искусства, привела к тому, что на рынке появилось огромное количество подделок. С одной стороны это снижает коммерческую выручку предприятий, занимающихся производством лаковых миниатюр, с другой стороны, данный факт наносит непоправимый вред репутации.
Лаковая миниатюра Федоскино
... лучшие художественные традиции древнерусской живописи. Эти миниатюры пишу темперными красками. В процессе формирования миниатюрного искусства Палеха, Мст ... искусства России). — ISBN 5-7664-1046-8 Супрун Л. Я. Лаковая миниатюра Федоскино. — М.: Легпромбытиздат, 1987. — 320 с. Уханова И. Н. Русские лаки ... по сей день. Художники украшают свои изделия пейзажной росписью. Палитра художника традиционна: на ...
2. проблема сохранения художественных традиций и технологических приемов: высокая стоимость производства в данной отрасли, конкуренция со стороны «поддельных» работ, делают данное производство нерентабельным; к тому же трудности возникают и в сфере подготовки профессиональных кадров: сравнительно невысокий уровень оплаты труда, а также долгий и трудный период подготовки мастеров, приводят к неразрешимому противоречию.
Таким образом, на современном этапе развития производства лаковых миниатюр сталкиваются с разнообразными трудностями, однако, традиции в Палехе, Мстере и Холуе продолжают сохраняться и предпринимаются попытки не только сохранить почти вековые традиции, но и внести что-то новое.
4.2. Пути развития уникальных лаковых промыслов России в новом социуме
Об искусстве Палеха написано много. Действительно, как не удивляться, как не восхищаться тончайшими миниатюрами, созданными основателями этого поразительного искусства в конце 20-х и начало 30-х годов нашего столетия, иными словами, мастерами старшего поколения, сошедшего ныне с жизненной сцены. Однако среди многочисленных восхищающихся книг и статей о Палехе сложно найти ту, в которой автор поставил бы перед собой задачу глубже разобраться в его искусстве, проследить его поступательное развитие. Последнее особенно важно, так как его следует считать основным вопросом существования этого редкого центра русского искусства — может ли развиваться оно в современных условиях, основываясь на образцах и приемах далекого прошлого, когда это прошлое почти трехсотлетней давности подводило итог 800-летнему развитию средневековых художественных форм, образов и видения мира.
Хорошо известно, что искусство Палеха своими истоками обязано русскому искусству XVII столетия. Однако мы как-то мало обращаем внимания на его сущность, на те изменения, которые не только предопределили его новые художественные качества, но и как бы отделили от предшествующей эпохи. А эти новые художественные свойства, получив полную законченность в последние десятилетия XVII века, одновременно подготовили почву для почти безболезненного перехода русской художественной культуры на путь общеевропейского развития.
Искусство Палеха как одно из «чудес, созданных революцией» раскрылось прежде всего в творчестве выдающегося художника И. Голикова, чья миниатюра «Красный пахарь» и неповторимые сюжеты героических битв отразили романтический пафос революционной эпохи. Его товарищи и сподвижники И. Баканов, И. Маркичев, И. Вакуров, Д. Буторин, И. Зубков, М. Котухин, А. Дыдыкин, Н. Зиновьев, П. Баженов также активно включились в процесс творческого отражения социалистических преобразований в стране и, прежде всего, в деревне (коллективная обработка полей, сбор урожая и т. п.).
Традиции ветеранов палехского искусства продолжают современные мастера, прошедшие обучение в местном художественном училище. Это — А. Котухина, Б. Ермолаев, Н. Голиков, А. Кочупалов, В. Ходов, И. Ливанова, Р. Смирнова. Диапазон их творчества необычайно широк: от революционной тематики, которую палешане часто решают как миниатюрную картину — пластину, до создания в содружестве с ювелирами оригинальных украшений костюма. Обращаются живописцы Палеха и к русским былинам, русским песням, украшая росписью шкатулки, декоративные тарелки, коробочки.
Народно-сценический танец как фактор сохранения и развития традиций ...
... забываются вековые традиции народно-сценического танца. Народный танец прошел долгий путь становления и развития. Он всегда был связан с историей народа, ее традициями и обычаями. Так как искусство играет особую ... 1) обработка народной пляски с полным изложением этнографического варианта, 2) фантазия на тему этнографического образца с частичным его изложением, 3) сочинение хореографии без видимого ...
Изобразительная система, сложившаяся в Палехе, сохраняет стилистику древнерусской живописи с ее склонностью к монументальности и выразительности силуэта, который прекрасно выделяется на фоне черного лака.
Так пишутся красочные фигуры людей, условная архитектура, стилизованные «горки», тонкоствольные березки. На небе часто сияет лучистое солнце, отблески которого ложатся на все предметы, создавая впечатление мерцающего золотыми искрами мира. Роспись, как правило, сопровождается тонким, ажурным золотым орнаментальным обрамлением.
Рассматривая пути дальнейшего развития лаковых промыслов в XXI веке, мы можем выделить несколько направлений:
1. использование новых материалов и техник с целью расширения линейки производимой продукции.
В силу действия этой закономерности не всегда бывает удачным выход палешан в область монументально-декоративного, театрального и книжного искусства, где каждый из названных видов определяется своими художественными закономерностями и предъявляет особые требования художнику. Вместе с тем эпический характер художественного образа, его обобщенность, чувство монументального, воспринятое палешанами от древнерусского искусства, открывают возможность пробовать свои силы и здесь. Палехскими художниками сделано немало росписей. Среди них есть удачи, в особенности в декоративном оформлении детских помещений: дворцов пионеров, детских садов, интернатов.
Заслуживает внимания и опыт создания палехского фарфора. Миниатюры на сказочные, песенные темы и темы современной действительности украшают вазы, тарелки, блюда. Однако выход палехской живописи на другой материал, на белый фон потребовал перестройки сложившихся художественных принципов и приемов письма по черной лакированной поверхности изделий из папье-маше. Роспись по фарфору ставит палешан перед новыми художественными задачами, которые не всегда решаются с положительным результатом. Между тем пути к такой росписи были удачно намечены в 1930-х годах в работах палешан под руководством искусствоведа А.Б. Салтыкова.
Новые возможности в искусстве Палеха открыли поиски молодых художников в ювелирном искусстве. В этом направлении большая работа проделана Р. Смирновой, И. Ливановой, работавшими в содружестве с ювелирами Л. Ситниковой и Н. Гаттербергер. Способность миниатюрной живописи одрагоценивать материал и большая роль золота в системе художественной формы органично привели палешан к ювелирному искусству. Но особенно удачны те произведения, где металл не только обрамляет миниатюру, но составляет с ней единое художественное целое. Миниатюра «По улице мостовой» Смирновой подается в обрамлении металла, объемно, как драгоценный камень. В других случаях орнаментальный мотив металла как бы вплетается в пластику миниатюры и создает свои пространство. Художник-ювелир выявляет пространственные планы, выраженные не только цветом, но и светом, линией, заставляя миниатюру сиять переливчатыми красками, как, например, в произведениях Гаттенбергер с живописью Ливановой.
Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов
... явления жизни, быта, производства, экономики, культуры, искусства, в каждой сфере обладая своей спецификой в содержании и проявлении. Есть существенные различия в проявлении традиций в искусстве вообще и в народном в особенности. Художник-профессионал в своем ...
2. расширение тематики лаковых изделий
На темы исторического прошлого Родины создается много произведений в 1940-е годы, в годы Великой Отечественной войны. В произведении «За Отчизну» Н. Парилова изображен народ, несущий свои пожертвования в ответ на воззвание Минина. Вверху миниатюры – войско, наступающее на врага. Художника занимает сюжет, передача настроения людей, охваченных единым порывом.
В построении многофигурной композиции большое значение имеет ведущий ритм, цельность красочного впечатления. Множественность масштабов, не связанных закономерностями перспективы, позволяет отделить в миниатюре главное от второстепенного, открывает возможность самых широких сопоставлений, совмещений на основе внутреннего смысла, а не внешнего правдоподобия. Пространство не имеет единой точки зрения и линии горизонта, композиция подчинена решению декоративных задач.
Каждый мастер очень индивидуально преломлял опыт традиции, каноны мастерства. Все новое в искусстве миниатюры утверждается постепенно, получая свою содержательную полноту, и в этом – одно из проявлений народности палехского искусства. Суть же коллективного творческого начала состоит не в том, что работает в Палехе большой коллектив художников, а в том, что этот коллектив развивает многовековой опыт школы, общую традицию и художественную систему. Индивидуальное, личное начало включается таким образом в более сложную связь с коллективным опытом, уже в плане родовой сущности искусства. Как только традиции, так падает эстетическая сила этого искусства. И, напротив, чем с большей полнотой произведение выражает сущность коллективного опыта, тем больших высот достигает художник.
3. разработка новых средств взаимодействия с потенциальными потребителями: в современном мире уже не вызывает ни у кого сомнения огромные потенциальные возможности использования интернета в целях увеличения коммерческой прибыли, привлекательности для общества, создания узнаваемого бренда. В данном случае, сохраняя традиции, не стоит забывать и о возможностях маркетинга и PR, прежде всего для увеличения продаж и тем самым получая возможности для решения большого количества проблем лаковых промыслов. В перспективе это даст возможность выйти не только на более широкий российский рынок, но и мировой в целом. Также это поможет в борьбе с «пиратством», так как в большинстве случаев потенциальный покупатель будет знать наверняка, что покупает оригинальную продукцию.
4. решение вопроса, связанного с подготовкой кадров: современные возможности науки и техники открывают широкие перспективы для работы и обучения и в данной сфере. С одной стороны, использование интерактивных технологий, позволит снизить стоимость обучения мастеров и расширить их круг, с другой стороны, появиться более широкий доступ к различным ресурсам.
5. развитие технических возможностей в лаковых промыслах: использование новых материалов, технических приспособлений даст возможность для дальнейшего развития в современных условиях, повысит интерес и привлекательность.
Таким образом, без преувеличения можно сказать, что традиции лаковых промыслов продолжают существовать и развиваться, несмотря на все сложности, возникающие в данной сфере. Однако, не стоит забывать, что без поддержки не только государства, но и общества, мы рискуем потерять те традиции и национальное богатство, которое досталось нам
Народные промыслы (2)
... промысел – подмосковная гжель. Скопинский промысел. Спрос на дымковскую игрушку. Лепные филимоновские игрушки (свистульки). Особенности сомовского гончарного промысла. Хлудневские сопелки и гремотухи. реферат [34,4 K], добавлен 05.12.2010 Декоративно-прикладное искусство. Секрет восточного фарфора. Появление фаянса и ...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Русская лаковая живопись — уникальное явление мировой художественной культуры. Впитав в себя наработанные веками достижения лакового искусства Запада и Востока, она обогатила его неповторимым национальным опытом и самобытностью, расширила рамки его образного мира. Изделия с лаковой миниатюрной живописью перестали иметь чисто утилитарное назначение благодаря высокому мастерству русских умельцев они стала произведениями искусства, с многообразием тем, сюжетов и образов. Лаковые миниатюры — это не только сконцентрированная радость, отрада для глаз, но и пища для ума, утешение для души. Их удобно иметь при себе, они не обременяют владельца размерами и в интерьере деликатны, не разрушают стилистику крупных форм, масс и цвета.
В России история развития искусства лаковой миниатюры насчитывает не одно столетие: менялись времена – менялись и лаковые промыслы, но несмотря на все сложности, мастера продолжали творить, находя всегда не только вдохновение, но и саму возможность не дать этим знаменитым промыслам угаснуть. Изучение искусства лаковой миниатюры Палеха, Мстеры и Холуя позволяет нам сделать выводы не только о наличии у них большого количества общих черт, но также выделить и уникальные характерные особенности: с одной стороны, объединяющим для данных промыслов являются те источники, условия и время, когда они появились – все они берут свое начало из дореволюционных традиций лаковой миниатюры Российской империи, но первоначальный коллектив мастеров – бывшие иконописцы, положивший начало данному явлению в истории русской культуры, наложил определенный отпечаток на технику и сюжетные особенности лаковых миниатюр Палеха, Мстеры и Холуя. Также время возникновения и развития лаковых промыслов не могло не повлиять на их развитие: 20-30 годы XX века – время огромных перемен, исканий и потерь для русского народа и государства, но в то же время – это отправная точка новых достижений и открытий. Непростой XX век как в кадрах ретроспективы прошел через сюжеты лаковых миниатюр: рассматривая их мы можем увидеть все радости и горести страны, но, несмотря на то, что мастера внимательно следили за всеми общественным тенденциями, красной нитью через все работы проходит авторитет старины и сохранение традиций.
В чем же перспективы современной палехской росписи? Стилизация — враг истинного искусства. Поэтому, с каким бы преклонением и любовью ни относиться к творчеству создателей искусства советского Палеха, невозможно его органически продолжать. Можно даже сказать, что палешане — мастера старшего поколения довели до конца ту декоративность, что имелась в русском искусстве XVII века. Они во многом даже до предела гипертрофировали ее, не оставив никакой возможности для ее дальнейшего развития в данном направлении. Их искусством был как бы подведен итог развитию «дивного узорочья». Поэтому, если и исходить из него в современной практике нынешнего Палеха, то надо искать каких-то совершенно новых путей, так как старый, видимо, исчерпан.
Надо отдавать себе отчет, художникам в первую очередь, что подделка под лад и стиль кого-либо, даже собственных «родителей», не может привести к созданию полноправного и полноценного искусства, способного отразить сегодняшний день жизни страны.
Новую декоративность надо искать в окружающей нас действительности, как искали и находили ее старые мастера Палеха, согласно своему мировидению. Сегодняшнее мировидение палешан другое, и его надо отразить по-иному. Пусть останется черный фон, яркие радующие глаз краски, гамма которых основывается не на житийных иконах XVII века, а на нынешней гамме цветов, пусть существует и золотой асист и другие отдельные приемы мастерства палешан. Но надо понимать, что должен быть найден собственный стиль, как нашли свой стиль Голиков, Зубков, Зиновьев и другие советские мастера, отличный от всего, что делается в других центрах по производству лаков. Все эти новые приемы должны строиться на композиции, не копирующей композицию икон и фресковых сцен XVII века, а на собственной новой композиции, найденной в процессе работы над новыми художественными задачами. В частности, следует отметить, что композиция миниатюр не рассмотрена ни в одном научном труде, ни в одной журнальной статье. Показать закономерности и композиционные приемы русской миниатюры как прошлого, так и настоящего — одна из актуальнейших задач современного искусствознания.
Ы по культуре и искусству
... Российской Федерации. Уральская Академия Государственной Службы. Факультет Государственное и м... Реферат: Николо Макиавелли: политическая культура средневековья Николо Макиавелли. Государь Перевод: Муравьевой Г. Оригинальное ... Краткий путеводитель по стилям и направлениям в искусстве Подготовил Сергей Голубев ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс) - эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая ...
Обновление Палеха, создание предпосылок для нового творческого импульса дальнейшего его развития связано с экспериментальной работой. Она позволила бы направить зарисовки «для себя» по новому пути декоративных приемов, сделать их органичными для самих произведений, без тени стилизации.
Эти произведения в идеале должны стать новыми по духу и облику, творчески перерабатывающими вечно обновляющиеся декоративные принципы и приемы русского искусства. И тогда мы сможем говорить о Палехе, как о живом, развивающемся художественном центре, в котором принципы «дивного узорочья» найдут себе принципиально новые воплощения, созвучные нашему времени.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/lakovaya-miniatyura/
Александрова Е.Я. Художественное образование в России: историко-культурологический очерк. М., 1998.
Альбедиль М.Ф. Русская лаковая миниатюра. Палех. Мстера. Федоскино. Холуй. – М.: Яркий город, 2007.
Арбат Ю.А. Красота вокруг нас. М., 1962.
Арбат Ю.А. Народное декоративное искусство. М., 1963.
Бакушинский А.В. Искусство Палеха. М.; Ленинград, 1934.
Бакушинский А.В., Василенко В.М. Искусство Мстеры. М., 1934.
Балдина О.Д. Вкусы и пристрастия современного художественного рынка России. М.: Астрель, 2002.
Барадулин В.А., Танкус О.В. Основы художественного ремесла. М.: Просвещение, 1979.
Белоусов М.Р. Профессиональное образование в области традиционного искусства Палеха. История становления и направления развития. Иваново: Изд-во Иваново, 2008.
Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.
Богуславская И. Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов.// Творческие проблемы современных художественных промыслов. – Л.: Художник РСФСР, 1981. – С. 16-43.
Валиков Г.Г. Краски Мстеры. М., 1959.
Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве X – XX веков. М.: Советский художник, 1974.
Гончарное искусство
... промыслы. Предмет рассмотрения – гончарные промыслы в русской народной культуры. Целью работы является – изучить становление развития гончарного искусства в разных регионах России, также понять значение гончарного искусства ... художественная культура» 2015. Переходя к рассмотрению гончарному искусству и собственно к традиционным народным промыслам, мне хочется высказать свои мысли. Иногда кажется, ...
Грязнов А.И. Федоскинские таланты. М., 1970.
Гуляев В.А. Русские художественные промыслы 1920-х годов. Ленинград: Художник РСФСР,1985.
Дмитриев Н.Г. Мстера рукотворная. Рассказы об искусстве лаковой миниатюры и ее мастерах. Ленинград: Художник РСФСР, 1986.
Дубровский П.С. Типология художественных промыслов Ивановского региона. Лаковая миниатюра и иконопись. СПб.: Нестор, 2005.
Еремина Т.С. Мир иконописцев. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2005.
Живопись, графика, скульптура, текстиль, декоративное искусство, искусство Палеха и Мстеры. М.: Правда, 1933.
Жидков Г.В. Пушкин в искусстве Палеха. М.; Ленинград: Гос. изд-во изобразительных искусств, 1937.
Зиновьев Н.М. Искусство Палеха. Ленинград: Художник РСФСР, 1975.
Зиновьев Н.М. Стилистические традиции искусства Палеха. Ленинград: Художник РСФСР, 1981.
Искусство Мстеры: Каталог экспозиции Мстерского художественного музея. Владимир, 1996.
Казанская Н.Р. Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных учреждениях народных художественных промыслов. М., 2000.
Калинина Л.П. Формирование эстетической культуры студентов профессиональных учебных заведений традиционного прикладного искусства. М., 2004.
Ковригина В.М. Экономика, организация и планирование производства изделий декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов. М.: Высшая школа, 1986.
Коромыслов Б.И. Лаковая миниатюра Мстеры. Ленинград, 1972.
Кошаев В.Б. Композиция в русском народном искусстве. М.: ВЛАДОС, 2006.
Кульчицкая Г.П. Страна сказки. Миниатюра Палеха. Ленинград: Художник РСФСР, 1979.
Ломов С.П. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Автореферат дис. д. п. н. М.: Московский педагогический университет, 2000.
Максимович В.Ф. Теоретические и исторические предпосылки существования профессиональной подготовки в области народных художественных промыслов. М.: Худож. гравюра, 1989.
Максимович В.Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования (на примере учебных заведений традиционного декоративно-прикладного искусства).
М., 2000.
Максимович В.Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование: исторический аспект, современное состояние и пути обновления. М.: Флинта, 2000.
Народное искусство России. – М.: Художник РСФСР, 2001.
Народные художественные промыслы. – М.: Искусство, 1984.
Народные художественные промыслы. 1917-1932. Под ред. М.А. Некрасовой, С.М. Темерина. М., 1986.
Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. М.: Изобразительное искусство, 1983.
Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре. М.: Коллекция М, 2003.
Некрасова М.А. Палехская миниатюра. Ленинград: Художник РСФСР, 1978.
Некрасова М.А. Русская лаковая миниатюра: Федоскино, Палех, Мстера, Холуй. М.: Согласие, 1994.
Некрасова М.А. Современное народное искусство. – Л.: Лениздат, 1980.
Некрасова М.А. Современное народное искусство. М.: Художник РСФСР, 1980.
Некрасова М.А. У истоков возрождения храмового искусства – феномен России на переломе XX – XXI веков// Преображение. Современное храмовое искусство. Ярославль: Эмалис, 2005.
Некрасова М.А., Котов В.Т., Гузий И.А. 50 лет искусства Палеха: Каталог выставки. М., 1975.
Палех. – М.: Прогресс, 1991.
Палех. Под ред. Г.И. Горбунова. Иваново: Ивановское книжное издательство, 1954.
Печкин М.Б. Вершина и корни: история села Холуй Ивановской области. Иваново: Новая Ивановская газета, 2008.
Пирогова Л.Л. Каталог выставки «Палех на пороге третьего тысячелетия». М.: ОГИ, 1999.
Пирогова Л.Л. Палех: История и современность. М.: Искусство, 1994.
Пирогова Л.Л. Русская лаковая живопись. XXI век. М.: Интербук-бизнес, 2006.
Пирогово Л.Л. Лаковая миниатюра. Палех. М.: Интербук-бизнес, 2001.
Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. М.: Советский художник, 1985.
Русская лаковая миниатюра: истоки и современность. Сост. Л.Л. Пирогова. Калининград: Янтарный сказ, 2003.
Садовская B.C. Лабиринты культуры быта: исследование реальности: Монография. М.: МГУКИ, 2003.
Салтыков А.Б. Использование народных традиций в развитии советского прикладного искусства. М., 1956.
Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования. М.: Советский художник, 1980.
Сокольникова Н.М., Крейн В.Н. История стилей в искусстве. М.: Гардарики, 2006.
Солонин П.Н. Здравствуй, Палех. Ярославль, 1979.
Тренев Д.К. Иконопись мстерцев. М., 1903.
Уткин П.И. О предметной сущности и художественном содержании изделий народных промыслов. М.: НИИХП, 1992.
Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. М.: Высшая школа, 1992.
Уханова Е.И. Русские лаки в собрании Эрмитажа. Ленинград: 1964.
Училище барона A.JI. Штиглица. Школа мастерства. Альбом. М.: Изд-во Школы акварели, 2004.
Федотова О.В. Педагогическая взаимосвязь учебных предметов «мастерство» и «композиция» в профессиональном обучении студентов лаковой миниатюрной живописи. М., 2005.
Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах. М.: НИИХП, 1990.
Чижов М.С. Среди миниатюристов. Ленинград: 1982.
Яловенко Г.В. Федоскино. М., 1959.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Лаковые миниатюры Палеха
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Лаковые миниатюры Мстеры
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Лаковые миниатюры Холуя
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Процесс изготовления лаковых миниатюр
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Лаковые миниатюры на советскую тематику
Уханова Е.И. Русские лаки в собрании Эрмитажа. Ленинград, 1964. С. 24.
Пирогова Л.Л. Палех: История и современность. М., 1994. С. 135.
Бакушинский А.В., Василенко В.М. Искусство Мстеры. М., 1934; Балдина О.Д. Вкусы и пристрастия современного художественного рынка России. М., 2002.
Дубровский П.С. Типология художественных промыслов Ивановского региона. Лаковая миниатюра и иконопись. СПб., 2005. С. 89-91.
Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре. М., 2003. С. 11.
Белоусов М.Р. Профессиональное образование в области традиционного искусства Палеха. История становления и направления развития. Иваново, 2008. С. 57.
Зиновьев Н.М. Стилистические традиции искусства Палеха. Ленинград, 1981. С. 149.
Некрасова М.А. Русская лаковая миниатюра: Федоскино, Палех, Мстера, Холуй. М., 1994. С. 8.
Пирогова Л.Л. Русская лаковая живопись. XXI век. М., 2006. С. 53.
Палех. Под ред. Г.И. Горбунова. Иваново, 1954. С. 30.
Пирогова Л.Л. Русская лаковая живопись. XXI век. М., 2006. С. 72.
Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования. М., 1980. С. 204.
Барадулин В.А., Танкус О.В. Основы художественного ремесла. М., 1979. С. 50.
Яловенко Г.В. Федоскино. М., 1959. С. 40.
Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. М., 1992. С. 304.
Некрасова М.А. Русская лаковая миниатюра: Федоскино, Палех, Мстера, Холуй. М., 1994. С. 22-23.
Кульчицкая Г.П. Страна сказки. Миниатюра Палеха. Ленинград, 1979. С. 52.
Кошаев В.Б. Композиция в русском народном искусстве. М., 2006. С. 69.
Зиновьев Н.М. Стилистические традиции искусства Палеха. Ленинград, 1981. С. 116.
Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. М., 1985. С. 236.
Училище барона A.JI. Штиглица. Школа мастерства. Альбом. М., 2004. С. 25.
Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. М., 1983. С. 43.
Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах. М., 1990. С. 198.
Максимович В.Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование: исторический аспект, современное состояние и пути обновления. М., 2000. С. 92.
Богуславская И. Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов.// Творческие проблемы современных художественных промыслов. – Л.: Художник РСФСР, 1981.
Богуславская И. Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов.// Творческие проблемы современных художественных промыслов. – Л.: Художник РСФСР, 1981.
Некрасова М.А. Современное народное искусство. – Л.: Лениздат, 1980.
Казанская Н.Р. Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных учреждениях народных художественных промыслов. М., 2000. С. 55.
Дубровский П.С. Типология художественных промыслов Ивановского региона. Лаковая миниатюра и иконопись. СПб., 2005. С. 39.
Некрасова М.А. У истоков возрождения храмового искусства – феномен России на переломе XX – XXI веков// Преображение. Современное храмовое искусство. Ярославль, 2005. С. 65.
Еремина Т.С. Мир иконописцев. М., 2005. С. 44.
Русская лаковая миниатюра: истоки и современность. Сост. Л.Л. Пирогова. Калининград, 2003. С. 63.
Уткин П.И. О предметной сущности и художественном содержании изделий народных промыслов. М.: НИИХП, 1992. С. 24.
Твореное золото — краска, приготовленная художником на основе растертого листового золота и гуммиарабика.
Салтыков А.Б. Использование народных традиций в развитии советского прикладного искусства. М., 1956. С. 219.
Чижов М.С. Среди миниатюристов. Ленинград, 1982. С. 175.
Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре. М., 2003. С. 18.
Еремина Т.С. Мир иконописцев. М., 2005. С. 32.
Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. М.: Изобразительное искусство, 1983. С. 95.
Дубровский П.С. Типология художественных промыслов Ивановского региона. Лаковая миниатюра и иконопись. СПб.: Нестор, 2005. С. 38.
Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. М.: Высшая школа, 1992. С. 22.
Живопись, графика, скульптура, текстиль, декоративное искусство, искусство Палеха и Мстеры. М.: Правда, 1933. С. 85.
Коромыслов Б.И. Лаковая миниатюра Мстеры. Ленинград, 1972. С. 264.
Калинина Л.П. Формирование эстетической культуры студентов профессиональных учебных заведений традиционного прикладного искусства. М., 2004. С. 11.
Искусство Мстеры: Каталог экспозиции Мстерского художественного музея. Владимир, 1996. С. 344.
Богуславская И. Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов.// Творческие проблемы современных художественных промыслов. – Л.: Художник РСФСР, 1981.
Народное искусство России. – М.: Художник РСФСР, 2001.
Дмитриев Н.Г. Мстера рукотворная. Рассказы об искусстве лаковой миниатюры и ее мастерах. Ленинград, 1986. С. 23.
Кошаев В.Б. Композиция в русском народном искусстве. М., 2006. С. 45.
Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре. М., 2003. С. 463.
Гуляев В.А. Русские художеств
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/lakovaya-miniatyura/
1.Александрова Е.Я. Художественное образование в России: историко-культурологический очерк. М., 1998.
2.Альбедиль М.Ф. Русская лаковая миниатюра. Палех. Мстера. Федоскино. Холуй. – М.: Яркий город, 2007.
3.Арбат Ю.А. Красота вокруг нас. М., 1962.
4.Арбат Ю.А. Народное декоративное искусство. М., 1963.
5.Бакушинский А.В. Искусство Палеха. М.; Ленинград, 1934.
6.Бакушинский А.В., Василенко В.М. Искусство Мстеры. М., 1934.
7.Балдина О.Д. Вкусы и пристрастия современного художественного рынка России. М.: Астрель, 2002.
8.Барадулин В.А., Танкус О.В. Основы художественного ремесла. М.: Просвещение, 1979.
9.Белоусов М.Р. Профессиональное образование в области традиционного искусства Палеха. История становления и направления развития. Иваново: Изд-во Иваново, 2008.
10.Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.
11.Богуславская И. Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов.// Творческие проблемы современных художественных промыслов. – Л.: Художник РСФСР, 1981. – С. 16-43.
12.Валиков Г.Г. Краски Мстеры. М., 1959.
13. Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве X – XX веков. М.: Советский художник, 1974.
14. Грязнов А.И. Федоскинские таланты. М., 1970.
15. Гуляев В.А. Русские художественные промыслы 1920-х годов. Ленинград: Художник РСФСР,1985.
16. Дмитриев Н.Г. Мстера рукотворная. Рассказы об искусстве лаковой миниатюры и ее мастерах. Ленинград: Художник РСФСР, 1986.
17. Дубровский П.С. Типология художественных промыслов Ивановского региона. Лаковая миниатюра и иконопись. СПб.: Нестор, 2005.
18. Еремина Т.С. Мир иконописцев. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2005.
19. Живопись, графика, скульптура, текстиль, декоративное искусство, искусство Палеха и Мстеры. М.: Правда, 1933.
20. Жидков Г.В. Пушкин в искусстве Палеха. М.; Ленинград: Гос. изд-во изобразительных искусств, 1937.
21. Зиновьев Н.М. Искусство Палеха. Ленинград: Художник РСФСР, 1975.
22. Зиновьев Н.М. Стилистические традиции искусства Палеха. Ленинград: Художник РСФСР, 1981.
23. Искусство Мстеры: Каталог экспозиции Мстерского художественного музея. Владимир, 1996.
24. Казанская Н.Р. Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных учреждениях народных художественных промыслов. М., 2000.
25. Калинина Л.П. Формирование эстетической культуры студентов профессиональных учебных заведений традиционного прикладного искусства. М., 2004.
26. Ковригина В.М. Экономика, организация и планирование производства изделий декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов. М.: Высшая школа, 1986.
27. Коромыслов Б.И. Лаковая миниатюра Мстеры. Ленинград, 1972.
28. Кошаев В.Б. Композиция в русском народном искусстве. М.: ВЛАДОС, 2006.
29. Кульчицкая Г.П. Страна сказки. Миниатюра Палеха. Ленинград: Художник РСФСР, 1979.
30. Ломов С.П. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Автореферат дис. д. п. н. М.: Московский педагогический университет, 2000.
31. Максимович В.Ф. Теоретические и исторические предпосылки существования профессиональной подготовки в области народных художественных промыслов. М.: Худож. гравюра, 1989.
32. Максимович В.Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования (на примере учебных заведений традиционного декоративно-прикладного искусства).
М., 2000.
33. Максимович В.Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование: исторический аспект, современное состояние и пути обновления. М.: Флинта, 2000.
34.Народное искусство России. – М.: Художник РСФСР, 2001.
35.Народные художественные промыслы. – М.: Искусство, 1984.
36. Народные художественные промыслы. 1917-1932. Под ред. М.А. Некрасовой, С.М. Темерина. М., 1986.
37. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. М.: Изобразительное искусство, 1983.
38. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре. М.: Коллекция М, 2003.
39. Некрасова М.А. Палехская миниатюра. Ленинград: Художник РСФСР, 1978.
40. Некрасова М.А. Русская лаковая миниатюра: Федоскино, Палех, Мстера, Холуй. М.: Согласие, 1994.
41.Некрасова М.А. Современное народное искусство. – Л.: Лениздат, 1980.
42. Некрасова М.А. Современное народное искусство. М.: Художник РСФСР, 1980.
43. Некрасова М.А. У истоков возрождения храмового искусства – феномен России на переломе XX – XXI веков// Преображение. Современное храмовое искусство. Ярославль: Эмалис, 2005.
44. Некрасова М.А., Котов В.Т., Гузий И.А. 50 лет искусства Палеха: Каталог выставки. М., 1975.
45.Палех. – М.: Прогресс, 1991.
46. Палех. Под ред. Г.И. Горбунова. Иваново: Ивановское книжное издательство, 1954.
47. Печкин М.Б. Вершина и корни: история села Холуй Ивановской области. Иваново: Новая Ивановская газета, 2008.
48. Пирогова Л.Л. Каталог выставки «Палех на пороге третьего тысячелетия». М.: ОГИ, 1999.
49. Пирогова Л.Л. Палех: История и современность. М.: Искусство, 1994.
50. Пирогова Л.Л. Русская лаковая живопись. XXI век. М.: Интербук-бизнес, 2006.
51. Пирогово Л.Л. Лаковая миниатюра. Палех. М.: Интербук-бизнес, 2001.
52. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. М.: Советский художник, 1985.
53. Русская лаковая миниатюра: истоки и современность. Сост. Л.Л. Пирогова. Калининград: Янтарный сказ, 2003.
54. Садовская B.C. Лабиринты культуры быта: исследование реальности: Монография. М.: МГУКИ, 2003.
55. Салтыков А.Б. Использование народных традиций в развитии советского прикладного искусства. М., 1956.
56. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования. М.: Советский художник, 1980.
57.Сокольникова Н.М., Крейн В.Н. История стилей в искусстве. М.: Гардарики, 2006.
58. Солонин П.Н. Здравствуй, Палех. Ярославль, 1979.
59. Тренев Д.К. Иконопись мстерцев. М., 1903.
60. Уткин П.И. О предметной сущности и художественном содержании изделий народных промыслов. М.: НИИХП, 1992.
61. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. М.: Высшая школа, 1992.
62. Уханова Е.И. Русские лаки в собрании Эрмитажа. Ленинград: 1964.
63. Училище барона A.JI. Штиглица. Школа мастерства. Альбом. М.: Изд-во Школы акварели, 2004.
64. Федотова О.В. Педагогическая взаимосвязь учебных предметов «мастерство» и «композиция» в профессиональном обучении студентов лаковой миниатюрной живописи. М., 2005.
65. Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах. М.: НИИХП, 1990.
66. Чижов М.С. Среди миниатюристов. Ленинград: 1982.
67. Яловенко Г.В. Федоскино. М., 1959.