Урок. -рассуждение.11 класс

Дать представление о сочинении-рассуждении;

  • формирование умения строить сочинение-рассуждение, сохраняя композиционные особенности этого вида жанра творческой работы;

  • воспитывать потребность грамотно, красиво высказывать свои суждения как в устной, так и в письменной речи, бережно относиться к русскому языку.

  • Методическое обеспечение урока, Методы и формы обучения:

    Тип урока комбинированный, изучение нового материала.

    Межпредметные связи

    1. Ход урока. Слово учителя.

    Сочинение-рассуждение – один из актуальных видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика.

    Особенность этих сочинений правильно отмечал А.П.Романовский: «Поскольку материалом для них служит сама действительность, такие темы оставляют автору большую свободу для выражения своего отношения к миру и жизни, а также не стесняют его в подборе конкретного материала для иллюстрации своих мыслей и чувств. И в этом их, с одной стороны, преимущество,

    Написание рассуждения – трудная задача, решение которой – результат долгой, упорной работы. Чтобы речь звучала убедительно, необходимо владеть знаниями по всем предметам школьной программы как гуманитарного, так и естественного циклов.

    Следует отметить, дети любят писать, творить. Вспомните малышей, старательно рисующих на обоях (кстати, бабушка М.Ю.Лермонтова, Арсеньева, приказала нижнюю часть стен в своем доме специально покрыть доской, по которой мелом удобно было водить любимому внуку – Мишеньке).

    Подростки иначе выражают свое отношение к миру – граффити. Они не только рисуют, но и записывают афоризмы. Пригодится умение логически излагать мысли тем, кто ведет активную ученическую, студенческую жизнь: участвуют в олимпиадах, грантах, конкурсах, когда необходимо написать сочинение, резюме (а при поступлении на работу сейчас требуют резюме в обязательном порядке!).

    Убедительная речь, подпитанная вескими аргументами, может повлиять даже на политику страны (в английском парламенте представители партий ведут дебаты в открытом споре, отстаивая свои убеждения не по бумажке, в живой речи).

    1. Беседа. Работа с аудиторией .

      3 стр., 1269 слов

      Конспект развития речи работа над сочинением

      ... Быть преданным своей стране. Приложение №2 Цитаты , выписки , ТЕКСТЫ, опорные слова для сочинения У каждой былинки есть своё место, откуда она берёт жизненную силу. ...

    • Что такое рассуждение? Дайте лексическое значение слова.

    Рассуждение

    • Требования к содержанию части С на ЕГЭ по русскому языку.

    Прочитайте задание к части С в методичке «ЕГЭ по русскому языку».

    /Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

    Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента)/.

    • Как вы поняли, что вам необходимо отобразить в своем сочинении?

    проблема текста,

    комментарий к проблеме, авторская позиция, аргументация/

    1. Объяснение нового материала.

    Этап I Формулировка проблем исходного текста

    Что же такое проблема текста?

    В чем смысл

    Какой аспект жизни человека отражает данная ситуация? (, Какие аналогичные ситуации, случаи известны учащимся?

    • Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации? (Сострадание, милосердие, благородство/грубость, эгоизм, жестокость…)
    • Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть описанной ситуации? (Понимание/непонимание, дружба/предательство, героизм/трусость, любовь/ненависть…)

    Сформулировать проблему исходного текста можно:

    проблема (чего?) поднимается в данном тексте.

    Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков

    Человек и общество. Человек и природа. Человек и человек.

    Помочь грамотно включить формулировку в текст сочинения могут типовые конструкции. Например:, Автор поднимает проблему…, Автор затрагивает важную проблему…, Автора текста волнует проблема…, Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…, Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…, Текст Д.С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой…, Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель Д.Гранин., Проблема, поднимаемая В.Солоухиным, – это…, Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это…, Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В.Тендряков.

    Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор.

    Проще выявить авторскую позицию, чем сформулировать проблему текста. Поэтому при выявлении проблемы можно использовать следующий прием:

    1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

    2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

    3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

    знание истории помогает человеку лучше понимать события современности.

    Рассмотрим сказанное на примере конкретного текста. Иллюстративный материал. Комментарий учителя.

    (Андре Моруа)

    Нетрудно увидеть позицию автора: человек не должен жить только для себя, только жизнь того, кто живет ради других, наполнена смыслом. Проблемный вопрос, над которым рассуждает автор: Как должен жить человек – для себя или для других?

    2 стр., 731 слов

    Напишите -рассуждение по прочитанному тексту. (1)Большая часть ...

    ... ближе всех и которого ты так любил… (11)Как украсилась бы жизнь, если бы каждый человек мог знать, на что он способен! (12)Ведь каждый ... По Д. Гранину) Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста ...

    Проанализируем некоторые типичные ошибки, связанные с формулированием проблемы текста:, У автора есть проблема, которая его очень волнует. Это проблема смысла жизни., Автора данного текста беспокоит проблема о равнодушии человека…

    Этап II Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

    Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста., Примерный план (по Егораевой Г.Т.

    • К какой категории относится избранная автором проблема? (Социальная, философская, общественно-политическая, психологическая, идеологическая, нравственная, культурная, научная, эстетическая, морально-этическая…)

    • Интересна ли она читателю и почему?

    • Насколько она злободневна?

    • Что делает ее злободневной?

    • Типична она или нет?

    • Каково ее место среди актуальных проблем времени?

    • Традиционна эта проблема или нова?

    • Если традиционна, то какие точки зрения есть по ее поводу?

    • Если нова, то что стало причиной ее появления?

    • Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме (эмоциональный план, своеобразие трактовки, яркие языковые средства выразительности…)

    • О чем заставляет задуматься эта проблема?

    • К каким выводам приходит читатель?

    ТЕКСТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

    1.какая это проблема? (философская, этическая, моральная, социальная…)

    2.интересна ли читателю и почему?

    3.на каком материале автор раскрывает проблему? (жизненный, исторический, литературный)

    4.на чем заостряет внимание и почему?

    5.какие события упоминает?

    6.какие качества героев проявляются в описанной ситуации?

    7.каково эмоциональное отношение автора к описываемому событию? (возмущен, осуждает, одобряет, с уважением пишет)

    8.какие языковые средств для этого использует? То есть из списка терминов В8,или вопр.24. Не повторять рецензию!!!

    Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст., Таким образом, позиция автора заключается в том, что…, Рассмотрим пример. Работа с индивидуальным раздаточным материалом.

    *Практическая часть.

    Прочитайте текст и комментарий ученика. Как удалось прокомментировать предложенную проблему? (опирайтесь на план комментария).

    9 стр., 4318 слов

    Постановка проблемы примеры. Учимся писать Проблема текста (Как ...

    ... проблему приведённого ниже текста. Внимательно читаем текст. (1)Умеете ли вы читать? (2)Этот вопрос часто задают психологи учащимся различных возрастов. (3)Подавляющее большинство опрашиваемых удивляются самому вопросу, особенно если он адресован старшеклассникам и студентам. (4)«Что за вопрос? (5)Естественно умеем. ...

    Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. На освещенном мощными огнями теплоходе. И в этом туманном мире возникли усталые созвездия… Я вышел из рубки на крыло мостика. Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. Я поднял к глазам бинокль. В стеклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, темные от дождя чехлы и птицы – распушенные ветром мокрые комочки. Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой. Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своем долгом пути на юг. Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, еще лежит снег, а деревья проснулись. И все вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. Это не опишешь. Это возвращает в детство. И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России. И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. За именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. Скрывается именно русская радость, со всей ее нежностью, скромностью и глубиной. И как проста русская песня, так проста живопись.

    (По В.Конецкому)

    Фрагмент сочинения

    В чем состоит подлинное назначение искусства? Философы, писатели, музыканты, художники разных эпох пытались найти ответ на этот вопрос. Одни считали, что искусство должно приобщать человека к прекрасному, другие видели в искусстве рупор общественных идей, третьи – источник развлечения… Интересный аспект этой проблемы раскрыл В.Конецкий. По мысли автора, подлинное искусство дарит человеку радость, ощущение полноты жизни, которое неразрывно связано с чувством родины. Не случайно при виде птиц на палубе теплохода в памяти автора, находящегося вдали от родины, всплывает знакомый с детства образ – картина Саврасова «Грачи прилетели». Эта картина, изображающая раннюю весну, поражает зрителей своей простотой и глубоким пониманием русской природы. Действительно, полотна знаменитых русских пейзажистов – Левитана, Серова, Коровина – особенно близки и дороги тем, кто с детства влюблен в красоту природы России, кому знакома «русская радость, со всей ее нежностью, скромностью и глубиной».

    Таким образом, позиция В.Конецкого заключается в следующем: одна из важнейших функций искусства – будить в человеке чувство родины.

    Типичные ошибки при комментировании проблемы:

    комментарий подменяется пересказом;

    • излишне подробно цитируется исходный текст;
    • выделена одна проблема, а комментируется другая;
    • при анализе художественного текста не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик».

    Этап III Авторская позиция.

    Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой. Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т.д.

    1 стр., 435 слов

    Влияние окружающей среды на человека жизни

    Благодаря фильтру, установленному под краном, вода проходя через него фильтруется, и когда открываешь кран, то она более чистая и её можно пить. Ещё мы пьём химию. Это как: лимонад, воду с красителями, кока-колу, фанту и другое. Такая вода иногда опасна для организма. Так как после неё будет тошнить, иногда бывает рвота, и отравление. Ещё мы принимаем алкоголь. Это как спиртные напитки: пиво, ...

    Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Запомните, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепризнанны нормам морали, то автор скорее всего не одобряет такого героя и его отношение к жизни.

    Сформулировать позицию автора помогут типовые конструкции:

    Позиция автора такова:…, Автор считает, что…, Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…, Автор убеждает нас в том, что…, В тексте доказывается мысль о том, что…, Основная мысль текста заключается в том, что…, Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…

    Рассмотрим пример. Исходный текст

    Стоит закрыть глаза – и весь зримый мир исчезает. Стоит заткнуть уши – и все вокруг немеют: подобно рыбам, они открывают рот, но ни единого звука не долетает до вас. Стоит зажать нос – и ни единый аромат уже не щекочет ваших ноздрей… В отличие от зрения, слуха и обоняния, чувство равновесия не отключается никогда: его нечем закрыть, заткнуть, зажать. Что бы мы ни делали, наши органы равновесия (их два: по одному внутри каждого уха) бесперебойно сообщают нам о том, какое положение принимают все части нашего тела. Мы ловко перебираем руками, командуем всеми подвластными нам частями (от левого мизинца до правого глаза), держимся на ногах в самое скользкое время года и даже не задумываемся при этом, что нам делать. Все это происходит бессознательно: чувство равновесия правит нами, а не мы распоряжаемся им.

    • (По Я.Катину)

    Фрагмент сочинения.

    Практическая часть.

    Выявите достоинства этого отрывка – формулировка авторской позиции.

    Человечество на протяжении многих веков волновало множество «вечных» вопросов. Один из них – вопрос о гармонии. Итак, что такое гармония и какова роль этого понятия в жизни человека и общества? Над этой сложной проблемой размышляет Я.Катин. Казалось бы, автор всего один раз употребил слово гармония. Гораздо чаще в тексте используется существительное равновесие. Однако если в начале отрывка речь идет о чувстве равновесия в организме, то в конце автор пишет именно о гармонии – в духовной жизни человека, в обществе, в природе, во Вселенной: «Экологи хлопочут о равновесии на нашей планете… астрофизики восхищаются равновесием в звездных системах…».

    Катин с восхищением пишет о равновесии как всеобъемлющем понятии. И мы с горестным удивлением замечаем, что хотя в жизни природы человек видит стройность и согласованность, но в нашей духовной и душевной жизни далеко не всегда царит гармония. А как не хватает гармонии в сегодняшнем мире, сотрясаемом политическими кризисами и военными конфликтами!

    Я думаю, что позицию автора можно сформулировать так: все живое стремится к равновесию – «балансу внутренних и внешних сил», который помогает выжить. Человек, как и любой живой организм, – часть природы, и природное стремление к гармонии должно направлять человека и общество на путь истины, справедливости и добра.

    14 стр., 6600 слов

    Г.Смирнов. Сейчас, когда подумать стало труднее. Сочинения по ...

    ... слова и словосочетания). Возьмем, к примеру, текст Г. Смирнова и выделим ключевые слова. подумать стало труднее, великий человек более нелепо широко ныне распространившееся толкование (“подумать стало труднее” Учащимся бывает трудно обозначить тему, поэтому ...

    Этап IV Аргументация собственного мнения

    Аргументация

    Аргументы это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис. Тезисом в сочинении ЕГЭ является авторская позиция по рассматриваемой проблеме. Аргументы должны подтвердить или опровергнуть мнение автора. Запомните , вы должны привести 2 аргумента: жизненный пример и из художественной литературы.

    Тезис Речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития., Аргумент 1 Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое., Иллюстрации к аргументу 1

    Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убежден, что каждое такое слово несет в себе «отрицательный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо, оскорбляющее слух?

    Аргумент 2 Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ выявления его характера.

    Иллюстрации к аргументу 2

    Вспомним хотя бы Порфирия Головлева – героя романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Иудушка (таково его прозвище!) вовсе не сквернословит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми», уменьшительными словами (капустка, лампадка, маслице, маменька) . Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности.

    Вывод Таким образом, ничто не охарактеризует человека лучше, чем его речь., Работа с индивидуальным раздаточным материалом., Способы аргументации: разбор ученических работ

    поддерживающей аргументации

    Аргумент 1(иллюстрации) Аргумент 2(иллюстрации) Вывод Тезис

    Пример 1.

    Фрагмент сочинения

    Я полностью согласен с автором. Действительно, многие книги позволяют проникнуть в сложный мир человеческой личности. Так, величайшие русские писатели XIX века Л.Н. Толстой и Ф.М.Достоевский создали в своих книгах психологически глубокие, многогранные образы героев, приоткрыв для читателей сокровенные тайны человеческой души. Духовные поиски и заблуждения Родиона Раскольникова, Пьера Безухова, Андрея Болконского – это примеры напряженной жизни человеческой личности, позволяющие нам приблизиться к пониманию того, что есть человек, чем живет его душа.

    Кроме того, книги – это то, что объединяет всех нас в некоторую культурную общность: например, образованные люди любой страны знакомы с произведениями Данте, Сервантеса, Шекспира, Достоевского – лучшими книгами, вошедшими в сокровищницу человеческой мысли. Эти произведения составляют «память человечества», хранят уроки прошлого, опыт множества поколений, позволяющий нам лучше понимать окружающий мир и себя.

    При опровергающей аргументации возможны два варианта:

    1) ученик подбирает два аргумента, опровергающие истинность позиции автора, а в заключении формулирует контртезис (мысль, противоположную авторской);

    2) формулируя собственную позицию по проблеме, ученик выдвигает контртезис и доказывает его истинность двумя аргументами.

    2 стр., 931 слов

    «Мой Пушкин»: небольшие рекомендации и пример работы

    ... тему «Мой Пушкин»: «Впервые мы встретились с ним у ... «мой Пушкин». Написать, что именно зацепило в его произведениях и почему они так понравились и запомнились. Пример работы Теория – дело хорошее, но пора переходить к практике. Мини-сочинение на ...

    Пример 2.

    Фрагмент сочинения

    Я не могу согласиться с автором. Мне кажется, что нет смысла противопоставлять компьютер и книгу. Во-первых, с появлением компьютерных технологий книга просто обрела новую форму. Например, электронные носители сделали книгу более удобной. Достаточно вспомнить, что информация тридцати томов Большой советской энциклопедии помещается на двух лазерных дисках! А многочисленные аудиокниги позволили услышать уже хорошо знакомые и новые произведения в исполнении профессиональных артистов.

    Во-вторых, в новой форме книга стала более доступной. Благодаря возможностям сети Интернет электронными библиотеками можно пользоваться, не выходя из дома. Художественную или учебную книгу можно закачать в телефон и читать ее в поезде или в метро. А на нескольких дисках можно возить с собой всю домашнюю библиотеку!

    Итак, обычная книга и компьютер – это разные формы хранения информации, и каждый выбирает для себя ту, которая соответствует его привычкам и потребностям.

    Разбор ошибок, Типичные ошибки аргументации

    ученик рассматривает одну проблему, а приводит аргументы, связанные с другой проблемой текста;

    • приведенные мысли не являются аргументами для выдвинутого тезиса;

    в качестве аргументов приведены только примеры (часто наскоро выдуманные), без объяснения их связи с тезисом

    в части сочинения, посвященной аргументации, не разграничиваются первый и второй аргументы;

    • отсутствуют переходы между аргументами;
    • отсутствует вывод.

    Разберем некоторые примеры неудачной аргументации.

    — Внимательно прослушайте отрывки и скажите, какие есть недочеты. /Обсуждение примеров с аудиторией./

    Пример 3.

    на духовное развитие человека.

    * Практическая часть.

    Найдите ошибки в аргументации., Фрагменты сочинений

    — Я не могу не согласиться с мнением автора, ведь точка зрения писателя высказана достаточно убедительно. В качестве собственного примера могу привести такой случай: прежде чем выбрать серьезную профессию, я очень тщательно продумывала это решение, прочитала много книг. ( Приведенный пример никак не соотносится с тезисом и не является аргументом .)

    — Мне кажется, что книги скоро исчезнут, потому что люди стали меньше читать. Кино – вот на что люди больше обращают внимание. Но пока выпускаются все новые и новые книги и появляются новые авторы. Значит, книги будут все больше и больше доставлять нам радость. ( Рассуждение не только не соотносится с тезисом, но и обнаруживает внутреннее противоречие: последнее предложение противоречит первому .)

    • Во-первых, огромное книжное море ставит перед молодым человеком проблему выбора.

    Во-вторых, мне даже страшно представить отсутствие в моей жизни преподавателя литературы. Без него я никогда, наверное, не смог бы постичь малой доли того, что заложено в классической литературе. ( Первый аргумент нуждается в примере, пояснении. Второй не связан с тезисом ).

    — Я согласен с мнением автора, потому что в нашей стране не должно быть романов и рекламы, которые бы вскружили голову людям. Например, я стал свидетелем такого случая. Со мной в одном доме живет сосед. Он прочитал в газете рекламу. В ней было сказано, что можно выиграть машину всего за тысячу рублей. Он повелся на эту рекламу, отправив тысячу рублей, но взамен ничего не получил. Его просто «развели». Поэтому я считаю, что нельзя доверять рекламе, лучше вообще ее не читать. ( Подмена тезиса. Автор сочинения уходит от тезиса, рассуждая о вреде рекламы. Бедная речь пересыпана жаргонными словами – этическая ошибка .)

    2 стр., 795 слов

    По тексту Лактионова. Анализ сочинения по тексту Лактионова

    ... человек!" (По А.Лактионову) Основные проблемы Авторская позиция 1. Проблема верности истине. (Что значит быть верным истине?) 1. Верность истине означает готовность отказаться во имя неё от убеждений, если ... духовную состоятельность, он ему - свою нерассуждающую преданность. (Ю) Давайте вспомним хрестоматийный пример фанатизма: во время Второй мировой войны японские камикадзе гибли, атакуя самолётами ...

    — Автор, на мой взгляд, увеличивает данную проблему. Я не считаю, что данного типа романы, триллеры вредят организму, но они могут развить фантазии людей, просто отойти от всех проблем и дел. ( Бедная речь, речевые ошибки мешают автору сочинения правильно выразить свою мысль в виде обоснованного довода .)

    К сожалению, гораздо реже встречаются примеры удачной аргументации собственной позиции с использованием ссылок на художественные, научные или публицистические тексты.

    Пример 4

    Фрагмент сочинения

    Я полностью согласен с автором: невозможно представить себе жизнь общества, в котором нет сочувствия, сострадания ближнему.

    Именно человеколюбию учили своих читателей гениальные русские писатели, такие, как Лев Толстой. Любимые герои Толстого – это по-настоящему добрые и милосердные натуры. Вспомните Пьера Безухова, который, как и сам автор романа «Война и мир», строил школы и больницы для крестьян. Вспомните Наташу Ростову, которая убеждает свою семью отдать подводы раненым. Эти поступки героев – пример искреннего желания помочь людям, облегчить жизнь окружающих.

    Я уверен в том, что желание помочь тому, кто попал в беду, – естественная потребность нормального человека. Мы стремимся прийти на помощь друзьям и близким, оказавшимся в затруднительном положении. Наше государство и другие страны отправляют гуманитарную помощь в районы, пострадавшие от стихийных бедствий или военных конфликтов. Все это вселяет в каждого из нас уверенность, что мы не одиноки в этом мире, что в человеке по-прежнему живо гуманное начало.

    Этап V Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Композиция сочинения

    Смысловая цельность текста определяется тем, насколько продумана композиция работы. Композиция – это строение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению как единому целому.

    Традиционно выделяются три части сочинения:

    1) вступление, в котором обычно формулируется проблема текста;

    2) основная часть, включающая в себя комментарий, авторскую позицию, собственную позицию пишущего и аргументы;

    3) заключение, в котором подводится итог.

    Возможны различные варианты композиции сочинения. Однако строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:

    1. Вступление. 2. Формулирование проблемы. 3. Комментарий.4. Авторская позиция. 5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).

    7 стр., 3380 слов

    Первое появление саныча запомнилось не случайно. : Первое появление ...

    ... по литературе Александра Александровича Титова. “В центре хулиганской Марьиной Рощи”, среди “голодных и обношенных ребятишек” Сан Саныч ... Аргументы очень хорошие! Другие работы по этой теме: Свою статью ... согласна с мнением Д.К. Орлова и тоже считаю, что ... но и нравственными качествами. Первым примером может послужить произведение ... В центре нашего внимания текст Владимира Галактионовича Короленко, русского ...

    6. Первый аргумент. 7. Второй аргумент.8. Вывод.

    Все части работы должны быть взаимосвязаны, плавно перетекать одна в другую. Для этого необходимо определить ход развертывания мысли, продумать логические переходы между частями. Каждую часть следует начинать с новой строки. Отсутствие связок между абзацами –типичный недочет сочинений, за который снимают баллы по критерию К5. Кроме того, к типичным ошибкам относятся отступления от темы, несоразмерность частей, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между предложениями.

    Практическая работа в группах.

    1. Предлагаю вам попробовать свои силы в определении границ абзацев. ( Работа в группах с текстом по М.Кариму.)

    2. Второй этап по выработке умения связывать слова, предложения – составление из предложений, распложенных в хаотичном порядке, связного текста. Попытаемся составить из разрозненных предложений смешные задачки Григория Остера и решить их.

    3. Но нам необходимо добиваться выражения мысли через метафору, чтобы текст приобретал особое звучание, так как учимся писать творческую работу. Рассмотрите иллюстрации Ярошенко, Репина, соотнесите с романом Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и покажите логику расположения репродукций (работа с аудиторией по репродукциям картин).

    Этап VI Точность и выразительность речи

    Как же добиться выразительности письменной речи? Можно использовать прием, Практическая работа в группах.

    Творческая мастерская

    Задание.

    • Представьте, что вам надо убедительно доказать:

    1) произведение, например, о любви, необходимо дочитать до конца;

    2) друг познается в беде.

    Работа в группах и выступление учеников. Примерные ответы.

    1. Если вы не бросите читать на полпути, то узнаете, что существует на свете искренние, настоящие, теплые чувства. Не верьте тем, кто утверждает обратное. Читайте, и вы в этом убедитесь!

    2. Тебе показалось, что твой товарищ не надежен? Что делать: доверять ему или нет? Это всегда можно проверить, помни народную мудрость: «Друг познается в беде».

    А теперь послушайте, какой ответ на это задание дают М.Булгаков и В.Высоцкий.

    Отрывок из романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Часть 19. Глава 19. «Маргарита»: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

    За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!», Звучит «Песня о друге» В.Высоцкого.)

    И только после этого этапа можно работать над тем, чтобы сочинения не были трафаретными, шаблонными. Сравните две рассуждения, написанные в начале и в конце года. Чтение работы ученицы. Выявление достоинств и недостатков сочинений.

    Работаем над вступлением

    Важно помнить, что основная цель вступления – подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать различными способами.

    1. Проблемный вопрос.

    2. Общие сведения об обсуждаемой проблеме.

    3. Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме.

    4. Обращение к читателю с целью вызвать в его памяти определенные жизненные ситуации, связанные с проблемой текста.

    5. Создание определенного эмоционального настроя.

    В любом случае вступление не должно быть очень объемным, должно быть органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически.

    «Не забывайте проверить, выполнены ли коммуникативные задачи вступления:

    • приглашение к разговору;
    • определение проблемы текста;
    • представление автора;
    • переход к основной части, связь с ней.

      Объем вступления – 3-4 предложения».

    Такие советы дает Соколова Л.Л.

    Работаем над заключением

    Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом. Приведем различные способы оформления заключения.

    • самая типичная и логичная концовка сочинения.

    в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность.

    3. Призыв, обращение к читателю.

    Этап VII Проверка работы и исправление ошибок

    Немаловажное место в работе над сочинением занимает проверка учеником своего творения. Редактирование – особый вид правки, который очень трудно дается. Когда вы закончите работу над черновиком, обязательно перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса , то позиция автора должна звучать как ответ на этот вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже» , то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.

    IV . Обсуждение домашнего задания.

    Каждая группа работает над написанием своей части рассуждения.

    Литература

    [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/stoit-zakryit-glaza-i-ves-zrimyiy-mir-ischezaet/

    1) Алферов А.Д. Родной язык в средней школе. — М.: 1911.

    2) Бархин К.Б. Культура слова. — М.: 1930

    3) Ильинский Л.К. К вопросу о школьных сочинениях. – Казань: 1915.

    4) Никольский В.А. Сочинения в средней школе. — М.: 1950.

    5) Рыбникова М.А. Избранные труды. — М.: 1958.

    6) Романовский А.П. Работа над сочинением в старших классах средней школы.- Изд. 2-е. М.: 1957.

    6) Вигдорова Ф. Глаза пустые и глаза волшебные. – В книге: «Тарусские страницы. Калуга, 1961.

    7) Дмитревская И.В. Обучение сочинениям в средней школе и структурная сложность текстов. – «Учен. зап. Ивановск. гос. пед.ин-та», т.49, 1967.

    8) Пособие под ред. Т.А.Ладыженской. Система обучения сочинениям на уроках русского языка.- М.: Просвещение, 1978.

    9) ГИА-2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА в новой форме. –М.: Астрель, 2009.

    10) Критическое мышление в контексте образования.- Т. Прядченко (г. Аксай Ростовской области), М. Тифанова (г. Волгоград).

    11) Соколова Л.Л. Для тех, кому совсем худо

    12) Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ часть 3 (С).

    Методические рекомендации по выполнению задания. – М.: Экзамен, 2008.

    13)

    14) Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинения на ЕГЭ по русскому языку// газета «Русский язык». № 12/2006.

    15) Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2003.

    16) Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Р/Д: Феникс, 2004.

    17) Булгаков М. Мастер и Маргарита: Роман. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.