Судьбы героев в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (2)

Роман Пушкина в стихах «Евгений Онегин» — это отражение современной поэту эпохи. Подобных произведений не знала русская литература. Пушкин был первым, кто проницательно разглядел черту, которой было суждено развитие в русском обществе: одиночество в нём каждого, кто так или иначе возвышается над средним уровнем. Автор «Евгения Онегина» проследил истоки этого явления: поверхностное воспитание, беспорядочное подражание европейской культуре, условность дворянского уклада жизни, отсутствие духовных и общественных интересов.

Две фигуры на протяжении всего действия полностью занимают поле читательского внимания: Онегин и Татьяна. Но есть ещё одно действующее лицо, без которого Пушкин не смог бы нарисовать полную картину происходящего. Это Ленский. Переплетение судеб этих героев составляет сюжет романа.

Образ Онегина открывает знаменательную главу в поэзии и во всей русской литературе. Следом за Онегиным явились Печорин, Рудин. Эта вереница героев названа впоследствии «лишними людьми».

И в то же время Пушкин разглядел недюженность своего героя:, Неподражательная странность

Это лестная характеристика, казалось бы, многое обещает. Но при первом же испытании Онегин пасует перед окружающей средой. В роковое утро перед поединком он явится «мячиком предрассуждений», рабом светской условности:

И вот общественное мненье!

Так и случилось, что хотя и невольный, Онегин всё же убийца. И это накладывает на него неизгладимый отпечаток. Недаром Онегин признаётся в письме Татьяне:

Ещё одно нас разлучило:

Именно отсюда и начинается ломка его жизни, поспешное бегство из деревни, странствия по родной земле и всё растущее чувство собственной неполноценности и бесполезности:

Зачем я пулей в грудь не ранен?

В восьмой главе романа перед нами предстаёт другой Онегин. Он повзрослел, стал богаче духовно, глубже, искреннее. И письмо к Татьяне тому подтверждение.

Ленский в романе представляет собой антипод Онегина. Во-первых, ему восемнадцать лет (Онегину — двадцать шесть); во-вторых, он мечтателен и пока ещё искренен в проявлении своих чувств:

Дух пылкий и довольно странный,

Но Ленский всё же дитя своего времени, и кто знает, что было бы с ним через несколько лет жизни в Петербурге. Ведь Онегин тоже был когда-то восторженным. Любовь Ленского к сестре Татьяны Ольге искренна и романтична. Он ещё совсем неопытен в этих делах. Но Онегин понимает больше, поэтому его оценка Ольги довольно сурова.
Ленский, приревновав Ольгу к Онегину, бросает вызов обидчику. Это был роковой шаг. В ночь перед дуэлью он пишет Ольге последние стихи, а Онегин крепко спит.

4 стр., 1703 слов

Cочинение «Онегин и Ленский в романе Пушкина» (вариант 2)

... и горе, наполняя жизнь яркими красками и ощущая себя полноценно. Данная статья поможет грамотно написать сочинение «Онегин и Ленский», описать сходства и различия персонажей, рассказать о судьбе героев, сделать соответствующие выводы. Пушкин ...

Вообще появление на страницах романа Ленского, и то, что он стал другом Евгения, — важный приём. С помощью Владимира, его открытого взгляда на жизнь, все образы романа становятся ярче и драматичнее.

С образом Татьяны автор связал своё представление о народности. Даже имя героини — Татьяна — указывает на это. Так обычно называли дворовых девок, а не барышень. На всю деревенскую природу, на русскую весну, на русскую осень, зиму Пушкин смотрит широко открытыми глазами героини. Благодаря ей в романе появляются святочные гадания при луне, сказочные мотивы (сон).
Татьяна отдана за старого генерала и ничего с этим не может поделать. В её отказе Онегину звучит не только боль, но и твёрдость русской женщины, смирившейся со своею судьбой. В этом реализм и правда романа.
После отъезда Онегина именно Татьяне принадлежит роль разгадки того, кто же он был на самом деле. Она любит Евгения, любит по-настоящему, но природный ум подсказывает ей правду о нем:

Чудак печальный и опасный,

В романе Пушкин отождествляет Татьяну со своей музой. Действительно, столь сильный и, в то же время, покорный характер не мог не стать символом великого и русского. И новый портрет Татьяны в восьмой главе продиктован полным одобрением со стороны поэта. В самом деле, героиня в новом обличие прекрасна. Её манеры, одежда безупречны, следов былой Татьяны не найти. Но в её глазах «печальная дума», что означает, что жизнь её несчастна, несмотря на признание в высшем свете.

В своём романе Пушкин вывел перед читателем типичные русские образы. И в этом состоит настоящее искусство художника слова — показать перед читателем не статичного героя, не застывший отпечаток жизни, а живое человеческое лицо.