ГЛАВА I. ПРОБЛЕМАТИКА ЦИКЛА «СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ»
1.1 Философская проблематика цикла
На склоне лет Тургенев тяжело переживал разлуку с родиной, страдал от неизлечимой болезни, испытывал муки творческого кризиса. Понимая, что проживает свои последние годы, Тургенев стремился выразить в творчестве накопленный багаж взглядов, мнений, учений. Цикл гармонично объединил разные по звучанию стихотворения, в которых отразились душевные переживания художника. Он словно вспоминал весь жизненный круг, прощался со всем, что было дорого, кланяется своим святыням.
Основой «Стихотворений» являются многолетние переживания и думы поэта о судьбах родины и русского народа, мимолетности жизни и неизбежности смерти, о взаимодействии человека и природы, о любви и дружбе. Л.А. Озеров, автор ряда книг и статей о русской поэзии, отмечал: “В сборнике имеется множество так называемых вечных тем и мотивов, стоящих перед всеми поколениями и объединяющих людей разных времен.”[13, 153-218].
В этих лирических миниатюрах писатель поднимает темы любви, природы, смерти, нравственной красоты человеческих сердец, человеческих добродетелей и пороков, душевных состояний, жизненных итогов. Вечное и мимолетное, печальное и радостное, общественное и глубоко интимное, религиозное — все это наполняет стихотворения и отражает сферу замечательных тургеневских размышлений и наблюдений над бытием человека и общества.
Философские темы превалируют в цикле. И это не случайно. Иван Сергеевич был не только поэтом, но и философом. Он изучал философию Гегеля, Шопенгауэра. Именно взгляды последнего особенно сильно повлияли на писателя и были отражены в Senilia.
Если говорить об основных направлениях философской проблематики цикла, то можно выделить следующие: темы жизни и смерти («Старуха», «Насекомое», «Конец света», «Песочные часы» и т.д.), молодости и старости, прожитой жизни («Чья вина?», «О моя молодость»); взаимоотношений человека и природы («Природа», «Собака», «Морское плавание»), одиночества и отчужденности человека в мире («Без гнезда», «Как хороши, как свежи были розы…», «Когда я один», «У-а! У-а!»), религиозная проблематика («Христос)», тема торжества жизни («У-а! У-а!», «Воробей»).
Тургенев рассматривал жизнь, как беспрерывный и мучительный обман, странную смесь глупости, злости и случайности[36, 832]. Единственной реальностью представляется смерть. Однако и бесконечное пугает его.
Рассуждения об одиночестве в этом мире, беспомощности перед смертью передаются в стихотворениях «Старуха», «Песочные часы», «Конец света». Мысль о человеческом ничтожестве становится сквозным мотивом в цикле и в каждой лирико-философской миниатюре разрабатывается с дополнительными оттенками.
Человек и природа в лирике фета
... человеческой жизни, пронизывающая все вокруг. Человек и природа в лирике А. Фета (На примере стихотворений «Я пришел к тебе с приветом…», ... и плакать над тобой! Человек и природа в лирике А. А. Фета (План-сочинение) Своеобразие лирики А. ... статичного состояния пейзажа. Динамика ночной жизни мира природы и переживания влюбленных и составляет основу стихотворения. Движение ночного мира природы создается ...
В «Старухе» автор говорит о неотвратимости смерти. Поле, в котором идет в одиночестве герой стихотворения, олицетворяет жизнь. За героем неустанно идет слепая старуха – судьба, которая направляет его по этому пути, подталкивая к очевидному его окончанию – могиле. Таким образом, смерть является единственным смыслом жизненного пути. Она неизбежна, неотвратима. Тургенев описывает попытки избежать могильной ямы: «Я отвернулся от нее и пошел своей дорогой. […]И куда я ни мечусь, как заяц на угонках. всё то же, то же![…]Старуха смотрит прямо на меня — и беззубый рот скривлен усмешкой. // Не уйдешь!». Она становится единственной реальностью, смыслом жизни для человека. Неотвратимость смерти — удел человека, индивида. Судьба не зависит от человека и все попытки ее изменить тщетны. Перед вселенским миром человек случаен и ничтожен. Этим же мотивом пропитано стихотворение «Песочные часы». Герой, пребывая в одиночестве, ощущает быстротечность жизни: «День за днем уходит без следа, однообразно и быстро.// Страшно скоро помчалась жизнь,- скоро и без шума, как речное стремя перед водопадом.». Не потери существования страшится герой, он находится в жутком трепете перед неотвратимостью конца. «Мне не жаль ее, не жаль того, что я мог бы еще сделать… Мне жутко. […] И вздрагивает и толкается в грудь мое сердце, как бы спеша достучать свои последние удары».
Тоска о быстротечности жизни, страх не успеть сделать еще что то в жизни, воспоминания о молодости и осознание старости являются характеристиками еще одного сквозного мотива творчества Тургенева. Светлые воспоминания об этой радости в стихотворениях «Лазурный берег» («О царство лазури, света, молодости и счастья!»), «О моя молодость! о моя свежесть!» омрачнены «больным вздохом» понимания старости и скорого ухода из жизни в миниатюрах «Я встал ночью.» («Ах! Это всё мое прошедшее, всё мое счастье, всё, всё, что я лелеял и любил,— навсегда и безвозвратно прощалось со мною!» ), «Чья вина?» («Хочешь ты ее узнать, эту тяжкую вину[…]?//Вот она: ты — молодость; я — старость.»).[20] В 1873 году, понимая, что похвалы и порицания его таланта мало его волнуют, «как тень, бегущая от дыма», он добавляет: «За несколько недель молодости, самой глупой, изломанной, исковерканной, но молодости — отдал бы я не только мою репутацию, но славу действительного гения, если б я был им» [20]
Предел же пессимистичных настроений, катастрофичности и неотвратимости достигается в миниатюре «Конец света» с подзаголовком «Сон». Ее мотив связан с ощущением хрупкости человеческого существования, его временности, преходящести. Стихотворение наполнено значением провидческого сна, откровения, тенденцией к мифологизации картины. Герою видится сон о том, что земля разверзлась, море обступило маленький домишко, где рассказчик с группой незнакомых людей укрылся от надвигающейся катастрофы. Тема одиночества здесь усиливается — несмотря на присутствие таких же несчастных, как и автор, он чувствует себя отщепенцем. Он и рад объединиться с товарищами, но каждый из них одинок перед лицом смерти. Здесь она предстает космической катастрофой, разрушительной силой природы: провалилась земля, море обступило уцелевший домик на круге, «оно растет, растет громадно. сплошная чудовищная волна морозным вихрем несется, крутится тьмой кромешной». Наступает конец света: «Темнота. темнота вечная!»
«Роль случая в жизни человека. Л. Толстой «После бала. Роль случая ...
... Утро, изменившее жизнь, Может ли случай изменить жизнь человека?, Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого «После бала» Слайд ... жизнь и судьбу главного героя. Случайное событие изменило мировоззрение молодого человека, вернуло его с небес на землю, показало, что на земле есть не только любовь и прекрасные чувства. Н. Толстой «После бала» ...
Наводнение, как всемирная катастрофа, представлена во многих культурах: христианской, иранской, индуистской, греческой. Вода является олицетворением природы, началом и концом всего живого. В прологе к «Вешним водам» Тургенев описывает картину водной, морской стихии — враждебной и неумолимой по отношению к человеку: «…нет; он воображал себе это море невозмутимо гладким, неподвижным и прозрачным до самого тёмного дна; сам он сидит в маленькой, валкой лодке — а там, на этом тёмном, илистом дне, наподобие громадных рыб, едва виднеются безобразные чудища: все житейские недуга, болезни, горести, безумие, бедность, слепота… Он смотрит — и вот одно из чудищ выделяется из мрака, поднимается выше и выше, становится всё явственнее, всё отвратительно явственнее. Ещё минута — и перевернётся подпёртая им лодка! Но вот оно опять как будто тускнеет, оно удаляется, опускается на дно — и лежит оно там, чуть-чуть шевеля плёсом… Но день урочный придёт — и перевернёт оно лодку.» [34, 255].
Тургеневский конец света изображается как трагическое разрушение мироздания, абсолютное торжество хаоса и стихии. Писатель акцентирует внимание на психологическом состоянии человека в критический момент («Ужас леденит наши сердца»), на специфику его мировосприятия («Это небо – точно саван», «Умер воздух, что ли?» ), на всепоглощающих жутких ощущениях, охватывающих весь мир («Это земля завыла от страха… Конец ей! Конец всему!», «Темнота… темнота вечная!» )Однако трагичность картины гибели земли и всего живого отчасти нейтрализуется мотивом пробуждения героя от кошмара, авторской жанровой номинацией «сон», вынесенной в подзаголовок текста.
ПСИХОЛОГИЗМ УНЫНИЯ, ОТЧАЯНИЯ ТУРГЕНЕВ СВЯЗЫВАЕТ С ОТРИЦАНИЕМ ВЫСШЕГО РАЗУМА ВСЕЛЕННОЙ. ЕГО ТОМИТ И УГНЕТАЕТ БЕЗДУШИЕ КОСМОСА, МАТЕРИ ПРИРОДЫ, БЕЗУЧАСТИЕ К СУЕТНОЙ ЛИЧНОСТИ, ВЫЗЫВАЕТ ЧУВСТВО СМЕРТЕЛЬНОЙ ТОСКИ И ОТЧАЯНИЯ. «Я ТОТЧАС ПОНЯЛ, ЧТО ЭТА ЖЕНЩИНА – САМА ПРИРОДА, — И МГНОВЕННЫМ ХОЛОДОМ ВНЕДРИЛСЯ В МОЮ ДУШУ БЛАГОГОВЕЙНЫЙ СТРАХ». ТО ЕСТЬ ПОНЯТИЕ ПРИРОДЫ И СТРАХА, ПУСТЬ БЛАГОГОВЕЙНОГО, СТАНОВЯТСЯ ПОНЯТИЯМИ ЕДИНОГО РЯДА. ЕЕ ГОЛОС БЫЛ ПОДОБЕН «ЛЯЗГУ ЖЕЛЕЗА», ТАКИМИ ЖЕ СТАЛЬНЫМИ БЫЛИ ЕЕ МЫСЛИ ОБ УНИЧТОЖЕНИИ СВОИХ СОЗДАНИЙ:
Как известно, на мировосприятие И.С.Тургенева проблемы взаимоотношений человека и природы существенное влияние оказали философские сочинения французского мыслителя XVII в. Блеза Паскаля. Писателю родственны представления Паскаля о трагической мимолетности человеческого существования в сравнении с бесконечной, вечной и безразличной к нему природой. «Так что же есть человек в природе? Ничто по сравнению с бесконечностью, все по сравнению с небытием, середина между ничто и все» размышляет Паскаль [24,133]. «Червяк» («Мои деревья»), «копошащаяся козявка» («Разговор»), «рассыпанный прах» тела («Когда меня не будет») – такими определениями отвечает ему Тургенев в своих произведениях. Писателем утверждается мысль о хрупкости, непрочности человеческой жизни. Он противопоставляет вечность и величие природы мгновенности и призрачности человеческого существования.
Проблема одиночества: пример из литературы, аргумент. Проблема ...
... человека нельзя. И по этому поводу у психологов есть весомый аргумент. Проблема одиночества, возникшая в процессе такого воспитания, способна отдалить ребенка от родителей, так как постепенно переродится в непонимание. Проблема детского одиночества в ... долгое время самому себе, уходит в созданный им мир мыслей и фантазий. Причиной одиночества в раннем возрасте может быть и неверный подход ...
В ответ на лепетание человека о его превосходстве над всеми остальными существами (стихотворение «Природа») она отвечает: «Все твари мои дети [.], и я одинаково о них забочусь — и одинаково их истребляю […].Я не ведаю ни добра, ни зла. Разум мне не закон — что такое справедливость? Я тебе дала жизнь — я её и отниму и дам другим, червям и людям…мне всё равно…». Таким образом, жизнь любого живого существа ценна и тождественна. Этой идеей пронизаны стихотворения «Собака» и «Морское плавание».В стихотворении «Собака» человек и животное оказываются родными существами перед лицом смерти, окончательного разрушения. Человек, обладающий самосознанием, понимает трагическую участь всего живого на земле, а собака «немая, она без слов, она сама себя не понимает.» Перед лицом стихии – «злой и неистовой бури», несущей смерть и разрушение, – герой как бы утрачивает свою «самость», личное начало, отличающее человека от животного: «Нет! это не животное и не человек обмениваются взглядами… Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга». Утрата человеческой обособленности, выделенности приносит герою обостренное понимание, чувство природы, постижение ее сути в различных своих проявлениях: «Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я ее понимаю».Но «одна и та же жизнь жмется пугливо к другой». Человек и животное объединены не только страхом перед стихией, в них обоих «горит и светится тот же трепетный огонек» — жизнь. И уже неважно в ком именно горит этот огонь; объединенные болезненным стремлением существовать, человек и животное ощутили родство и радость от него.
То же единство прослеживается в миниатюре «Морское плавание». Два пассажира: человек и маленькая обезьянка, привязанная к одной из скамеек палубы, пассажиры корабля, находятся в тумане посреди моря, «неподвижной скатерти свинцового цвета». Два существа находятся посреди водной пустыни, объединенные томительным страхом перед морской стихией. Автор ставит рядом человека и животное, чтобы подчеркнуть различие, но одновременно и родственность героя и животного. Рассказчик подчеркивает его близость, подобие человеку: у обезьяны не лапка, а «рука»,«ручка», «грустные, почти человеческие глазенки». Эти двое объединены не только страхом, но и радостью при встрече друг с другом. Теперь герой и обезьяна существуют не по отдельности на судне, Тургенев вводит местоимение «мы» («и погруженные в одинаковую, бессознательную думу, мы пребывали друг возле друга, словно родные»), «нас» («Снотворной сыростью обдавал нас обоих неподвижный туман»).
Подчеркивая ничтожность существ перед создателем, Тургенев говорит о родстве и единстве всего живого перед природой. « Все мы дети одной матери».
Посредством темы смерти и взаимоотношения человека и природы раскрывается еще одна важнейшая проблематика цикла: тема одиночества. В миниатюрах Тургенева тема одиночества достаточно часто раскрывается посредством мотива «другого». Так, в стихотворении «Голуби», перед героем предстает картина, как перед надвигающейся бурей один голубь спасает другого: «Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя – и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас// Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них. Хоть я и один. один, как всегда».
Какие качества раскрывает в человеке любовь?
... отцу своих детей! Какой страшный грех! В итоге мне хочется дать ответ на вопрос, какие качества раскрывает в человеке любовь. По-моему, любовь раскрывает как положительные, так и отрицательные качества человека. (195 слов) Данная ... «Дом», выпускник искренне добавил в конце : «Закончить сочинение хочу своими словами: Дом – это тепло. Дом – это радость. Дом – это жизнь, Дом – это все». Проверка ...
Единение двух птиц, забота их друг о друге только оттеняют одиночество человека. Причем Тургенев тонко показывает психологическое состояние лирического «я»: ему хорошо, глядя на голубей, но в то же время осознание собственного одиночества вызывает в нем светлую грусть. Чувство одиночества связано с чувством страха перед смертью . Но это одиночество преодолимо желанием жить, которое может объединить души («Собака», «Морское плавание» и т.д.).
Наиболее пронзительно тема одиночества раскрывается в стихотворениях, так или иначе посвященных чувству любви. В миниатюре «Без гнезда» явственно прослеживается тема одиночества в любви, усталости от поисков счастья и семейного очага. Герой сравнивает себя с птицей, которая пролетает «мертвую» пустыню и такое же море в поисках места, где можно свить гнездо. Но нет в мире такого места для героя, и он с грустью и тоской вопрошает: «И не пора ли и мне — упасть в море?». Такое мировосприятие писателя не случайно, достаточно вспомнить его трагическую любовь-привязанность к Полине Виардо, вынуждающую жить, как писал Некрасову Тургенев, «на краешке чужого гнезда»[33].
Лирический герой стихотворения «Как хороши, как свежи были розы…»под музыкальный аккомпанемент вспоминает о светлом прошлом, о первой любви, о доме, наполненном смехом, музыкой, голосами… И на этом фоне контраста картина настоящего: зима, вечер, одинокая свеча, тишина, смерть на пороге: «Свеча меркнет и гаснет. […] жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ. Мне холодно. Я зябну. И все они умерли. умерли. //Как хороши, как свежи были розы.».
На помощь в борьбе с унынием и безнадежностью могло бы прийти чувство веры, но Тургенев был атеистом. Избрав в качестве философии веру в точное знание, он всегда стремился выйти за четко очерченные рамки точной науки. Религиозная проблема стояла всегда, независимо от своего разрешения, в центре его духовных запросов. Графине Е.Е. Ламберт Тургенев писал: «Да, земное всё прах и тлен – и блажен тот, кто бросил якорь не в эти бездонные волны! Имеющий веру – имеет всё и ничего потерять не может; а кто её не имеет – тот ничего не имеет, – и это я чувствую тем глубже, что я сам принадлежу к неимущим! Но я ещё не теряю надежды» [43, 61]. В этом сказывается драма неверующего, но религиозно настроенного человека.
Сложный процесс самоидентификации писателя относительно христианской религии, который переживал Тургенев на протяжении всей жизни, рассматривает В.Н.Топоров в своей работе «Странный Тургенев». Исследователь указывает на автобиографический контекст, который обнаруживается в изображении духовных исканий тургеневского героя, в том числе и в вопросах веры. Строчки из юношеской поэмы Тургенева «Стено» («…я, / как неба жажду веры, . жажду долго, / А сердце пусто до сих пор»), по мнению исследователя, — свидетельствует о мучительном осознании собственной неспособности постичь душу христианского вероучения, которое испытывал начинающий писатель. «Это отсутствие веры осознавалось как его личная ущербная особенность: что значит вера, об этом он догадывался, общаясь с людьми глубоко религиозными и черпавшими в вере жизненную силу […]. Сам он дара веры был лишен или не сумел его развить». [37, 44]
Сказуемое и способы его выражения (на материале рассказа И.С. ...
С. Тургенева «Песнь торжествующей любви». В нашей работе использовались следующие методы исследования: ... курсовой работы могут быть использованы в школе на уроках русского языка при изучении темы «Сказуемое». Курсовая работа состоит из двух глав, ... подлежащего - первая послевоенная весна, состав сказуемого - была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В предложении Этот случай сильно ...
Вместе с тем, пишет В.Н.Топоров, неуверенность в своей принадлежности к христианству не мешала писателю быть обладателем и носителем христианских представлений о нравственности: «Обладая высокими качествами души, которые можно считать христианскими по преимуществу, стремясь и в жизни своей быть (точнее — вести себя) христианином, Тургенев целомудренно никогда не называл себя христианином». [37,45] Цитируя размышления писателя: «Имеющий веру, имеет все и ничего потерять не может, а кто ее не имеет, тот ничего не имеет… И если я не христианин, то это мое личное дело, мое личное несчастье…», — исследователь приходит к заключению: «Когда внутренний свет мерк и погасал, Тургенев тянулся к иному свету, от него ждал своего спасения, хотя и видел, что тяжелый мрак обступает со всех сторон этот слабый свет».
Приведенное высказывание Тургенева свидетельствует о том, что вопросы веры были предметом его внутренней рефлексии, результатом которой стало развитие темы Христа. Писатель благоговел перед личностью Спасителя, не признавая его божественности. Стихотворение «Христос» представляет собой воспоминания о впечатлении, пережитом в юности, когда автор в церкви увидел Христа: «Вдруг какой-то человек подошел сзади и стал со мною рядом. Я обернулся к нему, но тотчас почувствовал, что этот человек — Христос».
Как замечает В.Н.Топоров, «тургеневский» Христос, который ему близок и влечет его к себе, — «душевный», как по сути дела душевно все общечеловеческое, «среднее», вне крайностей находящееся, когда оно к тому же человекообразно и несет в себе человеческую теплоту…». [37,47] В заключение стихотворения Тургенев пишет: «Только тогда я понял, что именно такое лицо – лицо похожее на все человеческие лица, — оно и есть лицо Христа» Эта мысль о Христе как человеке, а не Сыне Божьем, является одним из свидетельств, по мнению исследователей мировоззрения писателя, его отклонении от ортодоксального вероучения, неприятия самого духа христианства. Вместе с тем, как считает В.Г.Одиноков, доктор филологических наук, такая позиция Тургенева сближает его представления о Христе с толстовскими, суть которых в утверждении «начала божества» прежде всего в патриархальной массе русского крестьянства». «Тургенев не мог не чувствовать душу христианской религии и христианской культуры, поэтому он логично пришел к осмыслению образа Христа», — пишет В.Г.Одиноков. С точки зрения исследователя, в оценке отношения Тургенева к религии не может быть однозначного решения: «Тургенев стоит уже где-то на пороге религиозной веры, но пока он еще не очень убежден, что за порогом земного и столь дорогого ему по самому глубокому существу бытия человека на земле не простирается безразличный и холодный космос. Но он готов, однако, допустить веру в рациональный мир собственных представлений». [25,240]
Он навсегда остался на пороге религиозной веры с обнаженной головой, ищущим взглядом и безмолвными устами, в которые не вложена молитва. Это трагедия атеиста, тоскующего по молитвенному дару. Перед открывающейся пустотой загробного мира, перед невозможностью молитвы, перед вечным отсутствием или молчанием божества, Тургенев чувствует великую возрождающую силу в облике и слове Христа. Он до конца очеловечивает спасителя и в этом видит смысл и величие Его явления в мире[13].
Любовь сильнее смерти (рассуждение)
... порывом. (16) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. (17) Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (По И. С. Тургеневу) Сочинение – рассуждение: Передо мной известное стихотворение в прозе «Воробей», написанное И. С. Тургеневым. В этой ... в силах ни одно поколение писателей. Сами, испытывая такие же сильные чувства, как и их собственные герои, они так и не смогла найти разгадку ...
Таким было тургеневское христианство. В стихотворении «Монах», Тургенев говорит об иных святынях, которые спасают его душу. Герой видит молящегося монаха и завидует тому: «Он добился того, что уничтожил себя, свое ненавистное я; но ведь и я — не молюсь не из самолюбия. //Мое я мне, может быть, еще тягостнее ж противнее, чем его – ему». Но здесь же замечает: «Он нашел, в чем забыть себя. да ведь и я нахожу, хоть и не так постоянно». Перед безразличием неба, перед равнодушием природы и ужасом смерти, перед пугающим одиночеством и ничтожеством людской среды, жизнь получает смысл лишь от глубокой душевной привязанности, от евангельской правды, от создания новой красоты. Любовь, кротость, творчество — вот, что спасает писателя от уныния.
Знаменитый философ Николай Бердяев, уделивший большое внимание теме одиночества, отмечал: «Истинное преодоление одиночества и достижение общения есть переход от «я» к «ты» в любви, в дружбе…» [8, c. 280]. Именно такой «переход» осуществляется в стихотворениях «Собака», «Воробей», «Мы еще повоюем».
Писатель понимает, что есть ценности, ради которых стоит «не дать проскользнуть жизни между пальцев»[27, 143]. Именно жизнь воспевает Тургенев в стихотворении «УА.! УА.!» . Он вспоминает об увлеченности в юности философами — Байроном, Манфредом — и «лелеит мысль о самоубийстве». И вот однажды, забравшись высоко в горы, он решил навсегда расстаться с «ничтожным миром». Но крик младенца, неожиданно раздавшейся в «этой пустынной дикой выси, где всякая жизнь, казалось, давно замерла», возвратил его к жизни.
Две противоречивые картины видит читатель. Мертвые скалы и камни, резкий холод, черные клубы ночных теней и страшная тишина — царство смерти. Низкая хижина, трепетный огонек, молодая женщина-мать и крик ребенка олицетворяют жизнь Когда, казалось бы, все умерло, раздается крик младенца, «спасительный крик», и опять трепещет тот же огонек, и пробуждается чувство «задыхающейся радости». Писатель торжествует: жизнь победила смерть. С пробуждением в человеке любви к жизни уходят романтические мечты: «Байрон, Манфред, мечты о самоубийстве, моя гордость и мое величие, куда вы все девались? .[…]О горячий крик человеческой, только что народившейся жизни, ты меня спас, ты меня вылечил!»»
Тем же чувством восторженного ликования жизни преисполнено стихотворение «Воробей». Маленькая птица самоотверженно кидается защищать своего птенца от «громадного чудовища». Увиденная автором всепобеждающая сила любви, заставляет его трепетать перед этим чувством; философское осмысление увиденного формирует мысль в последней фразе стихотворения: « Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
Любовь у Тургенева та сила, которая может противостоять неизбежной смерти, неотвратимому року, безразличию вселенной. Такова основная идея стихотворения «Мы еще повоюем!», борцам неведомы страх и уныние, поэтому «грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал» автор.
Сочинение пушкин жизнь и смерть
... забвение, ничто. Пушкин трагически воспринимает смерть, все его существо противится превращению жизни в полное отсутствие проявлений человеческой индивидуальности: Как, ничего! Ни мысль, ни первая любовь! Мне страшно!.. И на ...
Любовь — это огромная мощь, она наделяет маленького человека силой самопожертвования. Только любовь-жертва способна сделать индивида поистине счастливым. Истинная любовь ломает эгоизм, расширяет душу человека: «Чужое я внедрилось в твое: ты расширен — и ты нарушен; ты только теперь зажил и твое я умерщвлено» (стихотворение «Любовь»).
С любовью писатель говорит о русском языке. С необыкновенным лиризмом, тонкостью и нежностью относится великий поэт к русскому слову. Он говорит о русском языке как о верной и прочной опоре, способной помочь во всех трудностях и горестях человеческой жизни не только одного индивида, но и целого народа! Народ признается носителем, творцом и хранителем тех жизненных ценностей, без которых немыслимо будущее ни России, ни самого народа. К таким непреходящим духовно-нравственным, культурным ценностям, согласно основной идее писателя, относится «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык». Элементы сюжета стихотворения последовательно отсылают читателя то к некоторым фактам биографии писателя, то к тем историческим событиям, которые не один год тревожили художника, заставляли его сомневаться, почти отчаиваться в будущем России, общества, русского народа.