Коллеги — педагогический журнал Казахстана (13)

Учитель начальных классов школы-гимназии №3 Ильина Л.Н.

Тема: Сочинение-описание птицы «Сорока».

Цель урока: 1. Формирование умения создавать собственный текст-описание по плану, использовать в работе дополнительную литературу;

2. Развитие мышления, речи, орфографической зоркости;

3. Способствовать воспитанию интереса к природе.

Оборудование:

  • картинки с изображением птиц и животных;
  • раздаточный материал (карточки с текстами, дополнительная литература);
  • аудиозаписи песни сороки (звуки природы)

Ход урока.

I. Организационный момент.

  • Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая. Кто она? (сорока)

II.Сообщение цели урока.

  • Сегодня на уроке мы будем учиться составлять и записывать текст-описание. Вспомним его особенности.

III.Повторение изученного.

  • С какими типами текстов мы знакомы? (Текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение).

— В чем отличие текста-описания? (Все о чем говорится в тексте, мы можем изобразить на одном снимке. В тексте-описании говорится о признаках предмета, которые можно увидеть одновременно. Можно задать вопрос: какой предмет? Описание животных, растений, различных предметов).

IV. Работа над текстом.

  • Отгадай загадку.

Бела как снег, черна, как жук,

Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.

  • О каких признаках говорится в ней? (окраска, поведение).

Орфоэпическая минутка. Произнеси быстро и четко:

Приучить сороку одна морока.

А сорок сорок – сорок морок.

  • Обратимся к словарику. Что узнали о происхождении слова СОРОКА?

Упр. 254. Объясни, как ты понимаешь эти выражения. В каких случаях их говорят?

Сорока на хвосте весть принесла. Трещит как сорока. Сорока стрекочет – гостей пророчит. Сорока без причины не стрекочет.

V. Работа над текстом. Упр. 255. Чтение, деление на части.

2 стр., 897 слов

План-конспект по русскому языку. Р.р. Особенности строения текста-описания. ...

... пишут небольшое сочинение. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. Написать текст-описание «Моя подруга» или «Мой друг». Слушают, записывают в дневники. Рефлексия (подведение итогов урока), Игра ...

  • Перечислите особенности этой птицы.
  • Как построен этот текст?

На доске:

I Предмет описания.

II Внешний вид (признаки) предмета.

III Песня сороки.

IV Повадки птицы.

  • На какие пункты плана мы можем ответить? Что можно рассказать о повадках этой птицы? Чем можем воспользоваться? (энциклопедии, статьи из справочной литературы, из интернета)
  • Мы узнали из текста много интересного о песне сороки. Прослушайте запись, похожа она на описание?

Физминутка. После разминки игра на внимательность и сообразительность: слушаем песни других птиц и пытаемся узнать их (воробей, голуби, филин, свиристель, беркут).

VI. Подготовка к письменной работе: В тексте упражнения найдите изученные орфограммы. (Разделительный мягкий знак, безударная гласная в корне слова, непроверяемая гласная в корне слова, непроизносимые согласные, ЧА)

  • Какие правила вы будете применять?

VII. Пересказ.

VIII. Самостоятельная работа.

IX. Анализ работы.

X. Домашнее задание: упр. 258 напиши сочинение «Моя любимая птица» по плану.

XI. Итог урока: Чему учились? Что вызвало затруднения? Что помогло справиться с трудностями?