Уроки Совы Филиновны (14)

Развитие речи. Контрольное сочинение по рома¬ну М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Цель: обучать учащихся работе с выбранной темой: собирать материал, продумывать план; выявить уровень читательских умений и творческих спо­собностей; способствовать воспитанию стремле­ния к самопознанию и самосовершенствованию.

Оборудование: черновые варианты сочинений, запись на доске.

Прогнозируемые результаты: учащиеся показывают уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения, используя прозаическое художественное произ­ведение.

Тип урока: урок развития речи; контроля и коррекции зна­ний, умений и навыков.

ХОД УРОКА

Организационный этап, Постановка цели и задач урока., Мотивация учебной деятельности

Учитель. Стильная одежда. Стильные манеры. Что вкла­дываем мы в это понятие? Стильный — своеобразный, отлича­ющийся ярко выраженной индивидуальностью. Ваше сочине­ние также должно быть стильным. Таким его сделает найденное вами оригинальное направление давно известной темы, новое понимание классического произведения, использование нетра­диционного для школьного сочинения жанра, отражение в со­чинении вашей неповторимой индивидуальности. Но всё это так и останется замыслом, если вы не научитесь облекать свои мы­сли в словесную форму, помня при этом, что грамотное исполь­зование словесного материала требует значительной предвари­тельной подготовки.

Для сегодняшнего контрольного сочинения вам предлагается роман М. А. Шолохова «Тихий Дон». Это роман возвращает нас к трагическим страницам истории, заставляя вновь и вновь осо­знать простую истину, что высший смысл человеческого бытия — это созидательный труд, забота о детях и, конечно же, любовь, ко­торая согревает души и сердца людей, неся в мир свет милосердия, красоты, человечности. И эти вечные общечеловеческие ценности ничто не способно уничтожить.

При написании сочинения помните: «Где нет источника мы­слей, слова иссякают быстро» (Б. Грасиан).

IV. Работа над темой урока

1. Беседа по ранее предложенным и дома

отработанным темам сочинения

Темы

7 стр., 3414 слов

Сочинение яркие выразительные сравнения придают речи особую поэтичность

... поведения регулируются речевым этикетом сложившейся в языке и речи системой устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и ... Поле для риторической деятельности необозримо: как организовать свою речь преподавателю? как признаться в любви? как выступить в ... же предложение, которое ему подходит. О некоторых особенностях речи французов и французского языка свидетельствует И. Эренбург: К ...

«Тема войны и революции в романе М. А. Шолохова «Тихий

Дон»».

«Особенности изображения пейзажа в «Тихом Доне» М. А. Шо­лохова».

«Образы женщин-казачек в романе М. А. Шолохова «Тихий

Дон»»;

«Григорий Мелехов в поисках правды».

Комментарий. Темы записывают на доске и обсуждают. Учи­тель помогает учащимся подбирать цитаты, предлагает возможные пути раскрытия той или иной темы.

Этапы анализа темы

Чтение темы: определение главных слов, объёма (узкая, ши­рокая тема), характера (личностная, литературоведческая и т. п.).

Определение тезиса, основной мысли сочинения., Подбор аргументов, «иллюстративного» материала., Продумывание заключения и вступления.

2. Составление планов (самостоятельно), возможно, тезисных, редактирование черновых вариантов сочинений

Образец тезисного плана сочинения «Григорий Мелехов в поисках правды»

Введение

Образ Григория Мелехова как продолжение Шолоховым тра­диций русской литературы — изображения правдоискателей (Н. А. Некрасов, Н. С. Лесков, Л. Н. Толстой, А. М. Горький и др.)

Основная часть

Характеристика образа Григория Мелехова. Истоки характе­ра — в истории семьи, в генетических качествах — трудолю­бии, гордости, смелости, стремлении к свободе.

Стремление к нравственной истине — основа характера Гри­гория. Поиск правды, «под крылом которой мог бы согреться каждый».

Попытка найти смысл в битвах Первой мировой войны и разо­чарование, потеря точки опоры (убийство австрийца).

Убеждённость в истинности «правды» Гаранжи. Вытравление её, уход на фронт «добрым казаком».

Стремление обрести правду во время социально-классовых битв — исток трагедии Григория Мелехова: «К кому же при­слониться?» Метания Григория между «красными» и «белы­ми» — свидетельство не политических шатаний, а искренних попыток отыскать «настоящую» правду: «Одной правды нету в жизни».

Положение Григория «между» и в семье, и в обществе:

  • между старым и новым (первоначальное следование семей­ным традициям казачества: подчинение отцу («как батя») и последующий уход из хутора, да ещё с чужой женой — не­осознанный вызов старому, традиционному укладу жизни);

между миром и войной (смелость и мужество в сражениях, осознание «страшной нелепицы войны», убеждённость в про­тивоестественности войны: «Моим рукам работать надо, а не воевать»);

между большевизмом и народничеством Изварина (откры­тость натуры Григория, воспринимающей убедительные до­воды в защиту той или иной идеологии);

между Аксиньей и Натальей (любовь-страсть к Аксинье и лю­бовь к семье, жене, детям) — отражение его поисков правды, истинного пути, обречённых на трагический исход: «За что же ты, жизнь, так меня покалечила? За что так исказнила?»

13 стр., 6450 слов

Григорий Мелехов в поисках правды в романе Тихий Дон, Шолохов. ...

... правды Гаранжи. Уход на фронт «добрым казаком». 13.1915 г. Спасение Степана Астахова. 14. Огрубение сердца. Влияние Чубатого. 15. Предчувствие беды, ранение. 16. Григорий и его дети, желание конца войны. ... поиски правды. Иногда на это уходит целая жизнь. Одним из таких правдоискателей является Григорий Мелехов, главный герой романа Шолохова «Тихий Дон». Познакомившись с произведением, мы узнаем о ...

7. Позиция автора в отношении поисков своего героя. Стремление к объективности в изображении противоборствующих сторон, авторское сочувствие Григорию. Изображение гражданской войны как трагедии всего народа. III. Заключение

Изображение поисков правды «простым» человеком, честным и искренним, передача движений души такого человека — творче­ская задача М. А. Шолохова. Образ Григория как концентрация основного исторического и идейного конфликта романа, выраже­ние трагических поисков правды всего народа.

3. Написание творческих работ

V. Домашнее задание

Прочитать повесть-притчу Э. Хемингуэя «Старик и море».

Индивидуальное задание. Подготовить «литературные визит­ки» о жизни и творчестве Э. Хемингуэя (2 учащихся).