Сочинения по русскому языку и литературе (12)

Традиция дуэли, как способа разрешения конфликтной ситуации, издавна

существовала почти повсеместно не только в России и в Европе, но и в Азии.

В средние века судебные поединки детально регламентировались в сводах

законов. Любопытно отметить, что мнение светских и церковных властей

долгое время не были едины – с юридической точки зрения судебный поединок

был законным, даже необходимым деянием, а церковь сурово осуждала эту

практику, подтверждением тому могут служить следующие строки из романа

И.И.Лажечникова «Басурман»: «Несмотря на грозные запрещения духовных

властей, считалось постыдным делом отказаться от поля, на которое каждый за

убой волен вызвать. А запрещение духовных отцов было ужасно».

В «Судебнике» же стоял следующий закон: «Кто у кого бороду вырвет и послух

опослушествует, ино ему крест целовать и битися на поле».

Против закона, уложенного самим великим князем с сыном и боярами, нельзя

было идти…

Но и впоследствии, когда дуэли были официально запрещены светской властью,

дворяне по-прежнему придерживались древней традиции. Менялось оружие,

и, соответственно, связанные с этим правила поединка, но сама традиция

держалась до революции 1917 года.

Как и в средневековье, считалось позорным не принять вызова – написанный

кодекс чести в сознании дворянина стоял выше любых законов, как светских, так и

церковных.

В русской литературе тема дуэли представлена весьма широко и разнообразно.

Так, дуэль между героями присутствует в нескольких произведениях

А.С.а. Но насколько различны мотивы, толкающие героев к поединку!

В романе «Капитанская дочка» Петр Гринев защищает доброе имя любимой

девушки от клеветы недостойного человека:

« — Ты лжешь, мерзавец! – вскричал я в бешенстве, — ты лжешь самым

бесстыдным образом

Швабрин переменился в лице. «Это тебе так не пройдет, — сказал он, стиснув мне

руку. – Вы мне дадите сатисфакцию».

  • Изволь: когда хочешь! – отвечал я, образовавшись. В эту минуту я готов был

растерзать его».

2 стр., 611 слов

Соблюдение законов и наличие власти приводит к порядку

... школьных сочинений Трудно не согласиться с древним философом из Китая Хань Фэем, который высказал мысль о том, что к порядку в государстве приводит наличие власти и соблюдение закона, а отказ от власти и закона обязательно приведет к ...

В описываемом романе время дуэли уже запрещены, поэтому все в крепости

стараются воспрепятствовать двум молодым людям, решившим биться

не н ажинь, а на смерть. Швабрин и попал-то в эту захудалую крепость за

поединок: «Швабрин Алексей Иванович вот уж пятый год как к нам переведен за

смертоубийство. Бог знает, какой грех его попутал; он изволишь видеть, поехал

за город с одним поручиком, да взяли с собой шпаги, да и ну друг друга пырять; а

Алексей Иваныч в закол поручика, да еще при двух свидетелях!»

В повести «Выстрел» истинным мотивом дуэли послужила зависть,

испытываемая Сильвио к графу. Драться на поединках среди молодых дворян

считалось признаком особой храбрости и отчаянности духа, а Сильвио привык

первенствовать повсюду. Но вот появляется человек, яркая личность, который

оттесняет героя на второй план.

Безразличное презрение графа к возможной смерти выводит Сильвио из себя,

что еще больше подталкивает его к поединку. Жизнь главного героя «Выстрела»

проходит в мстительном ожидании подходящего момента.

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» дуэль между Базаровым и Павлом

Петровичем обрисована довольно комично. Так, Павел Петрович приходит к

Базарову с тростью, не будучи уверен, как именно нигилист примет его вызов,

и намереваясь в случае отказа прибегнуть к прямому оскорблению. Однако тот

хладнокровно возражает и соглашается биться с Павлом Петровичем.

Рассуждения о дуэли мне хочется завершить размышления на эту тему

В.Высоцкого:

«И во веки веков, и во все времена

Трус, предатель – всегда призераем…»