Женские образы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Присылай нам свои работы, получай l itr `ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Тихий Дон / Женские образы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Женские образы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» 1

Тип:

Значительное внимание в романе «Тихий Дон» уделено женским образам: их нелегкому труду в поле и дома, их горю, щедрому сердцу.

Незабываем образ матери Григория Мелехова – Ильиничны. Она покоряет мудрой проницательностью, милосердием и великодушием. Ильинична сдержана в проявлении чувств, щедра в своем материнстве. Источник всего этого – народная нравственность.

Вся жизнь Ильиничны прошла в труде. Немало побоев приняла она от буйного и своенравного мужа, немало тревог познала, немало потерь перенесла за годы войн. Эта скромная, трудолюбивая женщина обладает твердым характером и любящим сердцем. Она сумела обуздать и Пантелея Прокофьевича, незаметно, но твердо руководит им. Именно под ее влиянием он не пустил в дом брата Натальи Митьку Коршунова, узнав, что тот вырезал семью Михаила Кошевого. «Не хочу, чтобы ты поганил мой дом! И больше чтоб и нога твоя ко мне не ступала», — решительно заявил старик, руководимый суровым взглядом Ильиничны.

Не могли бесследно пройти беды, обрушившиеся на голову этой героини: «Она жила, надломленная страданием, постаревшая и жалкая. Много пришлось испытать ей горя, пожалуй, даже слишком много». И в то время, когда стала налаживаться мирная жизнь, позади были страдания, связанные с войной, пришла весточка от Григория, обещавшего явиться на побывку к осени. Сердце Ильиничны перестает быть восприимчивым к жизни. «Старая я стала…. И сердце у меня болит об Грише. Так болит, что ничего мне не мило и глазам глядеть на свет больно», — жалуется она Дуняшке.

Почему именно Григорий так глубоко вошел в материнскую душу? Ведь Петро и Дуняшка – тоже ее дети. В Григории Ильинична угадывала наиболее полное воплощение своих представлений о сильном человеке. Именно в нем, может быть, она пыталась обрести ту опору, которая дала бы ей силы шагнуть из прошлого в будущее. Такой опоры она не находила ни в дочери, ни в зяте: «Ильинична с каждым днем все резче и больше ощущала подступавшее к ней одиночество. Она стала лишней в доме, в котором прожила всю свою жизнь».

До последней минуты ждала мать младшего сына с войны. Перед смертью, собрав последние силы, вышла она ночью из хаты: «Светил полный месяц. Со степи набегал ветерок. От прикладка соломы на голый, выбитый каменными катками ток, ложилась густая тень…. Ильинична долго смотрела в сумеречную степную синь, а потом негромко, как будто он стоял тут же, возле нее, позвала:

— Гришенька! Родненький мой! – помолчала и уже другим, низким и глухим голосом, сказала: — Кровинушка моя!»

Довольно ярок и другой женский образ – жены Петра Мелехова Дарьи. Дарья – распутная женщина, запятнавшая себя кровавым преступлением. Недаром, когда Григорий увидел ее, в пьяном беспамятстве валяющуюся после убийства Котлярова, то еле подавил желание раздавить эту женщину, как ядовитую тварь.

Мы наблюдаем процесс нравственного распада Дарьи. Едва заметные черты, подмеченные в ее портрете, настораживают и снимают мимолетное ощущение прекрасного: «Замужняя жизнь не изжелтила, не высушила ее, высокая, тонкая, гибкая в стане, как хворостинка, была она похожа на девушку. Вилась в походке, перебирая плечами; на окрики мужа посмеивалась; под тонкой каймой алых губ плотно просвечивали мелкие частые зубы». После смерти Петра, подчеркивает Шолохов, Дарья «стала еще жаднее к жизни, еще внимательнее к своей наружности….».

Все – и Ильинична, и Наталья, и Пантелей Прокофьевич, и Григорий – относились к ней с раздражением и даже брезгливостью. С наибольшей силой приговор Дарье выражен в деталях ее портрета после расправы над Котляровым. А это тот случай, когда она показана через восприятие Григория: «Никогда еще Григорий не испытывал такого бешеного желания рубануть… шагнул, наступил кованым каблуком сапога на лицо Дарьи, … прохрипел: «Ггга – дю – ка!».

С судьбами мелеховского куреня связана и судьба другой героини. Преданно любит Григория, помимо матери, и робкая Наталья. Выходила она замуж, подчиняясь порыву своего сердца. Сразу же привлекла к себе симпатии свекра и свекрови. Наталья несла в себе те высокие черты нравственности, которые так ценились людьми труда: «Даже сердобольная и мудрая Ильинична не признавала за Натальей права на гневный протест».

Нравственная эволюция Натальи отражена в портретных характеристиках. Первая портретная зарисовка девушки дается в сцене смотрин: «Под черной стоячей пылью коклюшкового шарфа смелые, серые глаза. На упругой щеке дрожала от смущения … неглубокая розовеющая ямка. Григорий перевел взгляд на руки: большие, раздавление работой». Не прошло и месяца жизни в замужестве, как Наталья разительно изменилась. Став матерью, она преобразилась: «Расцвела и похорошела она диковинно. Гладко причесанные черные блестящие волосы…. оттеняли ее радостно зарумянившееся лицо».

Но до героини докатилась молва: Григорий встречается с Аксиньей. Наталья идет к ней, теперь уже уверенная в себе. Горькие уроки не прошли даром, да и жизнь стала иной: «Зараз я тебе.. не сделаю. Погожу, придет Григорий, погутарю с ним, потом будет видно, как мне с вами, обоими, быть».

Но настоящую любовь Григорий испытывает к Аксинье, которая пронесла чувство к нему через всю свою трудную, исковерканную жизнь. Простая, неграмотная казачка, она обладала сложной, богатой душой. Писатель часто передает чувства, волнующие Аксинью, через восприятие ее окружающей природы. Вот после тяжелой болезни девушка впервые вышла на крыльцо и долго стояла, опьяненная свежестью весеннего воздуха: «Иным, чудесно обновленным и обольстительным, предстал перед нею мир. Блестящими глазами она взволнованно смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья. Повитая туманом даль, затопленные талой водой яблони в саду, мокрая огорожа и дорога за ней с глубоко промытыми прошлогодними колеями – все казалось ей невиданно красивым, все цвело густыми и нежными красками, будто осеянное солнцем».

Таким образом, мы видим, что женские образы в романе «Тихий Дон» призваны служить для раскрытия тем и проблем романа, для более полногг освещения его идеи.

0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.