С каждым днем в мире появляется все новая и новая информация. Информация должна обрабатываться и, соответственно, где-то храниться. Актуальность использования для хранения информации баз данных оправдывает себя.
Базы данных на сегодняшний день используются в самых разнообразных областях, таких как крупные и малые предприятия, учреждения власти, муниципальные образовательные учреждения и др.
Несмотря на то, что муниципальные образовательные учреждения бывают разного объема обучающихся, базы данных очень упрощают работу с информацией каким бы не было это образовательное учреждение.
Объект исследования. МОУ СОШ № 1 п. Бисерть Предмет исследования. Преподаватели и учащиеся МОУ СОШ № 1
Цель работы. Создать базу данных на Microsoft Access для МОУ СОШ № 1 поселка Бисерть.
Задачи:
- Анализ МОУ СОШ № 1
- Создание базы данных
- При создании учесть потребности организации в данной базе данных.
- Использование на практике базы данных Для написания дипломной работы информационной базой и методической основой послужили учебные пособия и литература, Интернет ресурсы.
Общие понятия о базах данных
1.1 Технология баз данных
В различных областях деятельности государств ведутся большие работы по созданию автоматизированных систем управления (АСУ), систем автоматизированного проектирования (САПР), автоматизированных информационных систем (АИС) и др. Каждая из этих систем располагает большим объемом информации, которая используется для решения задач специализированными программами. Информационный фонд этих систем принято называть базой данных.
1.2 Общее понятие о базе данных
Под данными понимается информация, находящаяся в памяти ЭВМ или машинных носителях (дискете, магнитной ленте и др.).
Под обработкой данных понимается совокупность задач, осуществляющих преобразование массивов данных. Обработка данных включает в себя ввод данных в ЭВМ, отбор данных по каким-либо критериям и параметрам, преобразование структуры данных, перемещение данных, вывод данных в табличном или ином удобном для пользователя виде.
Под управлением данных понимается весь круг операций с данными, которые необходимы для получения требуемого результата.
Под базой данных (БД) понимается совокупность взаимосвязанных данных некоторой предметной области, хранимых в памяти ЭВМ и организованных таким образом, чтобы эти данные могли быть использованы для решения многих задач многими пользователями. Базы данных хранятся на магнитных дисках и по мере необходимости считываются в оперативную память ЭВМ, в которой происходит непосредственно их обработка.
Объектно-ориентированные базы данных. _Объектно-ориентированные_БД. ...
... HANA. Объектно-ориентированные базы данных. Объектно-ориентированные базы данных представляют информацию, которая в них содержится в виде объектов, которые хранятся в памяти, как и в объектно-ориентированных языках программирования, таких как С++ и Java. Объектно-ориентированные системы управления базами данных ...
1.3 Требования к организации данных
Успешное функционирование БД может быть осуществлено только при выполнении ряда требований к ее организации. К таким основным требованиям можно отнести:
Расширяемость базы данных. База данных должна обладать способностью к расширению, которое может быть за счет:
- увеличения числа экземпляров однотипных данных, например количества данных о преподавателях;
- введение в БД новых типов объектов или новых типов взаимосвязей. Необходимо, чтобы введение новых типов объектов или связей не требовало каких — либо изменений в уже существующих в БД данных.
В условиях разработки и эксплуатации крупной системы значение приобретает простота работы с данными БД, т. е. необходимо, чтобы:
- структура данных была логичной и ясной;
- операции доступа к данным обладали ясными и четко очерченными функциями;
- без больших трудозатрат выполнялись различные обслуживающие операции (копирование, перепись с носителя на носитель, расширение базы и др.).
Целостность базы данных. Под целостностью базы данных в общем случае понимается ее готовность к работе. Целостность базы данных — сложное понятие, имеющее много аспектов. Укажем на следующие из них:
- физическая целостность, т. е. сохранность информации на магнитных носителях и корректность форматов данных;
- логическая целостность, под которой понимается непротиворечивость данных в базе;
- актуальность данных, т.
е. соответствие данных реальному положению вещей.
Потеря целостности базы данных может произойти от сбоев аппаратуры ЭВМ, ошибок в программном обеспечении, неверной технологии ввода и корректировки данных, низкой достоверности самих данных, и т. д. Поэтому обеспечить целостность базы реального объема весьма сложно. В то же время потеря целостности данных ведет к самым серьезным последствиям вплоть до полной перегрузки данных базы. Если учесть, что обычно базы данных накапливаются годами или даже десятками лет, то потеря целостности БД зачастую влечет очень тяжелые последствия.
1.4 Секретность данных
Под этим термином понимается в общем случае защита данных от несанкционированного доступа. Различаются собственно секретность данных, заключающаяся в том, что пользователю, не владеющему паролем доступа, полностью закрыт доступ к БД или какой-либо ее части, и защита данных от модификации, допускающая для лиц, не владеющих паролем, только чтение из БД. Перечисленные выше требования во многом противоречивы. Поэтому обычно перед разработчиками конкретной базы данных стоит проблема выбора компромиссного варианта, учитывающего наиболее существенные для данной СОД требования.
1.5 Системы управления базами данных. Администрация баз данных
Как видно из изложенного выше разработка и эксплуатация базы данных сопряжена с решением целого ряда проблем. Каждая из этих проблем весьма сложная. Поэтому удовлетворительное функционирование БД требует выполнения весьма трудоемких организационно-технических мероприятий. В качестве своего главного инструмента администрация БД использует СУБД. Под СУБД понимается программная система, обеспечивающая все функции управления данными со стороны администрации БД и прикладных программ пользователей. Любой доступ к данным базы осуществляется через СУБД.
Аудит и компьютерная обработка данных
... влиянием систем компьютерной обработки данных. Внутрихозяйственный риск концентрацию функций управления Система компьютерной обработки данных согласно стандарта аудиторской деятельности «Проведение аудита с помощью компьютеров» считается достаточно сложной, если компьютер выполняет взаимосвязанные вычисления в отношении формирования ...
1.6 Основные функции СУБД
Система управления БД является программным обеспечением, осуществляющим функции управления данными БД. Применение СУБД позволяет значительно уменьшить трудозатраты по реализации требований к БД и обеспечить более полное их выполнение.
Сама СУБД — системное программное обеспечение. Не решая непосредственно никакой прикладной задачи СУБД является инструментом для разработки прикладных программ и поддержания БД, с помощью которого можно создавать базы данных, наполнять их и работать с ними. В мире существует немало различных систем управления базами данных. Функции и структуру типичной СУБД уместно рассматривать вместе, так как каждой из основных функций соответствует программная компонента СУБД.
1.7 Функции СУБД. Описание данных
В процессе работы прикладных программ и пользователей БД изменяется. Однако эти изменения не могут быть произвольными. Обычно в БД существуют довольно жесткие ограничения на возможности манипулирования данными, которые отражают закономерности предметной области. Так, в БД пользователь может образовать новый экземпляр объекта или исключить уже существующий экземпляр, но изменить характеристики этого объекта он, как правило, не может. Описание неизменяемых свойств данных БД получило название описание данных, описание структуры, данных или схема базы данных.
1.8 Загрузка базы и формирование отчетов
На универсальном языке программирования можно написать любую программу обработки данных, в том числе программу заполнения (загрузки) и корректировки БД или программу распечатки выходных форм. Однако указанные действия выполняются столь часто, что для их реализации большинство СУБД имеют специальные программные средства, которые носят названия: для ввода и корректировки данных — подсистема загрузки данных; для получения выходных форм — генератор отчетов. Эти средства в своем составе имеют языки высокого уровня, ориентированные на описание ввода—вывода данных.
1.9 Язык запросов и диалоговые средства
Часто возникает необходимость выполнить из базы данных по определенным признакам объекта. Для реализации такой возможности СУБД оснащаются языком запросов высокого уровня, а также интерпретатором с языка запросов. С помощью этого языка пользователи-непрограммисты могут сформулировать запрос к БД и тут же на дисплее получить ответ.
В целях удобства пользователей и повышения оперативности доступа к данным большинство функций СУБД может осуществляться в диалоговом режиме через дисплей. Современные СУБД, как правило, обеспечивают мультидоступ к БД (т. е. одновременный доступ к базе нескольких терминальных пользователей или прикладных программ).
При помощи дисплея удобно производить просмотр БД, ее корректировку, выполнение различных сервисных функций, ввод запросов и т. д.
Создание базы данных для ателье при помощи пакета Microsoft Access
... создание, так и распространение приложений для работы с базами данных. СУБД Access включает разнообразные и многочисленные относительно автономные программные средства, ориентированные на создание объектов база данных и приложений пользователя. Средства графического конструирования ...
1.10 Виды баз данных
Виды баз данных определяются моделью данных.
Ядро любой БД — модель данных, представляющая собой множество структур данных, ограничений целостности и операций манипулирования данных. В настоящее время наибольшее применение получили иерархическая, сетевая и реляционная модели данных.
Иерархическая модель. Часто объекты находятся в отношениях, которые принято называть иерархическими: например, отношение часть — целая; родовидовое отношение; отношения подчиненности
Объекты, связанные иерархическими отношениями, образуют дерево «ориентированный граф», у которого имеется только одна вершина, не подчиненная никакой другой вершине (эту вершину принято называть корнем дерева); любая другая вершина графа подчинена лишь только одной другой вершине.
Рис. 1 Иерархическая модель Концептуальная схема иерархической модели представляет собой совокупность типов записей, связанных типами связей в одно или несколько деревьев. Все типы связей этой модели принадлежат к виду «один ко многим» и изображаются в виде стрелок. Такой тип связи означает, что одна запись (на ее тип указывает одно острие) соединена со многими подчиненными записями (на их тип указывает двойное острие).
В силу единственности пути к любой вершине дерева необходимость в наименовании типов связей в иерархической модели отпадает.
В иерархической модели ключ для нижних уровней иерархии всегда составной. Он состоит из ключа данной записи и ключей записей, стоящих по иерархии выше данной.
Основное достоинство иерархических баз данных состоит в экономичном использовании ресурсов памяти и соответственно высоком быстродействии системы. Недостатком является жесткие связи и при изменении модели возникает необходимость в перепрограммировании БД.
Сетевая модель. В сетевой модели данных понятия главного и подчиненных объектов несколько расширены. Любой объект может быть и главным и подчиненным (в сетевой модели главный объект обозначается термином «владелец набора», а подчиненный — термином «член набора»).
Один и тот же объект может одновременно выступать и в роли владельца, и в роли члена набора. Это означает, что каждый объект может участвовать в любом числе взаимосвязей. Схема сетевой модели приведена на рис. 3. В реляционной модели данных объекты и взаимосвязи между ними представляются с помощью таблиц, как это показано на рис. 5. Взаимосвязи также рассматриваются в качестве объектов. Каждая таблица представляет один объект и состоит из строк и столбцов.
Рис. 2. Схема сетевой модели данных Реляционная модель. В реляционной модели реализуются связи между объектами по принципу каждый с каждым как изображено на рисунке 3.
Рис. 3 Схема реляционной модели данных В реляционной базе данных каждая таблица должна иметь первичный ключ (ключевой элемент) — поле или комбинацию полей, которые единственным образом идентифицируют каждую строку в таблице (рис. 5.).
Благодаря своей простоте и естественности представления реляционная модель получила наибольшее распространение в СУБД для персональных компьютеров.
Классическим представителем реляционной СУБД является Access.
СУБД ACCESS
С помощью Access обычные пользователи получили удобное средство для создания и эксплуатации достаточно мощных баз данных без необходимости что-либо программировать. В то же время работа с Access не исключает возможности программирования. При желании систему можно развивать и настраивать собственными силами. Для этого надо владеть основами программирования на языке Visual Basic.
Еще одним дополнительным достоинством Access является интегрированность этой программы с Excel, Word и другими программами пакета Office. Данные, созданные в разных приложениях, входящих в этот пакет, легко импортируются и экспортируются из одного приложения в другое.
1.11 Объекты
Исходное окно Access отличается простотой и лаконичностью. Шесть вкладок этого окна представляют шесть видов объектов, с которыми работает программа.
1) Таблицы. Таблицы — основные объекты базы данных. В них хранятся данные. Реляционная база данных может иметь много взаимосвязанных таблиц.
2) Запросы. Запросы — это специальные структуры, предназначенные для обработки данных базы. С помощью запросов данные упорядочивают, фильтруют, отбирают, изменяют, объединяют, то есть обрабатывают.
3) Формы. Формы — это объекты, с помощью которых в базу вводят новые данные или просматривают имеющиеся.
4) Отчеты. Отчеты — это формы «наоборот». С их помощью данные выдают на принтер в удобном и наглядном виде.
5) Макросы. Макросы — это макрокоманды. Если какие-то операции с базой производятся особенно часто, имеет смысл сгруппировать несколько команд в один макрос и назначить его выделенной комбинации клавиш.
6) Модули. Модули — это программные процедуры, написанные на языке Visual Basic. Если стандартных средств Access не хватает для удовлетворения требований заказчика, программист может расширить возможности системы, написав для этого необходимые модули или использовав готовые.
1.12 Режим работы с Access
С организационной точки зрения в работе с любой базой данных есть два разных режима: проектировочный и эксплуатационный (пользовательский).
Создатель базы имеет право создавать в ней новые объекты (например таблицы), задавать их структуру, менять свойства полей, устанавливать необходимые связи. Он работает со структурой базы и имеет полный доступ к базе. У одной базы может быть один, два или несколько разработчиков.
Пользователь базы — это лицо, которое наполняет ее информацией с помощью форм, обрабатывает данные с помощью запросов и получает результат в виде результирующих таблиц или отчетов. У одной базы могут быть миллионы пользователей, и, конечно, доступ к структуре базы для них закрыт.
Режим работы с базой выбираются с помощью командных кнопок:
Открыть, Конструктор, Создать.
- Кнопка «Открыть» открывает избранный объект. Если это таблица, то ее можно просмотреть, внести новые записи или изменить те, что были внесены ранее.
— Кнопка «Конструктор» тоже открывает избранный объект, но по другому. Она открывает его структуру и позволяет править не содержимое, а устройство. Если это таблица, в нее можно вводить новые поля или изменять свойства существующих полей. Если это форма, в ней можно изменять или создавать элементы управления. Очевидно, что этот режим служит не для пользователей базы, а для ее разработчиков.
— Действие командной кнопки «Создать» соответствует ее названию. Она служит для создания новых объектов. Этот элемент управления тоже предназначен для проектировщиков базы. Таблицы, запросы, формы и отчеты можно создавать несколькими разными способами: автоматически, вручную или с помощью Мастера.
Анализ предприятия и создание базы данных
2.1 Характеристика предприятия
Модель школы — школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.
В школе обучается 737 учеников:
1 — 4 классы — 306 человек;
5 — 11 классы — 377 человек;
9 — 12 (вечерние) классы -48 человека.
Начальная школа (1- 4 класс) включает в себя 12 классов, основная школа (5 — 9 класс) — 13 классов, старшие (10 класс) — 2 класса, вечерние (9−12 класс) — 4 классов.
Укомплектованность штатов составляет 100% (61 педагог), в том числе совместителей — 5 чел.(8%) в соответствии со штатным расписанием. Образовательный ценз педагогических работников: высшее образование — 69%; среднее специальное — 16%, без специального педагогического образования -15%. Директор школы, заместители директора аттестованы на первую квалификационную категорию. Количество аттестованных учителей составляет 95% (58 человек), из них 1 кв. категория — 75% (46 человек), 2 кв. категория -20% (12 человек)., не аттестованных педагогов 5% (3 человека) — вновь приняты в школу в этом учебном году.
МОУ СОШ № 1 р.п. Бисерть ориентирована на обучение и воспитание учащихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного и физического развития каждого учащегося.
Основные задачи образования:
- достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие его личности;
- формирование у каждого учащегося опыта творческой, социальной активности в реализации своих способностей;
- накопление у воспитанников опыта общения и взаимодействия, основанных на гуманистических отношениях.
Школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Школа, исходя из образовательной гарантии прав граждан на получение бесплатного среднего (полного) общего образования, осуществляет образовательный процесс, соответствующий трём ступеням образования:
1 Ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года) обеспечивает развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное образование является базой для получения основного общего образования.
2 Ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет) обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условий становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.
3 Ступень — среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года) является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися образовательных программ среднего (полного) общего образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференцированного обучения.
Направление образовательной деятельности состоит из трех ступеней На 1 ступени — начальная школа:
- центральное внимание уделяется общему развитию, сохранению и укреплению здоровья детей;
- тесная связь учителя с семьей;
- открытие классов для детей с задержкой психического развития;
- введение изучения информатики со 2 класса.
К моменту окончания начальной школы обязательными являются выполнение государственных стандартов образования, а также сформированность положительного отношения к учебе (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень произвольного поведения, что означает умение включаться в задание, выполнять задачу, планировать свои действия, выполнять их по правилу и контролировать развитие способности к адаптации в новых условиях, овладение учениками доступными им способами и навыками освоения учебной программы.
на 2 ступени — основная школа:
- сохранение и укрепление здоровья детей (закладывание основ здорового образа жизни);
- формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук;
- повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и индивидуальных способностей;
- формирование коммуникативных навыков;
- выявление способностей и наклонностей воспитанников, с целью дальнейшего самоопределения;
- совместная работа классного руководителя с учителями — предметниками, психологами, родителями по индивидуальному развитию учащихся;
- вовлечение учащихся в кружки и секции по интересам на базе школы и учреждений дополнительного образования.
В основной школе сохраняется и продолжается индивидуальное развитие учащегося, проводятся мониторинги физического развития 2 раза в год. Включение учащихся в деятельность органов самоуправления.
На 3 ступени — средняя школа:
- формирование научного стиля мышления, который являясь устойчивым качеством личности, выступает как важный компонент ее мировоззрения, как необходимое условие самообразования;
- развитие потребности к самосовершенствованию, формирование способности к самостоятельному добыванию знаний;
- открытие классов довузовской подготовки;
- социальная и предпрофессиональная адаптация;
- установление непосредственных контактов с преподавателями ВУЗов и ССУЗов;
- организация и работа в органах ученического самоуправления [https:// , 9].
2.2 Организационно — правовая структура
Организационно — правовая структура МОУ СОШ № 1 отображает разделение всего рабочего персонала на отделы и подотделы.
Во главе структуры состоит директор образовательного учреждения, которому в свое время в подчинение входят:
- Бухгалтерский отдел. В состав бухгалтерского отдела входят главный бухгалтер и бухгалтер.
- Состав завучей и педагогов. В этот состав входят завучи школы и педагоги.
- Секретарь.
- Завхоз. Работники столовой и подсобные рабочие.
- Мастер вычислительной техники.
- Зав. библиотеки и библиотекарь.
- Энергоотдел. Состав электриков.
Пример структуры изображен на рисунке 9.
2.3 Функциональная модель МОУ СОШ № 1
Рассмотрим функциональную модель МОУ СОШ № 1 по методологии IDEF0.
На внешнем уровне модели выстраивается иерархическая структура общего подчинения, на которой изображены все объекты, влияющие на процесс образования в целом. Наглядная структура изображена на рисунке 10 и описана в таблице 1
Таблица 1
Параметр |
Описания |
||
Вход/выход |
Дошкольники |
Поступающие в образовательное учреждение. |
|
Финансирование |
Вложение денежных средств в учебный процесс. |
||
Выпускники после 9 классов |
Люди, получившие образование после 9 классов обучения |
||
Выпускники после 11 классов |
Люди, получившие образование после 11 классов обучения |
||
Управления |
Министерство образования |
Распоряжения. Контроль над обучением. |
|
Устав |
Надзор и контроль по соблюдению стандартов обучения. |
||
Механизмы |
Преподаватели |
Люди, которые доносят информацию студентам в доступной для них форме. |
|
Работники |
Люди, работающие в учреждении, или осуществляющие тот или иной процесс. |
||
Компьютерная техника |
Оборудование или программы, применяемые при выполнении процессов обучения. |
||
Учебное пособие и инвентарь |
Учебники, парты, предметы для обучения |
||
В развернутом виде процесс образования состоит из несколько уровней:
- начальные классы. Этап образования в начальных классах, 1−4 класс, и переход на уровень средних классов.
- средние классы.
Этап образования в средних классах, 5−9 класс, и сдача государственной итоговой аттестации с последующим переходом в старшие классы, либо выпуск учеников после 9 класса.
- старшие классы. Этап образования в старших классах, 9−11класс, и сдача единых государственных экзаменов с последующим выпуском учащихся.
В процессе обучения участвуют следующие управление и механизмы:
- управляющие. К управляющим относятся непосредственно министерство образования и устав.
- механизмы. К механизмам относятся непосредственно учебные пособия и инвентарь, компьютерная техника, преподаватели и работники.
Рассмотрев структуру МОУ СОШ № 1 можно отметить следующие проблемные моменты:
- большой объем документации об обучающихся в бумажном виде;
- большой объем документации о преподавателях в бумажном виде;
- бухгалтерская документация в бумажном виде;
- Решением этих проблем послужит объединение данных о учащихся, преподавателях, а так же бухгалтерской документации в электронную базу данных.
2.4 Создание базы данных для школы № 1 п. Бисерть на СУБД ACCESS
База данных для школы № 1 была создана с помощью программы Microsoft Office Access 2007, входящей в пакет программ Microsoft Office 2007. База данных включает в себя информацию о библиотечном фонде, преподавателях, учащихся и состоит из следующих разделов:
- таблицы;
- запросы;
- формы;
- отчеты;
- Таблицы.
Таблицы Microsoft Office Access заключают в себе основную информацию всей базы данных, такие как личная информация, контакты и прочее.
Таблица «Библиотечный фонд» содержит информацию о номере книги, её авторе, наименовании и годе издания. Используемые поля: № п/п (счетчик), номер (текстовое), автор (текстовое), название (текстовое), год издания (числовое).
Таблица «Код предметов» содержит информацию о названии предмета и коде предмета, состоит из полей наименование предмета (текстовое) и код предмета (числовое).
база данные информация школа Таблица «Преподаватель и предмет» содержит информацию о фамилии, имени, отчестве преподавателя и коде преподаваемого предмета, состоит из полей п/п (счетчик), фамилия (текстовое), имя и отчество (текстовое), код предмета (числовое).
Таблица «Сведения о преподавателях» включает в себя такие данные о преподавателях, как Ф.И.О, даты рождения, полученном образовании и категории.
Состоит из полей п/п (счетчик), фамилия (текстовое), имя и отчество (текстовое), дата рождения (дата/время), какой ОУ закончил, год (текстовое), год аттестации (текстовое), категория (текстовое), разряд (текстовое).
Таблица «Сведения об учениках» сведения об учащихся, включая номер личного дела и контактные данные. Состоит из поля номер (счетчик), номер личного дела (текстовое), фамилия (текстовое), пол (текстовое), дата рождения (дата/время), домашний адрес (текстовое), телефон (текстовое), класс (текстовое).
Запросы. Запросы — это вывод информации по какому либо поставленному условию.
Запрос «Год аттестации учителей» выводит информацию о Ф.И.О. преподавателях и дате получения ими какого либо образования. Условие отбора происходит по полю год аттестации.
Запрос «Дата рождения учащихся» выводит информацию о фамилии, имени, отчестве учащегося и его даты рождения. Условие отбора происходит по полю дата рождения.
Запрос «Домашний адрес учащихся» выводит информацию о фамилии, имени, отчестве учащихся и домашнем адресе. Условие отбора происходит по полю домашний адрес.
Запрос «Категория учителей» выводит информацию о фамилии, имени, отчестве учителя и его категории. Условие отбора происходит по полю категория.
Запрос «Класс учащихся» на выборку, в котором предлагается ввести цифру и букву класса для дальнейшего вывода информации об обучающихся в классе.
Запрос «Название и автор книги» на выборку, в котором предлагается ввести наименование и автора книги для дальнейшего вывода информации о данном произведении.
Запрос «Пол учащихся» на выборку, в котором предлагается ввести мужской либо женский пол для дальнейшего вывода информации об учащихся мужского либо женского пола.
Запрос «Учителя предметники» на выборку, в котором предлагается ввести наименование предмета для вывода всех учителей, преподающих введенный предмет.
Форма «Библиотечный фонд» содержит информацию об имеющихся книгах в библиотеке и отображает такие критерии, как № п/п, номер, автор, название, год.
Форма «Сведения о преподавателях» содержит информацию о преподавателях и отображает следующие такие критерии, как п/п, фамилия, имя, отчество, дата рождения, год и наименование оконченного ОУ, год аттестации, категорию и разряд.
Форма «Сведения об учениках» содержит информацию об учениках и отображает такие критерии, как номер, фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, домашний адрес, телефон, класс.
Отчет «База данных учеников» отображает такую информацию об учениках, как Фамилия, имя, отчество, пол. См. Приложение 1
Отчет «Библиотечный фонд» отображает информацию об имеющихся книгах в библиотеке и отображает такие критерии, как № п/п, номер, автор, название, год.
3. Расчет стоимости разработки программы
3.1 Стоимость машинного времени
Стоимость одного часа машинного времени обозначается (Смч) вычисляется по формуле 1:
Смч = Сэкс / Тэф * Кисп., (1.)
где
Сэкс. — годовые эксплуатационные расходы, руб.;
- Тэф — годовой эффективный фонд времени, час;
- Кисп — коэффициент использования машины и времени разработчика.
Коэффициент использования машины принимают — 0,9. Годовой эффективный фонд времени
Годовой эффективный фонд времени рассчитывается по формуле 2:
Тэф = (Трд * Nсм * Dрд) — (Тпт * Dрд * Nсм), (2.)
где
Трд — продолжительность рабочего дня, час;
- Nсм — количество смен;
- Dрд — количество рабочих дней;
- Тпт — регламентированные потери рабочего времени.
На предприятии продолжительность смены 8 часов, работа идет в 1 смену, в году 249 рабочих дней, за рабочим предусмотрен регламентированный перерыв 1 час. Эффективный фонд времени будет равен:
Тэф =(8 * 1 * 249) — (1 * 249 *1) = 1992 — 249 = 1743 ч.
Эксплуатационные расходы
Эксплуатационные расходы так же являются неотъемлемой частью затрат на разработку программы, обозначаются (Сэксп), рассчитываются по формуле 3:
Сэксп. = ЗПср.год. + Агод. + Сн.р. + Сэ., (3.)
где
ЗПср.год. — среднегодовая заработная плата разработчика, и он же занимается обслуживанием. Работу выполняет техник (инженер) — программист с заработной платой (ЗП) в размере 13 000 рублей;
- Агод. — годовые амортизационные отчисления, руб.;
- Сн.р.
— накладные расходы, руб.;
- Сэ. — стоимость потребляемой электроэнергии за год, руб.
Среднегодовая заработная плата разработчика, который занимается обслуживанием, обозначается (ЗП ср. год.) и выводится по формуле 4:
ЗПср.год. = ЗПср.мес. * Ч * 12 (руб.), (4.)
где
Ч — численность рабочих, 1 чел.
ЗП ср. год. = 13 000 * 1 * 12 =156 000 руб.
Годовые амортизационные отчисления обозначаются (Агод.) и вычисляются по формуле 5:
Агод. = Скомп. * На% / 100%, (5.)
где
Скомп. — стоимость компьютера 18 000 тыс. руб.;
- На — норма амортизации, 3года;
Расчет:
100 / 3 = 33,33 * 2 = 66,66
Агод. = 18 000 * 66,66% = 11 998,8 руб.
Накладные расходы в условиях предприятия равняются 12% от заработной платы техника-программиста. Сюда включаются затраты на содержание помещения, оборудования, управленческие затраты.
Накладные расходы обозначаются (Сн.р.) и высчитываются по формуле 6:
Сн.р. = ЗПср.год. * 12% / 100% (6.)
Расчет:
Сн.р. = 156 000 * 12% = 18 720 руб.
Стоимость потребляемой электроэнергии за год обозначается (Сэ) и рассчитывается по формуле 7:
Сэ = Мп * Тэф * Цэ * Кисп., (7.)
где
Мп — сумма потребляемой мощности (0,3 кВт);
- Тэф — годовой фонд рабочего времени, в 2011 году = 1990 час;
- Цэ — стоимость 1 кВт = 2,30 руб.;
- Кисп — коэффициент использования мощности принимается — 0,9.
Расчет:
Сэ = 0,3 * 1990 * 2,30 * 0,9 = 1235,79 руб.
Исходя из расчетов данных, получаем:
Сэксп. = 156 000 + 11 998,8 + 18 720 + 1235,79 = 187 954,59 руб.
По полученным значениям рассчитывается стоимость одного машинного часа, и она рассчитывается по формуле 1.
Расчет:
Смч = 187 954,59 / 1743 * 0,9 = 97,05 руб.
3.2 Расчет стоимости разработки программы
Время разработки программы.
Время разработки рассчитывается по следующим этапам:
Таблица 4. Этапы разработки программы
№ п/п |
Этапы разработки |
Время, час |
|
Постановка задачи Выбор метода решения Составление алгоритма Выбор языка программирования Составление программы Отладка |
|||
Итого: В том числе машинное время: |
|||
Стоимость разработки программы
Стоимость разработки программы рассчитывается по формуле 8:
Ср = ЗПр.чел. * п1 + См. час. * п2 (8.)
где
Ср — стоимость разработки программы;
- ЗПр.чел. — средняя часовая заработная плата разработчика техника (инженера) программиста с отчислениями на социальные нужды;
- См. час. — стоимость машинного часа;
- п1 и п2 — количество чел-часов разработчика и машинных часов.
Средняя часовая заработная плата разработчика техника (инженера) программиста с отчислениями на социальные нужды обозначается (ЗПр.чел.) и вычисляется по следующей формуле 9:
ЗПр.чел. = ФЗПгод / Тэф (9.)
где
Тэф — годовой эффективный фонд времени 1743 час;
- ФЗПгод — годовой фонд заработной платы.
Годовой фонд заработной платы обозначается (ФЗПгод) и рассчитывается по формуле 10:
ФЗПгод = ЗПср. год + отчисления (ЕСН) (10.)
где
Отчисления (ЕСН) — отчисления на социальные нужды 26%, в том числе:
- Федеральный бюджет — 20%
- Фонд медицинского страхования — 3,1%
- Фонд социального страхования — 2,9%
- Налог на травматизм и проф. Заболевания — 0,2%
Отчисления определяются в % от годового фонда заработной платы.
Расчет:
156 000 * 26,2% = 40 872 руб.
ФЗПгод = 156 000 + 40 872 = 196 872 руб.
Расчет среднечасовой заработной платы:
ЗПр.чел = 196 872 / 1743 = 112,95 руб.
Вычисление стоимости разработки программы:
Ср (на прогр.) = 112,95 * 9 + 97,05*40 = 1016,55 + 3882 = 4898,55 руб.
Ср (на изд.) = 4898,55 / 6000 = 0,82 руб.
4. Охрана труда и техника безопасности. организация труда и рабочего места
К работе на ПК допускаются учащиеся, изучившие инструкцию по эксплуатации, настоящие правила по технике безопасной работы на ПК, а также прошедшие инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.
Строго запрещается:
- находиться во время перемены в компьютерном классе без разрешения старшего (преподавателя);
- включать без разрешения оборудование;
- трогать разъемы соединительных кабелей и проводов (возможно поражение электрическим током);
- прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;
- прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры;
- включать и выключать аппаратуру без указания преподавателя;
- работать в верхней одежде и влажными руками;
- прыгать, бегать (пылить);
- класть диски, книги, тетради и другие предметы на монитор и клавиатуру;
- устанавливать или копировать программы с дискет, дисков и флеш-носителей на компьютер, предварительно не проверив их антивирусом;
- При появлении запаха гари немедленно прекратите работу, выключите аппаратуру и сообщите об этом преподавателю.
Во время работы:
- строго выполняйте все указанные выше правила, а также текущие указания преподавателя;
- следите за исправностью аппаратуры и немедленно прекращайте работу при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры;
- легко и быстро нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов;
- не пользуйтесь клавиатурой и мышью, если не включен компьютер;
- работайте на клавиатуре чистыми руками;
- никогда не пытайтесь самостоятельно устранить неисправность в работе аппаратуры;
- не вставайте со своих рабочих мест, когда в кабинет входят посетители.