Учитель начальных классов школы-гимназии №3 Ильина Л.Н.
Тема: Сочинение-описание птицы «Сорока».
Цель урока: 1. Формирование умения создавать собственный текст-описание по плану, использовать в работе дополнительную литературу;
2. Развитие мышления, речи, орфографической зоркости;
3. Способствовать воспитанию интереса к природе.
Оборудование:
- картинки с изображением птиц и животных;
- раздаточный материал (карточки с текстами, дополнительная литература);
- аудиозаписи песни сороки (звуки природы)
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. Кто она? (сорока)
II.Сообщение цели урока.
- Сегодня на уроке мы будем учиться составлять и записывать текст-описание. Вспомним его особенности.
III.Повторение изученного.
- С какими типами текстов мы знакомы? (Текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение).
— В чем отличие текста-описания? (Все о чем говорится в тексте, мы можем изобразить на одном снимке. В тексте-описании говорится о признаках предмета, которые можно увидеть одновременно. Можно задать вопрос: какой предмет? Описание животных, растений, различных предметов).
IV. Работа над текстом.
- Отгадай загадку.
Бела как снег, черна, как жук,
Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.
- О каких признаках говорится в ней? (окраска, поведение).
Орфоэпическая минутка. Произнеси быстро и четко:
Приучить сороку одна морока.
А сорок сорок – сорок морок.
- Обратимся к словарику. Что узнали о происхождении слова СОРОКА?
Упр. 254. Объясни, как ты понимаешь эти выражения. В каких случаях их говорят?
Сорока на хвосте весть принесла. Трещит как сорока. Сорока стрекочет – гостей пророчит. Сорока без причины не стрекочет.
V. Работа над текстом. Упр. 255. Чтение, деление на части.
План-конспект по русскому языку. Р.р. Особенности строения текста-описания. ...
... пишут небольшое сочинение. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. Написать текст-описание «Моя подруга» или «Мой друг». Слушают, записывают в дневники. Рефлексия (подведение итогов урока), Игра ...
- Перечислите особенности этой птицы.
- Как построен этот текст?
На доске:
I Предмет описания.
II Внешний вид (признаки) предмета.
III Песня сороки.
IV Повадки птицы.
- На какие пункты плана мы можем ответить? Что можно рассказать о повадках этой птицы? Чем можем воспользоваться? (энциклопедии, статьи из справочной литературы, из интернета)
- Мы узнали из текста много интересного о песне сороки. Прослушайте запись, похожа она на описание?
Физминутка. После разминки игра на внимательность и сообразительность: слушаем песни других птиц и пытаемся узнать их (воробей, голуби, филин, свиристель, беркут).
VI. Подготовка к письменной работе: В тексте упражнения найдите изученные орфограммы. (Разделительный мягкий знак, безударная гласная в корне слова, непроверяемая гласная в корне слова, непроизносимые согласные, ЧА)
- Какие правила вы будете применять?
VII. Пересказ.
VIII. Самостоятельная работа.
IX. Анализ работы.
X. Домашнее задание: упр. 258 напиши сочинение «Моя любимая птица» по плану.
XI. Итог урока: Чему учились? Что вызвало затруднения? Что помогло справиться с трудностями?